Вы здесь

Светоносный талант

К 100-летию Святослава Рериха
Файл: Иконка пакета 10_kashkalda_st.zip (31.35 КБ)
Вера КАШКАЛДА
Вера Кашкалда


СВЕТОНОСНЫЙ ТАЛАНТ
К 100-летию Святослава Рериха



23 октября 2004 года исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося русского художника Святослава Николаевича Рериха. Он родился в Санкт-Петербурге в семье всемирно известного русского художника Николая Константиновича Рериха. Мать, Елена Ивановна, правнучка полководца М.И. Кутузова и племянница композитора М.П. Мусорского была пианисткой, философом, путешественницей, писательницей и с детских лет приобщала сыновей Юрия и Святослава к миру прекрасного, к труду.
Отдавая дань любви к родителям, Святослав Николаевич говорил: «лучшего воспитания я не мог представить. И лучшего воспитания я не мог бы рекомендовать никому. Елена Ивановна, моя матушка, и Николай Константинович, они всегда следили с самого начала за нашими наклонностями, за тем, что нам близко, чем мы интересовались и всячески это поддерживали и поощряли».
После окончания гимназии Святослав Николаевич не сразу избрал для себя живопись. Он учился в Колумбийском и Гарвардском университетах, где изучал архитектуру, скульптуру, увлекался балетом… Последующие события круто изменили цель его жизни.
На рубеже ХIХ — ХХ веков многие художники Европы и России искали вдохновения, новых жизненных идей, высоких идеалов на Востоке. Особенно привлекала Индия. В эту страну устремлялись путешественники, купцы, завоеватели, ученые, художники, философы. Уже в Х веке в летописях записано о связях Индии и России. В XV веке в Индии был тверской купец А. Никитин. Есть в этой стране памятник и русской путешественнице, философу, писательнице Е.П. Блаватской. В Индии была балерина Анна Павлова, художники В. Верещагин. В. Ватагин, С. Чуйков и другие. В 1923 году в Индию приехала русская семья Рерихов. Это была не группа праздных туристов, а научно-художественная экспедиция, имевшая целью основательное изучение Востока.
Так древняя и мудрая страна Индия стала второй родиной Святослава Николаевича. Он любил ее природу, древнюю архитектуру, фрески, скульптуру, философию, людей — «и все это как бы будило что-то давно освоенное». «Я люблю Россию, люблю Индию: я как бы принадлежу двум народам». (С.Н. Рерих. «Священная флейта», Самара 2000, с.10)
Святослав Николаевич твердо решил стать художником. Он не учился в Академии художеств и избежал заучивания стандартной программы. Но на пустом месте ничего нельзя создавать. Копировать даже великих художников в искусстве противопоказано. Есть мудрый совет: «Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего». Святослав Николаевич изучал искусство известных художников-профессионалов в музеях Англии, США, Франции, Италии, Индии, России. Он самостоятельно оттачивал технику живописи, изучал законы рисунка, цвета, композиции, ритма. Естественно, что решающую роль в понимании искусства живописи помогало творчество отца, которое он наблюдал с детских лет и слушал его советы. Но если для некоторых художников восточные темы были лишь экзотикой, кратким эпизодом, то Святослав Николаевич изучал Индию многие годы и передавал своё видение страны поэтически и философски проникновенно: «Индия дает мне все — сюжеты, ритм, сами краски, колорит картин».
Творческий путь художника — это непрерывное движение по спирали к новым открытиям. О духовном творческом развитии Святослава Николаевича так отзывался его отец: «Если возьмем сравнить его достижения за последние годы, то можно видеть, как неустанно совершенствуется та же основная песнь красок. Форма и раньше была четкой и выразительной. Краски были сильны, но сейчас с каждым годом вы изумляетесь прозрачности и возвышенности этих красочных сочетаний, будет ли это портрет или этюд лица, или пейзаж — во всем будет и воздушность, и убедительность какой-то совершенно особый, присущий ему реализм» (Н. Рерих «Зажигайте сердца». М. 1975г. Стр. 121).


* * *

Если в Индии, в США и в других странах творчество Святослава Николаевича было популярно, то в Советском Союзе о картинах Рериха-старшего и его сына знали немногие специалисты. Эти картины не экспонировались на выставках, в музеях, не было о них информации в печати, не издавались их книги. Но с наступлением известной «оттепели» в общественной жизни, на родину вернулся Юрий Николаевич Рерих. Он привез с собой более 400 картин и около 5000 уникальных книг. В 1959 году в Москве открылась выставка произведений Николая Константиновича. В 1960 году в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и в Эрмитаже открылась первая выставка Святослава Николаевича Рериха. Знакомство с необыкновенно красочным, новым искусством Н.К. Рериха и его младшего сына Святослава было большим событием в истории русского и мирового искусства, и вся страна вдруг заговорила о семье Рерихов.
В связи со 100-летием со дня рождения Николая Константиновича по решению ЮНЕСКО год 1974-й был объявлен годом Н. К. Рериха. По приглашению Дома дружбы народов и Министерства культуры СССР в Советский Союз был приглашен второй раз С.Н. Рерих и его жена Дэвика Рани. Они привезли две выставки из Индии. В Третьяковской галерее открылась ретроперспективная выставка С.Н. Рериха, а в Академии художеств — его отца. Это был большой и незабываемый праздник. Образовалось два потока зрителей, залы были постоянно переполнены.


* * *

На встречу со Святославом Николаевичем в Москву ездила группа сибиряков. Мне дирекция Новосибирской картинной галереи поручила пригласить художника из Индии и его выставку в город на Оби. В Москву я приехала в день открытия в Третьяковской картинной галерее выставки С.Н. Рериха. В тихом Лаврушенском переулке стояла огромная очередь. Мне очень хотелось увидеть художника, и я решила пройти на выставку через служебный вход по искусствоведческому удостоверению.
В вестибюле я увидела Дэвику Рани, Святослава Николаевича и Павла Федоровича Беликова. Подошедший ко мне Павел Федорович сказал «пойдемте, я вас представлю Святославу Николаевичу». И вот он подошел ко мне. Его добрые, лучистые глаза смотрели внимательно и доброжелательно. Когда он услышал мое имя, он вспомнил нашу переписку. Я писала ему письма в Индию о сибирских новостях, посылала наши издания, фотографии, поздравления с праздником.
— Как вы живете в Сибири? — спросил меня Святослав Николаевич.
— Мы ждем Вас и выставку Вашу в Новосибирской картинной галерее.
— У вас же сейчас холодно.
— Нет. Сегодня только 10 градусов мороза. Мы дадим вам валенки, шубу, и вы не будете у нас мерзнуть.
— Неплохо, — сказал Святослав Николаевич и заулыбался. — После Москвы мы съездим в Англию и Францию, а потом в ваши места. Примерно в январе месяце я буду у вас, — пообещал Святослав Николаевич.
Мы еще поговорили об экспозиции. Оказалось, что дирекция Третьяковской галереи дала малую площадь и картинам тесно.
— Не все картины поместились. Тридцать шесть остались в запаснике, — грустно сказал художник.
До открытия выставки оставалось мало времени, а несколько картин стояли на полу. Рабочих было мало.
— Я могу Вам, Святослав Николаевич чем-нибудь помочь?
— Помогайте добрыми мыслями и добрыми побуждениями, — ответил художник.
Выставка открылась торжественно, было много гостей: из Министерства культуры СССР, Академии художеств, Индийского посольства, творческих союзов, культурных организаций из разных республик…. Выступающие сердечно поздравляли высокого гостя с семидесятилетием. Много добрых слов было сказано о его творчестве, общественной деятельности, направленной на укрепление дружбы между великими народами: Индии и СССР и на охрану памятников культуры планеты.
В своем ответном слове Святослав Николаевич сказал: «Хочу выразить свою радость по поводу пребывания в Москве, счастлив прикоснуться к родной земле. Я не помню своего возраста, и только друзья напомнили, что мне уже семьдесят лет».


* * *

В красочных полотнах С.Н. Рериха все было необычно: образы, цвет, ритм, композиция, свет… На выставке были представлены разные жанры: пейзаж бытовой, религиозно-мифологический, исторический, натюрморт. С большим интересом зрители знакомились на выставке с картинами, которые были объединены в серию «Мои соседи». Русский художник многие годы изучал жизнь индийского народа и изобразил так просто, естественно и правдиво жизнь и труд бедных тружеников: гончаров, рыбаков, пастухов, ремесленников.
Новое в искусстве, в науке часто с трудом воспринимается людьми. Установившиеся традиции и стереотипы с большим трудом заменяются новыми идеями и образами. Вспомним, сколько трудностей испытали отвергнутые современниками художники-новаторы: А.А. Иванов, М.А. Врубель, П.Д. Корин, импрессионисты и другие. Если искусство не проникает в сознание зрителей, не захватывает тем строем мысли и чувства, которые испытал автор, тогда оно бесполезно, мертво. Но бывает, что передовое искусство не воспринимается из-за низкого уровня культуры зрителей. Если же устанавливается контакт — «духовно-душевное» (А. Асафьев) единение, слияние творящего и воспринимающего — такие произведения живут века и тысячелетия.
Картины «Моя сестра» (1938), «Дочери моря» (1946), «Возвращение домой» (1954), «Мои соседи» (1961), «Женщина из племени гадди» (1961), «Мой дом» по своему содержанию близки к творчеству художников-передвижников И.Е. Репина, Е.В. Маковского. Поэтому рериховские картины были зрителям понятны. Но была и разница в восприятиях. Русские передвижники утверждали критический реализм, чтобы через образы нищих крестьян вызвать сострадание к народу. Святослав Николаевич в каждом сюжете выявляет в сельском труженике благородство, доброту, красоту, достоинство. Интересна по композиции картина «Пахота», где изображены поднимающиеся на холм быки с плугом — пожилой, сильный крестьянин переворачивает пласты раскаленной солнцем земли для посева зерна. Этот образ пахаря напоминает русского богатыря Микулу Селяниновича тоже исконного земледельца. «В Индии вы найдете то, что, может быть, не найдете в других странах, то есть другие страны теряют. А это та человечность и близость, может быть, к каким-то истокам и основам. Вот почему вы увидите у индусов, даже в самых отдаленных деревнях, известную утонченность и эта утонченность сказывается во всей их жизни. Я придаю большое значение этому потому, что через эту утонченность они воспринимают больше тех светлых веяний, какими мы окружены». Художник не ограничивался беглыми путевыми набросками экзотических сюжетов. Он серьезно и глубоко изучал жизнь индийского народа и передавал его правдиво, с любовью, поэтическим проникновением и с философским размышлением о радости бытия. Зрители спрашивали художника: «Были ли картины вдохновлены музыкой?». Святослав Николаевич ответил: «Музыка всегда проходила яркой нитью во всех моих картинах».
Он написал четыре картины из народного эпоса о самом популярном в Индии музыканте Кришне. Особенно интересен сюжет в картине «Священная флейта» (1968), где Кришна-отрок сидит под золотисто-охрым деревом и играет на флейте, а его музыку слушают растения, животные, небо. Мастер изобразил Кришну не божеством, совершающим многие благие деяния для народа, а в облике пастуха.
Как в этом сюжете, так и в картине «Кулу. Осенний праздник» (1944) художник передал много яркого солнечного света, радости жизни.
Святослав Николаевич говорил: «Художник должен искать красоту, к которой инстинктивно тянется также человек, в искусстве не искушенный». И приводит притчу: «Любимый ученик Будды Ананда спросил его, правда ли, что стремление к красоте и ее осознанию составляет половину нашей жизни духовной? Не говори так, Ананда», — ответил Будда, «Красота — это вся наша жизнь» (Н.Д. Спирина. Философски-этическое воззрение С. Рериха. Новосибирск. 1990. с. 8)
Художник показал в своих картинах простой народ Индии. В трудовой, близкой к природе жизни человека он видел источник нравственного здоровья и находил в народной среде подлинную духовную и физическую красоту. Это свое убеждение художник наглядно выразил в картине «Ближе к тебе, мать-земля» (1968). Мы видим здоровую сельскую женщину, которая воспитывает ребенка, выращивает урожай, а рядом пресыщенные «осколки общества», которые приехали из Европы в Индию искать иных способов для повышения своего благосостояния. Особенно нравилось зрителям картина «Моя страна прекрасная» (1974). На фоне горного светлого пейзажа на первом плане изображена сидящая на камне индийская женщина в сиреневом сари. Красивое ее лицо одухотворено, взгляд устремлен в будущее. Образ простой женщины возвышен мастером до символа, олицетворяющего новую, духовную Индию.
«Мы горды, зная, что Святослав Николаевич Рерих с характерной для русской души глубиной мог так мудро понять жизнь народа этой великой страны и отразить в своем искусстве его духовные качества, его культуру и неповторимую природу Индии, создавая живописные произведения полные жизни, поэтичные и лирические. В них тонко раскрыта красота народа Индии и величие его натуры…Реальность, показанная с могущественной силой в художественных образах, всегда будет волновать душу народа», — высказала за многих зрителей свои впечатления от выставки скульптор Е. А. Белашева. (Н.К. Рерих. Жизнь и творчество. М. 1978. с.346)
Сибиряки спрашивали у Святослава Николаевича о будущем развитии Сибири и о ее роли в России. «Сибирь — это величайшее богатство России и залог ее благополучия». Мы еще очень поверхностно знаем, что она в себе таит. С годами будет выявлено очень и очень многое. Поэтому мы должны думать, как нам лучше все это выявить и сберечь». (С.Н. Рерих. Стремиться к прекрасному. М., с. 88).
Авторитет С.Н. Рериха в Москве стоял высоко и в правительственных кругах. За выдающийся вклад в развитие сотрудничества между Индией и СССР и укрепление дружбы между этими странами Святослав Николаевич был награжден орденом «Дружбы народов». Он был избран Почетным членом Академии художеств СССР и Академии художеств Болгарии. Индийское правительство наградило русского художника высоким гражданским орденом Падма Брушан. Самой большой наградой для художника были восторженные отзывы о его творчестве, встречи с народом во многих городах, где экспонировалась его выставка.


* * *

Природа — великий учитель. Святослав Николаевич любил природу и написал много пейзажей. И каждый рериховский пейзаж — это целый мир. Художник рассказывал: «Я всегда уже в детстве увлекался природой и всем, что природа нам дает. И теперь ничто не доставляет мне столько удовольствия и радости, как погружаться в природу и читать ее книгу, эту книгу мудрости. И эти радости, которые я ощущаю в контакте с природой, и есть ключ к моему творчеству».
Он любил мерцание звезд, розовые разливы утренней и вечерней зари, отражение солнечных лучей на лугах, деревьях, вершинах. И эта радость сердца творца, запечатленная в цвете, передавалась зрителям и пробуждала интерес к индийской природе. Пейзажи «У реки Беас» (1960), «Чукус Мале» (1970), «Гирнар» (1944), «Часовые» (1966), «Поднималась луна» (1961) привлекают внимание зрителей не только профессиональным мастерством, но и содержанием, идейной глубиной образа, колористическим богатством и жизненной выразительностью. Пейзажи написаны в динамическом напряжении.
С.Н. Рерих любил весеннюю природу: «Весна в Кулу» (1939), «Наггар» (1944), «Весна» (1958), «Весна пришла» (1972), «Линалое» (1970). В этих пейзажах очень тонко изображена нежность цветения деревьев и достигнуто необычайно сильное свечение красок.
Известно, что французские художники-импрессионисты Э. Мане, К. Моне, К. Писсаро многие годы добивались передачи света в своих картинах. Проблему освещения природы в живописи решали и русские художники А. И. Куинджи, В. А. Серов и другие. Мыслитель художникам дал совет: «Учите любить образование света. Не только образы, запечатленные на холсте, сколько подсмотренные вибрации света имеют значение». С.Н. Рерих был великим исследователем природы. Это помогло ему проявить такую зоркость глаза и такую твердость руки, что в работах: «Закат над Маланой» (1938), «Этот другой мир» (1972), «Священное дерево» (1973) выражен свет сфер Тонкого Мира, передана связь Земли и Космоса. Это новое явление в рериховской живописи требует специального изучения.
Н К. Рериха называют мастером гор. Он много лет изучал и писал Гималаи в разное время суток и года. Казалось, что уже после него никто не сможет лучше написать священные вершины. Но Святослав Николаевич был достойным сыном своего гениального отца. Он тоже любил изображать самые высокие горы мира: «Закат в Гималаях» (1934), «Гималаи» (1971), «Предгорье» (1972). Когда Святослав Николаевич впервые увидел красоту Гималаев на восходе Солнца, он восторженно писал: «...Я почувствовал себя неописуемо счастливым. Нет таких слов, чтобы описать чувство восторга и радости при виде восхитительных золотых массивов, возвышающихся в небесах как символ нашего устремления в Беспредельность, залитых светом божественного сияния. Такие минуты жизни подобны прекрасным звездам, сияющим на небосклоне нашего быта. Каждая прекрасна, каждая уникальна и неповторима». (С.Н. Рерих. Стремиться к прекрасному. М. 1993, с.12). При взгляде на эти высокие вершины, покрытые льдами и снегами, суровую неприступность, у многих людей, как говорят легенды, возникали мысли, что горы священные и являются центром и осью мировоздания.
С древнейших времен многие народы знали прекрасную легенду, что среди гималайских вершин есть страна справедливости Беловодье, где трудятся Великие Учителя. Они помогают всему человечеству, спасают землю от катастроф, дают мудрые Учения для познания законов. Из разных стран ходили многие паломники искать эту страну. Об этом писали Е.П. Блаватская, Н.К. Рерих, Р.Я. Рудзитис,
В.Г. Короленко, Ю. Балтрушайтис и другие.
Святославу Николаевичу особенно полюбилась вершина — восьмитысячник Канченджангу. В разном освещении он ее написал семь раз. С великим мастерством художник решил в картине «Канченджанга. Тайный час» (1955) трудную колористическую задачу перехода освещения в природе от темной ночи к рассвету.
Первые лучи восходящего солнца озаряют вершину золотистым цветом и рассеивают мрак ночи. Подножье вершины окутано облаками. Такого очарования, эффекта солнечного освещения и передачи беспредельности в небе никто не передавал в искусстве. Чтобы увидеть это чудесное явление природы к вершине приходят многочисленные зрители.
«Канченджанга, страж пяти сокровищ, подобна бесценному ожерелью из мерцающих розовых жемчужин над туманными долинами и холмами, это удивительный образ другого мира возвышенной красоты, устремляющий наш дух ввысь», — писал С.Н. Рерих (Свет искусства, М. 1994. с.31).


* * *

Искусство С.Н. Рериха — это средство выражения его мыслей, внутренних представлений, предчувствия, мировоззрения.
Когда над планетой нависла угроза войны, Святослав Николаевич пишет картины трагического содержания, чтобы предупредить людей о катастрофе — «Триптих» (1939 —1942): 1)«Освобождение», 2) «Распятое человечество», 3) «Куда идет человечество».
В первой части картины изображено глубокое каменное ущелье, где много людей пытаются найти выход. В небе темные тучи символизируют начало войны. В центральной части изображена гигантская фигура человека, стоящего на сферической поверхности земли на коленях. Она символизирует страдания многих народов. От фигуры слева движутся фашисты — завоеватели мира. Справа — жертвы войны: дети, женщины, старики. На втором плане горят города и села. Художник показал, что битва Света и тьмы идет не только на земле, но и в небе, в Тонком мире. Центральной в картине является скорбная мысль о том, что человечество периодически развязывает междоусобные войны и само себя распинает.
На вопрос людей: «Что делать, чтобы не допустить войны?» (если будут применено накопленное оружие, то будет уничтожено все живое и вся планета), художник в картине «Освобождение» советует людям, как избежать взаимного уничтожения. В большом напряжении изображен человек в картине. Он борется не с другими, а с самим собою и побеждает те пороки в себе, которые и ведут к войне: невежество, агрессивность, жадность, эгоизм, властолюбие, самомнение, мания величия и другое. Восточная мудрость гласит: «Если человек при помощи оружия убил тысячу людей, а другой победил себя — он сильнее первого»
С.Н. Рерих остро чувствовал эпоху, изменения, которые происходят в природе, когда человечество нарушает законы Космоса и подготавливает катаклизмы Земли. В картине «Воззри, человечество» (1962) художник изобразил людей, стоящих около пропасти и в ужасе взирающих на опускающийся с неба огонь — огонь не отвлеченный и не как символ. В летописях и в древнерусской живописи отмечалось разрушение, причиненное огнем, вырвавшимся из-под земли. Помнит человечество и гибель Атлантиды. Огонь может быть разрушителен, но можно изучить и примеить его для строительства Нового Мира. Об этой картине С.Н. Рерих писал: «Если люди не одумаются, то огонь опалит землю»
Какие же нужны идеи и знания, чтобы отвратить человечество от гибели? Постоянно на планете возникают землетрясения, пожары, эпидемии, войны... Как никогда в наше тревожное время нужен массовый героизм, энтузиазм, единение. Только напряженным совершенствованием своего сознания, побеждая свои пороки, люди могут обновить жизнь и понять законы Высшего Мира.
Эти мысли С.Н. Рерих выразил в идее трагической картины «Пиета». Для спасения планеты, окутанной мраком, герой совершил великий подвиг, чтобы спасти человечество. Светлый луч, рассеивающий мрак, символизирует подвиг. Герой погибает и вместе с ним страдают его мать и близкая женщина. Картина была написана в 1960 году, когда из жизни неожиданно ушел Юрий Николаевич Рерих, всемирно известный русский ученый.


* * *

Глубокое раздумье о том, каким должен и может быть человек, художник выразил в многочисленных портретах. Он писал камерные, станковые, парадные портреты. Особо хочется отметить дивную галерею портретов индийских, американских, русских женщин: «Лакшми» (1974), «Лакшамма» (1974), «Дэвика Рани» (1951), «Людмила Богданова», «Кэтрин Кэмпбелл» (1950), «Раи Рамбовой». «Когда я пишу портрет, меня главным образом интересует характер человека. Я стараюсь писать портреты с тех людей, которых я знаю» (С.Н. Рерих. Стремиться к прекрасному. 1993. с. 46)
Чуткая и виртуозная кисть мастера, кажется, не знает преград в передаче любого поворота фигуры, ракурса, позы. Композиция, рисунок, цвет, техника объединены общим принципом и взаимосвязаны, чтобы передать духовную красоту, благородство, радость, мудрость, доброту человека в портрете. Особенно запоминаются портреты индийских женщин. В них цветовые контрасты красного, синего, желтого цветов гармонично и смело сочетаются... На выставке посетитель спросил художника: «Почему в ваших портретах все женщины изображены как мадонны?» Святослав Николаевич ответил: «Они и есть мадонны». И Николай Константинович и Святослав Николаевич в своих картинах всегда возвышали женщин потому, что они понимали их высокое назначение в жизни.
Авторитет русского художника в Индии был велик. Ему был дан правительством почетный заказ написать два парадных портрета Дж. Неру и его дочери Индиры Ганди для зала заседания парламента, в галерее выдающихся национальных деятелей Индии, строивших новую страну. Святослав Николаевич рассказывал зрителям, как он познакомился с Дж. Неру и чтобы изучить его сложное лицо, сначала написал серию этюдов. «Когда я писал этот портрет, Неру у нас жил, и у меня было много времени с ним общаться... Он, как вы знаете, совершенно изумительный человек, глубоко прекрасного сердца, большой, исключительной широты, взглядов: он же мыслит общечеловеческими категориями, для него весь мир — общий континент. И будучи высококультурным человеком, он является прекрасным водителем Индии». (С.Н. Рерих. Стремиться к прекрасному). М. 1993. с. 46).
В портрете Дж. Неру художник старался передать не фотографическое внешнее сходство, а образ государственного деятеля. Поэтому его фигура в белом костюме написана в полный рост на фоне знамени Индии. В лице Дж. Неру мастер изобразил великодушный и сложный его духовный мир.
С.Н. Рерих — прирожденный «композитор портрета». Он изобразил Индиру Ганди в национальной одежде и выявил наилучшее выражение её лица. В портрете нет ничего лишнего, все строго уравновешенно, гармонично, а четкая линия силуэта, пластичный объем, красивая цветовая гамма создают впечатление изящества и торжественности высокой фигуры.
С большой любовью написаны портреты родителей — Елены Ивановны и Николая Константиновича. Эти портреты занимают исключительное место в истории русского и мирового портрета.
Рисуя портрет Е.И. Рерих В.А. Серов уверял, что «основа ее сущности есть движение». Н.К. Рерих уточнил: «Вернее сказать — устремление». (Н.К. Рерих. Зажигайте сердца, М., 1975. с. 38)
Святослав Николаевич изобразил матушку в интерьере за рабочим столом. Внимание зрителей сразу привлекает светлое лицо Елены Ивановны, на которое хочется долго смотреть. В лучистых глазах выражена зоркость, мудрость. Тонкие черты лица, едва заметная улыбка у губ выражают силу воли героической женщины. Ведь она верхом на лошади вместе с мужем и сыном дважды преодолела самые высокие горы мира — Гималаи, где замерзала и голодала, но всегда была впереди. Она воспитала двух гениальных сыновей.
Красивые волнистые волосы напоминают «пламя огня». Нарядная одежда характеризует утонченный вкус Елены Ивановны.
В портрете нет ни одной случайной детали. Каждый предмет на столе: ларец с небесным камнем Чинтамани, книга, цветы, скульптура Кришны, ковер на стене — все характеризует любовь к красоте Урусвати.
О гениях писать красками и передать словами их величие очень трудно. Всемирно известного русского художника Н.К. Рериха пытались увековечить в своих портретах Б.М. Кустодиев, Б.Д. Григорьев, А.Я. Головин. В их портретах было внешнее сходство с оригиналом, но духовное величие Н.К. Рериха сумел передать только сын.
Первый портрет отца Святослав Николаевич написал, когда ему было двенадцать лет. За годы своей жизни он создал около тридцати портретов отца и ни разу ни в чем не повторился. Все эти портреты находятся в музеях разных стран.
Чтобы выразить в портрете самое главное, Святослав Николаевич создал сначала мысленный его образ и записал: «Я встречал в этом мире очень многих людей, но такой многогранной личности, как Николай Константинович, я не встречал. В нем были соединены многие и многие достижения многих людей. Но поверх всего, для меня он был замечательным человеком». (С.Н. Рерих. Стремиться к прекрасному. М.,1993, с. 17).
Что интересно, зрители часто сравнивали многогранность и величие Н.К. Рериха с художником Италии XVI века Леонардо да Винчи, но уточняли, что полем деятельности итальянского художника была только одна страна, а у Николая Константиновича — вся планета. Одна сибирская женщина сказала мне, рассматривая портрет Николая Константиновича: «Это духовный Эверест».
Не случайно и Святослав Николаевич изобразил отца на фоне Гималаев. Композиция в портрете четкая, ясная. Николай Константинович изображен одетым в пальто. Лицо его волевое, мужественное. Его пристальный взгляд, устремленный вдаль, выражает силу духа. В левом углу портрета на камне изображена лошадь. На Востоке она символизирует весть. Три круга — священный знак, который Н.К. Рерих применил на Знамени Мира и который должен защищать культурные ценности человечества. Николая Константиновича называют во многих странах «Вестником Культуры».
Священные вершины на портрете символизируют духовное восхождение человека, как символ вечной жизни.
Святослав Николаевич хотел написать портрет родного брата. Но Юрий Николаевич был всегда занят, и ему некогда было позировать, вспоминает художник. Поэтому начатый эскиз портрета остался, к сожалению, неоконченным. Однако и он имеет значение потому, что зритель знакомится с началом творчества и своим воображением дополняет дальнейший процесс красками сходства портретируемого.


* * *

Понять личность самого художника помогают зрителям два автопортрета. Особенно интересен автопортрет в фас. Лицо изображено крупным планом. Сразу и надолго привлекают внимание добрые, красивые глаза. В них выражена тайна и могучая сила духа. Кто встречался с художником в Москве и в Ленинграде, тот подтверждает, что он себя изобразил правдиво. Очень важно собрать и сохранить память сердца многих людей — каждый штрих, деталь, особенность натуры дорогого русского художника для будущих поколений.
Когда я спрашивала у зрителей, какая черта в натуре Святослава Николаевича им нравится больше всего, то многие называли — простота, культура, широта таланта и глубина знаний.
Он любил и знал музыку, историю изобразительных искусств. У него была богатая память и фантазия, невероятное трудолюбие и терпение. Высокая духовная культура и разносторонний талант делали его самым заметным и авторитетным человеком среди художников и интеллигенции в столице. Несмотря, но то, что имя его отца было известно во всем мире, Святослав Николаевич никогда не утверждал и не возвышал себя. Его культура и благородство проявлялись везде и во всем.
К нему подходили дети и взрослые за автографами, искусствоведы просили консультацию, журналисты брали интервью, государственные деятели беседовали с ним о проблемах жизни. Художник каждого человека внимательно выслушивал, обдумывал каждый вопрос и отвечал «по сознанию».
Святослав Николаевич был красив и внешне и внутренне. Симпатии зрителей к нему появляются сразу же после первой встречи. Он был всегда в центре внимания, где бы ни появлялся. Одевался Святослав Николаевич всегда строго и со вкусом. Особенно ему шли элегантные костюмы черного и бежевого цвета.
Да, он был многогранной личностью. Мы еще мало знаем С.Н. Рериха как ученого, философа, орнитолога, археолога, путешественника, общественного деятеля, борца за мир и охрану культурных ценностей человечества. Каждая грань его творческой деятельности обязательно будет изучена исследователями, и станет известным его духовный вклад в мировую культуру.


* * *

Святослав Николаевич был скромным человеком и о себе рассказывал мало. Но даже во время краткого пребывания художника в Москве я узнала, что много он трудился и как искусствовед. Велик его вклад в изучение, прежде всего, индийского искусства. Он изучал архитектуру, фрески, миниатюру, народное декоративно-прикладное искусство, музыку, танцы, песни. Это все нашло отражение в его произведениях.
Святослав Николаевич много путешествовал, собирал коллекции средневекового искусства и спасал очень редкие и ценные произведения. «Какие чудесные возможности заложены здесь, в Индии, с достижениями ее национального прошлого, достижениями целого мира; если их использовать, какими огромными могут быть результаты!» (С. Н. Рерих. Свет Искусства. М., 1984., с. 24).
При большой творческой занятости он не мог написать обо всем, что познал, изучая искусство разных народов. Но даже немногие статьи С.Н. Рериха, изданные энтузиастами Международного Центра Рериха в сборниках: «Стремиться к прекрасному» (1993 г.) и «Свет искусства» (1994 г.), представляют ценность для истории искусствоведения. В этих статьях каждое слово, каждая мысль убедительны, возвышенны, красивы. Уникальность этих трудов определяется и тем, что они написаны художником-практиком, знающим законы искусства, и проверены личным опытом. Книга «Искусство долины Кулу» С.Н. Рерихом была написана после проведенных археологических раскопок.


* * *

Экскурсии художника были образцом для музейных работников. Объяснения его картин были понятны школьникам, военным, слушателям разных национальностей. Желающих послушать экскурсии Святослава Николаевича было всегда очень много. Каждый день его был до предела заполнен, каждый час расписан. Художник был уже в преклонном возрасте, но щедро отдавал свои знания не ради славы своей и материального интереса. Он только однажды сказал: «Трудности не для того существуют, чтобы их преодолевать, а ради Общего Блага».
За бескорыстный и вдохновенный труд Святославу Николаевичу зрители писали в книгах отзывов сердечные благодарности, дарили цветы, сувениры. Я подарила художнику две ажурные салфетки сибирской кружевницы. Они очень понравились Дэвике Рани, и она подарила мне индийский шелковый платок, который я передала в Новосибирский музей Н.К. Рериха.
Особенно тепло встречали Рерихов в Политехническом музее, где собралось более тысячи человек. Когда входили Дэвика Рани и Святослав Николаевич, то все встали и долго приветствовали их горячими аплодисментами. Зрители выражали свою признательность, благодарность и любовь не только Святославу Николаевичу, но и Елене Ивановне, Николаю Константиновичу, Юрию Николаевичу.
После каждой беседы журналисты и зрители задавали Святославу Николаевичу вопросы. Они хотели знать, как художник смог сохранить родной язык, патриотизм.
— Скажите, пожалуйста, Святослав Николаевич, чувство Родины — зачем оно дано человеку, и что оно дало лично Вам?
На этот вопрос журналиста художник ответил так:
— Для меня все страны мира, весь мир — это одна семья. Поэтому я никогда нигде не чувствовал себя вне родины как таковой. Я жил всюду среди своих близких. (Рериховский вестник, 1990, январь-декабрь, стр.51).
«Всегда, во всех наших путешествиях, во всех наших длинных, может быть, скитаниях по всему миру, мы никогда не переставали думать о России, о нашей родине» (Жур. Художник. 1987, № 8. с.40)
Все члены Рериховской семьи были великими патриотами. Они защищали любимую Россию от клеветы и нападок, прославляли великий русский народ, умножали число её друзей. Рерихи никогда духовно не покидали Родину, не изменяли свое гражданство, а всю жизнь служили ей самоотверженным и творческим трудом.
Выступая перед зрителями, Святослав Николаевич советовал: «Быть может, нам следует заново учиться любить Родину, чтобы она нас полюбила? Ведь ей трудно сейчас оттого, что мы разучились работать и отвечать за свои проступки, окутали её тысячами болезненных и трудноразрешимых проблем. Николай Константинович назвал русский народ строителем, а мы, кажется только сейчас начинаем, по-настоящему понимать, что перестраивать труднее, чем строить. Даже если фундамент прочный».


* * *

С. Н. Рерих — просветитель в Москве провел много бесед на разные темы, которые задавали зрители, или он сам предлагал поразмышлять о проблемах современности. Беседы проводились в музее, в гостинице, в Доме дружбы народов. Где выступал С. Н. Рерих, туда было трудно попасть, а желающих у него учиться было всегда много.
Кто слушал беседы Святослава Николаевича, тот запоминал их на всю жизнь. Он рассказывал о родителях, о Светочах Мира: Рама Кришне, Вивекананде, Е. П. Блаватской, Р. Тагоре, Серафиме Саровском...
Он пробуждал память о святом Сергии Радонежском, который вошел в сознание сердца русского народа как заступник. Учитель и Строитель русской духовной Культуры. Он трижды спасал от гибели Россию: в четырнадцатом веке, благословив князя Дмитрия Донского на великую Куликовскую битву; в семнадцатом веке, во времена Минина и Пожарского; в годы Великой Отечественной войны.
Как современно звучат сегодня в наше тревожное время его мудрый совет. Когда к Святому Сергию обращались с вопросом: «Что делать?» он отвечал всем: «Помоги земле Русской!» На этот призыв русский народ отвечал: «Отче Сергий, Дивный, с Тобой идем, с Тобою победим!»…
Святослав Николаевич советовал слушателям изучать сокровенные мысли великих философов, которые посвятили всю свою жизнь, все свое внимание нашему открытию великих путей, путей мудрости. «И мне скажите, что очень трудно претворить в жизнь некоторые из их учений. Это так и есть. Но каждая наша попытка пойти в гору, всегда сопряжена с большими затруднениями. Всегда гораздо легче спуститься, чем подняться». (С.Н. Рерих. Стремиться к прекрасному М., 1993. с.112).
«Я всегда верил, — говорил Святослав Николаевич, — что Россия предопределена особая, исключительная роль. В России сошлись Восток и Запад. А потом ее размеры, географическое положение. Все это чрезвычайно важно. Но чтобы понять роль России на Земле, нужно поверить всем в ее будущее и быть самим готовым принять это прекрасное будущее».
Журналистка из газеты «Советская культура» спросила у художника:
— Совместима ли любовь к Родине с ненавистью к другим народам?
— Никогда. Наше чувство любви обязано быть общечеловеческим. Мы должны считать всех своими близкими, своими братьями и строим этот великий мост дружелюбия, который всех объединяет и ведет к новой жизни. Ведь в сущности, планета так мала, что мы все зависим друг от друга, как члены одной семьи. И еще надо всегда помнить, что мы вышли из Бесконечности и Вечности, а перед этими двумя великими моментами равны все! И хотя мы до сих пор никак не можем их для себя осознать, надо воспринимать их как реальность, как неотъемлемую часть нашего существования». (Сов культура. 23.11.89)


* * *

Красота — начало всего. Мудрые люди всегда утверждали, что дорога в мир нравственный идет через мир Прекрасного. Об этом говорил еще в IV веке до н. э. греческий философ Платон: «Тот, кто способен созерцать Прекрасное, возвышает себя. От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей — к красивой жизни и от красивой жизни к абсолютной красоте».
«Цивилизация ждет великого завершения, выражения своей души в Красоте», — Р. Тагор. «Красота спасет мир», — Ф. М. Достоевский. «Тверди красота, даже со слезами, пока дойдешь до назначенного», (Зов 1.05.22). «Космос развивается Красотою», — Е.И. Рерих. «Красотою побеждаем. Красотою молимся. Красотою объединяемся. Где культура, там и мир. Там и правильное решение социальных вопросов», — Н.К. Рерих.
Святослав Николаевич был последователем отца: «Я всегда стремился к прекрасному. Я считаю, что наилучший, наивернейший путь — это искать Красоту и искать Красоту во всем. Это стремление к красоте было кредо Николая Константиновича и моей Матушки Елены Ивановны, моего брата Юрия Николаевича и, конечно — моё».
Сегодня некоторые люди считают, что культуру можно заменить цивилизацией, так как она быстрее развивается. Действительно уже стало заметно, как материальная цивилизация становится главной в жизни, а духовная культура отходит на второй план. Но это временное явление.
Культура вечна. Она возникает в духе и неистребима, а цивилизация разрушается во время войн и землетрясений. У С. Н. Рериха есть картины, в которых он предупреждает об угрозе цивилизации: «Я двигаюсь среди этих теней» (1967), «Мы сами строили свои тюрьмы» (1967), «Ты не должен видеть этого пламени» (1968). В картинах изображены люди, как тени среди огромных металлических агрегатов, среди разрушающихся бетонных домов , тени людей покидающих город.
Красота не роскошь, а благородный водитель жизни каждого человека. Она должна войти в быт, стать частью повседневной жизни и преобразить сознание, обновить и утончить чувствознание.
На вопрос журналиста, какой смысл вкладывает Святослав Николаевич в понятие красоты, он ответил так: «Красота — это присущее бытию стремление к совершенствованию, которое вложено в нас самой природой. Она как всякое эволюционное явление, не имеет завершения» (Сов. Культура, 1978, № 906).
Прогресс человечества С.Н. Рерих рассматривал как поступательное развитие духовной культуры. Только культурный человек видит и создает своими руками красоту.
Он старается, как и отец приблизить красоту к жизни каждого человека.
Для многих слушателей художник сделал открытие: «Наши мысли живут. Наши мысли все наполняют и нас окружают. Поэтому будем, во-первых, думать красиво, будем думать конструктивно. Мы должны искать красоту во всем. Я лично стараюсь отобразить, что я вижу красивого. Почему я ищу красоту, а не ищу некрасивое, отрицательное? В жизни, когда мы видим что-то некрасивое, мы можем от этого отвернуться. Но когда это зафиксировано, и с величайшим мастерством, то мы не можем от этого уйти. Оно останется для кого-нибудь. Поэтому я всегда искал красоту» (Рериховский вестник. 1990., с.43)... «Давайте каждый день делать что-нибудь из наших каждодневных забот и работ лучше, что мы делали вчера. И вы увидите, как, в конце концов, через некоторое время вам станет легче, и вы будете уже сами стремиться к этому более совершенному. Кроме желания быть лучше, сделать лучше, найти что-то лучше, — нет пути, который являлся бы более кратким и верным путем. Нет формул, которые могли бы вас преобразить без этих начинаний... Идите смело вперед». (Перед восходом, 1995 № 4, «Культура человека»)
Святослав Николаевич был твердо убежден, что можно преобразить человека и общественную жизнь на земле Красотою. Эта идея проста, понятна и духовно близка всем людям, без различия рас и национальностей. Люди уже устали от ненависти, агрессии, психологической войны.
Для него слова — «Будем всегда стремиться к прекрасному» — были как бы фразой заклинания. Он подписывал ею свои фотографии, повторял её почти во всех интервью, которые давал газетам и журналам, произносил ее с экрана телевизора. «Для него она была наполнена глубочайшим смыслом», — писала Л.В. Шапошникова (С.Н.Р., «Стремление к прекрасному», М., 1993, стр.4)


* * *

С.Н. Рерих не только стремился умножать своим творчеством Красоту, но и защищал ее.
Чтобы пробудить интерес общественности к спасению культуры, который стал угасать за последнее время, он проводил беседы со студентами, зрителями. Художник рассказывал кратко историю создания Пакта по охране памятников культуры и ЗНАМЕНИ МИРА Николаем Константиновичем Рерихом, которые ратифицировали многие государства, в том числе и СССР.
Символ ЗНАМЕНИ МИРА — благородный, простой, гуманный и понятный всем народам. На белом полотнище изображен большой круг амарантового цвета, символизирующий Космос, вечность жизни. Три сферы — прошлое, настоящее и будущее развития человечества. И еще: Красота, Любовь, Действие, Земной, Тонкий и Огненный миры.
«…Культура должна объединить человечество, и идея такого объединения будет воспитывать уже сама по себе, потому, что люди поймут, что есть нечто, стоящее поверх их разногласий, научатся думать шире, чем сегодня». (С.Н. Рерих. Стремиться к прекрасному. 1993. с. 98)


* * *

И на мой вопрос: «Как лучше проводить в школах эстетическое и этическое воспитание?», Святослав Николаевич ответил: «Красота — ведущее начало. Чем раньше, тем лучше, надо готовить молодое поколение. Надо представить, чего мы хотим. Мы говорим о гармоничном человеке, но никто ясно этого не представляет, каким должен быть человек. Надо представить прототип. Надо представить к чему мы хотим идти. Во всех философиях есть идеалы, прототипы. Об этом заботились с ранних времен».
Святослав Николаевич рассказал педагогам, как происходит воспитание детей в Индии в городе Бангалоре, где работает школа имени философа Ауробиндо Гхоша. «Самое главное — это то, что в ней всё проникнуто идеями воспитания более совершенного поколения, в том числе и идеями моего отца и учителя Н.К. Рериха.
«На опыте нашей школы я вижу то, что дается в самом начале жизни, запечатлевается в человеке навсегда. Вот почему особенно должны мы следить за первым семилетием ребенка, давать ему все, что возможно, не опасаясь перегрузить его мозг...
«В нашей школе воспитание и обучение начинается с двух— трех лет. Маленькие дети наиболее непосредственные. Обычно малыши как хотят, так и работают. Главное — поощрять и обогащать внутренний мир ребенка. Дать возможность как-то проявить себя. Каждый год в день рождения Н.К. Рериха мы проводим конкурс на лучший рисунок... Чем мы отличаемся от других школ? Даем нравственное обучение, закладываем этические принципы. Мы стараемся с самого начала вести молодое поколение по тропе восхождения...
Творческое занятие имеет гораздо большую рекреационную ценность, чем просто развлечение, когда человек пассивно отдыхает и позволяет своим мыслям и чувствам быть стимулируемыми внешними факторами.
Я всегда стою на том, что искусство в любой его форме представляет величайшую ценность как источник истинного возрождения. Занятие искусством усиливает координацию физических и духовных начал в человеке и в то же время дает ему творческий импульс, развивает и формирует личность». (С.Н. Рерих «Свет искусства». М., 1974. с. 64)
Как известно, в древности большинство было неграмотным, но люди воспитывались на примере героев своего народного эпоса. Тех, что были для них живым контактом с чем-то более совершенным. И нам, воспитателям нового поколения, нужно сначала ясно себе представить тот идеал человека, к которому надо стремиться.
«И вот я спрашиваю их, как вы себе представляете, каким должен быть новый человек. В общих-то чертах все о нем думают, но практически нет четкого представления…
В своей педагогической работе в Бангалоре мы именно и стараемся с самого начала вести новое поколение по тропам восхождения, даем мысли, идеи больших философов с самых ранних лет. Они принимаются и входят в жизнь. И уже дети часто учат своих родителей, и получается общий подъем. В школе цитируются и мысли Николая Константиновича и Елены Ивановны. Мы должны думать, чтобы дать нечто более совершенное. И тогда в жизнь будут приходить новые люди, и они будут влиять на окружающую среду. Так что самое важное — это создание кадров». (С.Н. Рерих. Стремиться к прекрасному. 1993. с.89).
Рерих предупреждал молодежь, что в жизни нет ничего легкого, и только трудности учат полезному. В жизни надо опасаться будничного бездушия…
Каждые семь лет все клетки нашего тела перерождаются. Они несут на себе впечатления всего, что человек думал в тот или иной момент. Все чувства, переживания отпечатываются на этих клетках. Поэтому следующий этап уже становится легче».


* * *

На родине произошло народное и официальное признание Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов. Многие люди осознали, что их искусство объединилось с историей русского искусства. Гениальное творчество Рериха–старшего и Рериха-сына — это две высокие духовные вершины стали ориентиром для многих художников XXI века и людей, ищущих истину и Высший Мир.
После окончания выставки С.Н. Рериха в Москве, она была направлена в разные города, где её торжественно встречали многие зрители.
В 1975 году я привезла выставку С. Н. Рериха из Улан-Удэ в Новосибирскую картинную галерею. Творчество Святослава Николаевича пользовалось большим успехом у сибирских зрителей. Выставку приезжали смотреть из области школьники, студенты, туристы...
В Сибири объединились картины Н.К. Рериха и его младшего сына. Зрители с интересом смотрели картины и пытались понять, что у них есть общее и в чем их отличие. Но когда высоко на небосклоне светят две звезды, то нельзя измерить их Свет, а можно только любоваться каждой в отдельности.
Был разработан план встречи. Мы мечтали познакомить Дэвику Рани и Святослава Николаевича с фондами картинной галереи и показать наш город, организовать встречи с интеллигенцией и учеными. И, конечно, мы хотели повторить путь, который совершили в 1926 году Елена Ивановна, Николай Константинович и Юрий Николаевич: Барнаул, Бийск, долина Верх-Уймон, Белуха.
Неожиданно к нашей большой радости из Индии пришло письмо от Святослава Николаевича на имя директора:
«Уважаемая Мария Ивановна,
С большим удовлетворением и радостью приношу в Дар Новосибирской картинной галерее пять моих картин за следующими номерами и названиями:
1. / 94. «Гималаи»
2. / 123. «Синиолчу»
3. / 175. «Манду»
4. / 55. «Мы все нашептываем»
5. / . «Кочевники из Спити»
Пусть этот скромный Дар — вклад в культурную жизнь Сибири несет всем славным сынам этой замечательной области мой горячий привет и мою глубокую веру в будущее этой сказочной и Великой Земли.
С сердечным приветом, уважающий Вас Святослав Рерих. 12.04.76
Пролетели годы. Новосибирцы не теряли надежду и ждали дорогих гостей из далекой и духовно близкой Индии. До нас доходили вести, что Святослав Николаевич принимал активное участие в создании в Москве Фонда Рерихов и музея Н. К. Рериха. Цель Фонда, который был переименован в Международный Центр Рерихов, изучать наследие Рерихов, печатать труды, пропагандировать искусство. С. Н. Рерих передал безвозмездно в дар русскому народу архив родителей, научные труды, реликвии. Он подарил Международному Центру Рерихов 288 картин (их присвоили сотрудники Государственного Музея искусства народов Востока и закрыли в хранилище от народа).
* * *

Все реже стали приходить письма из города Бангалора. Я послала художнику буклет, посвященный его подаренным картинам Новосибирской галереи. Дэвика Рани поблагодарила меня за подарок в письме. Это была последняя весть от Святослава Николаевича, он тяжело заболел.
Я часто вспоминаю его картину, где изображен мужчина, несущий на спине тяжелый груз. Картина С. Н. Рериха называется «Я иду одиноко». Я думаю, что эта картина автобиографичная, что в последние дни Святослав Николаевич был очень одиноким, жертва его была велика, вокруг него было очень мало близких друзей, которые его любили, и преданных сотрудников. Сказано в Учении Живой Этики: «духом одиночество неизбежно» (А.И. 260).
30 января 1993 года весь мир облетела печальная весть, что ушел из земной жизни гениальный русский Художник, Духовный Учитель, Вестник Красоты. Он был последним наследником русской семьи Рерихов, предком которой был славянский князь Рюрик, основатель древне — русского государства.
Но гении не умирают. Чем дальше уходят годы земной жизни выдающегося русского художника, тем он становится для многих людей ближе и дороже. Мы начинаем осознавать его величие и значение. Без него мы были духовно беднее. Самая большая нищета — нищета сердца. Все его светлые идеи, которые он давал нам щедро и безвозмездно, обогатили людей разных национальностей, расширили горизонты в понимании искусства, человека, Вселенной. И они очень актуальны сегодня. Рериховские идеи словно жемчужины разбросаны в разных газетах, журналах, дневниках, кассетах. Их необходимо в ближайшее время собрать в единое ожерелье и напечатать в полезной книге.
Еще нет общего каталога произведений С.Н. Рериха, которые разошлись по многим музеям и частным коллекциям в разных странах. Впереди большая работа искусствоведов по подготовке к печати достойной монографии о жизни и творчестве С. Н. Рериха. Только в будущем новые поколения смогут понять более объективно мировоззрение и значение художника для русской и мировой культуры. В честь столетнего юбилея С.Н. Рериха предлагаю объявить конкурс на лучший проект памятника семьи Рерихов в С.— Петербурге и осуществить его на народные средства.
Пусть исполнится его сердечный завет в жизни всех народов: «Понесем весть о КРАСОТЕ в каждое сердце, в каждый дом. Пусть стремление к ПРЕКРАСНОМУ будет нашей повседневной молитвой. Поиски КРАСОТЫ — это то, что сблизит людей и спасет мир. Нужно в трудные моменты жизни мыслить о Красоте».
Да будет так!
100-летие «Сибирских огней»