Вы здесь

Новый роман о Чечне

Александр Проханов. Идущие в ночи. Роман. «Наш современник». 2001, № 1-2.
Файл: Иконка пакета 14_klepechihin_nroch.zip (6.11 КБ)
НОВЫЙ РОМАН О ЧЕЧНЕ
Александр Проханов. Идущие в
ночи. Роман. «Наш современник». 2001, № 1-2.

Любому, кто внимательно следит, хотя бы по сообщениям текущей прессы, за событиями в Чечне и вокруг нее, очевидна документальная основа рецензируемого произведения А. Проханова. Роман «Идущие в ночи» стал весьма заметным явлением русской прозы последних лет, одним из самых читаемых сегодня.
Читательский интерес привлекают и острый, напряженный сюжет, и ярко-образный язык, и глубокое проникновение в характеры, психологию и философию героев романа. Писатель точен в выборе изобразительных средств, когда описывает столь разнородные явления жизни, как будни российских солдат и офицеров на войне, и ставшие уже воспоминанием тихие счастливые дни «довоенного» мира и спокойствия, где было все: любовь, семья, людская дружба, родные вольные просторы… И средневековые жестокости бандитов — «боевиков», воюющих против России на деньги ее извечных врагов, и потрясающие душу факты измены и предательства, циничного делания карьеры на крови и горе людей, на смертях соотечественников.
В центре романа известный эпизод второй чеченской войны, связанный с освобождением Грозного, разгрому и гибели басаевских боевиков в ловушке, устроенной им армейской разведкой во главе с офицером — по роману это подполковник Пушков.
С первых страниц мы погружаемся в грозную цветомузыку ночных боев в разрушенном войной городе — здесь А. Проханов являет свой талант баталиста:
«Ночной Грозный гудел, скрежетал, хрустел, словно черная, с искрящейся шерстью собака грызла огромную кость. Редко и гулко ухали на окраинах тяжелые бомбы, прокатывая по фундаментам медленные волны звука. От этих колебаний начинали качаться угрюмые пожары в районах нефтехранилищ и складов. На тучах колыхались красные вялые отсветы. Часто, беспокоящим огнем, принималась бить пушка боевой машины, посылая вдоль улицы малиновые трассеры, гаснущие в липкой мгле. Мелкими хаотичными тресками, красными россыпями обнаруживали себя автоматчики. Это либо группа спецназа, рыскающая по чеченским тылам, напоролась в развалинах на засаду и теперь, огрызаясь, пробивалась обратно к своим, либо одинокий часовой среди обломков стен, напуганный тенью пробежавшей собаки, начал палить во все стороны, успокаивая себя грохотом тяжелого автомата. Редко, с мягким треском, как стручок сухой акации, хлопал выстрел снайпера, углядевшего огонек сигареты или лучик фонарика. В мрачном небе, среди грязных туч, вдруг взлетала ослепительная ракета, загоралась, как лучистая лампа. И пока она, медленно сносимая ветром, качалась над улицей, были видны каждый камушек и осколок, обведенные тенью, каждый узор лепнины на мертвом фасаде, каждая выбоина на стене»…
И в этом дотла разрушенном русском городе, в этом аду живут, передвигаются, сражаются и гибнут люди. Они-то и несут в себе, в своих характерах и судьбах всю правду не только (и не столько) об этой войне, но о трагедии всего российского общества в его сегодняшнем состоянии.
Противоречивость, стычки характеров, мировоззрений видны уже на уровне стрелкового взвода, которым командует лейтенант Пушков. Волею военной судьбы его штурмовой группе назначено своим упорным продвижением от дома к дому заставить противника думать об отходе за пределы города, где его ждал тот самый огненный мешок, подготовленный Пушковым-старшим. Последнее свидание отца и сына, последний их разговор, последующая гибель их, одного за другим, при исполнении воинского долга — сильнейшие страницы в романе, при чтении которых комок подкатывает к горлу.
Трагедийны по существу фигуры двух бойцов этого взвода — сержанта Клычкова (Клык) и рядового Звонарева (Звонарь). По военным понятиям они в разных весовых категориях: физически мощный, опытный, обстрелянный вояка Клык и мягкий, добрый нравом первогодок Звонарь, не умеющий дать сдачи грубому «силовику» и похабнику. Казалось, Клыку все нипочем, он выйдет живым из любой схватки, а Звонарь не воин, и печальная участь его предрешена. В жизни все так почти и сбудется, но именно «почти». Оба попадают к чеченцам в плен, обоим угрожают лютая смерть, но выбор делает каждый за себя. Слабый телом, но сильный и неколебимый в своей вере Звонарь, твердо отказавшись принять мусульманство, гибнет от бандитского ножа, а здоровяк и военный профессионал Клык, спасая свою шкуру, дает совершить над собой мерзкий для христианина обряд и становится «воином ислама». А по большому счету — изменником Родины и жалким рабом. Именно его враги впрягают в лямки тащить тяжелый груз отступающих боевиков. Поздно приходит к нему сомнение в правильности избранного пути позора, слишком поздно.
Эта история похожа на притчу, которая распространяется не только на людей в погонах, дававших присягу на верную службу и готовность к самопожертвованию во имя Родины.
Своим именем назван в романе известный главарь сепаратистов Басаев. Писатель не просто разоблачает и клеймит этого матерого бандита, но и стремится заглянуть в его черную душу, где под покровом мистических заклинаний, свободолюбивых деклараций прячется жадность к деньгам и безраздельной власти над своим обманутым народом.
Запоминается образ продажного журналиста-циника Литкина. Он так стремится отличиться своими телерепортажами в Париже, что теряет чувство самосохранения. Вот взрыв. Оторванные кровоточащие части человеческих тел. Глаза умирающего офицера. Ему так это интересно все снимать. Отвратительный тип. И что самое страшное — совершенно достоверный.
В конце романа описывается пышный прием во дворце олигарха Парусинского. Здесь собрались те, кто богатеет этой войной и наживой на страданиях народных. Многие узнаваемы, мы их лживые комментарии часто слышим по радио, видим их наглые рожи на экранах телевизоров.
Последняя страница — сон Антонины Звонаревой, матери солдата. Она его ждет, единственного, но это только сон…
Роман А. Проханова «Идущие в ночи», несмотря на внешнюю принадлежность к жанру боевика, никак таковым не назовешь. Ибо он весь — против кровавой бессмыслицы этой «локальной» войны на собственной земле России. Это роман не о боях и победах, но о нравственном выборе, о духовности, так необходимой всему обществу.

В. КЛЕПЕЧИХИН

100-летие «Сибирских огней»