О творчестве Юрия Лукашина
Файл: Иконка пакета 12_matiuschenko_tit.zip (12.54 КБ)

Не бывает легких путей в искусстве, и у каждого свой, особенный путь...

Юрий Лукашин осознал способности к живописи на уроках рисования — еще в школьные годы, что прошли в алтайском селе Косиха. И не случайно после окончания Юрием начальной школы первая учительница сохранила его альбом, чтобы показывать школьникам рисунки одаренного мальчика.

После школы Юрий пошел по стопам родителей (отец и мать были профессиональными военными) и, решив продолжить династию, поступил в Серпуховское высшее военное училище им. Ленинского комсомола, которое успешно окончил в 1973 году. Но служба молодого лейтенанта ракетных войск стратегического назначения оказалась недолгой...

В 1975 году на войсковых учениях Юрий Лукашин попал в автомобильную аварию, в результате — травма позвоночника и паралич ног. В течение года безуспешно пытался встать на ноги, мечтал снова быть в армейском строю. Боролся с болезнью и рисовал, рисовал...

После тяжелейшего года, проведенного в военных госпиталях, врачи поставили страшный для молодого парня диагноз: ходить он не будет никогда.

Но жизнь на этом не кончилась! Сдаваться — такой мысли Юрий не допускал. И, оказавшись инвалидом на гражданке, поступил в Заочный народный университет искусств им. Крупской в Москве на курс живописи и графики. Тяжело ли учиться заочно инвалиду? Художники, отправляясь на пленэр, вешают на плечо этюдник и меряют километры в поисках подходящей натуры. А если ноги не ходят, а нужно написать пейзаж, как тут быть? Помог отец — он на руках выносил Юрия с третьего этажа (инвалидная коляска не входила в лифт), сажал его в старенький «запорожец» и вез на пленэр.

Так они вместе прошли трехгодичный курс обучения. Затем Юрий решил учиться дальше и окончил дополнительный двухгодичный курс, а после пяти лет учебы началась творческая карьера художника...

Теперь за плечами Юрия Александровича Лукашина большая творческая жизнь: выставки и награды, российские и международные, почетная грамота губернатора Алтайского края и более трехсот работ в жанре портрета, натюрморта, пейзажа, а также графика и рисунки для книг алтайских писателей.

«Когда я юношей бродил с отцовским ружьем по родному краю, — вспоминает художник, — то получал неизгладимые впечатления, мою душу наполнял неописуемый восторг от красоты наших мест. Я не мог налюбоваться глубиной неба, прозрачностью воды, рыхлостью снега. Мне хотелось, чтобы и другие люди увидели эту красоту и испытали такие же эмоции.

Я счастлив, когда люди через мои картины получают эстетическое наслаждение. Значит, я не зря трудился, применяя различные приемы: где мягкой кистью и жидкой краской рисуя тени; где грубой щетинной кистью, а где и мастихином, жирно и мощно, толстым слоем краски. Из всех этих мазков и приемов рождаются предметы, вспыхивает свет на них, сверкают блики. Возникшие предметы начинают жить в живописной среде гармонично, объемно и явственно, хоть бери их в руки...»

Как необычна судьба этого художника, так нетипична обстановка его студии: творческая мастерская, которую он получил, став членом Союза художников России в 2000 году, — это и жилище, и кухня, и спортивный зал. Здесь все приспособлено к тому, чтобы жить и творить, не имея возможности ходить. И утро 67-летнего художника начинается с трехчасовой тренировки собственного тела, в первую очередь — рук, от крепости которых зависит вся его жизнь.

А руки художника держат не только кисть, но и различные инструменты — и подрамник надо подготовить, и холст натянуть, и управлять автомобилем, на котором он ездит на пленэры.

За многие годы плодотворной работы Юрий Александрович исколесил самые удаленные уголки Горного Алтая. Невозможно представить, как ему хватило сил перенести все тяготы и лишения многодневных поездок по горам — видно, армейская закалка осталась на всю жизнь. Но невозможно и представить, чтобы трудные проселочные пути-дороги и палаточный быт у костра смогли стать препятствием для художника в его непреодолимом желании отображать на холсте красоту родного края!

Конечно, в этих поездках помогали друзья по цеху и жена Валентина, но основные тяготы ложились на плечи самого Лукашина: и тяжелый этюдник переносил, и по горным тропам на инвалидной коляске передвигался без посторонней помощи.

Мастерство художника, владение техникой письма позволяет ему искусно передать суровую природу края в работе «На ветру. У Катуни» — резкие, отрывистые мазки заставляют зрителя физически почувствовать силу и мощь природы.

А натюрморты Лукашина — многоцветие всех красок окружающего мира, яркие, незабываемые, пахнущие цветами и осенней листвой. Это и простые «Полевые цветы», и свежий «Утренний букет», и напоминание о временах года — «Летний букет» и «Осенний букет».

В работе над портретом Юрия Лукашина прежде всего волнует внутренний мир человека, его душевное состояние в различные периоды жизни.

Портреты окружающих художника женщин написаны с любовью и нежностью, с тщательной прорисовкой мелких деталей; идеализируя женскую красоту, он в то же время пытается достичь максимально возможного внешнего сходства. Названия этих работ просты: «Валя Тихонова», «Портрет Ани», «Оля Щербакова», «Лариса», «Портрет дочери».

В мужских портретах Юрий Лукашин традиционно стремиться передать мужественность, силу духа. Это портреты известных людей, друзей и родных художника: «Портрет отца», «Живописец В. Терещенко», «Поэт В. Казаков», «Поэт Вильям Озолин. Лист осенний», сильный и мужественный образ в автопортрете «Некий художник».

К юбилею Победы Юрием Лукашиным была написана работа «Не ходите к нам с войной» — небольшая группа бойцов шагает вдаль, мы не видим их лиц, но важно другое — они широким твердым шагом идут на запад под знаменем, овеянным порохом побед. Один из бойцов, молодой лейтенант, повернул голову, и на его лице — не ожесточение, а твердость и непримиримость к врагу.

«Работа над картиной для меня — огромное наслаждение, — говорит Юрий Лукашин, — творчество — цель и смысл моей жизни. Но, воплощая в живописи идеи и мысли, я всегда ставлю перед собой первостепенную задачу: донести их до зрителя. Для меня это главное, ведь картина — это не набор красивых предметов, а средство передачи своих мыслей через художественные образы».

100-летие «Сибирских огней»