16 мая (3 мая по старому стилю)

МАВРА-МОЛОЧНИЦА,

ЗЕЛЕНЫЕ ЩИ, ТИМОФЕЙ

 

Мученика Тимофея и мученицы Мавры (скончались около 286 г.)

 

Святые Тимофей и Мавра пострадали за веру во время гонений императора Диоклетиана (284–305 гг.). Святой Тимофей происходил из села Перапеи (Фиваида Египетская), был сыном священника по имени Пиколпосс и состоял чтецом в церковном клире, а также хранителем и переписчиком богослужебных книг. На святого Тимофея поступил донос, что он хранит христианские книги, которые по повелению императора отбирали и сжигали. Святого Тимофея привели к правителю Ариану, который потребовал выдачи священных книг. За отказ выполнить приказание святого подвергли страшным мучениям. В это время Ариану сообщили, что у Тимофея есть молодая супруга по имени Мавра, которую также предали мукам. Наконец, после долгих истязаний, Ариан приказал распять мучеников. В течение девяти дней висели они на крестах лицом друг к другу. На десятый день мученического подвига святые предали Господу свои души. Впоследствии в Константинополе стала торжественно праздноваться память святых мучеников Тимофея и Мавры и был построен храм в их честь.

 

18 мая (5 мая по старому стилю)

АРИНА-РАССАДНИЦА

 

Великомученицы Ирины (III вв.)

Святая великомученица Ирина жила в христианском целомудрии, проповедовала веру во Христа Спасителя, за что подвергалась пыткам от языческих правителей, но милостью Божией эти пытки не причиняли ее телу никакого вреда. При жизни святой Ирины 10 тысяч язычников, видя духовные подвиги великомученицы, видя благодать Божию на ней, явное покровительство Господне, приняли святое крещение.

* * *

* В крестьянской жизни на Руси этот день был известен как день Арины-рассадницы. «Предприимчивые старушки с вечера выносят на грядки горшок, кладут в него крапиву с корнем и ставят вверх дном на средовую гряду. При сажании рассады приговаривают: “Не будь голенаста, а будь пузаста; не будь пустая, а будь тугая; не будь красна, а будь вкусна; не будь стара, а будь молода; не будь мала, а будь велика» (И. Сахаров).

* «В старину при посадке капусты в гряды хозяйки сначала выкапывали с корнем куст крапивы и высаживали его на угол гряды, причитая: “Крапива червям, а капуста нам”. Или клали в лунку камешек, приговаривая: “Камень червяку в зубы, а нам капусту”. Или: “Червяк, червяк, тебе камешек, а нам кочашок”» (Ф. Болонев).

* Кое-где с Арины-рассадницы начинали сажать огурцы.

* * *

* В это время в полях, лугах пускали огненный пал, выжигали старую траву на покосах и пастбищах.

* На Ирину худая трава с поля вон.

 

19 мая (6 мая по старому стилю)

ИОВ-ОГУРЕЧНИК,

ГОРОШНИК, РОСЕННИК

 

Святого праведного Иова Многострадального (около 2000—1500 гг.)

 

Святой и праведный Иов жил в Северной Аравии. Ему были свыше отпущены испытания, дабы проверить, насколько велика и неотступна его любовь и верность Богу. Праведный Иов в одночасье лишился всех своих богатств, своих детей, но не взроптал на Бога. Потом сам был повержен проказой, но и тогда славил Имя Божие. За веру, терпение, богобоязнь праведному Иову вернулось здоровье, богатство, и у Иова еще родилось десять детей. Жизнь и страдания его описаны в Библии (Книга Иова).

* * *

* В теплой полосе России начинали сев огурцов. В средней и северной полосе чуть позже.

* В день Иова-горошника поселяне начинают сеять горох. Кое-где этот день прозывали «белые горохи»; говорили: «Приходи работать на белые горохи».

* Иова Многострадального прозывали в народе еще и Росенником и примечали: большая роса — большой род огурцам.

 

21 мая (8 мая по старому стилю)

ИВАН БОГОСЛОВ,

ИВАН-ПШЕНИЧНИК

 

Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова (скончался около 98–117 гг.)

 

Святой апостол и Евангелист Иоанн Богослов занимает особое место как любимый ученик Иисуса Христа, который запечатлел в своем сердце и уме всякое мгновение из земного обитания Спасителя, на основе чего написал Евангелие. Исходя из Благой Вести, можно сказать о святом Иоанне Богослове, что он Апостол Любви, ибо Любовью к Богу пронизаны все его писания — Бог в Своем существе есть Любовь. Cвятой апостол Иоанн считал справедливо, что можно принадлежать или Христу, или дьяволу, среднего человеку не дано.

* Величание святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова:

Величаем тя, Апостоле Христов и Евангелисте Иоанне Богослове, и чтем болезни и труды твоя, ими же трудился eси во благовестии Христове. (Более подробно о святом апостоле и евангелисте Иоанне Богослове читай в календаре за 9 октября по новому стилю.)

* * *

* «Зажиточные поселяне на этот день пекли обетные пироги и угощали ими бедных соседей и прохожих людей. Старики для встречи прохожего человека выхаживали на большие дороги и перекрестки. Худая примета западала на сердце старика, если он возвращался назад с пирогом; с отчаянием встречали его все домочадцы. До обетного пирога никто не касался: его отдавали птицам на съедение. Замечательны и слова тоскующего старика над обетным пирогом: “Прогневил я Господа Создателя при старости лет; не послал мне доброго человека разделить хлеб трудовой; не в угоду Его святой милости было накормить мне горемычного, при истоме усладить мне старика в безвременьице. А и как-то будет мне на мир Божий глядеть, на добрых людей смотреть! А и как-то мне будет за хлеб приниматься!” Так крепко блюлись заветные обычаи нашей родной страны» (И. Сахаров).

* Иван-пшеничник, загоняй кобылицу и паши землю под пшеницу.

 

22 мая (9 мая по старому стилю)

НИКОЛА ВЕШНИЙ,

НИКОЛА ТРАВНЫЙ, НИКОЛА ТЕПЛЫЙ

 

Перенесение мощей из Мир Ликийских в Бар Святителя и Чудотворца Николая (1087 г.)

 

В этот день христиане празднуют перенесение мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца из Мир Ликийских в Бар.

* Крестьяне, не ведающие азы и буки, слушали жития святых на божественных литургиях либо с уст богомольных книгочеев и, обсуждая жития, обращая жития в народные мифы, облекли образ Святителя и Чудотворца Николая такой всерусской коленопреклонной любовью, что лишь Христос Спаситель и Богородица в сем любовном почитании, в молитвенном поклонении встали выше этого Христова Угодника. Не случайно после Крещения Руси по берегам морей, рек и озер воссияло несметное число храмов, часовен, монастырей в честь Николая Чудотворца, который в крестьянской мифологии стал русее русских, хотя, по глаголам святого Димитрия Ростовского, «святителя Христова Николая, великого Чудотворца, скорого помощника и изрядного ходатая перед Богом, взрастила страна Ликийская» (IV век от Рождества Христова, город Патары, земля Ликийская в Малой Азии).

Древний составитель жития писал, что святитель Николай «многа великая и преславная чудеса сотвори на земли и на мори, в бедах сущим помогая и от потопления спасая, и из глубины морския на сухо износя, от тления восхищая и принося в дом, от уз и темниц избавляя, от мечнаго посечение заступая и от смерти освобождая, многим многая подаде исцеления: слепым зрение, хромым хождение, глухим слышание, немым глаголание. Многих в убожестве и нищете последней страдающих обогати, гладным пищу подаде и всякому во всякой потребе готовый помощник, теплый заступник и скорый предстатель и защитник показася, и овым такожде призывающим его помогает и от бед избавляет. Весть (знает) великого Чудотворца сего Восток и Запад и все концы земнии водят чудотворения его».

* * *

Святителю Отче Николае, моли Бога о нас!

* * *

* Во многих российских уездах этот престольный праздник считался съезжим — к большому храму съезжались крещеные поселяне из ближних деревень. После торжественного молебна, посвященного святителю Николаю Чудотворцу, бывали крестные ходы к рекам или озерам, где совершалось водосвятие. Крестные ходы совершались и на хлебные поля. Крестьяне к этому дню варили канунно пиво (обрядовое пиво).

* «Почитание этого святого было большим. Ему было отведено под праздники два дня на году. Он охранял и наказывал. Рекруту, уходящему на службу, вешали на шею медный образок с изображением Николы-хранителя». Инородцы Сибири — эвенки, буряты, якуты, принявшие крещение, будучи связаны в основном с русским крестьянством, также из христианских святых особенно отличали Николу-угодника. Так, в Забайкалье было записано такое предание: «М. А. Лукьянова... из с. Фомичева рассказывала: “Один бурят тонул в Чикое и обратился: «Святитель Христов, русский Никола, вынеси меня». И он вынес. И еще троих стариков из нашей деревни спас — лодка перевернулась, а они с Божьей помощью спаслись”» (Ф. Болонев).

* «Взрослое население считает Николу вешнего покровителем лошадей и заказывает в этот день молебны с водосвятием, чтобы св. Никола уберег коней от волков и медведей и даровал табунам здоровье» («Круглый год»). Ребятишки, парни, которые в этот день пасут лошадей в ночном, празднуют Николу-чудотворца при ярких кострах; угощаются, водят хороводы (когда появляются девушки), поют и пляшут.

* * *

* Два Николы: один с травой, другой с зимой (19 декабря по новому стилю).

* Никола зимний лошадь во двор загонит, Никола вешний — откормит.

* Никола вешний — праздник конюхов.

* В Николин день выгоняют лошадей на починки, на пашницу, на ночной подножный корм.

* С Николина дня начинают средний сев яровых в северных губерниях.

 

23 мая (10 мая по старому стилю)

СИМОН ЗИЛОТ

 

Апостола Симона Зилота (I в.)

 

Святой апостол Симон Зилот был сыном святого Обручника Иосифа, по плоти братом Господа, и одним из 12 святых апостолов. Величание Симона Зилота означает Ревнитель, то есть ревностный и преданный ученик Господа. Симон Зилот в день Пятидесятницы принял вместе с другими Апостолами дар Святого Духа и проповедовал учение Христово в Иудее, Египте, Ливии, Киринее и Британии. В Абхазии принял за Господа мученическую смерть, был распят на кресте.

* * *

* Сей пшеницу на Симона Зилота — родится аки злото.

* На апостола Симона Зилота копают коренья на зелья.

* В этот день иные суеверные поселяне начинают искать клады, считая, что Симон Зилот подсобляет кладоискателям.

 

24 мая (11 мая по старому стилю)

 

МОКИЙ.

МЕФОДИЙ И КИРИЛЛ. ЦАРЬГРАД

 

Священномученика Мокия (скончался около 295 г.). Равноапостольных Мефодия (скончался в 885 г.) и Кирилла (скончался в 869 г.), учителей Словенских. Обновление Царяграда. День Богородицы-порушницы

 

Святой Мокий убеждал язычников, чтобы они не поклонялись языческому божеству Дионису (Бахусу), как и другим идолам, чтобы бросили дикие обычаи и обряды, покаялись перед Христом Спасителем, очистились в святом крещении. За эти проповеди святой Мокий был подвергнут языческими правителями страшным истязаниям, но милостью Божией ни огонь, ни дикие звери не причиняли святому вреда. И тогда страстотерпец был казнен и перед смертью благодарил Господа, который ниспослал ему все эти очистительные испытания и который дал силы до конца пройти этот мученический подвиг.

* * *

Святые равноапостольные первоучители и просветители славянские братья Кирилл и Мефодий составили славянскую азбуку и с помощью своих учеников перевели на славянский язык Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы. После этого святые братья отправились в Моравию, где стали учить богослужению на славянском языке. После смерти Кирилла святой Мефодий продолжал их общее дело — просвещение славян светом Христовой веры. Святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славянский язык весь Ветхий завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик).

* Величание свв. Мефодию и Кириллу:

Величаем вас, святии равноапостольнии Мефодие и Кирилле, вся Словенская страны ученьми своими просветившия и ко Христу приведшия.

* * *

* На Мокия мокро — все лето мокрое.

* * *

* В этот день церковью праздновалось Обновление Царяграда. Крестьяне в своем земледельческом обиходе растолковали это понятие как обновление Царяграда — града, который в эту пору приносил погибель посевам; а посему в этот день сеять было грех, иначе градом побьет хлеб. Не надо тревожить Царяграда, когда он обновляется...

День Богородицы-порушницы.

* Такой праздник справляли в этот день сибирские крестьяне.

* На Богородицу-порушницу сеяли в Забайкалье гречиху, редьку, высаживали в гряды огурцы.

 

25 мая (12 мая по старому стилю)

Епифан

 

Святителя Епифания, епископа Кипрского (скончался в 403 г.)

 

Святитель Епифаний, епископ Кипрский, жил в Финикии, по происхождению был еврей, в молодости получил хорошее образование. Он обратился к христианской вере после того, как увидел монаха по имени Лукиан, отдавшего нищему свою одежду. Пораженный милосердием монаха, Епифаний просил наставить его в христианстве. Он принял крещение и удалился в монастырь, устроенный его наставником Лукианом. В монастыре он под руководством Илариона занимался перепиской греческих книг, преуспевая в иноческой жизни. Святой Епифаний за свои подвиги сподобился дара чудотворений, Но, чтобы избежать людской славы, он удалился из обители в пустыню Спанидрион. Около 367 г. состоялось возведение святого Епифания на епископскую кафедру Саламина. Святитель Епифаний прославился на архиерейской кафедре великой ревностью в вере, любовью и милосердием к бедным, простотой нрава. Он много претерпел от клеветы и зависти некоторых из своих клириков. За чистоту своей жизни святитель Епифаний получил дарование видеть во время Божественной литургии наитие Святого Духа на Святые Дары. Седьмой Вселенский Собор наименовал святителя Епифания отцом и учителем Церкви.

 

26 мая (13 мая по старому стилю)

Лукерья-комарница

 

Мученицы Гликерии девы (скончалась около 177 г.)

 

Святая Гликерия мученически пострадала за Христову веру во II веке во время гонения на христиан императора Антонина (138—161 гг.). Святая Гликерия рано лишилась отца и матери. Сблизившись с христианами, она обратилась к истинной вере и ежедневно посещала храм Божий. Правитель Троянополя Савин, получив императорский приказ о принуждении христиан к принесению жертв идолам, назначил для жителей города день общего поклонения идолу Зевсу.

Святая Гликерия твердо решила пострадать за Христа и рассказала о своем намерении христианам, просила их молиться о том, чтобы Господь послал ей твердость к перенесению страданий. В день праздника Зевса святая Гликерия, начертав на своем челе знамение Креста, явилась в капище. Святая стала на возвышение в лучах солнца, сняла покрывало с головы, показав всем святой крест, начертанный на ее челе. Она горячо молилась Богу, чтобы Он вразумил язычников и сокрушил каменного идола Зевса. Внезапно послышался гром, статуя Зевса рухнула на пол и разбилась на мелкие части. После долгих, изощренных пыток на святую была выпущена львица, которая бросилась на мученицу и умертвила ее, но не растерзала. Епископ Дометий и ираклийские христиане с честью похоронили святую мученицу Гликерию. Святые мощи ее прославились истечением целебного мира.

* * *

* С Лукерьи (Гликерии) оживают комары.

* В это время крестьяне на пастбищах и возле скотных дворов жгли дымокуры (дымные костры, чаще всего из сухого коровьего назьма), чтобы коровы, лошади спасались от летучего гнуса.

 

27 мая (14 мая по старому стилю)

СИДОР-ОГУРЕЧНИК

 

Мученика Исидора (скончался в 251 г.)

 

Святой мученик Исидор жил на острове Хиосе, был родом из Александрии. В первый год правления императора Декия (249–251 гг.) был издан указ переписать всех способных служить в войсках Римской империи. Святого Исидора, рослого, с крепким телосложением, приняли в полк военачальника Нумерия. Святой Исидор был христианин, вел трезвую и воздержную жизнь, был целомудрен и избегал языческих обычаев. Другой императорский указ повелевал, чтобы все воины поклонялись римским языческим богам и приносили им жертвы. Не подчинившиеся указу должны были предаваться мучениям и смерти. Сотник донес военачальнику Нумерию, что Исидор христианин. На допросе перед Нумерием святой Исидор бестрепетно исповедал свою веру во Христа Спасителя и отказался принести жертву идолам. Во время истязаний он славил Христа и хулил языческих идолов. Военачальник велел отрезать святому язык, но и после этого святой продолжал внятно прославлять Христа.

Нумерий в ужасе упал на землю и сам потерял дар речи. Поднявшись с помощью воинов, он знаками потребовал себе дощечку и на ней написал приказ отсечь голову святому Исидору. С радостью встретил святой Исидор свой смертный приговор и сказал: «Славлю Тебя, Владыко мой, что Ты по милости Своей принимаешь меня в Свои небесные селения!»

* * *

* В русском земледельческом календаре день святого мученика Исидора обозначался как Сидор-огуречник, исходя из того, что в большинстве центрально-русских губерний, а также в некоторых сибирских районах с этого дня начинали сев огурцов.

* «Существовал обычай в день Сидора-огуречника выбрасывать мокрую тряпку на ночь и замечать по ней: если тряпка замерзнет, то огурцы сеять нельзя. И наоборот, если она не замерзнет, то сеяли много огурцов. <...> Колхозный огородник в этот день наказывал: “Замечайте, бабы, какие сидоры будут”» (Ф. Болонев).

* * *

* На Сидора — первый посев льна.

* На день святого Исидора отойдут все сиверы (северные ветра, холода).

* «На этот день прилетают из-за теплых морей стрижи и касаточки, а с ними приносится тепло» (И. Сахаров).

 

28 мая (15 мая по старому стилю)

ПАХОМ-БОКОГРЕЙ

 

Преподобного Пахомия Великого (скончался в 348 г.).

 

* Преподобный Пахомий Великий, наряду с Антонием Великим (память 17 января), Макарием Великим (память 19 января) и Евфимием Великим (память 20 января), является столпом пустынножительства и основателем монашеского общежития в Египте.

* * *

* В крестьянском календаре имя преподобного Пахомия связывали с приходом тепла, которое определяло тепло летнее:

— Пришел Пахом — пахнуло теплом.

— С Пахомия сеют поздние овес и пшеницу.

— На Пахома сеют ячмень.

 

29 мая (16 мая по старому стилю)

ФЕДОР-ЖИТНИК

 

Преподобного Феодора Освященного (скончался в 368 г.)

 

Преподобный Феодор был назван Освященным, поскольку первый в монастыре был рукоположен в священнический чин и прославился в христианском мире тем, что жил свято, в полном отречении от мира и обладал даром чудотворения.

* * *

* День преподобного Феодора в крестьянском обиходе обозначен как день Федора-житника.

* На Федора непременно надо сеять жито.

* Росы с Федора — к урожаю льна и конопли.

 

31 мая (18 мая по старому стилю)

СВЯТЫХ ОТЦОВ.

СЕМЬ ДЕВ.

ФЕДОТ-ОВСЯННИК

 

Святых отцов семи Вселенских Соборов.

Святого мученика Феодота Анкирского (скончался в 303 г.).

Семи мучениц дев Александры, Текусы, Клавдии, Фаины, Евфрасии, Матроны и Иулии (скончались в 303 г.)

 

Святой мученик Феодот и святые мученицы семь дев приняли мученическую смерть от властвующих язычников во времена императора Диоклетиана, когда в их город Анкир был назначен правитель Феотекн, известный особенной жестокостью.

* * *

Коли на день святого Федота на дубу макушка с опушкой, будешь мерять овес кадушкой.

* Придет Федот — последняя береза лист развернет.

* Пришел Федот — берется земля за свой род.

100-летие «Сибирских огней»