Вы здесь

Григорий Густавович Ликман

В январе текущего года в Новосибирском государственном художественном музее завершилась длившаяся два месяца выставка работ известного новосибирского художника Григория Ликмана (1904—1991). Куратором выступил новосибирский коллекционер Григорий Гапонов, очерк которого о жизни и творчестве художника мы представляем вниманию наших читателей.

Редакция

 

 

Григорий Густавович Ликман родился 25 января 1904 г. в Ревеле (ныне Таллин). Детские годы будущий художник провел в Санкт-Петербурге, куда его семья переехала в 1907 г., и в Москве, где с 1911 г. его отец, Густав Карлович Ликман, преуспевающий эстонский мещанин, работал представителем французской фирмы мужской кожгалантереи. Мать Григория Густавовича, Екатерина Ефимовна Ликман, всецело посвятила себя воспитанию детей, которых в семье было пятеро: Григорий, его брат Гордей и три сестры — Лиза, Зина и Маня. Семейство Ликманов не принадлежало к интеллигенции, однако родители Григория были людьми весьма культурными и хорошо образованными: отец говорил на пяти языках, играл на скрипке и флейте, мать тоже была натурой музыкальной, хорошо пела и играла на фортепьяно. Поэтому и детям с малых лет старались дать разностороннее образование. Шести лет от роду Григорий Ликман в первый раз посетил Оперный театр Зимина и услышал «Травиату», а с семи лет стал осваивать семиструнную гитару и даже сочинять музыку. Тогда же он почувствовал тягу к рисованию, следствием чего стало его поступление в 1916 г. в Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище, которое, однако, юноше пришлось оставить через два года из-за тяжелой болезни. В то время в Строгановке преподавали известные русские художники: Сергей Арсеньевич Виноградов — живописец, член Товарищества передвижных художественных выставок, один из основателей Союза русских художников, действительный член Академии художеств; Александр Васильевич Куприн — член объединения «Бубновый валет», впоследствии член-корреспондент Академии художеств СССР; Роберт Рафаилович Фальк — живописец-авангардист, один из основателей объединения «Бубновый валет». Параллельно с обучением живописи Ликман занимается музыкой и подрабатывает в кинотеатрах в качестве тапера.

После Октябрьской революции жизнь семьи резко изменилась. Филиал французской фирмы, где работал Густав Карлович, закрылся. В Москве начался голод. Спасаясь от неустроенности, Екатерина Ефимовна с детьми переезжает в 1918 г. в Челябинск, где жила ее родная сестра. Отец остался в Москве и умер в 1920 г. от тифа.

В Челябинске Григорий Ликман продолжает учебу в художественных студиях, которыми в то время руководили художники, получившие столичное образование и вернувшиеся на малую родину. В период Гражданской войны студии становятся самой распространенной формой художественного образования в провинции. В Челябинске их было три. Это студия И. К. Мрочковского и А. Н. Самохвалова, студия Н. А. Русакова и студия Д. Ф. Фехнера и Н. Д. Лебедева. Вполне вероятно, что принципы преподавания в них соответствовали методикам тех учебных художественных заведений, выпускниками которых были их руководители. А. Н. Самохвалов и Н. А. Русаков окончили Московское училище живописи, ваяния и зодчества, первый — в мастерской проф. И. Машкова, второй — К. Коровина. Н. Д. Лебедев был представителем киевской школы живописи. Такое разнообразие художественно-педагогических манер привело к своего рода стилистической специализации художественных студий: конструктивизм у А. Самохвалова, авангардизм у Н. Русакова и реализм у Н. Лебедева.

Все эти направления в той или иной мере повлияли на творческое развитие молодого художника, но решающим следует признать влияние Николая Афанасьевича Русакова, в студии которого Ликман занимался два года. Русаков обладал незаурядным талантом живописца и одновременно педагогическим даром. В 1913 г. он окончил живописное отделение Казанской художественной школы, где занимался под руководством Н. И. Фешина, а следующие четыре года учился у К. А. Коровина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. На протяжении всех лет учебы он зарабатывал на жизнь преподаванием рисования, а в Челябинске в 1920—1923 гг. заведовал губернской школой-студией изобразительных искусств Губпрофобра. Впоследствии ее называли «Академией Русакова». Обучение в ней велось по программе четырехлетнего курса художественного училища. Сторонник новых тенденций в искусстве, Н. А. Русаков был центром притяжения для молодых художников, увлеченных авангардными течениями. В одной из ранних работ Ликмана мы можем заметить некоторые признаки манеры и пристрастий Русакова. В 1919 г. Григорий Густавович становится свидетелем кавалерийского сражения между красными и белочехами, что и запечатлевает в работе «Отступление белочехов. Челябинск». В этой работе влияние учителя проявилось в экспрессивной пластике, переданной не совсем умелой ученической кистью, а также в обращении к технике акварели, которой в совершенстве владел Русаков, иногда предпочитая ее живописи.

Самых талантливых учеников преподаватели студий отправляли для завершения художественного образования в столицу. В 1921 г. Григорий Ликман получил направление на рабфак при ВХУТЕМАСе, который посещал в 1921—1922 гг. В разное время во ВХУТЕМАСе преподавали А. Е. Архипов, В. В. Кандинский, Д. Н. Кардовский, Н. А. Ладовский, Л. М. Лисицкий, К. С. Мельников, А. М. Родченко, В. Е. Татлин, В. А. Фаворский. Вхутемасовская молодежь находилась в самом центре тогдашней культурной жизни. Постоянно устраивались диспуты и выставки художественных произведений ведущих мастеров живописи. В 1921 г., в самый разгар всеобщего художественного брожения, непрерывной генерации новых форм, Ликман увлекается авангардными направлениями — кубизмом, лучизмом, супрематизмом. Он хорошо знает поэтов — футуристов и имажинистов (Маяковского, Бурлюка, Каменского и др.), чьи выступления в Большой аудитории Политехнического музея часто посещает. На пиджаке молодого художника появляется нарисованная им самим футуристическая эмблема. Однако его пребывание в этом бурлящем котле идей продолжается недолго. В 1922 г. из-за обострения болезни Григорий Ликман возвращается в Челябинск, а в 1923 г. вся семья переезжает в Томск, где молодой живописец устраивается работать художником-декоратором в Томский драматический театр.

В 1924—1925 гг. в качестве клубного художника он служит добровольцем в 4 полку связи Красной армии в Томске. Наверное, именно с этого времени Григорий Ликман начинает скрывать свое происхождение. В автобиографиях он пишет, что происходит из бедной крестьянской семьи. Позже, в Новосибирске, куда художник переезжает в 1926 г., он только по счастливой случайности избежит репрессий. Впоследствии, во времена, когда авангардные манеры будут преданы анафеме приверженцами «большого стиля», о ранних футуристических увлечениях Ликмана не будут знать даже близкие художника, хотя хранить работы этого периода он будет всю оставшуюся жизнь.

Начиная с 1926 г., когда Григорий Ликман становится членом новосибирского отделения Ассоциации художников революционной России (удостоверение № 55), он участвует практически во всех региональных выставках, сотрудничает в качестве художника в газетах и книжных издательствах: в «Красноармейской газете» штаба Сибирского военного округа, в редакциях «Красноармейской звезды», «Советской Сибири» и др. Коллеги называли его «сибирским Ефимовым».

В 1928—1929 гг. художник работает в жанрах политической карикатуры и плаката в ежемесячном журнале «Настоящее», который стал издаваться в Новосибирске с февраля 1928 г. По оформлению он представлял собой совершенно новый тип журнального издания. Читателей привлекали броские заголовки, заставки, карикатуры, обилие иллюстраций, резкая фельетонная сатира. (К слову сказать, в 1934 г. даже появится идея издать альбом карикатур Ликмана, но по причине отсутствия бумаги все ограничится благим намереньем.) В журнале сотрудничали лучшие художники-графики Сибири. «Настоящее» издавался в Новосибирске одноименной литературной группой совместно с Сибкрайиздатом и газетой «Советская Сибирь». Организатором литературной группы и редактором журнала был журналист и партийный работник Сибкрайкома ВКП(б) А. Курс. «Настоящевцы» стояли на позициях т. н. «литературы факта», почти полностью отрицая необходимость собственно художественности в литературном произведении. Уже в середине 1928 г. на страницах журнала развернулась критическая кампания против многих российских писателей — Шолохова, Катаева, Булгакова, Пильняка и даже М. Горького. Однако уже в декабре 1929 г. вышло постановление ЦК ВКП(б) «О выступлении части сибирских литераторов и литературных организаций против Максима Горького». Большинство сотрудников журнала подверглись репрессиям. 1 февраля 1933 г. Вощакин, Липин, Никулин, Пакшин были арестованы. Ликмана спасло только то, что он не числился в штате журнала, а работал с ним сдельно.

С 1933 г., когда Григорий Ликман становится членом Союза художников СССР, живопись уже является основным делом для художника, хотя занятий графикой он не оставил: он так же работает в редакциях газет, сотрудничает с издательствами, иллюстрирует книги.

Сюжеты его полотен 1930-х гг. вполне в духе времени: «В подшефный колхоз» (1930), «Клепка котлов на КМК» (1931), «На конспиративной квартире» (1934), «Товарищ В. М. Молотов на партактиве Новосибирска в 1928 году» (1937), «Маевка в Нарыме под руководством В. В. Куйбышева в 1912 году» (1939), «Побег И. В. Сталина из Нарымской ссылки в 1912 году» (1939). Картина «Товарищ В. М. Молотов на партактиве Новосибирска в 1928 году» была показана на Первой областной выставке живописи и скульптуры сибирских художников и скульпторов в клубе им. Сталина в Новосибирске в 1937 г. Судьба этого произведения красноречиво отражает реалии художественного процесса в те годы. Позже художник вспомнит о нем: «Молотов на собрании партактива в 1928 году. Написана в 1937 году. В президиуме Эйхе, которого переписал на Грядинского, Грядинского на Шварца. Потом нашли нужным уничтожить. По политическим соображениям уничтожена».1

В 1941 г. Григорий Ликман становится председателем Новосибирского союза советских художников. В годы Великой Отечественной войны он входил в редколлегию «Окон ТАСС». Уже на второй день войны, 23 июня, Новосибирское бюро Союза советских писателей поставило перед Новосибирским союзом советских художников вопрос о совместной агитационно-пропагандистской работе среди населения. Было принято решение общими силами возродить опыт «Окон РОСТА» — сатирических и агитационных плакатов, выпускавшихся в годы Гражданской войны. Обком ВКП(б) поддержал эту инициативу и утвердил редколлегию в составе писателей И. Мухачёва, Н. Алексеева, С. Кожевникова, Е. Березницкого, А. Смердова (ответственный редактор) и художников Г. Ликмана, М. Мочалова, В. Титкова, А. Иванова. 24 июня уже был готов первый выпуск четырех плакатов художников Ликмана, Титкова, Огородникова со стихотворными подписями поэтов Мухачёва и Смердова. С начала войны до сентября 1942 г. было выпущено 264 комплекта «Окон ТАСС» тиражом 13 тысяч экземпляров. «Окна» выставлялись в двадцати пунктах города и области. Всего за годы Великой Отечественной войны было выпущено 500 плакатов.

Во время войны Г. Ликман не оставляет работу и над большими полотнами: «Атака» (1941), «На родные места» (1942), «Колхозники передают самолет Красной Армии» (1943), «Тяжелая утрата», «На трудовом фронте» (1944—1945). В послевоенные годы Григорий Густавович оканчивает курсы повышения квалификации при Всекохудожнике под руководством Б. В. Иогансона и продолжает активно работать, постоянно участвуя в областных, зональных, республиканских и всесоюзных выставках. В 1953 г. в Москве на Выставке произведений художников РСФСР картина «В мастерской художника» получила высокую оценку академика АХ СССР Павла Петровича Соколова-Скаля и была приобретена государством для музейного фонда СССР. Работа была опубликована в ведущих художественных изданиях страны и вошла в золотой художественный фонд СССР.

Григорий Ликман был необычной и загадочной личностью. Футурист, талантливый карикатурист, выдающийся живописец. Мастер в прикладной резьбе. Он пережил Гражданскую войну, голод, трижды болел тифом и чудом избежал репрессий. Он спал по шесть часов в сутки в течение всей своей долгой жизни, сохраняя при этом невероятную работоспособность. Он создал огромное количество живописных станковых произведений, отдав должное всем существующим жанрам: от политических и исторических полотен до пейзажей и натюрмортов. Соответствовавшие принципам социалистического реализма, они украшали клубы и дворцы культуры городов Сибири, их приобретали музеи, в то время как его футуристические работы мы только начинаем открывать для себя. И думается, впереди еще много открытий, связанных с личностью и творчеством этого неординарного художника.

 

1 Эйхе, Грядинский, Шварц — последовательно сменявшие друг друга первые секретари местного крайкома, так же последовательно приговаривавшиеся к высшей мере наказания.

 

100-летие «Сибирских огней»