Вы здесь

Фронтовые рисунки Серафима Ивановича Кобелева

Фронтовой рисунок – особая область графического искусства, где в одно гармоничное целое соединяются художественная выразительность и документальная достоверность. Объективность почти фотографической точности, присутствующая в таких работах, лишена отстраненной сухости документа, потому что даже самый беглый набросок несет в себе большой эмоциональный заряд, отражая чувства и раздумья автора, его отношение к происходящему. Эти рисунки – бесценная художественная летопись, вызывающая неизменный интерес зрителей.

Произведения, исполненные на фронте, составляют важную часть наследия новосибирского художника Серафима Ивановича Кобелева (1913 – 1987).

Получив образование в Омском художественно-педагогическом техникуме, С. И. Кобелев с 1939 года жил в Новосибирске, руководил акварельным цехом в кооперативном товариществе «Художник». В годы Великой Отечественной войны он сражался на Белорусском фронте в звании командира стрелковой роты зенитной части, был удостоен правительственных наград. Находясь на передовой, художник не расставался с бумагой и карандашом, делая многочисленные зарисовки. В 1947 году Серафим Иванович вернулся в Новосибирск, а с 1960 года жил в селе Ордынское Новосибирской области.

Фронтовик, дошедший до Берлина, участник штурма Рейхстага, Кобелев запечатлел места и события, участником которых он был. В рисунке «Встреча двух фронтов» (1945) изображены идущие по улицам города танки; экспрессивная, порой даже кажущаяся небрежной штриховка передает взволнованное ощущение значимости исторического события.

Художественным свидетельством очевидца, решенным в совершенно другой манере, стал набросок «В Рейхстаге» (1945). Яркая тонкая линия то очерчивает контуры, то в виде легкой прозрачной штриховки едва намечает объемы, то, многослойная, сгущается почти до черноты в тенях, подчеркивая контрасты. Тщательно прорисовывая все детали и архитектурные фрагменты, художник сохранил для истории вид полуразрушенной лестницы Рейхстага – павшей фашистской твердыни.

Очень интересны исполненные С. И. Кобелевым портреты. В рисунке «Разведчик» (1945), сохраняя портретное сходство, художник создает собирательный образ человека, на которого необходимость мобилизовать как физические, так и духовные силы наложила свой отпечаток. Поэтому непринужденная поза закурившего трубку бойца, небрежно выбившийся чуб из-под залихватски сдвинутой на затылок ушанки вступают в резкий контраст с напряженным, сосредоточенным выражением лица.

В тот же день, что и рисунок «Разведчик», – 13 марта 1945 года – сделан набросок «Младший лейтенант Быстров». Прекрасно исполненные, обладающие яркими индивидуальными характеристиками, эти образы имеют много общего. Два молодых человека поколения войны слишком быстро повзрослели и стали мужчинами. Их лица еще сохранили юношескую мягкость, но глаза – значительно старше, даже старее, это глаза людей, которым слишком много пришлось увидеть, пережить. Художник мастерски использует живую, то почти теряющуюся, то яркую энергичную линию, выразительные возможности штриховки, то мягкой, моделирующей округлые лица, то более размашистой, решительной, лепящей объемы крепких мужественных тел воинов-защитников.

Внутреннее достоинство, спокойная уверенность взгляда, гордая посадка головы переданы в рисунке «Полковник И. М. Драгун» (1945). Твердая, чуть грустная складка губ, решительный взгляд – каждая деталь служит для характеристики персонажа. Интересно, что здесь одинаково подробно и внимательно проработаны как черты лица, так и многочисленные награды. Ордена и медали на груди портретируемых становятся, пожалуй, наиболее важными и яркими штрихами их характеристик, ведь все они прежде всего бойцы, защитники Родины, и награды за доблесть в значительной степени отражают и их человеческие качества. А портрет старшего сержанта М. С. Лапаева (1945) дополняется надписью: «Особо отличился в боях при форсировании р. Одер», – которая, наряду с орденами, является полноправной составной частью изображения.

Рисунок «Доброволец Отечественной войны старый партизан Омаров» выделяется среди других большим форматом и тщательностью проработки. Динамичная, выразительная поза, решительные жесты наряду со смелым, непреклонным взглядом отражают патриотизм немолодого уже человека, взявшего в руки оружие.

Многофигурная композиция «Земляки-сталинградцы. Демобилизация старших возрастов» (1945) – это групповой портрет семи немолодых людей, словно позирующих перед объективом фотоаппарата. Но в композиции этой нет ничего искусственного: позы непринужденны, образы – ярко индивидуальны. Линия художника энергична и уверенна: то едва намечает фигуру, то четко очерчивает лица, передавая их характерные особенности. Штриховка размашиста и обобщенна, кое-где смазана для более плавных переходов. В мягкой проработке лиц ощущается отношение автора – уважение и суровая нежность.

Обладая несомненными художественными достоинствами, фронтовые рисунки С. И. Кобелева являются уникальными историческими документами, эмоционально правдиво передающими атмосферу трудных военных лет и сохранившими облики героев.

100-летие «Сибирских огней»