Вы здесь

Три карты, три карты...

В Новосибирском академическом театре оперы и балета (НОВАТ) 17 января для любителей оперы состоялась первая встреча в новом формате «Литературная среда». Подразумевается, что это будет цикл лекций, где слушателям расскажут об известных операх и их литературной основе. Сегодняшняя тема так и звучала – «Читаем оперу», и в этот раз все собравшиеся (а их в зале имени Исидора Зака было очень много) с помощью литературоведа, доктора филологических наук, профессора кафедры русской литературы и теории литературы НГПУ Валерия Мароши и главного режиссера НОВАТа, кандидата искусствоведения Вячеслава Стародубцева «читали» оперные шедевры, поставленные по произведениям Пушкина – «Пиковую даму» П. И. Чайковского и «Моцарта и Сальери» Н. А. Римского-Корсакова.

Как известно, братья Чайковские (Петр Ильич и его родной брат Модест, автор либретто) внесли заметные изменения в сюжет, созданный Пушкиным. В опере появился новый персонаж – князь Елецкий, Лиза – не воспитанница, а внучка старой княгини (которая, кстати, не такая уж старая), действие перенесено во времена Екатерины II, Герман и Лиза в финале оперы гибнут и т. п. В ариях используются стихи не только Пушкина, но и поэтов XVIII века: Батюшкова, Державина, Карамзина, Карабанова... Словом, уже само либретто – это совершенно другое произведение, не говоря об опере в целом.

По словам Вячеслава Стародубцева, любое произведение искусства, в том числе и опера, – это некое высказывание автора, обращенное к зрителю, и нужно в первую очередь стараться понять это высказывание, а не искать в увиденном соответствия литературному первоисточнику или «исторической правде». Гений П. И. Чайковского, по мнению режиссера, в том, что его музыка всегда светла и полна любви. «Чайковский – это страдающее сердце, которое поет о небесном свете», – считает он.

Поговорили и о «Моцарте и Сальери». Выбор произведений для разговора не случаен. 27 и 28 января в НОВАТе состоится премьера одноактной оперы Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери» в постановке Вячеслава Стародубцева. Как пишут на сайте театра, это будет «синтез оперы, классической хореографии, современной пластики и звукового дизайна». В планах – целый цикл камерных опер по «Маленьким трагедиям» Пушкина. А спектакль «Пиковая Дама. Игра» (тоже в постановке В. Стародубцева) идет в театре с октября 2016 года, ближайшее представление – 21 января.

Конечно же, «Литературные среды» – это не сухие лекции о культуре. Сегодня в качестве музыкальных иллюстраций мы услышали арии из «Пиковой Дамы» в исполнении артистов НОВАТа Алексея Зеленкова (баритон, лауреат всероссийских конкурсов, лауреат Национальной оперной премии «Онегин») и Ольги Колобовой (сопрано, лауреат международного и дипломант всероссийского конкурсов, дипломант Национального театрального фестиваля «Золотая Маска»). А под конец лекция превратилась в живой разговор со зрителями, которых интересовало всё: и смысл, вложенный режиссером в спектакль, и технические вопросы подготовки представлений, и взаимодействие актеров и режиссера на репетициях...

Похоже, что НОВАТ выбрал удачный формат для общения и просвещения своих зрителей. Сегодня в зале имени Исидора Зака почти не было свободных мест. Судя по всему, следующих «Литературных сред» театралы будут ждать с нетерпением. Кстати, вход на эти лекции – по бесплатным билетам, которые можно заказать на сайте театра.

 

Лариса Подистова

Фото с сайта novat.nsk.ru

100-летие «Сибирских огней»