Вы здесь

Провинциальные истории

Светлана Борминская. Охота на старушку (Дом золотой). Роман. М., изд-во «Пальмира», 2002
Файл: Иконка пакета 08_gorshenin_history.zip (7.45 КБ)
ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ ИСТОРИИ

(Светлана Борминская. Охота на старушку (Дом золотой). Роман. М., изд-во «Пальмира», 2002)

Живет в одном из провинциальных городков средней России Соборске одинокая старушка Фая с коровой Малышкой и кошкой Тишкой. Наезжает на лето к ней сестра Зоя со всем семейным кагалом. В соседях у Фаи закадычная подружка-ровесница Маня и давний Фаин воздыхатель дед Сережа с домочадцами. А еще — вся их улица Пухлякова, больше похожая на деревню или общежитие, где все всё друг о друге знают, всё видят-подмечают, ругаются, мирятся, судят-рядят, сплетничают…
Жизнь Соборска, несмотря на бушующие вокруг социальные ветры, достаточно спокойна и размерена. Если не считать строительства в окрестностях городка хранилища ядерных отходов. Но и оно не стало, как можно было ожидать, во главе угла романа «Охота на старушку».
Страсти вокруг ядерной свалки оказались где-то на периферии повествования. Проводятся, конечно, и в Соборске акции протеста, но устраиваются они приезжими «зелеными». А у местных жителей отношение к проблеме неоднозначное. Мало хорошего, конечно, иметь такое опасное соседство. Но, с другой стороны, с началом этой стройки и стабильная работа для горожан появилась, и жизнь улучшилась. Да и… начальство строго пальцем погрозило, а против него куда попрешь!.. (Очень, кстати, точно подмеченная особенность российского провинциала). Правда, есть в романе и доморощенный террорист — девяностолетний дед Голозадов, подложивший в машину супруги начальника ядерного хранилища генерала Бересклетова самодельную, из огнетушителя, бомбу, но и им движет не столько социальный протест, сколько возникшая у него с первого взгляда личная к генералу неприязнь.
Так что автора больше интересуют не социальные моменты, а сами люди, то, чем и как они внутри себя и между собой живут, что движет их поступками, какова нравственная основа их бытия. Им, простым (но отнюдь не примитивным) людям российской глубинки и посвящена книга С. Борминской.
Тут что ни персонаж, то самородное явление и колоритная личность. (Причем не только людей это касается, но даже и животных: тех же Фаиных коровы с кошкой, у которых и характер свой есть, и образ запоминающийся).
Не следует, правда, думать, что С. Борминская намеренно снижает социальную планку — просто пишет, как сама она признается, с того уровня, на каком живет, «без капли или намека на снисходительность к дорогим людям», о которых рассказывает.
Уровень этот — провинциальная российская жизнь с ее бытом, укладом, особенностями, с ее неподражаемой народной стихией. И с уровня этого многое видится совсем не так, как со столичного. Те же социальные проблемы, например.
Невольно вспоминается так называемая «деревенская проза» 60-х — 70-х годов прошлого столетия (В. Шукшин, Ф. Абрамов, В. Астафьев, В. Белов и др.). Роман С. Борминской произрастает, из той же, в принципе корневой системы, питающейся соками народной жизни, народного духа и языка. Хотя, сам росток у, без сомнения, талантливой самобытной писательницы оригинален и «лица необщего выражение», конечно же, имеет.
Рассказ (или я бы даже поправился — сказ, ибо сказовая интонация звучит здесь весьма отчетливо) о жителях и событиях Соборска в произведении С. Борминской незатейливым, лесным ручейком журчит, словно бы сам собой, легко и естественно перескакивая с одного камушка-события или эпизода на другой. А в итоге перед нами достаточно цельная и органичная художественная картина.
Что же касается сюжета и композиции, то в этом плане роман С. Борминской напоминает двугорбого верблюда. Каждый из горбов-частей книги — отдельная, вполне самостоятельная история, а объединены они местом действия и героями повествования, его атмосферой и тональностью.
Сюжетным гвоздем первой части с интимным названием «Любовь» стал рассказ об удивительной (так и хочется сказать — большой) любви кошки к человеку. Влюбившаяся в Бересклетова Тишка, как ни пыталась вернуть ее хозяйка, навсегда ушла к генералу. После трагической гибели жены, она осталась единственной ему близкой и родной душой.
В центре второй части с говорящим названием «Охота на старушку» до боли знакомая ситуация с дележом наследства. Умирая, мать Фаи завещала ей одной большой родительский дом. Этот дом, в котором Фая прожила всю жизнь, — единственное богатство старушки. Но сестра Зоя, давно оторвавшаяся от родного крова, и ее семейство имеют на дом свои виды. У них есть и квартиры, и дачи, и машины, и нормальный достаток, но им мало и хочется урвать еще и этот кусок. Однако, поскольку юридически сделать уже ничего нельзя, «благородное» семейство пытается просто-напросто застрявшую им как кость в горле родственницу сжить со света. И устраивает на нее настоящую охоту, даже отравить пытаются.
Особенно бесит семейство Зои то обстоятельство, что жизнелюбивая Фая не только не помышляет покидать этот мир, но и подумывает даже, а не выйти ли ей все-таки замуж за деда Сережу.
«Словно заговоренная эта чучелка Файка. Девка старая, полуграмотная. Была одиночка, а теперь дед при ней живет, сторожит ее, наглядеться не может. Пенсия-то два шиша с копейкой, а у нее корова молочно-сливочная. Нет детей, а она кошек своих любит, как ненормальная, у ней кошки-то иные говорить могли! И глаза у Файки, как две бирюзы».
Более того, главная героиня романа — неисправимо счастливый человек. Потому что уверена: счастье положено всем.
«Так он, мир, устроен, раз родился человек, ему счастье положено. Ровно столько, сколько каждому на земле. Не меньше, и не больше. Обязательно. Одинокому — свое счастье, и кривому, и косому, и безрукому тоже по ведру счастья припасено. Ничего тут не поделаешь. Всем! А кому такой подход не нравится… очень им чужая горькая капля счастья невпопад и поперек».
И не известно, чем бы «охота на старушку», стоящую на пути к наследству, кончилась, не вмешайся в действие еще один полноправный герой повествования — сам дом. Полноправный, потому что изображен он автором как живое существо, незримо присутствующее во всех перипетиях этой истории и время от времени дающее о себе знать то старческими вздохами, то скрипом стен и бревен. Сто двадцать лет просуществовал он на свете, но такой алчности и низости, до каких доходит семейство Зои, еще не видел. Может, от старости, а может, и не в силах более наблюдать подобное безобразие, дом в один прекрасный момент просто рухнул и погреб под своими обломками «охотников», поставив тем самым в неприглядной истории точку.
Ситуация разрешилась настолько же неожиданно, насколько и символически. Не рой другому яму, не плюй в колодец, не желай зла ближнему, живи с миром — и ты сохранишь свой дом (а это не только конкретная о четырех стенах обитель, но и вообще — родина), и дом не обидит тебя. Вот, собственно, нехитрый смысл этой прозрачной метафоры. И очень своевременное напоминание многим и многим из нас нынешних, крепко подзабывших, что общественная гармония не в последнюю очередь держится на заповеди «возлюби ближнего как самого себя».
И не одно такого рода напоминание встретит читатель в книге С. Борминской. Она вообще в лучшем смысле этого слова назидательна. Только назидание в ней не дубовое, не лобовое, от которого хочется на первых же страницах захлопнуть роман, а такое же естественное, какое исходит от умного, тонкого остроумного собеседника, который знает и умеет сказать. Автора «Охоты на старушку» к этого рода собеседникам вполне можно отнести. Есть для того все основания: и серьезность и острота мыслей за внешне легким житейским разговором, и зоркость взгляда, и пронизывающая повествование, где добрая, а где колкая, ироничность, и чистый, а не суррогатный, современный русский язык, и чисто человеческое обаяние, наконец, исходящее от каждого обращенного к нам авторского слова.
Собственно, личность автора-собеседника и задает тон повествованию, делая его не только увлекательным, драматически напряженным, но и, при немалом негативе, очень светлым, жизнеутверждающим.
Роман «Охота на старушку» — дебют молодой писательницы. Дебют, следует признать, — успешный. Дай-то Бог, чтобы и следующие ее шаги на литературном поприще оказались не менее удачными.
Но с успешным дебютом можно поздравить и московское издательство «Пальмира», для которого С. Борминская стала как бы пробным камнем. В отличие от большинства остальных российских издательств, специализирующихся на выпуске разножанрового бульварного или постмодернистского чтива, густо замешанного на грязи и пошлости, которое, сегодня, увы, сплошь и рядом вытесняет настоящую литературу, «Пальмира» с первых же дней своего существования ориентируется на традиции великой русской словесности, на ее народные истоки и источники. И только что изданная книга пока мало кому известной С. Борминской, доказывает, что они не иссякли, что литература русская в ее высоком духовном и нравственном значении продолжает жить.

Алексей ГОРШЕНИН
100-летие «Сибирских огней»