Вы здесь

Новейшая история России (1985—2011 гг.): Записки современника

Главы из книги
Файл: Иконка пакета 08_kiselnikov_nirzs.zip (38.11 КБ)

I. «ПЕРЕСТРОЙКА»: ГОРБАЧЕВСКИЙ ПЕРИОД

 

Премьерами становятся не для того, чтобы разваливать империи.

У. Черчилль

Ситуация к 1985 году

К началу 1985 года социально-экономическая и политическая ситуация в СССР оставалась стабильной. Ощущения приближающегося краха великой социалистической державы не было. Но зрело понимание того, что наметившаяся устойчивая тенденция падения темпов экономического роста, если ее не переломить, неизбежно приведет инерционную экономику Советского Союза сначала в режим простого, а затем суженного воспроизводства — со всеми вытекающими последствиями.

Стабильность, которую журналисты окрестили «эпохой застоя», уже более 10 лет удавалось поддерживать за счет наращивания экспорта нефти и газа, благодаря росту их добычи в Западной Сибири и исключительно благоприятной конъюнктуре цен мирового рынка.

Реальные отношения собственности тормозили научно-технический прогресс — основу всякого иного прогресса в обществе. Производственный аппарат в СССР устарел технологически, физически, структурно, экономически. Производство не развивалось, вложения в него сокращались. Массовую безработицу удавалось предотвращать только искусственным поддержанием избыточной занятости с присущими ей уравниловкой в оплате труда, падением дисциплины и торможением инициативы. Шло скрытое повышение цен, усиливался дефицит товаров, обострялись другие социальные и экономические проблемы.

В обществе созрела потребность в проведении реформ, правда, без подрыва устоев: целостность СССР в этот период даже не обсуждалась и не подвергалась сомнению, социалистическая модель тоже — предполагалось ее только усовершенствовать, модернизировать. Большие надежды возлагались на субъективный фактор — замену «геронтократов» на более молодых и дееспособных, дискредитировавшего себя номенклатурного слоя с привилегиями — на более демократический слой управленцев. Коротко говоря, от реформ общество ожидало улучшения дел в экономике и социальной справедливости.

Последовавшее под лозунгом «перестройки» стремительное разрушение всех основ, положенных в создание Советского Союза, никто предвидеть не мог. Как показало дальнейшее развитие событий, у инициатора «перестройки» не было никакого стратегического плана реформ. Зато было много ни на чем не основанных иллюзий об «общечеловеческих ценностях», «общечеловеческом мышлении» и веры, что «Запад нам поможет».

 

Демонтаж политической и экономической системы СССР**

Хронология некоторых политических событий

 

1985 год

10.03.85 — смерть К. У. Черненко.

11.03.85 — внеочередной Пленум ЦК КПСС единогласно избирает Генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачева.

11.06.85 — совещание в ЦК КПСС по вопросам ускорения научно-технического прогресса. С докладом «Коренной вопрос экономической политики партии» выступил М. Горбачев.

17.10.85 — М. Горбачев на заседании Политбюро предложил «решение по Афганистану», из которого вытекала необходимость ухода СССР из Афганистана.

 

1986 год

25.02.86 — 01.03.86 — работа ХХVII съезда КПСС. Принята новая редакция Программы партии (курс на строительство коммунизма) и Устав партии.

26.04.86 — произошла катастрофа на Чернобыльской АЭС.

28.08.86 — либерализован въезд в СССР и выезд по частным делам.

15.11.86 — принят Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», согласно которому разрешена частная деятельность и создание кооперативов в нескольких видах производства и услуг.

 

1987 год

Январь 1987 — усиление инфляции. Начало возрождения кооперативов (фактически — предпринимательства). Рост неформальных движений под лозунгом защиты перестройки и защиты экологии. Начало раскрытия «белых пятен» истории, пробуждение исторического сознания.

27.01.87 — январский Пленум ЦК КПСС, на котором было принято решение о демократизации общества, гласности и намечены пути реформирования партии. Заявлено, что надо решительно отказаться от несвойственных партийным органам управленческих функций, стремления решать вопросы за других, подменять советские органы, хозяйственные и общественные организации.

30.06.87 — принят Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)», направленный на усиление хозрасчета, экономических методов управления, расширение демократических основ (выборность руководителей предприятий).

17.07.87 — ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли пакет постановлений:

«О перестройке планирования и повышении качества работы Госплана СССР в новых условиях хозяйствования»;

«Об основных направлениях перестройки системы ценообразования в условиях нового хозяйственного механизма»;

«О перестройке материально-технического обеспечения в деятельности Госснаба СССР в новых условиях хозяйствования» и др.

 

1988 год

12.02.88 — начало митингов в НКАО за воссоединение с Арменией, эскалация Карабахского конфликта.

29.07.88 — Пленум ЦК КПСС по докладу М. Горбачева принял программу реализации политический реформы.

Декабрь, 1988 — Б. Ельцин возглавляет демократическую оппозицию.

02.12.88 — государственным предприятиям и кооперативам разрешено заключать контракты с инофирмами без посредничества внешнеторговых организаций.

02.12.88 — лидеры двух сверхдержав М. Горбачев и Д. Буш при встрече на Мальте официально сообщили миру, что «холодная война» закончилась.

07.12.88 — выступление М. Горбачева в ООН с программой ослабления противостояния (конверсия, отказ от милитаризованной экономики, одностороннее масштабное сокращение вооружений, прекращение глушения западных радиостанций).

07.12.88 — землетрясение в Армении (10,5 балла в эпицентре), погибло 24 тыс. человек, более 500 тыс. человек лишились крова.

31.12.88 — Генеральный секретарь ЦК КПСС М. Горбачев выступил с новогодним обращением к советскому народу, в котором отметил, что показатели 1988 года (национальный доход, производительность труда, производство товаров и услуг) были лучше, чем в предыдущем году.

 

1989 год

Январь, 1989 — начало политического и экономического кризиса, резкое падение темпов экономического роста, усиление развала потребительского рынка. Введение ограничений на вывоз товаров из регионов и талонной системы. Рост забастовочного движения.

15.02.89 — завершился вывод советских войск из Афганистана.

Апрель, 1989 — вывод 50 тыс. советских военнослужащих из ГДР и Чехословакии.

15.05.89 — провозглашение суверенитета Литовской ССР.

25.05.89 — 31.05.89 — Первый съезд народных депутатов СССР. М. Горбачев избран Председателем Верховного Совета СССР.

Июль, 1989 — массовые забастовки в Кузбассе и других угольных бассейнах страны.

09.12.89 — Пленум ЦК КПСС одобрил программу перехода к рынку Л. И. Абалкина под жестким контролем государства, предусматривавшую разработку 13-го пятилетнего плана.

20.12.89 — Второй съезд народных депутатов СССР принял постановление о мерах по оздоровлению экономики, этапах реформы и принципиальных подходах к разработке 13-го пятилетнего плана.

 

1990 год

Январь, 1990 — начало распада СССР («парад суверенитетов»).

Разработка проекта рыночной реформы группой Л. И. Абалкина и альтернативного проекта «500 дней» группой Г. А. Явлинского.

12.03.90 — Третий съезд народных депутатов СССР учредил пост Президента СССР, внес соответствующие изменения и дополнения в Конституцию СССР. Первым Президентом СССР избран М. С. Горбачев.

12.06.90 — Первый съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР («за» — 907, «против» — 13, воздержавшихся — 9).

22.07.90 — СМ СССР отменил ограничения на продажу алкогольных напитков.

15—16.07.90 — Б. Н. Ельцин во время поездки в Казань выдвинул лозунг: «Берите самостоятельности столько, сколько сможете переварить».

25.09.90 — ВС СССР вручил особые полномочия М. Горбачеву, несмотря на протесты ВС РСФСР.

27.09.90 — принята Декларация о государственном суверенитете Республики Саха (Якутия).

03.10.90 — завершился процесс уступок М. Горбачева в вопросе объединения Германии, 3 октября объединение Германии стало свершившимся фактом.

Октябрь, 1990 — провозглашение государственного суверенитета Башкирии, Бурятии, Калмыкии, Мари, Казахстана, Киргизии.

27.11.90 — 15.12.90 — Второй съезд народных депутатов РСФСР.

Ноябрь, 1990 — ВС Чечено-Ингушской Республики принял Декларацию о государственном суверенитете.

24.12.90 — Четвертый съезд народных депутатов СССР принял постановление «О сохранении Союза ССР как обновленной федерации равноправных суверенных республик».

24.12.90 — принят Закон РСФСР о собственности, в котором узаконена частная собственность (в т. ч. на землю), введено понятие муниципальной собственности.

26.12.90 — в 1991 г. СССР вступил без плана и бюджета.

 

1991 год

Январь, 1991 — распад СССР, восстановление Российского государства.

08.01.91 — М. Горбачев и Б. Ельцин подписали временное экономическое соглашение, согласно которому РСФСР должна перечислить в союзный бюджет 23,4 млрд. руб., намного меньше, чем прежде.

17.03.91 — Всесоюзный референдум о сохранении СССР. Приняло участие 80 % из внесенных в списки для голосования, 76 % высказалось за сохранение Союза, в РСФСР приняло участие 75,4 % и высказалось «за» 71 %, на Украине — 83 % и 70 %, в Белоруссии — 83 % и 83 %, Узбекистане — 95 % и 93 %, в Казахстане — 89 % и 94 %, Азербайджане — 75 % и 93 %, Киргизстане — 93 % и 94 %, Таджикистане — 94 % и 96 %, Туркмении — 97,7 % и 98 %.

Власти Грузии, Литвы, Молдавии, Армении, Эстонии воспрепятствовали проведению референдума на территории своих республик.

04.04.91 — Третий съезд народных депутатов РСФСР наделил Председателя ВС РСФСР Б. Ельцина особыми полномочиями.

24.04.91 — начало так называемого «новоогаревского процесса» — встреча М. Горбачева с руководителями девяти союзных республик.

17.06.91 — выступая в ВС СССР, председатель КГБ Крючков разоблачил перестроечные реформы как заговор ЦРУ, проводимый через «агентов влияния», и прямо указал, что «если не будут приняты чрезвычайные меры, наша страна прекратит свое существование».

28.06.91 — официально распущены Совет экономической взаимопомощи и Организация Варшавского договора.

06.07.91 — Верховный Совет принял Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР».

10—17.07.91 — состоялся V Съезд народных депутатов РСФСР (I этап). Б. Ельцин вступил в должность первого Президента России.

20.07.91 — М. Горбачев принял предложение Б. Ельцина установить одноканальную систему перечисления налогов России в союзный бюджет. Объявлено, что проект Союзного договора согласован и практически готов к подписанию.

19.08.91 — ТАСС сообщил о создании ГКЧП в составе 8 человек.

На 20 августа была назначена церемония подписания нового Союзного договора.

21—22.08.91 — победа группировки Б. Ельцина. Арест членов ГКЧП.

23.08.91 — опечатано здание ЦК КПСС. На сессии Верховного Совета РФ Б. Ельцин подписал указ о роспуске КПСС и КП РСФСР.

Верховный Совет Украины принял Акт государственной независимости.

Над Кремлем поднят трехцветный российский флаг.

25.08.91 — Белоруссия провозгласила независимость.

05.09.91 — фактический самороспуск Пятого съезда народных депутатов СССР. Образован Государственный Совет, состоящий из высших должностных лиц республик и Президента СССР.

06.11.91 — указом президента Ельцина деятельность КПСС и компартии РСФСР на территории России прекращена, ее организационные структуры распущены, а имущество национализировано.

08.12.91 — Беловежское соглашение, подписанное Б. Н. Ельциным, Л. М. Кравчуком, С. С. Шушкевичем.

23.12.91 — СССР перестал быть членом ООН. Его место заняла Российская Федерация.

25.12.91 — Горбачев подписал указ о сложении с себя полномочий президента, а также главнокомандующего Вооруженными силами и передал право на применение ядерного оружия Президенту России Ельцину.

В Кремле спущен Государственный флаг СССР, который заменили трехцветным флагом России.

26.12.91 — последнее заседание Совета Республик ВС СССР, на котором принята формальная Декларация о прекращении существования СССР.

29.12.91 — из выступления Ельцина по телевидению: «Нам предстоит создать основы новой жизни. Говорил не раз и еще хочу повторить: нам будет трудно, но этот период не будет длинным. Речь идет о 6—8 месяцах».

 

Аналитический комментарий

1985 год был переломным в непродолжительной, но яркой истории Советского Союза. И дело не только в политических силах и конкретных персоналиях, которые вышли на поверхность и оформили распад и ликвидацию Советского государства. Это могло произойти только при наличии очень веских объективных причин.

Как уже отмечалось в начале главы, система отношений собственности и сложившаяся политическая система отторгали все нововведения. Попытки планировать и управлять из одного центра огромным народным хозяйством на огромной территории все ощутимее давали сбои. По официальным оценкам, номенклатура товаров и услуг измерялась уже миллионами единиц. Обеспечить в реальном режиме времени сбалансированное развитие страны было невозможно. Следовательно, переход к иной модели управления, где основную роль играли бы объективные экономические законы и регуляторы, был необходим. Варшавский Договор и СЭВ, да и сам «Союз нерушимый республик свободных» более полувека держался на двух китах — кнуте и прянике. Кнут — это применение или угроза применения военной силы или репрессий, пряник — это безвозмездные дотации большинству союзных республик, стран СЭВ и Варшавского договора, многим развивающимся странам. Основным источником дотаций был ВНП России, который формировался за счет рентных составляющих и заниженного фонда потребления собственного населения.

В 1985 году продолжалась война в Афганистане, в денежном выражении она ежегодно стоила примерно 8 млрд. долларов.

С 1 июня 1985 началась антиалкогольная кампания, которая имела положительные последствия для демографии, снижения травматизма и др., но поступления в бюджет от акцизов резко сократились — на величину, сопоставимую с затратами СССР на ведение военных действий в Афганистане.

Наконец, в 1985 г. американцам удалось вынудить руководство Саудовской Аравии нарушить квоты ОПЕК и увеличить поставки нефти на экспорт. Цены на нефть резко упали. У СССР, как крупнейшего нефтеэкспортера, значительно сократилась экспортная выручка, возник дефицит торгового баланса.

Существовавшие в тот период идеологические догмы, в частности, так называемый «основной экономический закон социализма», не позволили руководству СССР принять диктуемые обстановкой решения — сократить некоторые государственные расходы, уменьшить зарубежную помощь и др. В стремлении обмануть реальность и собственное население власти прибегли к известному методу — дополнительной эмиссии. В результате и без того скудный потребительский рынок был разрушен, возникли огромные очереди, а вскоре и карточная система (талоны) в большинстве регионов. Вновь избранный амбициозный генсек в атмосфере всеобщего восхваления (прежде всего из-за рубежа) не стал признавать допущенных грубых просчетов и обвинил во всем социализм.

Первоначально «улучшение» социализма предполагалось осуществить в рамках административных мер, начатых при Андропове. Это и борьба со злоупотреблениями, и ужесточение дисциплины. Очень быстро начатые усилия сошли на нет и никакого эффекта не дали, поскольку метод «завинчивания гаек» шел вразрез с провозглашенным курсом открытости и демократических преобразований.

Последней попыткой заставить прежнюю систему управления более эффективно работать под руководством КПСС, не подвергая ее демонтажу, явилась разработка целевых программ «Интенсификация-90». Их суть — волевым путем ускорить внедрение НТП в хозяйственную практику, повысить производительность труда, фондоотдачу и другие показатели.

Эти программы были разработаны во всех союзных республиках, краях и областях. Прорабатывались, например, такие вопросы, как перевод на круглосуточный режим работы детских дошкольных заведений, продление работы метро до двух часов ночи — это предлагалось сделать с целью введения второй смены на предприятиях и повышения коэффициента сменности оборудования.

Очень быстро руководство СССР пришло к выводу, что предпринимаемые действия не дают результата и необходимы более серьезные меры.

Первоначально внимание перестройщиков было обращено на производителей материальных благ и услуг. Под лозунгом раскрепощения инициативы снизу в стране было развернуто кооперативное движение. Предприятиям кооперативной формы собственности разрешили делать то, что было запрещено для государственных предприятий. Эффект получился совсем не тот, на какой рассчитывали: вместо насыщения потребительского рынка и повышения качества обслуживания населения усилилась инфляция и скачкообразно выросла коррупция. Получив возможность легально перепродавать на дефицитном рынке фондируемые ресурсы по более высоким ценам, кооперативы превратились в основной своей массе в коррупционно-спекулятивные конторы.

Следующий удар перестройщиков пришелся по центральным органам управления экономикой СССР — ее штабным структурам. Журналисты окрестили этот этап реформ как «огонь по штабам». В 1987 г. был принят пакет постановлений ЦК КПСС и СМ СССР, согласно которому резко ограничивалась деятельность Госплана СССР, Госкомцен СССР, Госснаба СССР, других центральных государственных институтов, которые осуществляли целеполагание, балансирование и реальное управление советской экономикой. Сделано это было под предлогом раскрепощения производителя, «снятия оков». Следует, конечно, признать, что в плановой системе было много недостатков и даже откровенных глупостей, но то, что произошло после ее разрушения, было настоящей катастрофой — после этого решения Советский Союз стал распадаться, как карточный домик.

Последней несущей конструкцией системы управления СССР оставался аппарат КПСС. В отличие от министерств и ведомств, он был структурирован не по отраслевому, а по территориальному принципу. ЦК КПСС, обкомы и райкомы осуществляли исключительно важные управленческие функции, главной из которых был подбор и расстановка кадров. Большое значение имели координационная и мобилизационная функции, которые по экономической сути представляли собой перераспределение ресурсов министерств и ведомств для обеспечения сбалансированного развития территорий.

В 1988 г. ЦК КПСС добровольно отказался от этих функций под лозунгом «недопустимости совмещения идеологии и хозяйственного управления». Члены ЦК КПСС приняли политическую взятку от Горбачева — разрешение первым секретарям обкомов совмещать посты председателей областных советов народных депутатов в обмен на фактическое отстранение КПСС от принятия важнейших государственных решений. Привитый за многие десятилетия инстинкт единогласного голосования пересилил инстинкт самосохранения.

Это решение особенно сильно ударило по регионам России. Если на общегосударственном уровне еще оставались институты, ответственные за ситуацию в стране в целом (Съезд народных депутатов СССР, СМ СССР, Верховный Совет СССР, вновь введенный институт Президента СССР и др.), то на региональном уровне с отстранением партийных органов от управления социально-экономическими процессами такой силы не осталось. По действовавшему на тот период советскому законодательству компетенция местных советов в сфере экономики была очень небольшой. То, что в конце 80-х — начале 90-х годов на территории России не произошло полного коллапса в экономике и остановки систем жизнеобеспечения, во многом объясняется инерцией ответственности и государственного мышления у старых (социалистических) кадров управленцев.

Вершиной пагубного творчества Горбачева явилось воплощение на практике идеи так называемого «регионального хозрасчета». Пик этих работ пришелся на 1989 год, спровоцировал их визит генсека в Эстонию. Очень быстро во всех союзных республиках, краях, областях и автономных республиках России были проведены соответствующие работы и сделаны примерно одинаковые политические выводы. Все без исключения союзные республики заявили, что являются жертвами неэквивалентного обмена с Центром, и что они только выиграют от независимого существования.

Распад единого народнохозяйственного комплекса был ускорен резкой активизацией экологического и забастовочного движений, падением дисциплины и ответственности на всех уровнях.

В 1990 г. шла ожесточенная борьба по разделу огромной территории и потенциала Советского Союза между различными кланами и группировками. Наиболее характерным явлением этого года был «парад суверенитетов». Не менее значимым событием явилась легализация института частной собственности. Первоначально это было сделано в рамках программы «500 дней», принятой Съездом народных депутатов России.

Фактическая ликвидация центральных органов власти была предопределена решением набравшего силу руководства Российской Федерации в лице Б. Ельцина и его окружения перейти на одноканальную систему бюджетных взаимоотношений с СССР и резким сокращением налоговых поступлений в союзный бюджет. В 1991 году эти решения были оформлены юридически.

Шанс остановить распад Советского Союза, конечно, был, если бы ГКЧП вел себя так же решительно, как китайское руководство во время Тяньаньмэньских событий в 1989 году. Легитимные основания в пользу жестких мер по защите конституционного строя у политического руководства СССР также были — итоги всенародного референдума по вопросу о сохранении Союза и действовавшее в тот период законодательство. Не было только реальной политической элиты, которая могла бы противостоять тенденциям дезинтеграции Советского Союза.

Подводя итоги своей деятельности на посту премьер-министра Великобритании, Уинстон Черчилль как-то сказал замечательную фразу: «Премьерами становятся не для того, чтобы разваливать империи». Русскому народу, не привыкшему к демократии, не повезло — своими руками он привел к власти будущих ликвидаторов СССР...

 

II. РЕФОРМЫ 1990-х ГОДОВ: ЕЛЬЦИНСКИЙ ПЕРИОД

 

Зараз проявились у советской власти два крыла: правая и левая. Когда же она сымется и улетит от нас к ядрене-фене?

М. Шолохов, «Поднятая целина»

Коммунизм рухнул. Но как бы его обломки не раздавили и Россию.

А. Солженицын

Ваш любимый литературный герой?

Пушкин.

Б. Н. Ельцин (1.09.1988 г.)

Вот мы буровим, я извиняюсь за это слово. Марксом придуманное, этим фантазером.

В. С. Черномырдин

 

Страшная цена шоковой терапии

Сбылась мечта двух нобелевских лауреатов и всего «прогрессивного человечества» — Советский Союз действительно прекратил свое существование. Но вместе с ним почти одномоментно перестала действовать и вся прежняя система управления гигантской страной. У руля встали, по образному выражению первого и последнего вице-президента России А. Руцкого, «мальчики в розовых штанишках», то есть в подавляющем большинстве случаев — люди без сколько-нибудь серьезного опыта государственного управления. «Партия, дай порулить» — шутка команды КВН Новосибирского государственного университета, признанная лучшей шуткой десятилетия.

Действительность оказалась гораздо печальнее. Россия заплатила страшную цену за варварские эксперименты над страной и ее населением. В 1992 году, в первый же год полноправного «демократического правления», в России возникло явление депопуляции (смертность превысила рождаемость), которого никогда не было в истории страны в мирное время. Максимальная «естественная» убыль населения пришлась на 1994 год, когда смертность превысила рождаемость на 1,5 миллиона человек, в период с 1995 по 2005 гг. в среднем за год — по миллиону человек. Общие же потери российской экономики за время проведения либеральных реформ 1992—1998 гг. более чем в два раза превысили потери советской экономики за годы Великой Отечественной войны (Примаков Е. М. Прощание с псевдолибералами. — Российская газета. 15. 01. 2008 г.).

Но обо всем по порядку. Всплывшая на поверхность новая российская элита (новые русские), конечно, отличалась от матроса Железняка 1917 года. Она не носила бушлат и наган в кармане, почти все были в галстуках и многие даже говорили по-английски. Но по морально-этическим и деловым качествам большая часть новой политической элиты отличалась от вышеупомянутого исторического персонажа отнюдь не в лучшую сторону.

Прежде всего, не было никакой теоретической основы или хотя бы модели строительства нового государства, общества и экономики. Широко разрекламированную программу ускоренного строительства капитализма в СССР («500 дней»), почти единогласно принятую Съездом народных депутатов России, известный российский ученый-экономист В. Н. Богачев назвал «всенародным прыжком через пропасть — 100 дней разбег, 150 — собираем кости, остальное — поминки». И не сильно ошибся в прогнозе.

Других сколько-нибудь значительных концептуальных документов видения будущего обществу представлено не было ввиду их отсутствия.

Поскольку собственного ответа на известный вопрос «что делать?» не было, правящая верхушка послушно внедрила планы преобразования и элементы системы управления, переданные «в порядке помощи демократическим реформам» западными советниками (преимущественно американскими). Это делалось указами Президента РФ, поспешно принятыми законами и постановлениями правительства.

Но если в США очень сложная и дорогостоящая институциональная структура формировалась постепенно, в течение двухсот лет, по мере роста производительности труда и завоевания мирового господства, то российские реформаторы умудрились уложиться в десять лет на фоне почти пятикратного сокращения экономического потенциала государства (Россия 1999 г. по отношению к СССР 1989 г.). При этом основные постулаты внедренной модели представляли собой не современные западные образцы, а аксиомы времен Адама Смита. Иными словами, главные реформаторы повели страну не по Гегелю (развитие «по спирали» вверх), а «по штопору», вниз.

Один из крупнейших экономистов XX века Дж. Гэлбрейт так сказал о планах российских реформаторов по переходу к рынку: «Говорящие — а многие говорят об этом бойко и даже не задумываясь, — о возвращении к рынку времен Смита, не правы настолько, что их точка зрения может быть сочтена психическими отклонениями клинического характера. Это то явление, которого на Западе нет, которое мы не стали бы терпеть, и которое не могло бы выжить».

Если вынести за рамки рассмотрения те силы, которые были вовлечены в этот разрушительный процесс из идейных или корыстных побуждений («агенты влияния», «пятая колонна», разнообразные мародеры, желающие поживиться на растаскивании бывшей общенародной собственности), то оставался обширный слой управленцев, которые действовали в обозначенном коридоре возможностей, исходя из благих намерений (вывести страну, регион, предприятие на путь прогрессивного развития).

Есть все основания полагать, что многие из них не отдавали себе отчета в последствиях, которые наступят в результате совершаемых ими действий или, наоборот, бездействия (апатии). В политической психологии такое явление называют склонностью к гипостазированию, что означает приписывание реального содержания искусственным умозрительным концепциям (С. Г. Кара-Мурза).

 

Хронология некоторых политических событий 1990-х годов**

02.01.92 — в России «отпущены» цены на товары и услуги, то есть государство перестало их сдерживать и регулировать.

09.04.92 — VI Съезд народных депутатов России одобрил подписанный 31 марта 1992 г. «Федеративный договор» и постановил включить его в качестве составной части в Конституцию РФ.

Апрель, 1992 — лидеры «Большой семерки» подтвердили свою готовность содействовать реформам Ельцина в России и предоставить помощь СНГ в объеме 24 млрд. долларов.

Уровень инфляции в России достиг 1 % в день. В целом за 4 месяца индекс потребительских цен, по данным Госкомстата РФ, составил около 740 %.

Январь, 1993 — начало ваучерного периода приватизации.

02.02.93 — Госкомстат РФ сообщил, что впервые за послевоенные годы произошло абсолютное сокращение численности населения России.

27.03.93 — Верховный Совет РФ принял основы земельного законодательства, в котором была разрешена частная собственность на землю.

04.06.93 — разгром Чеченского парламента и оппозиции в г. Грозном отрядами Д. Дудаева.

06.06.93 — по приказу министра обороны РФ П. Грачева из Чечни эвакуированы военнослужащие с членами их семей без вооружения, техники и иного военного имущества.

21.09.93 — по телевидению оглашен Указ Б. Ельцина № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в РФ», в соответствии с которым Верховный Совет РФ и Съезд народных депутатов РФ должны быть распущены.

В Белом доме начал работу Чрезвычайный съезд народных депутатов. Конституционный суд РФ признал Указ № 1400 противоречащим Конституции РФ, что является основанием отрешения Президента РФ Б. Ельцина от власти.

22.09.93 — советы депутатов 53-х регионов РФ признали Указ № 1400 незаконным. Об этом же заявили главы Брянской и Новосибирской областей.

04.10.93 — штурм Белого дома. Точное число жертв неизвестно (публиковались оценки от 50 до 500 человек). Министр обороны РФ П. Грачев награжден орденом, министр внутренних дел В. Ерин удостоен звания Героя РФ.

10.11.93 — опубликован проект Конституции РФ для всенародного обсуждения.

12.12.93 — состоялось всенародное голосование по проекту Конституции. За принятие Конституции проголосовало 32 млн. 937 тыс. человек (58,4 % от участвовавших в голосовании), против — 23 млн. 431 тыс. человек (41,6 %).

11.10.94 — «черный вторник». Обвальное падение рубля.

11.12.94 — в соответствии с указом Президента РФ началась военная операция в Чечне.

11.02.95 — Д. Дудаев заявил о переносе войны в российские города.

11.08.96 — Б. Ельцин принимает присягу Президента РФ.

19.03.97 — спустя три года после пика массовых финансовых афер в стране ФК Центрального банка сообщила в Генеральную прокуратуру и МВД, что 984 финансовые компании — «строители финансовых пирамид» («МММ», «Селенга» и др.), оказывается, не имели лицензий.

04.08.97 — президент Б. Ельцин объявил о деноминации российского рубля в 1000 раз с 1 января 1998 г.

23.03.98 — президент Б. Ельцин отправил Правительство РФ в отставку. И. о. председателя Правительства РФ назначен С. В. Кириенко.

Май, 1998 — массовые забастовки и голодовки шахтеров во всех угольных бассейнах страны в связи с невыплатой зарплаты. Перекрытие железных дорог: Воркута — Москва, Северо-Кавказской, Транссиба.

Июнь — август, 1998 — продолжение массовых забастовок по всей стране, массовые отключения электричества, перекрытие железнодорожных и автомобильных магистралей.

13.08.98 — в Москву прилетел первый заместитель главы Федеральной резервной системы США Дэвид Липтон.

14.08.98 — выступление Б. Ельцина по российскому телевидению: «Девальвации не будет, это я заявляю твердо и честно».

15.08.98 — президент США Б. Клинтон заявил о решительной поддержке усилий Президента РФ и Правительства РФ по преодолению имеющихся проблем.

16.08.98 — встреча С. Кириенко с Б. Ельциным.

17.08.98 — правительство и ЦБ сделали заявление о финансовом положении страны, объявив, по существу, дефолт.

21.08.98 — экстренное заседание Государственной Думы. Депутаты назвали действия должностных лиц правительства 17.08.98 «финансовым переворотом».

24.08.98 — С. Кириенко отправлен в отставку. И. о. премьера назначен В. С. Черномырдин.

26.08.98 — в состояние комы впали валютный и финансовый рынки. Крушение банковской системы набирает обороты. За месяц рост цен по отечественным продуктам питания составил 20 %, на импортные товары — 80 %.

11.09.98 — Е. М. Примаков назначен премьер-министром России.

14.09.98 — президент США Б. Клинтон отдал приказ о начале бомбардировки Белграда.

13.12.98 — А. Солженицын отказался принять орден Андрея Первозванного, которым наградил его Ельцин. Он мотивировал это тем, что не может принять орден от власти, которая довела Россию до бедственного положения.

01.01.99 — большинство стран ЕС перешли на безналичные расчеты в новой общеевропейской валюте — евро.

24.03.99 — авиация НАТО совершила первый налет на Югославию, грубо нарушив Устав ООН. Бомбардировки продолжались до 10 июня.

12.05.99 — отставка правительства Е. М. Примакова.

18.05.99 — назначение С. В. Степашина председателем Правительства РФ.

09.08.99 — отставка правительства С. В. Степашина. Назначение В. В. Путина и. о. председателя Правительства РФ. Б. Н. Ельцин назвал В. В. Путина своим преемником на посту Президента РФ.

16.08.99 — утверждение В. В. Путина председателем Правительства РФ.

07.08.99 — 11.09.99 — вторжение отрядов Ш. Басаева и Хаттаба в Дагестан. Участвовало от 1500 до 10000 боевиков. Против них была проведена крупная армейская операция с участием подразделений МВД. Фактически это было началом Второй чеченской войны.

31.08.99 — взрыв на Манежной площади в подземном торговом комплексе «Охотный ряд». Пострадали 40 человек, одна женщина скончалась.

04.09.99 — взрыв пятиэтажного дома в Буйнакске (Дагестан) — 61 человек погиб, 140 ранены.

09.09.99 — взорван дом в Москве на улице Гурьянова: рухнуло два подъезда, погибли 94 человека, ранено 164.

13.09.99 — взорван восьмиэтажный дом в Москве на Каширском шоссе: погибли 121 человек, ранены 9.

16.09.99 — взрыв девятиэтажного дома в Волгодонске (Ростовская область). Пострадали 310 человек, 18 — погибли.

31.12.99 — заявление Б. Н. Ельцина о досрочной отставке с поста Президента РФ.

 

Аналитический комментарий

Как видно из приведенного перечня политических событий, период 1990-х годов вполне очевидно можно назвать революцией (или революционным переворотом) наиболее активной части политических сил в стране, при явной помощи извне, против прогнившего политического режима во главе с Горбачевым и его перестройки, теперь уже на территории Российской Федерации.

Все составляющие этого явления были налицо: кардинальное изменение основ политического, государственного устройства и господствующей экономической модели. Сопутствующие явления, характерные для революционных процессов, также присутствовали: гражданская война на Кавказе, сепаратизм, социально-демографическая катастрофа, катаклизмы в экономике, борьба с контрреволюционерами вплоть до их физического уничтожения (1993 год) и т. д. Активного сопротивления новым «русским» революционерам не было, как писал А. Солженицын, «успех революции зависит не от силы взрыва, а от слабости сопротивления».

Отмечу два принципиальных отличия от Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года:

1) в 90-е годы осуществлялся переход не от капитализма к социализму, а назад, «в лоно цивилизованных государств из провалившегося исторического эксперимента»;

2) США и их союзники по НАТО (бывшая Антанта) не оккупировали Россию военным путем, предпочитая действовать информационными, политическими и финансовыми инструментами. Не осуждали вопиющие нарушения прав человека (например, расстрел Белого дома, который прекрасно виден из окон посольства США в Москве). Более того, поддерживали и направляли практически все, что делалось режимом Ельцина в этот период (кроме попыток борьбы с сепаратизмом). Это говорит о том, что резкое ослабление российского государства им было выгодно.

В отличие от последовавших позднее революций в других странах СНГ — «роз», «оранжевых» и прочих — изменения российской действительности таким образом не определялись. В результате удалось закрепить в общественном сознании мысль, что события 1990-х годов — это трудный, но сознательный выбор российского народа, который мучительно ищет (или роет) путь к своему очередному светлому будущему.

Думаю, спустя какое-то время название у этой революции появится. Не бывает в истории революций без названия. Слово «Великая» здесь явно не подходит. Все-таки опустили страну со второго места в мировой классификации на 10-е, из разряда высокоразвитых индустриальных держав перевели в число развивающихся стран сырьевой ориентации.

Детальный анализ политических событий и процессов трансформации системы власти после принятия новой Конституции 1993 года не входит в цели данной работы. Они выступают контекстом, на фоне которого под видом реформ осуществлялись фундаментальные преобразования экономики и социальных отношений. Назовем их вехами «реформ»:

1. 1992 г. Политика «шокотерапии», вызванная отпуском цен. Следствием явилась гиперинфляция и изъятие сбережений у целого поколения советских людей. Массовый характер приобрели нищета, бедность, резкое социальное расслоение жителей России.

В целом за 1992 год цены выросли в 26 раз. Но в предельно монополизированной экономике этот рост произошел крайне неравномерно. В результате бывший «единый народнохозяйственный комплекс», «единое экономическое пространство» были одномоментно разорваны в клочья. Десятки отраслей и регионов стали нерентабельными. Например, сельское хозяйство стало убыточным в 86 субъектах Федерации из 89. Машиностроение в своей основной массе остановилось. Полностью парализованным оказался комплекс отраслей оборонной промышленности, поскольку единственный покупатель ее продукции (правительство в лице Министерства обороны) перестал что-либо покупать и, соответственно, финансировать; в зоны бедствия превратились десятки регионов и сотни городов, где произошел всплеск безработицы и преступности. В целом экономику страны поразил кризис неплатежей.

2. 1993—1994 гг. Ваучерная приватизация. Произошло беспрецедентное в мировой истории присвоение бывшей общенародной собственности крупнейшего в мире государства узким кругом лиц (отечественных и зарубежных) с помощью крупномасштабной ваучерной кампании, разработанной в западных аналитических центрах и реализованной под непосредственным контролем западных советников.

Операция была развернута под прикрытием острого политического кризиса (расстрел Белого дома, запрет КПСС, роспуск советов всех уровней, подавление оппозиции) и при массовом нарушении законодательства.

Впоследствии различные комиссии по оценке итогов приватизации 90-х годов (в том числе комиссии Государственной Думы) указывали аж на шестислойное нарушение законодательства в процессе приватизации (начиная с нарушения Конституции РФ), называли ее «грабительской», «преступной», «криминальной» и т. п.

Тем не менее правящая в тот период политическая группировка сделала все, чтобы приватизация стала необратимой. Главные приватизаторы все 90-е годы, по существу, контролировали правительство страны. Судебная система ничего не делала для исправления огромного количества нарушений законов в части приватизации и вообще отношений собственности, тогда правовой вакуум заполнили криминальные (бандитские) разборки, которые приобрели массовый характер по всей стране.

3. 1994—1996 гг. Основной этап постваучерной (денежной) кампании приватизации. После ваучерного этапа приватизации страна превратилась, по образному выражению журналистов, в «страну непуганых акционеров». Общее их число составило около 60 миллионов человек. Большинство обладателей «ваучеров» были в полной растерянности, не знали, что с этими «ценными бумагами» делать, и практически никакого влияния на процессы перераспределения собственности оказать не могли.

Зато идеологи и инициаторы этой кампании прекрасно знали, чего они хотят. По существу, речь шла о скупке контрольных пакетов акций наиболее значимых предприятий и организаций. Чтобы эффективно и быстро это сделать, необходимо было решить три основные задачи:

обеспечить государственное сопровождение процесса скупки (нормативно-правовое, институциональное, контрольное, силовое — в случае необходимости);

создать ситуацию, при которой владельцы ваучеров продавали бы их за бесценок, желательно ниже номинала, а номинал примерно соответствовал на тот момент одной среднемесячной зарплате;

найти финансовые ресурсы для скупки у населения этих бумаг. Собственных финансовых ресурсов даже для скупки ваучеров по многократно заниженной цене у этой группировки в тот период не было.

Все эти задачи были успешно решены. Были созданы специальные приватизационные институты (Государственный комитет по управлению имуществом, Фонд имущества и другие), которые имели свой процент от реализации приватизированного государственного и муниципального имущества. При необходимости подключались силовые ведомства. Отсутствие законодательной базы преодолевалось с помощью указов президента. Попытки противодействия этим процессам со стороны депутатского корпуса игнорировались исполнительной властью при попустительстве так называемой правоохранительной системы.

Ваучеры скупались дешево с помощью простой и бесчеловечной схемы. По полгода и больше не выплачивалась и без того мизерная зарплата. В условиях Севера, Сибири и Дальнего Востока, где преобладает моноспециализация и почти отсутствует подсобное хозяйство, речь шла о выживании в физиологическом смысле этого слова. Поэтому люди за бесценок продавали свой ваучер — «кусочек Родины», который им достался в виде ценной бумаги. Параллельно кризис неплатежей банкротил большинство предприятий.

Таким образом, была почти мгновенно скуплена нефтегазовая промышленность, предприятия цветной металлургии и другие наиболее ценные объекты.

С некоторым опозданием в приватизационную гонку включились директора и «топ-менеджеры» предприятий, которые благодаря этой акции превращались из наемных работников государства в хозяев предприятий, колхозов, совхозов, а также довольно многочисленный номенклатурный слой. Они и составили социальную базу и движущую силу процесса приватизации. Созданный героическим трудом нескольких поколений советских людей гигантский экономический потенциал в течение нескольких лет был «распилен» этой группой лиц, удельный вес которых в общем числе занятых не превышал 5 %.

4. 1995 — 1997 гг. «Борьба за денежную стабилизацию». Политика «шокотерапии» и вызванные ею гиперинфляция, разрыв хозяйственных связей, кризис неплатежей и массовые банкротства предприятий запустили полномасштабный социально-экономический кризис. Он усугублялся параличом системы управления, политическим кризисом и полномасштабной криминализацией общества. Возник правовой вакуум: после расстрела Белого дома и принятия новой Конституции РФ в 1993 г. большинство советских законов прекратило действовать, а новых (демократических, рыночных) просто не было, да и законодательные органы федерального и регионального уровней были распущены.

Ситуация в стране с точки зрения угрозы катастрофических последствий была хуже, чем в 1917 году. Россия 1990-х была перенасыщена всеми видами вооружений, ядерными реакторами, химическими предприятиями. Три четверти населения жили в городах с централизованным теплоснабжением, а топлива для ТЭЦ не хватало.

То, что в этот период не произошло крупномасштабных катастроф, похоже на чудо. Прежде всего, это можно объяснить огромным запасом прочности советской экономики, бесконечным терпением людей и высоким профессионализмом и ответственностью социалистических кадров управленцев.

Достаточно внимательно контролировали ситуацию в России и ее геополитические противники. Они, конечно, были заинтересованы в ослаблении страны, снижении численности ее населения, получении контроля над ее ресурсами. Но они вовсе не хотели, чтобы на территории России возникли десятки новых Чернобылей, а война в Чечне переросла в полномасштабную гражданскую войну. Поэтому на ситуацию в России постоянно оказывались существенные воздействия с помощью кредитов и иных инструментов.

Метод борьбы с инфляцией был избран очень своеобразный. По существу, это была афера, тщательно спланированная теми же людьми, которые прежде разгоняли инфляцию с участием ведущих финансовых институтов государства. Созданная система включала сеть банков и сотни частных финансовых компаний, впоследствии получивших название финансовых пирамид («МММ», «Хопер» и т. п.). Венчали систему государственные «финансовые пирамиды» — выпущенные под гарантии государства ценные бумаги «ГКО» и «ОФЗ», которые одновременно позиционировались как самые надежные ценные бумаги на рынке (поскольку гарантировались государством) и как самые высокодоходные.

В отдельные периоды доходность рублевых вложений в ГКО и ОФЗ достигала 700 % годовых, а в долларах — до 36 % годовых. Для сравнения: рентабельность в промышленности при несопоставимо больших усилиях редко превышала 20 %.

Население, спасаясь от инфляции, несло все свои сбережения на депозитные вклады в банки и многочисленные фонды. Так же поступало и большинство руководителей предприятий, опустошая и без того мизерные оборотные средства. На оптовом рынке все эти частные финансовые конторы вкладывали добытые деньги в бумаги ГКО и ОФЗ. Тем самым деньги были практически выведены из реального сектора экономики. Если нормальным соотношением денежной массы к объему ВВП считается 70—100 %, то в 1992 г. это соотношение достигло 150 %, а в 1997 г. упало до 15 %.

Возникшую пустоту частично заполнили денежные суррогаты — векселя, взаимозачеты, бартерные схемы. Они только обостряли проблемы: экономическая преступность росла, а собираемость налогов падала. Кризис реального сектора экономики закончился параличом финансовой системы, развалом бюджета и быстрым ростом внутреннего и внешнего долга: финансовые средства, аккумулируемые в рамках пирамид ГКО и ОФЗ, частично разворовывались в пути, частично попадали в бюджет, но в основном шли на погашение внешнего долга и скупку пакетов акций отраслей и предприятий в проходившей параллельно кампании приватизации.

5. 1998 год. Дефолт и девальвация. К началу 1998 года стало ясно, что страну ожидает очередная «шокотерапия» с непредсказуемыми последствиями. На роль шокотерапевта, как и в предыдущих случаях (отпуск цен в 1992 г., ваучерная и постваучерная приватизация), нужен был исполнитель. В мае 1998 г. Председателем Правительства России был назначен мало кому известный С. В. Кириенко.

Его программная речь в Государственной Думе (май 1998 г.) изобиловала лозунгами и высказываниями, которые в свете реальных событий августа 1998 г. выглядят верхом цинизма и некомпетентности: «правительство профессионалов, а не партийных функционеров»; «вернуть доверие людей и власти»; «твердый рубль — лицо страны», девальвация рубля ради финансирования госрасходов исключена; естественные монополии приватизации не подлежат и т. п.

17 августа Правительство РФ и Центральный банк в совместном заявлении по существу объявили дефолт и девальвацию рубля одновременно. Пирамиды лопнули, обслуживать их было нечем.

Назначенный 11 сентября 1998 г. председателем Правительства РФ Е. М. Примаков дал следующую оценку этому событию: «То, что произошло 17 августа, — это безумие, граничащее с преступлением. Небольшая группа людей повалила всю страну. Легли банки. Пирамида ГКО должна была привести к печальному результату».

Реально за все это ответил народ (сверхсмертностью и падением уровня жизни) и российская экономика — очередной скачкообразной деградацией.

Е. М. Примаков за непродолжительный период своей работы в качестве главы правительства никаких реформ не проводил. Для начала правительство под его руководством просто перестало вредить экономике страны. Затем в кратчайшие сроки была разработана программа действий, получившая в СМИ название «программы Примакова, Маслюкова, Геращенко» («Коммерсант», 30.10.98). Она содержит честную и объективную оценку ситуации, ранжированную формулировку негативных тенденций и угроз.

В программе были сформулированы стратегические и текущие задачи во всех ключевых аспектах управления государством. Начатая реализация предложенной системы мер позволила использовать имеющиеся ресурсы и открывшиеся возможности (эффект импортозамещения, рост внешнего спроса на российский экспорт), чтобы перейти на траекторию экономического роста.

 

 

*Современная политическая история России. Т. 1. Хроника и аналитика (1985—1998 гг.). — М.: РАУ-Корпорация, 1999.

*Современная политическая история России. Т. 1. Хроника и аналитика (1985—1998 гг.). — М.: РАУ-Корпорация, 1999.

100-летие «Сибирских огней»