Вы здесь

Искусство портрета Николая Смолина

В 2018 г. Новосибирским государственным художественным музеем была организована выставка «Время и человек. Искусство портрета Николая Смолина», посвященная 130-летию со дня рождения известного сибирского мастера Николая Федоровича Смолина. Выставка, на которой демонстрируются произведения из музейного собрания, знакомит всего лишь с одной из сторон таланта художника, но эти работы во многом являются действительно высокохудожественными произведениями, способными доставить любителям искусства истинное наслаждение.

В 1944 г. в Новосибирске, в клубе имени Сталина (ныне Дом культуры им. Октябрьской революции), состоялась персональная выставка Н. Ф. Смолина. Тогда сотрудники Третьяковской галереи, присутствовавшие на вернисаже, говорили о нем как о «крупном художнике периферии». Сейчас самое время оценить по достоинству то, что произвело впечатление на москвичей и что с годами стало классикой нашего искусства.

Николай Федорович Смолин родился 29 июля (16 июля по старому стилю) 1888 г. в селе Платоновка Пермской губернии. Отец его работал на золотых приисках, мать была из рабочей семьи, занималась домашним хозяйством. Детство художник провел среди прекрасной природы Урала на берегах речки Серебрянки и в приволжских степях близ Самары. Развивавшийся у мальчика талант живописного восприятия окружающего мира отражался поначалу в копировании репродукций картин русских художников и в первых портретных набросках товарищей по Челябинскому городскому училищу. В 1900 г. семья переехала в Томск.

В Томске будущий художник приобретает профессию слесаря, поступив в ремесленное училище. Но тяга к искусству приводит его в студию художницы Августы Степановны Капустиной-Поповой. Этому шагу способствовал учитель рисования из училища, поощрявший склонность молодого человека. Смолин постепенно входит в художественный мир Томска, посещает выставки. Особенно большое впечатление произвела на него выставка передвижников, приехавшая в Томск из Петербурга. По воспоминаниям Николая Федоровича, там были работы Репина, Сурикова, Маковского и многих других, «известных уже и мне, мальчишке (15 лет было)», художников. Посещение выставки такого высокого уровня укрепило его желание стать живописцем, и в 1906 г. молодой человек поступает в Казанское художественное училище. Он учится у Х. Н. Скорнякова, П. В. Дзюбанова и Н. И. Фешина. В сохранившихся ранних ученических работах особенно заметно влияние Николая Фешина, а в портрете художницы Бортних, написанном в 1916 г. уже в Томске, видно, что мастерство художника все еще питается хорошо усвоенными уроками блестящего и, видимо, любимого учителя.

Правда, в Томске, куда Смолин вернулся, скорее всего, в конце 1911 г., после безрезультатной попытки получить материальную поддержку Челябинской городской управы для поступления в Академию художеств в Санкт-Петербурге, он пробует и другой стиль, более сдержанный и менее эффектный, как это видно по портрету архитектора Петра Федоровича Федоровского, написанного в 1915 г. С этого же времени он много внимания уделяет жанру автопортрета. Ярким ранним примером этого жанра является «Автопортрет с трубкой» 1916 г., на котором Смолин изобразил себя на фоне картины со сценой сенокоса. В этой работе художник подал себя как состоявшуюся личность, как творца, готового к свершениям.

На всем протяжении своей творческой жизни Смолин писал пейзажи, натюрморты и картины с актуальными сюжетами на историко-бытовые темы, однако до нашего времени из его наследия дошли в первую очередь портреты. Они несут в себе не только информацию о людях, но и являют собой зримый образ ушедшего времени, которое глаза в глаза смотрит на нас и волнует своим загадочным и не осознанным нами до конца значением.

Николай Федорович Смолин вел активную жизнь в Томске. С момента приезда в город и до 1920 г. он был членом Томского общества любителей художеств, в 1925-м организовал томский филиал Ассоциации художников революционной России и стал его председателем, а позже стоял у истоков и был руководителем томского отделения Союза советских художников (с 1933 по 1935-й, год отъезда в Новосибирск). Смолин преподавал в Томской женской прогимназии (до 1920 г.), в трудовой советской школе и на рабфаке (с 1923 по 1935 г.). Он был организатором методических курсов, членом методической коллегии комиссариата образования, членом Томского городского Совета. Одновременно Николай Федорович много и профессионально работал, участвовал в выставках; к явным удачам этого насыщенного периода относятся портреты его близких: отца, двух талантливых сыновей, Игоря и Валентина, и жены, Софьи Никитичны, которая была не только радушной хозяйкой и хранительницей семейного очага, но и способной певицей, выступавшей иногда на любительской сцене. Эти работы полны света и тепла, они интересны по колориту, художник явно находит удовольствие в том, чтобы вводить в некоторые из них пленэрные приемы. В Томске Смолин пересмотрел свои художественные принципы, став поборником нового пролетарского искусства, что несколько снизило художественную планку его больших актуальных работ, но в портретном творчестве у него были удачи, к которым, несомненно, нужно отнести портрет В. С. Неметца, преподавателя рабфака (1932).

В 1935 г. художник переехал в Новосибирск, где прожил 27 лет и скончался 1 мая 1962 г. Благодаря его дружбе с известным новосибирским художником Абрамом Ароновичем Бертиком сохранились сведения о жизни здесь мастера. В Новосибирске Смолин отходит от активной общественной деятельности, хотя и вступает в 1940 г. в ряды ВКП(б). Эта пассивность связана, видимо, с ухудшением здоровья. Но он участвует в многочисленных выставках — от областных до республиканских. Его интересуют в первую очередь творческие задачи, он пишет много картин на историко-революционные и производственные темы, а также портреты и пейзажи. Его большие полотна нам неизвестны (судя по сохранившейся фотографии 1957 г., где художник запечатлен за работой над картиной «Скорая помощь», они не столь привлекательны, как этого можно было бы ожидать), но некоторые сохранившиеся портреты являются весьма ценными произведениями. В них Смолин умело сочетает склонность к реализму в манере художников АХРРа с некоторыми не в полную меру проявленными стилистическими изысками фешинской школы.

Круг общения Смолина в Новосибирске был весьма обширен. По воспоминаниям А. А. Бертика, в неблагоустроенном двухэтажном деревянном доме Смолина на улице Кирова бывали «архитектор Крячков, преподаватели Сибстрина Макаров и Беляев». К ним можно добавить писателя Афанасия Коптелова, поэтов Александра Смердова и Елизавету Стюарт, чьи портреты художник нам оставил. Афанасий Коптелов написал теплые строки о Смолине для каталога его выставки 1944 г., отмечая «силу и зрелость» таланта и «психологическую углубленность» созданных им портретов. Во время Великой Отечественной войны Николай Федорович писал портреты эвакуированных артистов и музыкантов из Ленинграда: дирижеров Курта Зандерлинга, Е. А. Мравинского, выдающегося музыковеда И. И. Соллертинского, молодой и талантливой пианистки Р. В. Тамаркиной, актеров Н. К. Симонова, К. В. Скоробогатова, Н. С. Рашевской. Некоторые из этих портретов были созданы как наброски на концертах Ленинградской филармонии. Это еще одна говорящая деталь о Николае Федоровиче, который, видимо, любил музыку (недаром один из его сыновей стал скрипачом и был впоследствии первой скрипкой в оркестре Большого театра). Не все эти портреты дошли до нашего времени, но ими восхищались сотрудники Третьяковской галереи, которые тогда находились в эвакуации в Новосибирске вместе с сокровищницей русского искусства. Именно эти работы на персональной выставке 1944 г. позволили им заявить, по словам А. А. Бертика, что Смолин — «крупный художник периферии, в особенности как портретист». Возможно, это мнение ведущих столичных искусствоведов оказало влияние на решение властей улучшить быт художника и предоставить ему благоустроенную квартиру на улице Большевистской, напротив завода «Труд». Таким образом он и пространственно приблизился к своим героям — рабочим завода «Труд», которых он писал уже в 1938 г., — и продолжал ту пролетарскую тему, которой служил верой и правдой с момента Октябрьской революции.

В поздних портретах, проникнутых духом документализма, вниманием к деталям эпохи, в которой, казалось бы, нет места поэзии и романтике, все-таки звучат отголоски высокого искусства с его пафосом и видны утонченная в своей сдержанности палитра и артистическое движение кисти. Особенно это заметно в автопортрете 1958 г., где Смолин запечатлел себя сильным и волевым человеком, настоящим сибиряком.

При взгляде на портрет шофера А. С. Никулина, датированный октябрем 1961 г., то есть написанный за полгода до смерти автора, вполне советский по композиции и внешнему решению модели, вдруг возникает дежавю: что-то аристократическое и значительное чудится в образе простого человека, начиная от позы портретируемого и кончая нездешней элегантностью его внешности. Как будто художник пытался припасть к истокам прекрасной эпохи Серебряного века, которая его все время незримо питала, пытался вспомнить былые уроки мастерства и обрести наконец ту свободу, которой он не давал полностью реализоваться. Такое бывает в конце жизни любого человека, когда тянет к воспоминаниям молодости и появляется иллюзия, что можно что-то исправить в своей жизни. Это всегда бывает трогательно и грустно.

Часто художник находился в дружеских отношениях со своими моделями и дарил им свои произведения, как это случилось с Николаем Андреевичем Безродным, рабочим завода «Труд», в чьей семье долго хранился его портрет, исполненный Смолиным в 1956—1957 гг. В 2011 г. А. О. Куприсова, внучка Н. А. Безродного, подарила портрет своего деда Новосибирскому художественному музею. На его обороте рядом с фамилией изображенного и собственной подписью Николай Федорович Смолин трогательно добавил фразу: «Коля — золотые руки». Кажется, эти слова о золотых руках можно отнести в целом и к самому художнику.

100-летие «Сибирских огней»