Вы здесь

Не едят японцы рис

Файл: Иконка пакета 09_nn_neyar.zip (7.73 КБ)
N
N.N.

НЕ ЕДЯТ ЯПОНЦЫ РИС


Не едят японцы дорогой рис!
Кому дорого, а кому просто любо!
Всякий, кто посетил Японию, говорят в один голос, что в стране Восходящего Солнца все, мол, хорошо и всё замечательно, ну разве что продукты дорогие, рис вот, например. При этом напрочь забывают сказать главное — а как к этому сами японцы относятся. И ведь никто не станет утверждать, что все японцы уверены в своем более чем стабильном положении, никто не голодает, исхудавших нет. Того же риса едят вдоволь, еще и сакэ из него гонят, которое отнюдь не за ухо льют, если, конечно, обстоятельства позволяют. Если к этому добавить, что японцы более других народов тратят денег на сладости и игрушки, словом, на то, чем детей балуют, то совсем удивление берет. При дорогом-то рисе ничуть не унывают, да еще и жизни радуются.
Так, может, врут иностранцы про Японию? Да нет, всё так. Действительно, дорогая еда.
Только не уточняют мимолетные гости Японских островов — а для кого она дорогая. Если для иностранцев, обменявших доллары на иены, и сравнивающие цены в отношении к доллару с ценами в других странах, то да. Если для японцев, за свой труд получающих иены и за иены же всё покупающих, то нет. Еда, товары и услуги для японцев просто доступны. А высокая долларовая цена, это, если хотите, защита японского рынка от вымывания товаров и продуктов за рубеж. Здесь очень интересно провести параллель с полуголодным Казахстаном, из которого легально, полулегально и нелегально везут муку, крупу и даже сахар в Омскую и Новосибирскую области.
Так что хорошо живут японцы, правильно. Как в таких случаях раньше на Руси говорили: сыты, пьяны, нос в табаке, и никому ничего не должны, ни от кого не зависят. И не надо их учить, как следует жить, а лучше у них поучиться.
И снова дотации, так их растак.
Почти весь поедаемый японцами рис своего островного производства. Упорные крестьяне, обрабатывая квадратные метры, в лучшем случае сотки, кормят страну. А страна кормит крестьян. Кормит в прямом смысле слова, так как затратив на производство риса семь иен, японский крестьянин гарантированно всё сбудет за сто иен. Эта на— первый взгляд колоссальная разница в 93 иены есть в обычной терминологии дотация японскому сельскому хозяйству, точнее — рисоводству. И совсем не оригинальны японцы в этом деле. И Америка подкармливает своих фермеров, и старушка Европа дотирует сельское хозяйство. Даже передовая аграрная Голландия (официальное название страны — Нидерланды) перераспределяет доходы от своего цветоводства своим же производителям картофеля, не говоря уж о селекционерах и сортоиспытателях сельскохозяйственных культур.
Весь мир так живет, поддерживая свое сельское хозяйство, обеспечивает свою продовольственную независимость. И только в России умные руководители и пропагандисты, наслушавшись умнейшего доктора Сакса, бранят недавних колхозников за их просьбы к государству о помощи. Про другие страны молчат, думают, что наша деревня сама до истины не дознается и смирится.
Еще в стародавние времена подметили: не хочешь кормить свою армию, придется кормить чужую. Последнее намного дороже. С дотациями такая же история — отказываясь дотировать своё сельское хозяйство, мы неизбежно вынуждены дотировать чужое. Покупая у той же Канады пшеницу, мы оплачиваем все расходы канадского правительства, включая дотации, налоги и всё, что по пути намоталось.
Так что успокойтесь, господа реформаторы! Мы не дети трех лет и прекрасно понимаем, что дотацию на производство зерна мы всё равно заплатим. Так что позвольте нам самим решить — кому платить. Дело-то даже не в патриотизме, своим платить в любом случае дешевле.
Дешевый рис японцам не по карману!
Предположим всё-таки, что япоцы поняли свою беспросветную темноту в экономических делах и, устыдившись, пришли к умнейшему Саксу поучиться уму-разуму. А он им про рынок и про свободную конкуренцию — покупайте, где подешевле, в том же Лаосе, к примеру, или в Таиланде. Побегут прозревшие японцы на материк за дешевым рисом. Оно и понятно — там и условия для земледелия несравнимо лучше, и за труд лаосцу не столько надо платить. Хорошо! Но как в русской поговорке — хорошо, да не дюже. Разорившихся островных земледельцев с островов в Японское море не столкнешь, и что-то есть, они тоже должны. Короче, если раньше им платили дотацию за добросовестный труд, то теперь надо платить пособие за просто так, да еще их инфраструктуру содержать. А деньги где? Правильно. Налоги надо повысить, больше-то неоткуда взять.
Но признаем простой факт — налогами, в конечном счете, облагаются не люди и предприятия, не физические и юридические лица, как нам пытаются внушить, а производимые товары. Сумма всех налогов неизбежно войдет в стоимость произведенных товаров. В нашем примере это означает, что повышение в Японии налогов на содержание бывших крестьян повлечет повышение цены на японские автомобили, на японскую электронику и видеотехнику. А телевизор за 400 долларов вместо 300 в Европе, Америке, да и в Азии с Африкой уже не станут покупать. И вся колоссальная японская экономическая мощь упадет. Не сразу, конечно, но неизбежно.
Японцы народ неглупый и понимают, что лучше своих крестьян поддержать, чем всем вместе на дно идти. Им еще островной менталитет помогает. Вот потому и не слушают они лукавых иноземных учителей. Пока не слушают. Дай им, Бог, мудрости на все времена!
За океаном же спят и видят в блаженных снах японскую перестройку. Убереги, Бог, Россию от потрясений на островах в Тихом океане. Они и на нас отзовутся.
Дурная голова добрым ногам житья не дает.
В предыдущем примере мы увидели, что будет, если японскую электронику или автомобилестроение заставить конкурировать с японским земледелием. Ничего, как видим, хорошего. Эгоизм отрасли, любой, даже самой рентабельной и процветающей, самопожирающий.
Пожелаем любому рыночнику, хоть тому же Чубайсу, чтобы его организм жил по тем законам, которые он навязывает российской экономике. К примеру, его голова перестала разумно управлять телом, и ее стало заносить то туда, то сюда. Правая рука, как больше работающая, потребовала к себе больше внимания, а левая и так перебьется. Вот покупается пять перчаток на правую руку, а на левую ни одной. Ее, менее развитую, и морозят, и в горячую воду окунают, проволоками царапают и молотком бьют. А чего ее жалеть, коли конкурировать не может!
Бред, скажет читатель, чушь чудовищная. Верно, такое даже спьяну никто не придумает. И то сказать — организм ведь един, гангрена поразившая израненную левую руку, уничтожит весь организм, вместе с привилегированной десницей.
Но ведь именно это и происходит сейчас с нашим некогда единым народным хозяйством. Экономика обеспечивает материальную основу существования общества, а потому объективно представляет собой единый организм. И ни Сакс, ни Гайдар не смогут этого отменить. Обмануть могут (и сделали это), но изменить закон никому не дано.
Точно так же, как японское рисоводство не может конкурировать по затратам с таиландским, так и российское земледелие никогда не сможет иметь те же затраты на производство пшеницы, как, скажем, в Айове или в обеих Дакотах. Условия не те. И не надо искусственно подравнивать цены путем якобы свободной конкуренции. Дешевые, кое-где даже бесплатные, «ножки Буша» уже отозвались на нас тяжелым бременем после падения отечественного птицеводства.
Так же преступно и раззорительно загонять в конкуренцию различные отрасли одной экономики. Будь то японские рисоводство и электроника или российские земледелие и транспорт. За такие ошибки приходится платить очень дорого. В выигрыше только тот, кто надоумил такое сделать.
Есть такое понятие — «самодостаточная экономика». Таковой является упомянутая японская со своим сложившимся и устойчивым масштабом цен. Таким было единое народное хозяйство Советского Союза. В такой модели на внешнее потребление (на продажу) производится только то, что здесь дается легко, а за нашими пределами высоко ценится. Для Японии это электроника, для Советского Союза — продукция ВПК, для стран Ближнего Востока — сырая нефть. Всё традиционное должно быть своё, чтобы не допустить диктата цен откуда-нибудь из-за рубежа, к тому же в самое неподходящее время. При насильственном нарушении сложившихся отношений и цен потрясения неизбежны.
Как в том здоровом организме с дурной головой.
Учиться никогда не поздно.
Ну что еще добавить к сказанному в подзаголовке? Учиться не поздно, конечно, никогда, да только не опоздать бы.
И, безусловно, учиться только вещам правильным, самим выбирая, что нам надо, и чего нам не надо, и кого в учителя призвать.
Опыт дело трудоемкое. Легко, и даже радостно расставшись с хорошим опытом самодостаточной экономики, мы ныне учимся всё больше на ошибках. Лучше бы на чужих. Но мы совершаем свои, нам прежде несвойственные и навязываемые нам чужеродными учителями.
Казалось бы, куда проще — тебе что-то усиленно навязывают, задумайся. Сколько уже Троянских коней доверчивым обществам всучили. Может, просто не брать?
100-летие «Сибирских огней»