Прозвучали «Голоса истории»

В Москве прошла лаборатория исторической драматургии ИСТОРИЯ.DOC и научно-творческая конференция «Голоса истории: современная историческая драматургия». В мероприятиях, организованных фондом поддержки и развития социокультурных проектов «Культурная политика» и состоявшихся на площадке московского городского «Театра на Покровке», принял участие и драматург из Сибири. Проект объединил шесть драматургов – победителей конкурса исторической драматургии + ИСТОРИЯ.DOC.

В ходе лаборатории 8 и 9 декабря режиссеры Ирина Керученко и Владимир Дель, задействуя актеров «Театра на Покровке», работали с пьесами-победителями. Материал режиссерам достался очень разный. Известный писатель Вера Галактионова инсценировала собственный роман «Спящие от печали» о национальном разъединении 1994-1996 годов и судьбах русских людей, оставленных в один черный день за пределами Родины. Перед автором стояла непростая задача – перевод романа, насыщенного метафорами и символами, в драматургическую форму. Не менее сложной была задача режиссера. Нетривиальным оказался и замысел писателя и врача Андрея Убогого (Калуга), который попытался показать историю через предметный мир. «Старинные предметы служат своего рода аккумулятором нашего знания, памяти, чувства – всего того, что способно приблизить к нам прошлое, – пояснил автор. – Эти предметы – как будто узлы, в которых пространство и время скручены так неразрывно и туго, что невозможно одно отделить от другого».

Пожалуй, самый живой отклик публики вызвала пронзительная пьеса Юрия Лугина (Ивангород Ленинградской области) «Горел». События разворачиваются в детском доме в 1945 г., герои, раненые войной, всеми силами пытаются сохранить в себе человеческое. «Высшая оценка драмы «Горел» для меня – вопрос на первой читке пьесы: «Откуда вы узнали эту историю?» Оказывается, придуманное мной отражает то, что на самом деле было в Белоруссии в 1944 году,» – признается автор.

Остальные три пьесы, представленные на лаборатории, имеют документальную основу. Так, самарского драматурга Александра Игнашова интересовал пугачевский бунт. «В пьесе «Страсти по самозванцу» я писал о том, чем приходится жертвовать ради любви, идеи, чувства долга простому человеку и государственному деятелю,» – рассказал литератор. А московский автор Дмитрий Романов взял тему, более близкую нам по времени – отречение от престола Николая Второго. Реальный исторический персонаж стал героем пьесы и новосибирского драматурга – Елены Богдановой. Это чекистка Вера Брауде. В самой теме ЧК автор видит глубокие драматургические коллизии. «С одной стороны, Ленин говорил, что для работы в ЧК надо найти лучших, – поясняет драматург. – В каком-то смысле это зачастую и были лучшие – волевые, способные, «морально выдержанные». И многие из них искренне верили, что борются со злом. С другой стороны, фактическая бесконтрольность ЧК, опьянение кровью и властью, совершали с «лучшими» страшные метаморфозы».

Известный драматург Андрей Малягин рассказал участникам лаборатории о своем опыте исторических пьес. По его версии, замышляя написать о каком-то историческом лице, нужно сначала убедиться, что оно является узлом драматических противоречий. «Меня интересовала фигура генерала Власова, и я решил написать о нем пьесу, – говорит Малягин. – Но чем больше я о нем узнавал, тем больше понимал, что это не трагический герой, а пассивное орудие темных сил. В итоге пьеса получилось не о Власове, а о власовцах».

На конференции 10 декабря историки, философы и культурологи погрузили участников в самые разные темы: от правления Ивана Грозного и средневековых отношений христианских конфессий до роли случайностей в катастрофе 1917 г. и связей масок комедии дель арте с психическими типами. Изюминкой «Голосов истории» звезда ютуба Екатерина Куваева. В прославившей ее вологодской традиции плетения сказок Катя рассказала историю о Матильде, поссорившей русский народ в 2017 г.

Общее мнение участников мероприятий выразил участник драматург Дмитрий Романов: «Пройти через «культурную кузницу» творческой лаборатории невероятно важно. Особенно сегодня, когда нас окружает океан идей, многие из которых, как хорошая, но ещё хрупкая сталь, нуждаются в закалке».

«Культпоход»