Вы здесь

Памятные гастроли

К 60-летию Сибирского русского народного хора
Файл: Иконка пакета 10_chernov_pg.zip (36.44 КБ)
Н
Н.Р. Чернов,
Заслуженный работник культуры РСФСР


ПАМЯТНЫЕ ГАСТРОЛИ
К 60-летию Сибирского русского народного хора


Государственному академическому русскому народному хору исполняется 60 лет. Более 20 лет возглавляя управление культуры Новосибирского облисполкома, я помогал этому коллективу, сопровождал в столичных и заграничных гастролях. По существовавшему в то время регламенту, я своими приказами назначал на должность и освобождал от нее художественных руководителей, главных специалистов и директоров коллектива. Я знаю многих актеров, и сегодня, по прошествии многих лет, встречаясь, мы взаимно рады этим встречам. Отмечая достижения Сибирского хора за последние четверть века, я решил вернуться к истории коллектива, посмотреть – за что его хвалили, а за что критиковали?

Датой рождения коллектива принято считать 9 мая 1945 года. Это не совсем так. Хор при Новосибирской филармонии начал свою деятельность в сентябре 1944 года.
Основой будущего профессионального хора стал небольшой хоровой коллектив из 18 человек, существовавший тогда при Новосибирском радиокомитете. Руководил им Николай Петрович Корольков. Он и стал первым художественным руководителем Сибирского хора. Музыкант-любитель (по профессии бухгалтер), Николай Петрович был страстным пропагандистом русской народной песни.
В трудных условиях шло комплектование коллектива из участников художественной самодеятельности. Их учили слушать музыку, петь хором, двигаться по сцене. Этим занимались хормейстер Батурин А.П., балетмейстер Ювачева В.В., концертмейстер Лебедев В.Н. Хор не имел своего помещения, и потому репетиции шли в клубе «Транспортник», ДК имени Сталина (ныне — ДК имени Октябрьской революции), ДК имени Клары Цеткин, откуда и пришла танцевальная группа.
Первое публичное выступление хора, посвященное Дню Победы, состоялось в мае 1945 года.
С самого начала своего существования, Сибирский русский народный хор главной задачей поставил пропаганду лучших образцов старинных и современных сибирских народных песен, плясок и игр, а также произведений советских, в частности — сибирских композиторов. Коллектив много гастролировал по городам и селам области. В марте 1951 года он успешно выступил в Москве.
Однако тяжелейшие условия работы, в том числе частые гастрольные поездки, выступления и ночевки в неприспособленных, холодных клубах, отсутствие собственного общежития и транспорта, привели к кризису — хор покинули большинство артистов. Это случилось летом 1953 года. Композитор А. Копасов в газете «Советская Сибирь» за 13 января 1955 года так описывает свои впечатления: «….Сравнительно недавно коллектив выступал с 16-ю певцами, одетыми в старые и бедные костюмы, в сопровождении 5 разнотипных, изношенных и расстроенных баянов, с далеко не сильной танцевальной группой. И этот коллектив должен был олицетворять собой могучую, богатую Советскую Сибирь?... Наиболее важным является вопрос о творческом профиле коллектива. Дело в том, что Сибирский народный хор мало оправдывал в концертной практике свое наименование (Сибирский. — Н.Чернов) и вытекающие отсюда масштабные творческие задачи. Он был только русским народным хором, в жанровом отношении мало чем отличающимся от других…».
Н. П. Корольков, заявив, что он сделал всё, что мог, подал в отставку.
С 1954 года начинается новый период в жизни Сибирского хора. Художественным руководителем коллектива назначается Валентин Сергеевич Левашов. С его приходом резко изменилась организационная и творческая обстановка. Хор получил собственное помещение, были пошиты новые костюмы для хора и балета, приобретены новые баяны. Приглашенная В.С.Левашовым главный хормейстер Фуфаева Галина Владимировна на профессиональном уровне повела хоровые классы: разучивание вокальных партий, распевки, работу с солистами. К постановке танцев были привлечены балетмейстеры Леонид Гудин, Яков Коломейский, Борис Бурмакин. Совместно с Сибирским отделением союза композиторов, возглавляемым А.П. Новиковым, хором были организованы фольклорные экспедиции по Новосибирской, Омской областям, Алтайскому краю.
В. Левашов строго отбирал произведения для своего хора. Ни одна вещь, исполняемая в других коллективах, не включалась в программу. И потому в репертуаре хора появились песни Агрофены Аленичевой, самобытные сибирские частушки и припевки «Ваталинка», «Ельничек-березничек», «Сибирские страдания», «Иркутяночка». Коллектив исполнял лучшие песни Андрея Новикова, Валентина Левашова, Ф. Маслова, А. Копасова, А. Абрамского.
Большая работа, проведенная В.Левашовым по обновлению коллектива и репертуара, дала свои положительные результаты. 13 апреля 1955 года хор в составе
75 человек выехал в Москву. Его выступления на сцене Большого театра СССР, в Колонном зале Дома Союзов, в концертном зале им. Чайковского прошли с большим успехом, два из них транслировались по всесоюзному радио. Затем были гастроли в Ленинграде, Кирове, Перми, Омске. Центральная пресса и газеты городов, в которых гастролировал коллектив, отмечали высокий профессиональный уровень и самобытность Сибирского хора.
В июле 1957 года хор стал победителем смотра профессиональных хоров и коллективов за право участия в VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве. Хор был удостоен Диплома 1 степени и награжден Золотой медалью фестиваля. После фестиваля Госконцерт СССР организует гастроли хора в республиках Средней Азии, Молдавии, Прибалтике.
Министерство культуры СССР внимательно следило за творчеством сибиряков. Многочисленные восторженные отзывы из республик свидетельствовали о высоком художественном и исполнительском уровне коллектива. Популярность Сибирского хора в начале 60-х годов была велика. И в ноябре-декабре 1961 года Министерство культуры СССР решило послать коллектив на гастроли в Индию. Мы начали активную подготовку к этой поездке, артисты мужественно перенесли болезненные прививки от холеры, приобрели билеты до Дели, но, когда мы прибыли в Москву, нам сообщили, что Индийская сторона не может принять русских артистов в связи с внутренними политическими трудностями: Индия начала военные действия по освобождению последней колонии на своей территории — Гоа.
Хор вернулся домой в подавленном настроении. А тут ещё раздался звонок из Министерства культуры РСФСР. Заместитель Министра Владимир Васильевич Кочетков спрашивал: как я отнесусь к предложению назначить нашего худрука Валентина Сергеевича Левашова художественным руководителем хора имени Пятницкого? Предложение было неожиданным. Я ответил Кочеткову, что буду возражать, потому что нельзя, укрепляя московский коллектив, разрушать наш.
Я пригласил Валентина Сергеевича для беседы. «Да, — сказал он. Министерство ведет со мной переговоры. Но я пока не дал окончательного согласия. Жаль оставлять Сибирский хор, где хорошая творческая атмосфера. Но здесь у меня есть свои сложности». И поведал мне о том, что в последнее время он стал ощущать резко критическое отношение к себе со стороны первого секретаря обкома партии Ф.С.Горячева.
Вскоре я и сам столкнулся с проявлением этой неприязни. Ранней весной 1962 года в Новосибирск приехал Министр культуры РСФСР А.И.Попов. Встречать его поехал секретарь обкома КПСС М.С.Алферов. На пути из аэропорта Толмачево, в машине, министр начал разговор о переезде Левашова в Москву. Я сказал, что это приведет к развалу Сибирского хора. На другой день утром, еще до начала рабочего дня, раздался звонок по внутреннему телефону: «Приветствую вас, Горячев говорит», — так Федор Степанович обращался ко всем в телефонном разговоре. «Значит, вы против отъезда Левашова в Москву?» — спросил он. Я начал объяснять то, что говорил уже неоднократно. Он молча слушал, а потом вдруг положил трубку. Через минуту телефон зазвонил вновь… Горячев в резкой форме произнес: «Повесь портрет Левашова себе над кроватью». Вскоре пришел приказ Министра о назначении В.С.Левашова художественным руководителем хора имени Пятницкого. Обязанности художественного руководителя Сибирского хора я временно возложил на Владимира Ивановича Чиркова.
С тем и поехали в ГДР.
И вот сейчас о том, что запало в память о тех гастролях.
Поезд в Берлин прибыл 4 мая 1962 года в 6 часов утра. Тускло освещенный перрон, сыро, холодно. Все столпились возле окон вагона. Большинство из нас не спят уже с самой границы, когда в вагон вошли немецкие пограничники. Для многих актеров это были первые живые немцы. Конечно, не те, что воевали против нас, но все равно немцы. Кто-то из актеров постарше, негромко произнес: «в 1942 году нас, наверное, привезли бы в телячьем вагоне…» В голосе прозвучала неприязнь, тревога…Да и как могло быть иначе: почти у каждого война унесла отца, брата, сестру, друга. Чтобы как-то разрядить повисшее в воздухе напряжение, я громко попросил выйти со мной на встречу художественного руководителя хора Чиркова, директора Ивана Архиповича Лысенко и нескольких актеров.
Мы спустились на платформу и тут, неожиданно громко заиграл духовой оркестр… Мне вручают большого плюшевого медведя — символ Берлина, нашим девушкам — цветы. Нас встречали секретарь Общества дружбы «ГДР—СССР», представители Министерства культуры ГДР, сотрудники советского посольства, активисты общества, деятели культуры. Знакомство, взаимные приветствия.
После завтрака и размещения в гостинице, руководство хора пригласили для согласования программы пребывания коллектива. Мы приглашены на празднование 17-й годовщины освобождения немецкого народа от фашизма, который отмечается в ГДР 8 мая, выступаем в зале «Фридрихштадтпалас» на правительственном концерте, включены в состав официальной делегации на церемонии возложения венков в Трептов-парке. А потом запланированы концерты в крупнейших городах: Лейпциге, Веймаре, Эрфурте, Галле и других — всего 14 концертов за 16 дней.
5 мая в 10 часов утра состоялась пресс-конференция для журналистов газет, радио и телевидения. Мы договорились, что на все вопросы о Новосибирске, об уровне развития культуры и искусства в городе и области, буду отвечать я, а всё, что касается коллектива, творчества, особенностей программы — будут рассказывать художественный руководитель хора В.И.Чирков, главный хормейстер Г. Фуфаева и главный балетмейстер Л. Гудин. Вопросов, заинтересованных и доброжелательных, было много.
А вечером — первый концерт на встрече военнослужащих советского и немецкого полков. Мы поняли, что это будет концерт-смотрины. Об этом нам стало известно во время встречи с послом СССР Георгием Михайловичем Первухиным, состоявшейся в день приезда. Он расспрашивал нас о Новосибирске, о положении дел в области, просил передать привет первому секретарю Горячеву.
В гарнизонном клубе собралось около тысячи немецких солдат и человек 150 советских парней. Командиры говорили речи, посвященные неделе германо-советской дружбы. Подписали совместный план, обменялись сувенирами. И вот начался концерт. Солдаты хорошо приняли песни «Славное море, священный Байкал», «Над полями зорька светлая», «Ваталинка»; «Махонька», немецкую песню «Кукушка», разученную хором специально для гастролей на немецком языке. А все 5 танцев артистов заставили исполнять «на бис». К концу программы зал так разогрелся, что песню «Фройндшафт-Дружба», написанную В.Левашевым, все пели стоя.
Взволнованные таким горячим приемом, мы собрались в кабинете директора, чтобы согласовать программу правительственного концерта. Нам важно было услышать оценку главного режиссера этого концерта — «…коллектив замечательный, всё понравилось. Вы привезли то своё самобытное, чего нет ни у кого — игровую песенность, своеобразное раскрытие содержания песни игрой…».
Но для правительственного концерта нужна программа на 1 час 20 минут, а наш концерт длится 2,5 часа. Режиссер просит предупредить, что исполнений «на бис» не должно быть. И в заключение упрекнул в том, что мы плохо себя рекламируем. «Если бы на ваших афишах появились те феноменальные трюки, которые исполняют ваши актеры, о вас бы знал весь мир».

На концерт в клуб посольства СССР в Карлсхорсте 6 мая мы ехали с большим желанием. Своя, доброжелательная публика, соскучившаяся по русской песне, родному слову — что может быть желанней для артиста.
Зал бурей аплодисментов, восторженными криками встретил выступление сибиряков. Когда женская группа начала петь песню Андрея Новикова «Проводила меня», зал притих, вслушиваясь в слова и прекрасную мелодию…
Песня, как известно, написана о целинниках. Но слова ее, казалось, обращены к каждому из сидящих. Женщины в зале начали рыдать. Посол укоризненно посмотрел на нас: «Разве можно у нас петь такие песни? — И неожиданно закончил:
Молодцы!» А зал в это время грохотал от аплодисментов и криков «браво».
С помощью руководителя группы культуры Советского посольства Юрия Анатольевича Бармичева мы с трудом отредактировали окончательный вариант программы. Утром 7 мая состоялась репетиция на сцене «Фридрихштадтпалас». Вначале репетировал хор. В. И. Чирков и Г. Фуфаева, тщательно проверяя акустику зала, двигали хор, добиваясь лучшего звучания. Затем Леонид Гудин долго репетировал с балетом: концерт был слишком ответственным, и режиссеры хотели заранее исключить всякие технические накладки.
После репетиции оставалось еще свободное время до обеда, и мы пошли знакомиться с Берлином. На Унтер-ден-Линден никаких следов разрушений уже не было видно. Мы прошли мимо советского посольства и вышли к Бранденбургским воротам. За ними — Западный Берлин, чужая зона. Никакой стены еще не было, граница была чисто условной. Справа за воротами, в некотором отдалении, виден Рейхстаг. К его восстановлению еще не приступали. Слева у ворот — большой пустырь. На этом месте была рейхсконцелярия и бункер, где прятался Гитлер.
Вечером 7 мая 1962 года состоялось торжественное заседание, посвященное 17-й годовщине освобождения Германии от фашизма. Так в ГДР назывался праздник, который мы отмечаем как день Победы. Четырехтысячный зал «Фридрихштадтпалас» заполнен до отказа. На торжественном собрании присутствуют Вальтер Ульбрихт — первый секретарь ЦК Социалистической единой партии Германии, доктор Иоганнес Дикман — президент Народной палаты, члены правительства, члены политбюро, представители дипломатического корпуса, активисты общества дружбы
«ГДР—СССР», трудящиеся. В составе советской делегации — посол СССР в ГДР М. Г. Первухин, командующий группой Советских войск в Германии генерал армии Якубовский.
Концерт длился около двух часов вместо предусмотренных 1 часа 20 минут. Зал просто заставил артистов повторять «на бис» почти все танцы. В финале песню «Фройндшафт», написанную В.С.Левашовым, зрители пели стоя вместе с артистами. Участники собрания скандировали: «Дружба, Фройндшафт».
Утром все газеты ГДР поместили фотографии с торжественного заседания и концерта, сопроводив их восторженными рецензиями.

8 мая состоялась церемония возложения венков в Трептов-парке. В 9 часов утра мы входим в парк. За немецкими солдатами, которые несут 6 венков от ЦК СЕПГ, правительства ГДР, Немецкой народной армии, Народного фронта и других организаций, следуют В.Ульбрихт и руководители страны, посол СССР Первухин, генерал Якубовский. За ними дипломатический корпус, генералы Советской армии и армии ГДР; далее — делегация общества германо-советской дружбы, в составе которой Сибирский народный хор. За нами движется бесконечная лента делегаций предприятий и организаций с венками.

9 мая мы поздравили коллектив с Днем Победы — и в путь…В город Ауэ дорога пролегает через Дрезден. Здесь концерта не будет — нет подходящего помещения. В городе до сих пор очень много разрушенных зданий, в том числе оперный театр. Как рассказал нам т. Ругге, сопровождающий нас в этой поездке, город разрушили американцы. В конце февраля 1945 года они бомбили Дрезден двое суток подряд, хотя здесь не было никаких военных объектов: американцы не хотели оставить в русском секторе целый город. Погибло 159 тыс. человек, главным образом стариков, женщин и детей. Подъезжаем к зданию картинной галереи. Рядом разрушенный бомбой собор. Купола нет, как ребра торчит ржавая арматура, виден угол вывалившейся стены. На земле горы битого кирпича. Но два корпуса галереи уже функционируют — это павильон живописи и павильон уникальных изделий.
На осмотр экспозиции отведено два часа. Вот знаменитая «Сикстинская мадонна» Рафаэля. Экскурсовод рассказывает, Ругге переводит. Мы плохо слышим то, о чем говорят — все внимание на картину. Вот работы Тициана: «Деньги под процент», «Портрет дамы из Вейса»; Веронезе: «Трагический крест Кристи», «Портрет Александра Канторино» Тинтаретто: «Музицирующие дамы», «Спасение». Рубенс: «Выбор Париса», «Батсеба у фонтана», и целый зал других работ. Рембрандт, Ван Дейк, Диего Веласкес, Жан Этьен Лотар.
Осмотр бегом, от зрительских впечатлений все в голове перепутывается, притупляется восприятие, увы, исчезает чувство восторга от встреч с шедеврами мирового искусства.

10 мая прибыли в Карл-Маркс-Штадт. Здесь в гостинице «Москва» мы будем жить два дня. Вечером состоялось выступление в городе Ауэ. Горняки, собравшиеся в клубе, восторженно встречали выступление хора. Особенно танцы.

11мая отделение Общества Германо-Советской дружбы города запланировало концерт хора на открытой эстраде. Продано 4,5 тыс. билетов. Идет мелкий, нудный дождь. Прохладно: +10-12. Но на расположенных полукругом бетонных трибунах сидят под зонтами, плащами и накидками не менее 1,5 тыс. человек. Полукруглая эстрада, не имеющая никаких кулис, настил мокрый, кое-где видны лужицы. За эстрадой две вместительные солдатские палатки. Это раздевалки для мужчин и женщин — но в одной из них собрались хозяева. Что делать? Сопровождавший нас доктор Ругге решительно заявил, что концерт надо отменить: впереди ответственные концерты в Лейпциге, Эрфурте, Галле и т.д. Простудите людей — сорвутся все гастроли. Хозяева робко просили подождать — дождь вроде кончается. Они вызвали специалистов, которые чем-то вроде огнеметов готовы высушить настил эстрады. На эстраде загудели их огненные примуса… Наши ребята со смехом заявили, что на целине уже бывало такое. Каждому по полстакана водки — и концерт отработаем. Немцы горячо заговорили: да, да, согласны. Артист балета А. Курков попросил Ругге перевести рабочим, чтобы они облили всю площадку бензином и подожгли — все высохнет сразу. Немцы замахали руками: нет, нет сгорит вся эстрада. Публика терпеливо ждала, с любопытством взирая на все приготовления. С большим опозданием концерт начали. Хор исполнил две песни и ушел в палатку. Тут каждому вручили 50-граммовую бутылочку коньяку. Танцоры тоже приняли… Танцевали весело, скользили, дурачились. К концу концерта вновь пошел дождь. Концерт прекратили под бурные аплодисменты зрителей.
На другой день газеты написали, что только сибиряки могли отработать концерт в таких условиях. Они показали огромное уважение к зрителям и, несмотря на трудности, продемонстрировали высокое искусство. «Вы даже не представляете себе, — говорил нам тов. Мюльнер, секретарь городского комитета СЕПГ, — какое огромное политическое значение имеет ваш необычный концерт. Он заменит нам десятки докладов о мужестве советских людей, их стойкости и гуманизме».
К нашему счастью, никто не заболел.

12 мая мы прибыли в Лейпциг. При встрече с коллективом наш консул Портненков говорил, что город два раза в году проводит промышленные выставки. На них, кроме деловых людей, приезжает много художественных коллективов. Поэтому, здесь видели многое, и если вы здесь пройдете — считайте, что с триумфом провели все свои гастроли.
Концерт был назначен на 19-30, и у нас было время посмотреть город. 500 тысячный Лейпциг богат памятниками, постройками 16-17 веков. В Лейпциге старейший в Европе университет. Опера, хор мальчиков, которому насчитывается 700 лет. Музей изобразительного искусства. На горе нам показали памятник русским солдатам, погибшим в битве народов 1813 года против войск Наполеона. Все памятники содержатся в прекрасном состоянии.
Концерт Сибирского хора вечером 13 мая 1962 г. Продано около 5 тыс. билетов: видимо, сообщения газет стали хорошей рекламой. После двух песен, в программе «Забайкальский перепляс». Со второй половины танец идет под сплошной грохот аплодисментов. Трюки Симонова, Чекмарева, Ульянова, вертушки Ворфоламеевой, Шерман, Березиной исполняются на бис. Объявляют песню о Байкале (в переводе «Славное море, священный Байкал»). В финале первого отделения танцевальная сюита «Зимушка». Экзотика сибирской зимы, «карусель» вызывают бурю восторга. Артистов трижды вызывают на бис. Объявляют: «Как Ивана-то хозяйка собирала». Появление Александры Юраковой и Леонида Гришенкова вызывают взрыв смеха. «Гросс фрау унд кляйн меншен» (большая женщина и маленький мужчина) — такое название центральные газеты дали этому номеру. Их вызывали на поклон четыре раза. Два с половиной часа шло это представление.
Обербургомистр Лейпцига Вальтер Кресс дал прием в честь коллектива Государственного Сибирского русского народного хора. В ратуше — низкий сводчатый зал, похожий на зал Грановитой палаты в московском Кремле. Богато сервированные столы. На приеме присутствует советский консул Георгий Михайлович Портненков, военный комендант Семенов с супругой; представители различных политических партий, общества дружбы ГДР— СССР, деятели культуры. В ответном слове я говорил о Новосибирске, его промышленности, науке, культуре. Рассказал о нашем театре оперы и балета, истории его строительства в суровые годы войны и открытии на третий день после Победы; о системе музыкального образования, о работе консерватории, симфонического оркестра, похоже, это было для немецких друзей неожиданной интересной новостью.
С 14 по 18 мая состоялись концерты в крупных городах: Веймаре, Арнштадте, Эрфурте, Галле. Памятным было пребывание в г. Веймаре. Это родина Шиллера и Гете, центр так называемой Веймарской республики 1918 года. Но Веймар еще знаменит и тем, что в 15 км от него расположен трагически известный концлагерь Бухенвальд, в переводе на русский — «Буковая роща».
В программе нашего пребывания было предусмотрено посещение Бухенвальда. После непродолжительного пути мы останавливаемся у ворот. На них написано: «Каждому — свое». Вдали видны ряды бараков, где содержали узников. Справа в павильоне нас встретил пожилой немец-экскурсовод. Он рассказывал, что здесь было уничтожено свыше 65 тыс. человек. В витрине видны изделия из человеческой кожи, кучи разного цвета волос. Гора изношенной обуви. Экскурсовод подробно рассказывал «технологию» уничтожения людей. Здесь в 1944 году был убит и сожжен Эрнст Тельман. Притихшие, подавленные всем увиденным и услышанным, мы спускаемся по ступеням от ворот лагеря и останавливаемся у памятника советским людям, погибшим здесь. Рядом памятники французам, голландцам и другим народам. В скорбном молчании почтили их память. В часовне, в книге памяти написали: «Вечная память героям, павшим в борьбе за освобождение от фашизма. Все честные люди мира должны сделать все, чтобы никогда не повторились ужасы Бухенвальда». После записи каждый ударил в колокол. Над долиной разнесся печальный звон.

20 мая состоялся заключительный концерт в Берлине. Четырехтысячный «Фридрихштадтпалас» заполнен. Неизменный успех. На прощальном приеме руководители Общества Германо-Советской дружбы подвели итоги: хор выступил 14 раз, на концертах побывало свыше 38000 человек. Дважды (в г. Карл Маркс-штадт и Арнштадт) выступления состоялись на открытом воздухе в присутствии более чем 5000 человек. Своеобразное искусство сибирских артистов, высокохудожественное, не похожее на все, что видели в Германии до сих пор. Гастроли способствовали укреплению дружбы между советским и немецким народами.
Однако, пока мы ездили по городам ГДР, командование группы Советских войск в Германии обратилось в Министерство культуры СССР с просьбой задержать коллектив для выступлений в советских гарнизонах. И еще 10 дней мы выступали по два раза в день: с утра для солдат и вечером для офицеров и членов их семей. … Финал был в Вюнсдорфе для командования. Тысячный зал переполнен, присутствуют командующий Якубовский и начальник политуправления Васягин, генералитет, офицеры штаба, члены семей. Казалось, что этот концерт не кончится никогда. Зал требовал повтора почти каждого номера. Люди соскучились по родной песне, по милой сердцу музыке.
Приказом командующего за большую работу по культурному обслуживанию воинов Советской Армии в ГДР Государственному Сибирскому народному хору объявлена благодарность и вручена Почетная грамота.


Я с благодарностью вспоминаю слаженную работу творческой группы, руководимой Владимиром Ивановичем Чирковым.
В.И.Чирков возглавлял хор с 1962 по 1969 год. Прекрасный музыкант, проработавший много лет в ансамбле песни и пляски Сибирского военного округа, а затем музыкальным руководителем в Сибирском хоре, он хорошо знал возможности хора, полностью разделял творческие взгляды В.С.Левашова. Владимир Иванович продолжал активно сотрудничать с сибирскими композиторами: хор пел песни Георгия Иванова, Николая Кудрина, Андрея Новикова, Аскольда Мурова, Валентина Левашова и других. В.И.Чирков много ездил по области, записывал в деревнях старинные песни, частушки, обряды.
Еще до ухода В.И.Чиркова, в 1968 году в коллектив пришел новый главный хормейстер В.Г.Захарченко – выпускник Новосибирской консерватории.
С 1969 по 1979 год художественным руководителем государственного Сибирского русского народного хора работал Народный артист РСФСР Андрей Порфирьевич Новиков, параллельно 26 лет возглавлявший Сибирскую организацию Союза композиторов России.
В 1935 году, закончив Ленинградскую консерваторию по классу композиции, он некоторое время работал в Новосибирском радиокомитете. В ноябре 1939 года был назначен художественным руководителем создаваемого ансамбля песни и пляски Сибирского военного округа. Вместе с начальником ансамбля политруком Василием Михайловичем Пухначевым (впоследствии известным поэтом-песенником) они отбирали в воинских частях, кружках самодеятельности артистов для военного ансамбля. Его творческими помощниками были молодые талантливые специалисты: балетмейстер Надежда Надеждина — впоследствии художественный руководитель знаменитого ансамбля «Березка»; концертмейстер Кирилл Молчанов, ставший известным композитором; музыкальный руководитель Иван Матвеевич Гуляев — в дальнейшем главный дирижер оркестра русских народных инструментов Новосибирского радио и телевидения; хормейстер Дубиненко — затем профессор Одесской консерватории.

23-25 июня 1966 года с большой делегацией Новосибирск посетил Президент Франции Шарль де Голь, а в октябре 1970 года у нас гостил Жорж Помпиду. В мае 1973 года в Новосибирск, в сопровождении представителя Министерства культуры РСФСР, приехал Национальный секретарь общества «Франция—СССР» Андрэ Ланглуа. От него мы впервые услышали, что в 1974 году общество «Франция—СССР», активно знакомящее французскую общественность с жизнью в СССР, намерено провести «Дни Сибири» во Франции. Сохранилось письмо:

Париж, 6 июля 1973 г.

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РСФСР Москва (СССР)
ОТВЕТСТВЕННОМУ ЗА ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ
Господин !
По многолетней традиции наше Общество «Франция—СССР», организуя во Франции «Дни Советского Союза», показывает в рамках этих Дней Советские художественные коллективы.
В 1974 г. наше Общество с помощью Общества «СССР—Франция» организует в стране Дни Сибири.
В связи с этим в конце мая с. г. я выезжал в Новосибирск с представителем вашего Министерства и, просмотрев выступления трех ансамблей, мы с ним решили выбрать профессиональный ансамбль песни и пляски, художественным руководителем которого является композитор Андрей Новиков.
Коллектив состоит из 60 артистов, но мы остановились на 43-44, из которых 22-23 человека составляет хор, 16-17 человек — танцоров и 4 человека аккомпаниаторов.
По традиции наше Общество возьмет на себя расходы, связанные с гостиницами, питанием и разъездами ансамбля по стране, а также выплатит артистам карманные деньги. Советская сторона оплатит проезд ансамбля и перевозку реквизита из СССР во Францию и обратно. Таковы условия, которые мы хотели Вам сообщить. Художественный руководитель ансамбля обещал мне прислать в самое ближайшее время фотографии и другие рекламные материалы, а также программу концертов, мы ожидаем все это.
Мы благодарим Вас за помощь и просим верить, Господин, в наши наилучшие чувства.
А. Ланглуа,
Национальный секретарь Общества «Франция—СССР»

К тому же времени относится следующее письмо:

ноября 1973 г.
СЕКРЕТАРЮ НОВОСИБИРСКОГО ОБКОМА КПСС
тов. ГОРЯЧЕВУ Ф. С.

Общество «Франция — СССР» проводит в марте 1974 года «Дни Сибири» во Франции. Предусматривается широкий показ достижений в области промышленности, науки и культуры в Сибири за годы Советской власти. Французская сторона после просмотра нескольких художественных коллективов высказала пожелание пригласить для участия в «Днях Сибири» Государственный русский сибирский народный хор в составе 43-44-х человек. В течение месяца коллектив должен дать 24-26 концертов в различных городах Франции, провести многочисленные встречи с членами общества «Франция — СССР», трудящимися.
Управление культуры Новосибирского облисполкома просит дать разрешение на поездку Сибирского хора во Францию и утвердить руководителя поездки.
Министерство культуры РСФСР не возражает послать наш коллектив для участия в «Днях Сибири» во Франции.
Начальник управления культуры Новосибирского облисполкома
Н.Р. Чернов

Началась активная работа по подготовке коллектива к ответственным гастролям. Председатель Облисполкома В. А. Филатов поддержал мою просьбу о выделении дополнительных средств на покупку новых баянов, пошив костюмов. Нам было выделено 20 тыс. рублей. Бюро обкома КПСС утвердило мою кандидатуру в качестве руководителя поездки.
И вот мы летим рейсом 756 Токио—Москва—Париж. За бортом темно. Улеглись волнения, связанные с отъездом: пограничный и таможенный досмотры, отправка багажа. От нечего делать я пытаюсь пополнить свой нулевой багаж знания французского языка — читаю выписанные в блокнот элементарные фразы: «Парле ву Рюс?», «Бонжур, месье. Ну венон де Новосибирск».
Париж сверху очень красиво светится многочисленными огнями. Местное время 2ч.30 мин, в отличие от наших светильников с молочно-белым светом, город залит оранжевым светом.
Аэропорт Орли в 15 км от Парижа. Заполнение бланков въездных виз на пограничном контроле заняло довольно много времени. Русские фамилии и имена с трудом укладывались в сочетание с латинскими буквами. Особенно у тех, чьи фамилии начинались на «Ч», «Щ». Пограничник, крепкий темнокожий мужчина, не глядя в бланк, шлепал штамп и произносил: «Силь ву пле». Таможня наши вещи не проверяла. Нас встречали национальный секретарь общества «Франция — СССР» господин Андрэ Ланглуа и переводчик Леонид Леонидович Мордой.
Долго ехали по ночному Парижу. Света много, но на улицах пусто. Новиков А.П., Гродницкий Б.В., администратор Капустин В.П. и я разъехались с группами ребят в разные гостиницы. Моя гостиница похожа на голубятню: стены — дачная рейка, узкие скрипучие лестницы, тусклые лампочки. Холодно.
6 марта 1974 года на первом этаже гостиницы, в маленьком зальчике, собрались ребята на завтрак: кусок хлеба от длинной французской булки,
в середине такой воздушной, что кажется через нее, как через подзорную трубу можно разглядеть все, что происходит на улице; кругляшок масла и маленькая чашечка кофе. Сдобный рогалик и упакованный в баночке фруктовый конфитюр. По нашим привычкам, после такого завтрака ноги протянешь. О чем танцоры тотчас мне и объявили. Попросили хозяина добавить хлеба. Он выскочил из дома и побежал к соседям занимать хлеб.
В 10-00 собрались на совещание. А. Ланглуа, в присутствии прибывшего секретаря Советского посольства Анатолия Николаевича Цапалкина, объявил порядок пребывания хора во Франции. За 27 дней нам предстоит сделать 28 концертов. Выходные предусмотрены на юге, во время гастролей в Каннах и Ницце, а также в конце пребывания в Париже.
Переезд в автобусе на другой день после концерта. Реквизит будет ехать в грузовике, который идет следом за нами. Концерты везде будут начинаться в 20-30 в 2-х отделениях с антрактом в 20 минут. Руководство общества просит, чтобы перед началом каждого концерта я (во Франции меня зовут RESPONCABLE CULTUREL — в переводе на русский язык — «Руководитель культуры») выступал с кратким приветствием и рассказывал о Новосибирске. Французы так мало знают о Сибири, что живой рассказ будет для них интересен.

И вот первый концерт в пригороде Парижа — городе Трапп. Здесь с 1929 года муниципалитет возглавляют коммунисты, и сейчас мэром города избран коммунист Бернар Гюго. Город небольшой, в нем живут в основном железнодорожники. Концерт состоялся в спортзале: в торце сделана эстрада, на трибунах вокруг площадки более 800 зрителей. Мы понимали, что французские друзья и работники нашего посольства хотели на доброжелательной публике посмотреть, что за коллектив к ним прибыл, но и нам так же было интересно узнать, как будут принимать зрители песни и танцы Сибирского хора.
Занавеса не было, и артисты из коридора по лесенке появились на сцене и выстроились полукругом. Я поднялся на сцену, подошел к микрофону и обратился: «Уважаемые дамы и господа!» и неожиданно для себя добавил: «Товарищи». Из хора вышла переводчица Таня в костюме хористки и на французском языке перевела мое обращение. Зал бурно аплодировал. Я говорил, что Новосибирск — это город с населением 1 млн. 200 тыс. человек, в нем 3 академии, 17 вузов, 6 театров и т.д. Моя речь длилась 6 минут, да перевод столько же и мы в дальнейшем внесли поправку. Я говорил обращение, а Таня по-французски остальной текст.
Успех был полный. После окончания концерта, на приеме в муниципалитете заместитель мэра Жильбер Морэ много говорил о восторженном приеме зрителями коллектива из Сибири.

Нам предстоял путь на север Франции в города Аррас, Авьен, Бетюн, Лилль. В Аррасе посетили мемориальное кладбище. Здесь похоронены 220 участников сопротивления, расстрелянных фашистами. В стенах цитадели прикреплены мемориальные доски. На одной из них читаем: Василий Доценко. Возложили цветы.
В юроде Авьен третий концерт. Авьен — город шахтеров. В войну был сильно разрушен, поэтому много зданий современной постройки. Выступали в универсальном зале. В нем муниципалитет проводит всевозможные мероприятия: от танцев, спортивных состязаний до конференций. В зале, на стенах, плакаты: Ленин на фоне знамен, реклама Аэрофлота. На сцене два Государственных флага: Французский и СССР. Концерт прошел хорошо. Публика особенно бурно реагировали на танцы, в которых много трюков, на старинные сибирские народные песни. В финале на сцену выходили А.Л. Новиков, В.Г. Захарченко — им бурно аплодировали.
После концерта состоялся прием. Мэр города сенатор Леандр Лётькар, коммунист, член высшей палаты, дважды бывал в Советском Союзе, он говорил об уважении и любви к советским людям. Зрители Авьена покорены искусством Сибирских артистов. Во время приема пели «Катюшу», «Подмосковные вечера», «Степь да степь кругом». Ребята, слегка подпив, на удивление быстро находили общий язык с французами. Это была непередаваемая смесь мимики и жестов, русских и французских слов.
Газета EDITION LENS так написала об этом: «Затем был праздник дружбы, песни, танцев. Рука об руку советские и французы пели и танцевали. Как далеко от нас вчера были все противники Советского Союза, сторонники холодной войны. Что они могли сказать этим людям, объединенным одним стремлением к миру и дружбе между нашими двумя народами».
Утром наш шеф А. Ланглуа сказал, что они намерены дать в Москву телеграмму о первых успехах хора. Когда дошли до оценки первых концертов, он сказал, что ничего подобного до сих пор не видел, хотя здесь работали известные коллективы из СССР: грузины, молдаване и др. Их привлекает то, что сибиряки песни не только поют, но и играют, а танцы вообще никого не оставляют равнодушными.

8 марта 1974 года в 12-30 приехали в город Бетюн. Это, в основном, горняцкий район. Видны терриконы. В середине площади стоит часовня-башня с петухом на вершине. Мэр города говорил, что еще в первую мировую войну город был сильно разрушен. Хорошо, что удалось сохранить эту башню, сооруженную еще в 14 веке.
Выступление хора состоялось в городском театре на 1000 мест. Газета «Норд Матэн» поместила рецензию под заголовком: «Песни и танцы Сибири или восхищение, которое приходит к нам из холода». Автор пишет: «Если Сибирь считают суровым краем, то ее люди, певцы и танцоры, наделены замечательным человеческим теплом...»

Утром 9 марта мы выехали в Лилль, административный центр департамента Нор. Прекрасная дорога, которая после Лилля идет на Дюнкерег, Кале, Булонь — морские порты на побережье Ла-Манша и пролива Па-де-Кале. Справа и слева вдоль дороги встречаются кладбища, где похоронены солдаты Франции и Англии, погибшие в I и II мировых войнах. Ровными рядами стоят сотни крестов или мраморных плоских досок. На входе — часовня, над ней и в середине кладбища — французский государственный флаг. Все чисто и очень ухожено. Молодцы.
Лилль — крупный город, вместе с пригородами здесь насчитывается более 900 тыс. жителей. Развито машиностроение, химическая и текстильная промышленность, В городе работает университет, театр оперы. Нас встречает председатель отделения общества
«Франция—СССР» Пьер Лёмер. Председателю помогают молодые активисты общества. Их 15 человек. Они говорят по-русски, так как изучают в университете наш язык. Концерт состоялся в здании оперного театра. В нем 1000 мест, расположенных в партере и на ярусах. Утром в газетах появились рецензии на прошедший концерт.
Газета «Либерти»:
«Сибирские артисты восхитили лилльскую публику». «Зрители оперы провели отличный вечер среди певцов и танцоров Сибири. Мы видели уже много народных советских ансамблей, а это было новое пиршество. Советские фольклорные ансамбли обладают способностью передать такие нюансы мелодий, молодость и веселье, дьявольские ритмы».
Газета «NQRD EDALT»:
«Гастроли по Франции народного ансамбля из Новосибирска привели в субботу вечером 50 Сибирских артистов на сцену Оперы Лилля. Два часа спектакль вызывал восторг публики. Очень разнообразные номера, исполненные с безукоризненным качеством: мы провели прекрасный вечер! Артистов вызывали много раз: было полное взаимопонимание между сценой и залом. Последний номер мы имели удовольствие видеть аж 3 раза».

10 марта возвратились в Париж.
Мы живем в Латинском квартале, в гостинице «Виктория», расположенной возле Пантеона. Здесь покоится прах Вольтера и других выдающихся деятелей Франции. Рядом церковь Святой Женевьевы — собор, выстроенный в 17 веке. Вход свободный. Громадный сводчатый зал, полутемно и холодно. За спиной, высоко, трубы органа. Сквозь витражи, выполненные на библейские сюжеты, проникает слабый свет. Много древних картин. В середине — ряды стульев и над ними — каменный аналой в виде виадука. Выйдя из Собора, по улице Сан-Мишель мы дошли до Сорбонны. От старого здания осталась только церковь, остальное перестроено. Вся улица — сплошной магазин. Проходим мимо древних руин — это римские бани. Много киосков с газетами и журналами. На обложках некоторых — обнаженные тела женщин.
11 марта состоялись два концерта в пригородах Парижа — днем в Абервилье, вечером в Витри. Это были художественно-политические демонстрации. У входа в зал в Абервилье лозунг: «Советский Союз и Франция — два народа, которые смешали свою кровь и страдания в борьбе», в фойе — «Пусть крепнет и развивается общество
«Франция—СССР», которое стоит на службе сотрудничества между двумя народами».
В Витри, в зале для баскетбола, установили около 2000 кресел. Руководство общества решило, что можно показать коллектив широкому кругу представителей, в том числе, компартии Франции, Генеральному Совету, прессе и телевидению. В зале присутствовали: член ЦК ФКП Ги Кусси; зам. мэра Витри Роберт Лапорт, ген. секретарь Ассоциации
«Франция—СССР» Моник Парис, председатель Коммунистической группы в Генеральном Совете Мишель Жермен; епископ Анри Габриэль, мэр г. Орли Гастон Вьен; редактор еженедельника Вольдемар Шарвье.
Теперь мы уже знали, что очень нравятся песни: «Славное море священный Байкал» (солист В. Иванов), «Ревела буря», «Иркутяночка», «Красная роза», «Бонжур, Париж». В танцах очень хорошо принимались трюки в исполнении ребят: Ю. Чекмарева, Н. Логутенко, Ю. Пономарева, Ф. Шагимудлина, В. Лебедева. А кумиром публики на всех концертах был Игорь Гришенков. Финал концерта в Витри вылился в манифестацию дружбы. Зал стоя скандировал за дружбу Франции и СССР.

13 марта 9-00. Мы выезжаем в г. Лион. Нам предстоит преодолеть 475 км. Дорога превосходна. В три ряда идут машины, нигде не встречая никакого пересечения.
В 13-00 мы приехали в г. Бон. Бон — центр виноделия провинции Бургундия. За обедом попробовали знаменитого бургундского вина. Хозяйка ресторана говорит, что ее родители приехали с Украины. Накормила нас супом, поджаренными курами, а потом подала на деревянной тарелке несколько сортов сыра. Пили чай и кофе. Под баян пели русские и украинские песни. Провожала нас и плакала... от счастья, говорила она.
В Лион прибыли в 17-00. Один из древнейших городов Франции и административный центр департамента Рона, город расположен на слиянии рек Рона и Сона. Вместе с пригородами в городе живет свыше 1 млн. человек. По рассказам, Лион основан римлянами во времена их войн с галлами еще за 50
100 лет до нашей эры. Город с 15 века является центром Международных ярмарок. Еще из истории международного рабочего движения, которое я сдавал в Высшей партийной школе, известно о восстании лионских ткачей в 1831 и 1834 годах.
Выступление хора состоялось на «Бирже труда», что по-нашему вроде Дома культуры профсоюзов. Зал на 2000 мест, хорошая сцена. На портале лозунг:. «50 лет установления дипломатических отношений между советским и французским народами». Приветствовал нас председатель общества
«Франция—СССР» г. Лиона профессор Вертэймер. Это крупнейший нейрохирург, лично знал Эдуарда Эррио, который, в бытность свою премьером-министром Франции, установил дипломатические отношения с СССР.
В антракт на сцену пришла группа русских, проживающих здесь. Со слезами многие из них говорили, что они увидели и услышали свою Родину. Не просто складывается жизнь у наших земляков. Это не те россияне, которые имеют хорошее состояние. Разные судьбы привели их сюда, а Россия останется в сердце навсегда.

Дорога до Гренобля, следующего города, где запланировано 2 концерта, петляет по долине. Вверху снежные вершины Альп, внизу уже зацветают какие-то деревья, зеленая трава. 104 км от Анесси преодолели за 2 часа.
15 марта из Гренобля выехали в г. Бург. На площади нас встречал г-н Андрэ Субриер, ответственный секретарь общества «Франция — СССР» департамента Ив.
Концерт привел зрителей в восторг. После, за ужином французы спели нам песню с жестами. Это народная песня, в которой поется, что мужик любит вино и женщин. Ребята к популярности уже привыкли, в подпитии быстро разбивались на группы. Как они изъяснялись друг с другом? Ума не приложу. Расходились к 2 часам ночи.
Популярность, кажущаяся легкость концертов, дружеские отношения хозяев создали в коллективе атмосферу раскованности и... проявлений недисциплинированности. Вечером была проведена профилактическая беседа: Андрей Порфирьевич, В.Г. Захарченко, наш администратор Вадим Петрович Капустин и я предупреждали, что впереди Марсель, Тулон, Ницца. Все будет сложнее. Нужно собраться, подтянуть дисциплину.

7 марта выступали в г. Живар.

18 марта 1974 года прибыли в Марсель. Древний город и порт, основанный еще около 600 лет до нашей эры. Древнее название Массалия. Марсель административный центр департамента Буш-дю-Рон, в нем проживает более 1миллиона жителей. Здесь родилась знаменитая «Марсельеза», написанная в 1792 году (слова и музыка) Руже де Лилем под названием «песня марсельцев». При третьей Республике утверждена в качестве Государственного Гимна Франции (с некоторым изменением текста). Кто из нас не знает по знаменитому роману А. Дюма «Граф Монте-Кристо», что где-то здесь был дом, где жил молодой Эдмон Дантес? С самой высокой точки города, где расположена базилика святой Марии-покровительницы, хорошо виден замок Ив. В базилике-часовне, едва глаз привык к сумеречному свету, поражают силуэты многочисленных корабликов, спускающихся на ленточках, веревочках. Это моряки и их жены приносят сюда свой талисман и просят защитницу пощадить и сохранить их в предстоящем плавании.
Возле отеля «Де ля Пост», где мы будем ночевать, нас встречают две дамы. Одна из них черноглазая, красивая, с ямочками на щеках, оказалась женой старшего сына Мориса Тореза — Луиза Торез. Она прекрасно говорит на русском языке. После приветствий стала рассказывать нам, что выступления работавших в Марселе советских коллективов проходят плохо. Последний из них, ансамбль из Башкирии, и вовсе был обворован. Украли их национальные костюмы.
И вот вечером концерт в Опере. Зал на 2000 мест полон. При входе в театр видим желающих купить лишний билетик. Приятно.
Сегодня на нашем концерте небывалое количество официальных лиц:
мэр города Марселя Гастон Дефорх;
посол Кубы во Франции Ортега Суазер;
Генеральный консул СССР в Марселе,
зам. мэра Марсель Паохи,
Депутат департамента Буш-дю-Рон Поль Чермоварра;
Президент Ассоциации «Франция-СССР» в Марселе г-н Гу.
Я вышел из правой кулисы. Передо мной полутемный зал. Лишь у входных дверей горят тусклые плафоны. Зал зааплодировал хору, и когда аплодисменты стихли, я начал говорить. После завершения приветствия, с галерки по-русски крикнули: «Давай, сибиряки!». Кто-то из россиян, оказавшихся здесь, поддерживал нас. Концерт прошел на одном дыхании. В финале зал устроил овацию.

И вот мы снова в пути. Мы едем по берегу Средиземного моря. Сегодня вечером у нас концерт в г. Тулоне. Тулон — французская военно-морская база. В древности это была вначале греческая, а потом римская колония. С конца 17 века — первоклассная морская крепость. Говорят, Наполеон, еще будучи лейтенантом, из крепостных орудий расстрелял английский флот.

21 марта в Каннах. состоялся семнадцатый концерт наших гастролей во Франции.
На концерт пришли наши земляки — русские, живущие здесь, в окрестностях Канн, Ниццы и др. городов. В основном это люди преклонного возраста. Они думали, что старинные русские песни в СССР запрещены, а оказывается, они живут и прекрасно исполняются нашим коллективом. Какая-то женщина пришла на сцену со своим сыном Колей и попросила танцоров показать ему, как русские пляшут «вприсядку». Небольшие группы образовались тут и там — шел активный разговор на тему: «Как там у вас в Сибири»...
Работники консульства СССР в Марселе Федор Леонтьевич Боткар и Андрей Андросов нас поздравляли и говорили, что наш успех безоговорочный. После концерта, на приеме, устроенном местным отделением общества
«Франция—СССР», мадам Жанетта угощала нас из русского самовара коньяком. Она налила его в поданные нам чашки и пригласила «откушать чайку». Новиков принял игру, со смаком выпил и подставил чашку: «налейте еще». Присутствующие весело смеялись.
На другой день, прощаясь с нами, атташе при Генеральном Консульстве СССР в Марселе Федор Леонтьевич Боткар от имени Генерального консула выразил коллективу Государственного Сибирского хора и его художественному руководителю A. П. Новикову благодарность за большую работу, проведенную коллективом во Франции. «Вы вложили свой, хороший кирпичик в здание франко-советской дружбы».

22 марта 1974 — первый выходной день. Намерены совершить экскурсию по Ницце и ее окрестностям и после обеда посетить Монте-Карло. Поднял жалюзи, открыл дверь на балкон. На улице дождь, хмурое утро, вдали темная гладь Средиземного моря.
К 10 часам дождь кончился, и мы поехали на экскурсию. Дорога идет вдоль набережной «Промине де Англетер», бульвар прогулок англичан. Проезжаем мимо отеля «Негреско». У его входа стоит швейцар, разодетый, как петух. На голове шапочка с высоким, красным султаном из перьев. Длинные, красные чулки до колен, черный плащ. Робер говорит, что сутки пребывания в этом отеле стоят 800 франков (Мы получали в сутки 15 франков). Подъехали к кладбищу. Гид провел нас к могиле А.И. Герцена. Бронзовый памятник позеленел от дождя. На мраморной плите букетик неярких цветов. Положили букет и мы. Подумалось: на родине ему было бы больше почета.
Спустились вниз. Вот бульвар Николая II. В конце его собор, копия Василия Блаженного в Москве, построенный в 1812 г. Во дворе часовня, в которой погребен молодой царевич Владимир. В Ницце много русских. Церковь объединяет их. Здесь совершаются все православные богослужения.
Дальше наш путь в княжество Монако. Оно расположено на полуострове, его площадь 180 гектаров. Здесь замок князя Рене lV. Чуть ниже построен новый город Монте-Карло. Рассказывают, что его начал строить американский миллиардер, дочь которого вышла замуж за князя. Город строился, отвоевывая землю у моря.
Князь Рене IV имеет чин капитана Французской армии. У него своя армия, состоящая из 50 солдат. Язык французский. Существует государство за счет доходов от туристов, многочисленных казино и игорных заведений.
Подъехали к одному казино в Монте-Карло. В большом зале стоят игорные автоматы. Опустишь монету в 1 франк, дернешь за ручку справа и... чаще всего ничего не получишь. Двое наших ребят выиграли: Пономарев — 8 франков, баянист Шевелев —10 франков.
Присутствовали на смене караула у входа во дворец Князя. Остановились возле красного кирпичного дома с белой ротондой. На мемориальной доске написано, что здесь жил Джузеппе Гарибальди.
А вот улица Сталинграда. Наш переводчик Леонид сказал, что улицы или площади с именем Сталинграда во Франции есть почти в каждом городе.
Во второй половине дня мы посетили два музея, расположенных близ Ниццы. В первом нас встретила Надя Леже (Надежда Петровна Ходосевич), вдова Ф. Леже. Надя рассказывала, что ей, сохранившей Советское гражданство, пришлось передать музей в собственность Компартии Франции, так как по законам Франции иностранным гражданам не разрешается строить. Фернанд в 1945 г. вступил в компартию, был большим другом Марселя Кашена и Мориса Тореза. Надя, сама прекрасная художница, часто бывает в СССР, дружна с Министром культуры СССР Екатериной Алексеевной Фурцевой.

Утром 23 марта мы попрощались с Ниццей. Теперь наш путь лежит на запад Франции.
Кастр, Брив, Перегю. Всюду коллектив встречали бурными аплодисментами. В города Аллее на открытии театра в 1973 году выступали солисты Новосибирского театра Оперы и балета Любовь Гершунова и Анатолий Бердышев.

30 марта мы приехали в курортный городок Лес Саблес де Олонне. Перед нами Атлантический океан. Дугой изогнулась набережная с белыми отелями и длинным пляжем. Как раз отлив. Море ушло, оголив камни и песчаные отмели. Шесть часов длится отлив и затем шесть часов — прилив. И так вечно! Фантастика!

Из Бреста в намеченные 8 часов утра выехать не смогли. В номере 302, где жили артистки хора Матрешина и Зотикова, в дверях сломался замок. Собралась толпа, когда они с 3 этажа на веревках спускали свои авоськи. Дверь пришлось ломать, чтобы вызволить сибирячек из французского плена.
Из Бреста мы отмерили 270 км и оказались
в Нормандии.

Последний концерт состоялся в пригороде Парижа, городе Аржентей 5 апреля 1974 года. На концерте присутствовали работники посольства Цапалкин Анатолий Николаевич, Матисов. Это было наше прощание с французским зрителем. На приеме подводились главные итоги, говорились речи, выпивали за дружбу. Главный итог: гастроли прошли блестяще. На 27 концертах побывало 32 тыс. 750 человек.


8 апреля 1974 года самолетом ИЛ-62 Аэрофлота мы отбыли в Москву.

Париж, 13 мая 1974 года.
Господину Чернову Н.Р.

Дорогой друг !
От имени Общества Дружбы «Франция—СССР» мне очень приятно подчеркнуть наше большое удовлетворение результатом визита во Францию Сибирского народного хора.
Вы сами, видимо, были свидетелями большого артистического успеха, а я хочу особенно подчеркнуть политический эффект этого турне, о которых пресса различных направлений единодушно свидетельствовала, а также об энтузиазме, качестве, дисциплине и любезности актеров.
Я знаю, что Ваша роль в успехе велика, в связи с этим я позволяю себе принести Вам особенную благодарность в моих лучших дружеских чувствах.

Президент общества «Франция—СССР»
Ги
Дессон

После возвращения коллектива из Франции, заместитель Министра культуры РСФСР В.В.Кочетков запросил творческую характеристику на работавшего ряд лет с Сибирским хором В. Г. Захарченко, и вскоре он был назначен художественным руководителем Кубанского казачьего хора. Таким образом, Сибирский хор дал России ещё одного выдающегося деятеля музыкального искусства.

После ухода В.Захарченко, по представлению А. Новикова главным хормейстером Сибирского хора была назначена Л. А. Екатеринушкина. Выпускница Горьковской консерватории, она легко вошла в коллектив. Это она сделала песню Николая Михайловича Кудрина «Хлеб — всему голова», которую ныне поет вся страна. 23 декабря 1975 года Андрею Порфирьевичу Новикову «за создание программ Сибирского народного хора в 1974 — 1975 годах» была присуждена Государственная премия РСФСР им. М.И.Глинки.
Министерство культуры РСФСР в 70-80 годы регулярно проводило смотры творческого состояния профессиональных народных хоров России.
В марте 1968 года состоялся просмотр и обсуждение программы Сибирского хора, которое вызвало большой интерес. В нем приняли участие представители кафедры народного пения Московской консерватории им. П.И.Чайковского, хормейстеры, композиторы, художники.
Подводя итоги обсуждения и отмечая положительную работу коллектива хора, заместитель Министра культуры РСФСР В.М.Стриганов подчеркнул: «Коллектив идет по правильному направлению в искусстве народного хорового пения. Однако, наряду с авторскими песнями, хор обязан петь старинные народные песни. Кроме вас, их никто петь не будет. Забудете вы - их забудет народ. История не простит нам такого расточительного отношения к народному богатству.»
Андрей Порфирьевич Новиков ушел из жизни 6 ноября 1979 года в возрасте семидесяти лет. Перед управлением культуры встал вопрос — кто возглавит Сибирский хор?
Мысленно перебирая кадры консерватории, союза композиторов, руководителей коллективов художественной самодеятельности области, я не мог остановить свой выбор ни на одном из них. Министерство культуры РСФСР предлагало посмотреть на выпускников хормейстерского отделения Московского института культуры. Но рекомендованные кандидатуры меня не устраивали.
Самой предпочтительной кандидатурой оказался Вячеслав Викторович Мочалов. Выпускник хорового отделения Горьковской консерватории, проработавший некоторое время руководителем коллектива в Средней Азии, он уже много лет был художественным руководителем Новосибирской филармонии. Мочалов прекрасно знал условия гастрольной деятельности, утверждал программы филармонических коллективов, был знаком с творчеством многих народных хоров, приезжавших в наш город. Кроме того, он проявил себя как талантливый организатор, создав при филармонии хор мальчиков.
Мое предложение было для В.Мочалова неожиданным, согласия сразу он не дал, попросил время подумать. Но через несколько дней я представил его коллективу.
И вот уже свыше 25 лет, как В.В.Мочалов руководит Сибирским хором, был удостоен почетного звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР», а затем — «Народный артист Российской Федерации».
Сибирскому хору присвоено почетное звание «академический», ему суждена — в этом я не сомневаюсь — большая творческая судьба.
И вот уже свыше 25 лет, как В.В.Мочалов руководит Сибирским хором, был удостоен почетного звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР», а затем «Народный артист Российской Федерации». Сибирскому хору присвоено почетное звание «академический».
И сегодня, в преддверии 60-летия этого замечательного коллектива, перед ним по-прежнему стоит вопрос: «Каким быть Сибирскому хору? Как сохранить его самобытность, каким образом вернуть ему былую популярность?»
Но это, очевидно, тема для другого, более подробного разговора.


100-летие «Сибирских огней»