Вы здесь

Туринская плащаница: история и легенды

Окончание
Файл: Иконка пакета 09_gamm_tp.zip (33.95 КБ)
Егор ГАММ
Егор ГАММ




ТУРИНСКАЯ ПЛАЩАНИЦА:
ИСТОРИЯ И ЛЕГЕНДЫ** Окончание. Начало см. «Сибирские огни», № 11-2010.




Следы пятен крови на плащанице
и их происхождение
В 1978 году плащаница была многократно сфотографирована в космическом центре США, причем фотоматериал реагировал именно на кровь, а не на вещества, которыми могли пользоваться художники или др. мастера подделок или фабрикаций. До этого проводились спектральные и рентгеновские анализы, которые тоже показали следы крови на плащанице. Как любая жидкость, кровь растекается по капиллярам материи. На плащанице в областях грудной клетки, ног и запястий пятна крови оказались толще и растеклись меньше. Это говорит о том, что кровь была очень густая, кровь сильно обезвоженного человека.
Эксперимент на наличие пятен крови в различных местах полотна проводился с большим тщанием. Одних фотографий было сделано больше тысячи. Мы не вдаемся в эти подробности, достаточно известные по различным публикациям, и приводим только выводы комиссии. Кровяные пятна на полотне в районе лба, ног и запястий рук, и в некоторых других местах указывают на то, что человека подвергли истязаниям, но кровь к этому моменту была еще достаточно жидкой, чтобы растекаться по капиллярам ткани. Особенно плотное пятно в районе грудной клетки говорит о том, что кровь здесь была очень густа и почти не растекалась. Зато растеклось достаточно лимфы с большим содержанием серы. Выше середины пятна лимфы имеется продольное пятно длиной чуть больше 4 см (ширина режущей кромки пики-ланцета).
Итак, выяснилось, что исследуемым полотном был накрыт мужчина ростом примерно 182 см, что следовало из измерений оттиска, и что этот человек подвергался истязаниям, результатом которых были прижизненные кровотечения в указанных выше местах. Здесь полная идентификация с описанием истязаний Иисуса Христа на допросах: надевание короны с шипами, бичевание. Такая же кровь вытекала из ран от гвоздей на кистях и стопах. А вот совсем другая кровь выделилась из раны грудной клетки, нанесенной пикой-ланцетом только что умершему человеку. Совпадение с описанными в Евангелиях событиями поразительное! Есть все основания считать результаты этих исследований еще одним доводом в пользу достоверности утверждения, что именно в эту плащаницу был завернут Иисус после снятия с креста. Доводом, но не бесспорным доказательством...
Юридическое обоснование казни Иисуса Христа
и роль в этом процессе римского прокуратора Понтия Пилата
Принято считать, что Пилат, обладавший в Иудее верховной властью, всячески избегал вынесения вердикта о смертной казни Иисусу из Назарета, но под давлением разъяренной толпы и высшей церковной власти Иудеи в Иерусалиме вынужден был вынести этот приговор. Этой версии придерживаются и евангелисты, особенно Иоанн. Посмотрим, кто же такой Понтий Пилат и насколько вынесенный им приговор соответствовал его духовной сущности.

Имя римского прокуратора в Иудее, Самарии и Идумее Понтия Пилата было известно из двух документов: «Иудейской войны» Иосифа Флавия и обращения Филона Александрийского к императору Римской империи Калигуле. Поскольку долгое время считалось, что эти документы сфабрикованы во втором тысячелетии н. э., то и Пилат считался фигурой вымышленной. Однако при археологических раскопках в Цезарее был найден текст на камне, в котором упоминается прокуратор Иудеи Понтий Пилат и годы его правления. Значит, процесс над И. Х. проводился именно в его время и под его руководством, как полагалось по должности. Филон Александрийский в своем обращении в 39 году н. э. обращает внимание императора на произвол представителей римской власти в дальних провинциях Римской империи. В качестве примера жестокости правления он приводит Пилата. Он рисует его жестоким, упрямым, крайне неприятным в общении и не принимающим никаких советов. Этот тиран, как пишет Филон, восстанавливает против себя людей и не гнушается взяток. Деньгами Храма в Иерусалиме, которые считались совершенно неприкосновенными по иудейским законам, он бесцеремонно распоряжался по своему усмотрению. Далее Филон указывает на темное и низкое прошлое Пилата, происходящего от какого-то разбойного племени. Его покровителем был самый жестокий и презренный человек римской империи Элий Сеян, вызванный в Рим сенатом и изрубленный по его распоряжению вместе с семьей на куски. Ко времени процесса над И. Х. покровителя Пилата уже не было в живых, и это сделало последнего еще более трусливым и жестоким. Позднее, после десятилетнего прокураторства в Иудее, Пилат был вызван в Рим и сенатом освобожден от должности с предъявлением обвинений в вымогательстве и неоправданной жестокости. Обычно сенат сквозь пальцы смотрел на вольности провинциальных прокураторов, так что наказание Пилата последовало, очевидно, после того, как чаша терпения переполнилась. Было это примерно через 5-6 лет после казни Иисуса Христа, если принять, что Его распятие было в 30 году. Вероятнее все же, что Он был распят в 33 году. В этом случае отставка Пилата произошла через 3 года после этого события. Дальнейшая его судьба неясна. Разные легенды приписывают ему то самоубийство, то ссылку, то казнь при Нероне.
В Иудее верховной властной структурой считался Синедрион из 71 члена. Ничего подобного парламенту он не представлял. В него входили ближайшие Первосвященнику люди, занимавшие высшие посты в церковной иерархии, отставные первосвященники, самые почетные старейшины из священнического колена Иуды и немного самых богатых и влиятельных людей в Иерусалиме, допущенных к власти Первосвященником. По партийному признаку этот своеобразный церковно-парламентский орган был расколот на саддукеев и фарисеев. Первые к иудейской догматике относились достаточно либерально, были склонны к греческому менталитету и с римской властью вполне уживались. В свою очередь римская власть опиралась на эту партию, и вместе они более всего опасались беспорядков и религиозных бунтов. Скорее всего, саддукеи в Синедрионе не воспринимали Иисуса как опасного смутьяна и были готовы не затевать большого процесса. Иосиф Аримафейский, тоже член Синедриона и тайный сторонник Христа, принадлежал к группе саддукеев. Другая партия фанатично религиозных фарисеев («праведных»), к которым, видимо, относился и Первосвященник, яростно ненавидела Иисуса и добивались для Него крайней меры наказания.
Возглавлял Синедрион в то время Первосвященник Каиафа. Доподлинно известно, что арест Иисуса Христа был произведен по приказу Каиафы и допрошен Он был им же при злобных издевательствах в помещении Синедриона. В итоге было принято решение, что «самозваный Мессия» достоин смерти. Однако властью казнить Синедрион не обладал, и Иисуса передали в руки Пилату для вынесения смертного приговора.
Христианская церковь, начиная с авторов Евангелий, в первую очередь Иоанна, рисует долго сомневающегося Пилата, всеми способами желающего убедить евреев, что подсудимый на его взгляд ни в чем не виновен. Вся вина возлагается на Синедрион и его Первосвященника, всячески убеждавшего Пилата, что Иисус из Назарета представляет опасность для Рима. Из повествования Иоанна следует, что хитрый Каиафа обвел Пилата вокруг пальца и тот вынес вердикт о распятии совершенно невиновного в его глазах галилеянина. Так ли это? И в рамках ли римского законодательства поступил Понтий Пилат при осуждении Иисуса, который не был гражданином Рима?
Пилат, конечно, видел безосновательность обвинений Иисуса в стремлении к революционной смуте и попытался спихнуть это дело на вышестоящего тетрарха Галилеи Ирода Антипу, личность совершенно мерзкую и беспринципную. Однако тот тоже не захотел связываться с этим делом и переправил обвиняемого обратно к Пилату, объявив его сумасшедшим. В сущности, это был прекрасный повод для Пилата оправдать его или ограничиться физическим наказанием. На Востоке отношение к блаженным всегда было снисходительным, их считали особенно близкими к богам или Богу. Однако страх перед агрессивными фанатиками во главе с Каиафой, которые намеками угрожали обратиться с доносом на Пилата к римскому кесарю, удержал его от принятия разумного решения. И он выносит свой приговор, который в римском государстве выносился только за особо тяжкие преступления: посягательство на государственные устои, мятеж и подобные действия. Конечно, к рабам отношение было иное, здесь можно было за любую мелочь, по прихоти владельца, приколотить человека к кресту. В общем, у Пилата не было достаточных оснований для вынесения столь жестокого приговора Иисусу. Он явно попрал римский закон и пошел на поводу у иудейских религиозных фанатиков.
Как известно из Евангелий, которые, при определенных ограничениях, можно считать документами истории, а также исходя из результатов исследований Туринской плащаницы, Иисус перед казнью был подвергнут, тоже по приговору Пилата, жестокому избиению специальным бичом с костяными или свинцовыми наконечниками. Пилат явно и без юридических оснований перестарался в своем злобном рвении. Об этом иудеи ведь и не просили. И закон римский этого не требовал.
Антипа выставил Иисуса юродивым и в шутовской одежде вернул Пилату. Тот поощрил своих солдат к дальнейшему издевательству. На него надели корону из терновника, плащ солдата, дали трость и под дикий гвалт и издевательства вышучивали «царя иудейского». Такой «спектакль» тоже никак не предписывался ритуалом казни на кресте.
В общем, казнь Иисуса Христа и предшествующие ей пытки и издевательства не вписываются в римскую юриспруденцию, в римское право. Это акт произвола, допущенный злобным и трусливым Понтием Пилатом по наущению хитрых и коварных руководителей иудейской церкви. Пилату было отчего бояться презренных иудеев. Два раза они вынуждали его уступить их напору. В первый раз, когда он въехал с когортой легионеров в Иерусалим и там поставил статую римского императора для поклонения. Он так и не добился такого поклонения, несмотря на угрозу истребления всех непокорных. Тысячи людей вышли на площадь и подставляли шеи для казни. После недельного спектакля Пилат не выдержал и убрал статую и изображения богов. Скорее всего, этот инцидент дошел до Рима, и оттуда он получил соответствующее указание. Ведь еще раньше иудеям было даровано освобождение от поклонения императору Римской империи. Второй случай, уже после казни Иисуса, стоил ему карьеры, а возможно, и жизни. Пилат, совершенно не интересующийся религиозной ментальностью иудеев, путал массовые религиозные отправления с явными угрозами Риму. Когда тысячи галилеян пришли к священной горе Гаризим для ежегодного чтения Закона, Пилат принял это за выступление против римских властей и приказал разогнать эту сходку. Было убито 6000 человек, многие тысячи проданы в рабство. Такие массовые избиения без должных оснований потрясли даже привыкший ко всему безнравственный Рим. Хотя, скорее всего, руководствовались чисто практическими соображениями: нельзя слишком будоражить народы восточных провинций, беды потом не оберешься с этими религиозными фанатиками.
Бичевание
Исследования Туринской плащаницы с применением новейшей фотохимической аппаратуры выявили полную картину состояния тела человека, завернутого в ее длинное полотно. В результате компьютерной обработки данных выявилась картина истязания человека плетью с двумя или тремя ремнями на деревянной ручке, с короткими металлическими наконечниками. В результате почти по всему телу возникали посиневшие, величиной с грецкий орех, опухоли с рваной кожей. Особенно много таких опухолей обнаружено на плечах, спине, ягодицах и ногах. Представилась такая картина: истязуемого за скрещенные руки подтягивали к потолку настолько, чтобы тело полностью вытянулось, и затем два человека не торопясь, с определенными интервалами, друг за другом наносили удары.
Из различных источников известны самые разные формы истязания бичеванием в Римской империи. Задолго до н. э. достаточно широко практиковалось бичевание прутьями. Чаще всего человека приговаривали к бичеванию до смерти. При этом в решении судьи или высокого должностного лица в деталях расписывалось, сколько ударов должно быть нанесено, и как они должны быть нанесены. Чаще всего человек падал весь окровавленный и его добивали лежа. Такая мера наказания широко применялась к сопротивлявшимся и затем взятым в плен противникам. С особым остервенением и массово эта экзекуция применялась в тех случаях, когда противник долго сопротивлялся и этим озлоблял римское воинство. Бичевание достаточно часто применялось в римской армии. Здесь до смерти и при всем народе бичевали дезертиров, трусов и просто каждого десятого, если когорта отступила перед натиском врага. Так поддерживались известные всему миру боевые качества римской армии, которая многие века не знала поражений.
Позже технология бичевания модернизировалась и приобрела форму, описанную выше. В истории она сохранилась под латинским названием Flagrum taxillatum, «бич с косточками». Так бичевали и Иисуса из Назарета. Но в данном случае не ставилась цель умертвить приговоренного. Напротив, нужно было максимально сохранить чувствительность. Самые страшные муки были впереди. Скорее всего, Иисуса бичевали больше для потехи солдат, по злобе Пилата, которую он питал к иудеям вообще и к жертве, которую ему подсунул Первосвященник Каиафа в унижение римского прокуратора. А вот следующий за Пилатом римский консул забил до смерти такими плетями двух иудеев высокого ранга с римским гражданством, чем приблизил события «Иудейской войны».
Бессердечные палачи, однако, заботились о том, чтобы человек при такой экзекуции достаточно сохранился для дальнейшего длительного ощущения страшных болей на кресте. Вообще, бичевание, видимо, применялось далеко не к каждой приговоренной к распятию жертве. Человек, завернутый в Туринскую плащаницу, прошел это истязание. Может быть, поэтому он и скончался на кресте через шесть часов. Здоровые жертвы выдерживали иногда до 3-х суток.
Корона из терновника
Тот факт, что иудеи представили обвиняемого как претендующего на звание «царя иудейского», видимо, натолкнул беснующихся солдат римской когорты на еще одну потеху, причинившую Иисусу дополнительные страдания. Евангелисты коротко упоминают этот факт, не вдаваясь в детали. Исследования кровяных пятен на плащанице в районе головы позволили установить, что повреждений на голове было около тридцати. Это следы проколов шипами колючего растения, из веток которого сплели корону «царю». Корону надевали грубо, с проворачиванием, так что самые выступающие шипы образовали рваные раны. Руки жертвы при этом были связаны, истязуемый не мог защищаться. Следует заметить, что никакими законами или традициями эта форма издевательства в Римской империи не предусматривалась и случаи такие совершенно неизвестны.
Здесь еще одно полное совпадение «показаний» евангелистов с результатами исследований кровяных пятен на Туринской плащанице.
Шествие к месту казни. Голгофа
На иллюстрациях к Библии, на многих живописных произведениях мы видим страдающего Иисуса в короне из терновника, несущего свой крест на Голгофу — к месту предназначенной Ему казни. Тяжелый крест сделан из обструганных брусьев и пригибает Иисуса к земле. Из Евангелий известно, что Иисус совершенно изнемог и римский воин остановил идущего с поля крестьянина Симона Киринеянина и заставил его нести крест. Вызывает некоторое недоумение, почему евангелисты не указали на ту деталь, что Иисус нес не весь крест, а только верхнюю перекладину, тоже достаточно тяжелую. А основная часть — вертикальное бревно, уже заранее было транспортировано на Голгофу. В картинах много красивостей, которых фактически не было. Все было гораздо прозаичнее и страшнее. Но удалимся в историю, чтобы понять, откуда в Риме появилась такая изощренно жуткая казнь — казнь на кресте.
В Риме крест, как орудие казни, появился в результате опустошительной 2-й Пунической войны. Тогда еще крестьянский Рим применял для крестов засохшие ореховые или оливковые деревья, а в качестве перекладины для приколачивания рук — подручные бревнышки, возможно, чуть подтесанные. Вот этот обрезок длиной примерно 2,4 метра и нес осужденный к месту своей казни. Два солдата растягивали руки и привязывали их к бревну по кистям, локтям и плечам. При этом бревно всем весом ложилось на плечи и на верхнюю часть спины. В таком виде несчастную жертву гнали через город или деревню, для устрашения жителей. Если человек падал, его поднимали ударами описанной выше плети. Не раз случалось, что жертву не доводили до места казни. Он умирал на своей крестной дороге.
Римляне любили устраивать из всякого рода экзекуций театральные представления. В случае казни на кресте судья наскоро объявлял решение об этом и предписывал дополнительные истязания. При этом нужно было обеспечить максимальное присутствие зрителей. Впрочем, зевак и любопытных всегда хватало. Ужасающие муки жертвы мало кого трогали. Последние сведения о казни на кресте в Римской империи датируются 390 годом н. э.
Для придания большей красочности спектаклю казни жертвы донага раздевались. Иудеям все же делали маленькое исключение — им оставляли повязку вокруг бедер или другие остатки одежды. При исследовании полотна плащаницы обратили внимание на то, что в районе прилегания перекладины к нижней части шеи и плечам кровь почти не выступила. Предполагается, что по каким-то причинам или просто из сочувствия Иисусу надели ранее снятую тунику, что предупредило повреждение тканей шеи и плечевого пояса. Поскольку фотографировали каждый сантиметр полотна, то неожиданно обнаружилось сильное повреждение хряща носа и кожи на левом колене. Химический анализ показал в этих местах остатки крови с примесью грунта. После тщательного анализа и моделирования пришли к выводу, что эти повреждения появились вследствие падения человека под тяжестью перекладины. Видимо, тогда и передали перекладину проходящему мимо крестьянину.
Пригвождение к кресту
Итак, совершенно измученная жертва, неоднократно падая и поднимаясь под ударами плети, прибыла на место казни с привязанной поперечной перекладиной. Ее валят на землю и прибивают руки к перекладине огромными гвоздями квадратного сечения 1 см на 1 см и длиной примерно 20 см. После этого привязанные руки освобождают от веревок и человека за перекладину поднимают и подтягивают на заданную высоту уже установленного вертикального столба. Этот столб устанавливался в достаточно глубокую яму и расклинивался либо крупными камнями, либо деревянными клиньями. Старались так укрепить столб, чтобы он надежно и достаточно долго сохранял устойчивость в любых погодных условиях и затем легко демонтировался. Иногда вертикальный столб лежал на земле, и поперечную балку вместе с приколоченной к ней жертвой прямо на земле прибивали к столбу, и затем все вместе поднимали и укрепляли в яме. В любом случае гвозди должны были удержать вес иногда очень тяжелого человека.
Произведения живописи и скульптуры распятого Христа показывают приколоченным ладонями к поперечной балке, при этом ноги прямо свисают вниз и раздельно прибиты такими же гвоздями. К последнему мы еще вернемся, а то, что ладони не выдержат вес тела и просто разорвутся, уже предполагалось некоторыми исследователями. Один из них смоделировал ситуацию, прибив труп гвоздями примерно тех же размеров. Как и ожидалось, ладони разорвались. Целых полторы тысячи лет изображалось неверное представление о казни Христа на кресте. Археологическая находка, которая хранится в одном из крупных музеев мира и о которой забыли, показала, что гвозди указанных выше размеров заколачивались в нижнюю часть кисти руки на границе с ладонью, в запястье. Здесь две кости соединятся суставом и образуют достаточно прочный мостик. При раскопках в районе осады Иерусалима был найден фрагмент скелета молодого человека. Хорошо сохранились кости руки и сквозь них пробитый гвоздь указанных выше размеров.
Процедура проведения казни на кресте достаточно подробно описана в дошедших до нас книгах еврейского историка Иосифа Флавия — участника осады Иерусалима в 68—70 гг. Римские воины, озлобленные длительностью осады, забавлялись тем, что вылавливали бегущих из умирающего от голода Иерусалима и подвешивали их на деревьях или наскоро сколоченных крестах.
Иосиф Флавий, человек знатного иудейского рода, с прекрасным образованием, родился в 33 г. С юношеских лет отличался большими познаниями и блестящим умом. В составе высокой делегации Иудейского протектората он посетил Рим и был хорошо принят высшей знатью. Его ожидала блестящая карьера политика. Но когда стало очевидно, что война с Римом неизбежна, его направили командовать военным гарнизоном в одну из дальних крепостей на пути ожидаемого продвижения римской армии. Крепость была быстро взята римлянами, а командующий с ближайшим окружением в 30 человек скрылся в подземном сооружении водообеспечения города. Когда их обреченность стала очевидной, они договорились по очереди умертвлять друг друга, а последним должен был покончить с собой старший — Иосиф. Однако он не решился на этот шаг и сдался римлянам. Почему они его сразу не прикончили, можно только гадать. Может быть, его бывшие связи с окружением императора сыграли роль, или решили воспользоваться услугами такого человека, но он, спустя короткое время, стал фактически советником главнокомандующего. В своей книге «Иудейская война», написанной позже, в период полного благоденствия в Риме, Иосиф Флавий описывает случай, когда он предсказал главнокомандующему Веспасиану, руководившему осадой Иерусалима, скорое императорство. Предсказание сбылось, и этим определилось дальнейшее высокое положение теперь уже римского гражданина Иосифа Флавия. Последнее прозвище он получил по имени династии тогдашних римских императоров. Правда, и услуги Иосиф римлянам оказывал немалые еще во время осады Иерусалима. Он проезжал вдоль стен Иерусалима и со свойственным ему красноречием призывал осажденных к сдаче. Иудеи, конечно, ненавидели его от всей своей религиозно-фанатической души. Хотя и смятение он наводил среди рядовых защитников немалое. Город вымирал от голода, ели друг друга и своих детей. Так что многим любое избавление от такой осады казалось облегчением.
В своей знаменитой книге «Иудейская война» Иосиф Флавий описывает случай, когда солдатами к крестам были прибиты три его бывших друга. Он обратился к Титу с просьбой простить их и снять. Такое разрешение он получил, но из трех выжил только один, несмотря на интенсивную медицинскую помощь. Да и выживший прожил совсем недолго. Этот случай, документально зафиксированный в надежном историческом документе, еще раз подтверждает, что казнь на кресте окончательно губит человека задолго до наступления смерти. На этом фоне гипотеза о захоронении Иисуса Христа, снятого с креста, в состоянии клинической смерти, и Его последующего выхода из этого состояния в прохладном могильном гроте абсолютно несостоятельна.
После рук к столбу таким же гвоздем прибивали ноги. При этом чаще всего подошву одной ноги всей плоскостью плотно прижимали к столбу, а вторую выламывали таким образом, чтобы ее подошва легла на первую. И так одним гвоздем прибивали обе ноги.
Долго висеть в положении, когда вес тела приходился на три или четыре гвоздя, жертва не могла, и смерть наступала сравнительно быстро, хотя такая казнь могла продлить смертные муки и до трех суток. Когда нужно было быстро покончить с таким рутинным делом, тело после приколачивания рук вытягивали вниз и в таком положении прибивали ноги. Пригвожденный не мог сделать достаточный вдох и задыхался. Если же ноги прибивались согнутые в коленях, то человек приподнимался, выпрямляя их, освобождая грудную клетку для вдоха. При этом обильный пот приводил к полному обезвоживанию организма. Так могло продолжаться достаточно долго. Когда Иисус через 6 часов умер на кресте, Пилат был удивлен таким быстрым исходом. Он засомневался в смерти, но надежный командир римской когорты, руководитель этой казни, заверил, что для удостоверения смерти жертву пронзили ланцетным копьем. Кстати, на Туринской плащанице это пятно с обильно выделившейся сукровицей отчетливо определяется в районе между 5 и 6 ребром напротив сердца. Ломать ноги для ускорения смерти Иисусу не пришлось, тем более, что об этом просил Иосиф Аримафейский. А вот подвешенным по соседству ноги пришлось ломать, чтобы устранить возможность их выпрямления. Тогда смерть наступала почти мгновенно.
Вечером того же дня, т.е. в пятницу, нужно было покончить с жертвами и убрать их до наступления субботы. По еврейским традициям и законам Моисея субботу нельзя было осквернить чем-то подобным. Жертвы были торопливо умерщвлены и двух разбойников быстро зарыли на городской свалке на Голгофе. Иисус из Назарета, как известно, был похоронен в склепе Иосифа. Об этом нам поведали свидетели и очевидцы события, ставшего поворотным в истории человечества.

Погребение Иисуса Христа
Двусторонний, со стороны лица и спины, отпечаток человека на Туринской плащанице мог появиться, кроме прочих условий, только в том случае, если лоскут ткани длиной не менее удвоенного роста был разостлан на плоскости ложа, затем на лоскут было уложено спиной вниз мертвое тело и накрыто через голову второй половиной лоскута. При этом тело умершего не должно было быть предварительно обмыто, как это предусматривается иудейским похоронным ритуалом. Обмытый труп не выделяет испарений кожи, которые послужили причиной химической реакции на плащанице, и не оставит кровавых пятен, чьи следы присутствуют на ткани. Можно ли утверждать, что Иисус Христос был похоронен именно так? Здесь много неясностей и противоречий, в которых следует разобраться, а разобравшись, принять или отвергнуть возможность «принадлежности» изучаемого полотна телу именно Иисуса. Наиболее достоверными и убедительными в этом отношении следует считать повествования евангелистов. Как же в Евангелиях описывается тот момент похорон Иисуса, когда Его, по иудейскому обычаю, готовили к захоронению в могильном гроте?

От Матфея, 27, 57-61:

57. Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса;
58. Он, пришед к Пилату, просил Тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать Тело.
59. И взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею
60. И положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился.
61. Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба.


От Марка, 15, 42-47 — 16, 1-5:

15, 42. И как уже настал вечер, потому что была пятница, то есть, день пред субботою,
43. Пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату и просил Тела Иисусова.
44. Пилат удивился, что Он уже умер; и призвав сотника, спросил его: давно ли умер?
45. И узнав от сотника, отдал Тело Иосифу.
46. Он, купив плащаницу, и сняв Его, обвил плащаницею и положил Его во гробе, который был высечен в скале;
и привалил камень к двери гроба.
47. Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.

16,1. По прошествии субботы, Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти — помазать Его.
2. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца,
3. И говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?
4. И взглянувши видят, что камень отвален; а он был весьма велик.
5. И вошедши во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись.


От Луки, 23, 50-56 — 24, 1-3, 12.

23, 50. Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый,
51. Не участвовавший в совете и в деле их, из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия,
52. Пришел к Пилату и просил Тела Иисусова;
53. И сняв Его, обвил плащаницею и положил Его в гробе, высеченном в скале, где еще никто не был положен.
54. День тот был пятница, и наступала суббота.
55. Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось Тело Его;
56. Возвратившись же приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди.
24, 1. В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие;
2. Но нашли камень отваленным от гроба,
3. И вошедши не нашли Тела Господа Иисуса.
<…>
12. Но Петр встав побежал ко гробу, и наклонившись увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему.


От Иоанна, 19, 38-40; 20,3-7.

38. После сего Иосиф из Аримафеи, ученик Иисуса, но тайный — из страха от Иудеев, просил Пилата, чтобы снять Тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял Тело Иисуса.
39. Пришел также и Никодим, приходивший прежде к Иисусу ночью, и принес состав из смирны и алоя, литр около ста.
40. Итак они взяли Тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают иудеи.

20,3. Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу.
4. Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый,
5. И наклонившись увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб.
6. Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие
7. И плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте.


Евангелисты Матфей, Марк и Лука пишут, что Иосиф Аримафейский выпросил разрешение у Пилата забрать тело Иисуса и положил его в гробнице, видимо, подготовленной для себя. Во всяком случае, авторы упоминают, что гробница еще по назначению не использовалась. Все они повторяют фразу «... и обвил Его чистою плащаницею». Здесь нет даже намека на то, что труп обмывали, как это полагалось по иудейским обычаям. Нетрудно представить себе, что вечером в пятницу совершенно не было времени на проведение весьма трудоемкого иудейского ритуала захоронения, который нужно было закончить до наступления пасхальной субботы. Что эта процедура была отложена на день после субботы, подтверждается тем фактом, что женщины, проследившие весь процесс снятия трупа с креста и его укладки в каменный грот и закрытие входа большим камнем, рано утром после субботы явились с благовониями для проведения ритуала захоронения очень близкого им человека. Озабоченные тем, кто им отодвинет тяжелый камень, они приблизились к гроту и увидели, что камень отброшен и вход в могилу свободен. Заглянув вовнутрь, «...увидели пелены лежащие». Здесь вообще не обнаруживается противоречий с принятой церковью историей о Туринской плащанице.
А вот евангелист Иоанн утверждает, что Иосиф Аримафейский и Никодим принесли с собой примерно 45 кг ароматических веществ и провели весь ритуал захоронения снятого тела Иисуса сразу же после его помещения в могильный грот. Противоречие в утверждениях в трех синоптических Евангелиях, с одной стороны, и в Евангелии от Иоанна, с другой, по этому принципиально важному вопросу очевидно. Остается выяснить: либо Марк и использовавшие его Евангелие Матфей и Лука не детализировали процесс подготовки тела умершего к захоронению и ошибочно ввели эпизод с женщинами, либо неверно Иоанново утверждение в 20, 40: «Итак они взяли Тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи». Попробуем разобраться, где историческая правда, а где имело место литературное фантазирование. Если принять, что погребение состоялось по Иоанну, то Туринская плащаница принадлежала не Иисусу Христу, а кому-то другому.
Касательно версии евангелиста Иоанна выскажем следующее соображение. Ритуал захоронения в полном объеме Иосиф Аримафейский мог провести только в ночь с пятницы на субботу или в день субботней Пасхи. В воскресный день — первый день недели у иудеев, это не могло быть сделано, т.к. уже до восхода солнца Иисус Христос покинул могилу воскресшим. В исключительных случаях захоронение в субботу допускалось. Но чтобы это можно было сделать в Пасху, а та суббота была пасхальной, маловероятно даже с учетом большого веса Иосифа в иерархии Иерусалима. А до наступления субботы по еврейскому календарю времени оставалось очень немного. Ведь умер Иисус Христос примерно в 9 часов вечера. Нужно было успеть быть принятым у Понтия Пилата, убедить его в наступившей смерти Иисуса через вызванного для этого сотника, вернуться к месту казни, снять пригвожденное тело и отнести его в могильный грот.
А далее начиналась процедура подготовки тела умершего к захоронению. Для этого Никодим купил и принес благовонную смесь из мирры и алоэ, большое полотно и дополнительные полосы поменьше. По правилам захоронения процедуру нужно было проводить безотлагательно, чтобы избежать даже малейших признаков гниения. Вот как описывает процесс погребения Джон Мак-Дауэлл, автор книги «Доказательства Воскресения»: «Готовя тело к погребению, его клали на каменный стол в усыпальнице и мыли теплой водой. Как сказано в вавилонском Талмуде, собрании наставлений о еврейских обычаях, обмывание тела считалось настолько важным элементом похоронного ритуала, что евреям разрешалось выполнять его даже по субботам. А.П. Бендер в статье “Верования, обряды и обычаи евреев, связанные со смертью, похоронами и трауром” пишет, что по древним еврейским обычаям воду для обмывания умерших следует подогреть. В церемонии обмывания участвуют не менее двух человек, даже если это труп ребенка, и менять положение тела можно только вдвоем. Труп кладут на доску, ногами к двери, и накрывают чистой простыней... затем его с головы до ног обмывают тепловатой водой. Сначала тело кладут лицом вверх. Затем его поворачивают на правый бок и. т.д.

В процессе церемонии участники читают определенные стихи из Писания, заканчивая их словами: “И окроплю вас чистою водою, — вы очиститесь от всех скверн ваших...” (Иез. 36, 25)».
И далее: «После омовения, как свидетельствует Новый Завет, тело умащали ароматическими веществами. При погребении Христа было, как мы уже указывали, использовано 45 кг ароматических веществ. После того, как все конечности распрямлялись, на тело надевали погребальные одежды, сшитые из чистейшего белого полотна. На этом этапе погребения ароматические вещества, т.е. мелко дробленные кусочки ароматного дерева, смешивались с древесной смолой, смирной. Участники похоронной церемонии заворачивали тело умершего, начиная со ступней, в холст. Между слоями холста они клали ароматические вещества, смешанные со смолой. Они заворачивали тело до подмышек, затем опускали руки вдоль тела и заворачивали плечи. По моим подсчетам, в общей сложности эти одежды весили 53-54 кг».
В 4 веке н. э. Иоанн Златоуст писал, что «во время погребения использовалась смирна — вещество, которое так плотно приклеивалось к телу, что похоронные одежды можно было снять лишь с большим трудом».
Мы так подробно цитировали Мак-Дауэлла, чтобы читатель получил представление об объеме работы и длительности процесса подготовки тела умершего к захоронению. Мак-Дауэлла больше интересует тот факт, что при таком облачении, когда труп оказывается в прочном коконе из материи и застывшей смолы, оживший человек не смог бы из него выбраться. Этим он подкрепляет одно из многих своих доказательств, что гипотеза о глубокой потере сознания от болевого шока на кресте и последующего выхода Иисуса Христа из обморока несостоятельна. Действительно, из такого кокона даже самому здоровому человеку не выбраться. Этот аргумент в значительной мере опровергает и гипотезу о краже трупа учениками Иисуса. Конечно, освободить из такого кокона труп почти невозможно.
Почему же три первых евангелиста ничего не сообщают о подготовке тела Иисуса Христа — столь важном элементе еврейского захоронения? Можно предположить, что в заключительных частях трех синоптических Евангелий пропущены не только второстепенные, но, возможно, и существенные детали. Земная жизнь Иисуса Христа закончилась, и повествование о дальнейших событиях, с нею связанных, авторам как бы уже не интересно. Они только кратко упоминают их. Процедуру подготовки тела, на фоне великого события — Воскресения Учителя, авторы сочли вовсе второстепенной. Этот возможный недостаток восполнил автор четвертого Евангелия — Иоанн.
И тут опять встает вопрос, в сущности исключающий всю сложную и длительную процедуру захоронения, на которую ссылается Иоанн: зачем женщины (в трех синоптических Евангелиях), бывшие непосредственными свидетелями снятия тела с креста и его размещения в могильном гроте, пришли в воскресение рано утром к могиле, чтобы произвести те самые приготовления, которые, по Иоанну, в пятницу вечером провели Иосиф и Никодим? Читая эти места в синоптических Евангелиях, создается явственное ощущение, что ничего торжественного в этот поздний вечер не намечалось и предпринимались только меры по надежному сохранению тела для последующего, через 30 часов, проведения полного ритуала захоронения по еврейскому закону. Чтобы приблизиться к фактическим событиям того трагического вечера и ночи с субботы на воскресенье, нужно определиться, каким документам отдать предпочтение: трем синоптическим Евангелиям или Евангелию от Иоанна.
Здесь мы не ставим задачу исследования подлинности этих документов в целом. Разобраться нужно в явном противоречии в изложении эпизода захоронения тела Иисуса Христа. Приняв одну сторону, т.е. описания захоронения в синоптических Евангелиях, мы должны отвергнуть документальность описания того же эпизода у Иоанна, и наоборот. Действительно, в первом случае женщины присутствуют при казни Христа и затем при снятии тела Иосифом, и далее они наблюдают за укладкой тела в грот вплоть до заваливания входа камнем. При этом они уже принимают решение прийти сюда в воскресенье утром для проведения полного иудейского ритуала подготовки и захоронения тела. Они несут с собой благовония и все необходимое для умащения тела Иисуса Христа. У Иоанна женщины здесь не упоминаются, а утром появляется только Магдалина, и не для захоронения, а только для прощания с Учителем. Действительно, если весь ритуал проведен вечером в пятницу двумя мужчинами, то надобности в каких-то действиях такого рода не было.
Итак, насколько можно доверять основным историческим документам об Иисусе Назарянине — четырем канонизированным Евангелиям? Считается доказанным, что первое из четырех Евангелий написано Марком, племянником апостола Петра. Он не был среди учеников Иисуса Христа, но неоднократно наблюдал за Ним, когда ученики с Учителем находили приют в доме его родителей. Считается, что Марк какое-то время сопровождал апостола Павла в его путешествиях, но затем отошел от него, как теперь говорят, по несовместимости характеров. Властный и непреклонный Павел, конечно же, не был приятным в общении. Позже Марк сопровождал апостола Петра, который до римского периода своей жизни тоже много разъезжал с проповедями о Христе, Его жизни и Воскресении, очевидцем которых он был самым непосредственным. После временного расхождения с Павлом Марк становится как бы переводчиком Петра и его летописцем. Петр языками римским и греческим, видимо, владел плохо, и грамотный, неплохо образованный Марк был ему прекрасным помощником. Со слов Петра он записал много фактов из его жизни вместе с Христом в период Его евангельской миссии и жертвенных страданий. Марку приписывается авторство «Иисусовых речений» — самого старого записанного документа первохристиан, ставшего исходным материалом для синоптических Евангелий. А Евангелие от Марка, первое из трех синоптических, закончено в 64-65 гг., в период страшных гонений на христиан после грандиозного пожара в Риме при Нероне. Именно тогда появилась настоятельная потребность в писаниях о Христе для тайного чтения. В античном мире роль устного слова вообще была исключительно велика. Особенно простой народ, глубоко увлеченный проповедями христианства, да еще из уст сподвижников живого Христа, в книгах меньше всего нуждался. Книги в то время были дороги и не являлись тем средством массового распространения информации, как сейчас. Экзальтированные первохристиане в период страшных гонений собирались в ремесленных мастерских или катакомбах и упоенно слушали заезжего оратора или даже апостола. Такое восприятие было самым сильным и привычным в коллективе малообразованных людей. Именно этим объясняется столь позднее (через 30-40 лет после казни Христа) появление записанных Евангелий — осмысленных и литературно изложенных основ христианской религии. Потребность в письменном изложении усилилась в связи с мученической смертью Петра в 64 г., а затем и Павла в 67 гг. и уходом из жизни других сподвижников Христа.
Правда, «Речения Иисуса», записанные от руки, были созданы гораздо раньше тем же Марком со слов Петра с целью использования их проповедниками. А Евангелие от Марка в исследовательских кругах часто называют Евангелием Петра. И вполне обоснованно: это Евангелие записано Марком со слов менее образованного и не склонного к писательству ап. Петра.
Э. Ренан и другие исследователи с полным основанием считают, что Евангелие от Марка написано после смерти Петра на основе богатых записей под его диктовку, т.е. примерно в 65 г. Тот же Ренан считает, что Евангелие написано Марком в Риме и что он был хорошо знаком с греческой и римской культурой. В его изложении, как он считает, встречается немало заимствований из латинского и греческого. В то же время он прекрасно владел иудейской духовной литературой и воспитывался на еврейском Законе.
Подлинность текста Евангелия от Марка была подтверждена кумранским рукописным текстом. Этой рукописи не более 120 лет от начала н. э. К сожалению, рукопись очень ветхая и конец ее оборван. Некоторые исследователи не исключают, что впоследствии христианские переписчики или редакторы могли что-то изменить в тексте в угоду сложившейся тогда официальной христианской догматике. Речь, прежде всего, идет о захоронении и Воскресении Иисуса Христа. Довод этот не сильный, но и отбросить его со всей уверенностью нельзя.
Лука свое Евангелие написал несколькими годами позже Марка. Простое, поверхностное чтение показывает, что оно почти полностью совпадает с текстом Евангелия Марка. Правда, значительные места более расцвечены писательским талантом и воображением. Лука — единственный неиудей среди столпов иудеохристианства. Он грек, теолог, врач по профессии. В 49 г. в Антиохии он встретил Павла и с тех пор стал его постоянным спутником и ближайшим помощником в миссионерской подвижнической жизни. Лука уверенно считается автором «Деяний апостолов» и биографии ап. Павла. Эпизод со снятием Иисуса с креста и Его захоронением почти дословно повторяет изложение Марка. Этот факт является определенным доводом в пользу первичности текста Марка.
Евангелие Матфея также почти полностью повторяет Евангелие Марка. Матфей — своеобразный летописец Иисуса Христа. Он постоянно находился в Его ближайшем окружении и практически все знал о Его земной жизни. Но после ареста Иисуса он больше Его не видел вплоть до встречи после Воскресения.
Теперь рассмотрим искомое соответствие в Евангелии от Иоанна. Мы уже упоминали, что если снятый с креста Иисус был уложен в могильном гроте и обработан так, как предписывается Талмудом, то отпечаток на плащанице никак не мог появиться. Тому две веские причины: омовение трупа перед его пеленанием и схема самого пеленания. А ведь именно этот ритуал, как утверждает Иоанн, был в полном объеме проведен Иосифом Аримафейским и Никодимом. Кроме того, Петр и Иоанн увидели «...плат который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте» (Ин. 20, 7). Вот как описывает Мак-Дауэлл потрясение Иоанна, когда тот увидел пустую могилу: «Посмотрел он туда, где еще недавно лежало тело Иисуса. Теперь там остался немного помятый саван, сохраняющий форму тела. Саван был пуст, наподобие пустого кокона. Это зрелище любого заставило бы поверить в воскресение Христа. До самого смертного часа Иоанн помнил этот случай. Так что первое, что осталось в памяти учеников, была не столько пустая гробница, сколько пустой саван, сохранявший форму и положение погребенного тела». Текст Евангелия не звучит именно так, и форму савана, кроме головной его части, можно представить несколько иначе, но с учетом того, что, по Иоанну, процедура захоронения проводилась по Талмуду, саван выглядел именно как кокон в форме тела усопшего. Таким образом, если принять верным описание этого эпизода Иоанном, то Туринскую плащаницу никак нельзя идентифицировать с саваном, в который было завернуто тело Иисуса. Одновременно с этим, опять же если принять верным описание Иоанна, следует отказать в правдивости описанию того же эпизода в 3-х синоптических Евангелиях.
Столь же правомерно принять утверждение, что именно у Иоанна описание захоронения неверно, и тогда можно допустить верным описание в трех синоптических Евангелиях. Если считать автором четвертого Евангелия Иоанна, сына Зеведеева, т.е. апостола — любимого ученика Иисуса Христа, то такое искажение маловероятно. Он единственный из учеников, кто присутствовал на казни и принимал завещание Учителя относительно своей матери. Он же первым увидел пустые пелены в гробе. Ничего ему додумывать не нужно было, все это намертво запечатлелось в памяти еще молодого человека. Тогда кто же автор четвертого Евангелия?
Вот что пишет по этому поводу Р. Браунригг в словаре «Кто есть кто в Новом Завете»: «Некоторые из ранних отцов Церкви, такие как Ириней Лионский и Климент Римский утверждали, что Евангелие написано Иоанном, сыном Зеведея, в Ефесе. Однако, Папий, епископ Иерапольский (60 — 130), говорил, что есть два Иоанна: апостол, которого уже нет в живых, и старец, который еще жив. Дионисий, который впоследствии стал епископом Ефеса, подтверждал, что в Ефесе были две могилы, и в обеих были похоронены личности по имени Иоанн. В любом случае предание настойчиво говорит о том, что Евангелие было написано в Ефесе (а не на острове Патмос, куда был сослан на какое-то время апостол Иоанн и где он, как принято было считать, написал свое Евангелие. По всем признакам, там могло быть написано «Откровение», авторство которого тоже однозначно не установлено. — Е. Г.). Можно сделать следующий вывод по поводу авторства: информацию для этого Евангелия, безусловно, дал Иоанн Зеведеев, но фактически оно было написано или отредактировано старцем, жившим в Эфесе (выделено мной. — Е.Г.)». Старец в период писания Евангелия был относительно молод, а ап. Иоанн уже состарился. Ведь Евангелие от Иоанна написано около сотого года н.э. Э. Ренан идет дальше и предполагает, что Евангелие написано после смерти ап. Иоанна человеком, который был очень близок к нему. В любом случае автор Евангелия — человек хорошо образованный, литературно одаренный и хорошо знакомый с греческой философией.
Однако представляется невероятным, чтобы еврейский рыбак из Галилеи Иоанн, сын Зеведеев, настолько освоил греческую философию, чтобы сформулировать глубочайшую и дерзкую мысль о единосущности Иисуса Назорейского еврейскому Богу. Эту мысль могли сформулировать и развить высокообразованные язычники из окружения старого Иоанна, питающего их бесценными сведениями о жизни Христа. Филологи и другие исследователи находят немало иных признаков, опровергающих авторство ап. Иоанна. Так, сам Иоанн, будучи автором произведения, не называл бы Иоанна любимым учеником Иисуса, тем более в третьем лице. Считается очень возможным вариант, что действительного автора тоже звали Иоанном. Такое имя было достаточно распространено у иудеев. Следует учесть и то, что в те времена принято было писать от имени великих авторитетов. Апостолы, ходившие непосредственно с Христом, конечно же, были такими авторитетами. К старости Иоанна уже никого из них не было в живых.
Итак, можно с большой долей вероятности принять версию, которая отвергает авторство ап. Иоанна. На этом сходится большинство независимых исследователей. Да и нам приходится выбирать между двумя взаимоисключающими версиями, вытекающими из трех синоптических Евангелий, написанных между 65 и 75 годами, и Евангелием от Иоанна, написанным на рубеже 1-го и 2-го столетий н. э. Авторство синоптических Евангелий установлено с достаточной, хотя и не абсолютной, достоверностью, и описанный в них эпизод захоронения тела Иисуса Христа представляется нам вполне достоверным. Тот же эпизод в Четвертом Евангелии воспринимается неправдоподобным, придуманным и украшенным фантазией автора (или авторов), описывающего событие давно минувшее и по воспоминаниям престарелого очевидца. К тому времени сложились определенные каноны христианской церкви, в которых влияние официальной догматики ощущается уже совершенно определенно. Нельзя было допустить, что Иисус Христос был захоронен не по иудейскому Закону, «нечисто». Влияние на христианскую идеологию иудеохристиан в период начального формирования христианской церкви еще оставалось подавляющим. Определенную роль сыграло и представление, что Иисус Христос воскрес, выбравшись из непроницаемого и прочного кокона. Это усиливало впечатление Его всемогущества. На эту тему сочинено немало сказочных версий, не вошедших в Новый Завет.
Итак, наиболее достоверной представляется следующая картина событий, происшедших после последнего смертного вскрика Иисуса на кресте. Все участники этого ужасного события уже в нетерпении, наступает вечер предпасхальной пятницы и с распятыми нужно покончить так, чтобы не оставить «нечистых» следов к радостному празднику. Римские воины тоже изрядно устали и стремятся в свои квартиры в Иерусалиме. О близких Иисусу Христу людях и говорить не приходится. Они душевно измотаны до предела, озабочены тем, чтобы тело их безмерно любимого Учителя не подверглось святотатственному издевательству и было похоронено по соответствующим канонам Талмуда. По приказу сотника римский солдат перебивает голени двум распятым разбойникам и тем ускоряет их смерть. По отношению к Иисусу такая мера не понадобилась, Он к тому времени уже испустил дух. На всякий случай, чтобы вполне удостовериться в смерти, Ему протыкают ланцетом грудь и сердце. Тут появляется знатный член Синедриона Иосиф Аримафейский с помощниками и, по разрешению Понтия Пилата, снимает труп Иисуса. Уже темнеет, времени до наступления пасхальной субботы совсем мало и нужно спешить провести самое необходимое для предварительного захоронения умершего. В этой спешке самое важное — предотвратить малейшее гниение до проведения полного ритуала захоронения в первый день недели после субботней Пасхи. Иосиф с помощниками насыпают на каменный уступ в гроте слой мелко дробленного пахучего дерева с древесной смолой и алоэ, настилают половину длинного полога, укладывают тело умершего и закрывают его второй половиной полога. Сверху полог также присыпают пропитанной древесной крошкой. Теперь можно не опасаться за состояние трупа в течение двух ночей и одного дня. Представители римской власти торопят Иосифа, чтобы быстрее закончить формальности: удостоверить надписью на полотне имя захороненного, привалить камень для закрытия входа в грот и поставить «пломбу» — римскую печать на шнурке. Это меры предосторожности против возможной кражи трупа и появления самозванцев под именем Иисуса из Назарета. Все, что можно и нужно было сделать в этот трагический день, сделано. Близкие Иисусу женщины проследили, куда положили тело и с разбитыми сердцами пошли по домам, чтобы подготовить все материалы для проведения захоронения по всем правилам, им хорошо знакомым. Человек, который так перепугал иудейское духовное руководство, надежно и навсегда упрятан в каменном гроте, и навсегда вычеркнут из истории. Правда, примерно через 30 часов Он исчез из каменной, наглухо закрытой и опечатанной, могилы. С этого момента вся история цивилизованного мира пошла по другому пути.

Заключение
Что же вытекает из исследования подлинности Туринской плащаницы? С наибольшей вероятностью можно принять достоверность гипотезы, что именно в нее был завернут Иисус Христос после казни на кресте. И что же?! По накалу страстей, когда опровергающие выдвигали все новые гипотезы о поддельности плащаницы, а сторонники проводили все более глубокие исследования в защиту ее подлинности, можно было подумать, что на карту поставлен вопрос о Воскресении Иисуса Христа. Кажется, в пылу страстей каждая сторона для себя вопрос так и ставила. А между тем, если в плащаницу действительно было завернуто тело Иисуса Христа, то мы имеем сегодня Его приближенный портрет. Это очень любопытно, но и не более. А если нет? Тогда это портрет другого иудея, похороненного в глубокой древности, возможно, в то же время. Еще раз подчеркнем, что в результате логических построений, исходя из имеющихся в нашем распоряжении сведений и фактов, мы склоняемся к тому, что на фотографиях плащаницы выявился негативный портрет именно Иисуса Христа. Доказательств этому, добытых добросовестным образом с помощью самой современной техники, вполне достаточно. Но острота и драматизм противостояния совершенно не соответствовали поставленной тактической цели. Ни малейшим образом это не доказывает действительность решающего события в духовной истории человечества — Воскресения Иисуса Христа, умершего на кресте и воскресшего на третий день. Так что отнесемся к полученным выводам спокойно и не станем делать из этого сенсацию. Наподобие той, что сделал автор статьи о Туринской плащанице, православный священник, в христианском журнале «Надежда». Вот чем он заканчивает свою статью: «Открывая для себя свидетельства, запечатленные на Плащанице, а также Ее удивительную историю, начинаешь осознавать всю ее уникальность, как явления в жизни всего человечества. Она является для нас живым свидетельством не только страданий Христовых, Его смерти и погребения, но и, в первую очередь, Его Воскресения (выделено мной. — Е. Г.)». Действительно, если признать плащаницу Христовой, то мы имеем еще одно подтверждение перенесенным Им страданий, о которых так подробно повествуют евангелисты. Но Воскресения она не подтверждает и подтверждать в принципе не может. Равно как не может и отвергнуть.


Список использованной литературы:

Siliato M. G. Und das Grabtuch ist doch echt: Die neuen Beweise. — Augsburg, Pattloch, 1998.
Пилат Б. Две тайны Христа. — Москва, «Когелет», 2001.
Ренан Э. Жизнь Иисуса. — СПб., 1906.
Иосиф Флавий. Иудейские древности. — Москва, «Крон-пресс», 1994.
Андерсон Н. Иисус Христос. Свидетельство истории. — М., «Мирт», 1995.
Мак-Дауэлл Д. Доказательства Воскресения. — М., «Новая жизнь», 1996.
Деревенский Б. Иисус Христос в документах истории. — М., «Алетейя», 2000.
Дюрант В. Цезарь и Христос. — Москва, «Крон-Пресс», 1995.
Браунригг Р. Кто есть кто в Новом Завете. Словарь. — М., «Внешсигма», 1998.

100-летие «Сибирских огней»