Вы здесь

Фильм, объединяющий поколения

Премьера «Довлатова» – пожалуй, одна из самых ожидаемых за последние несколько месяцев. До недавнего момента трудно было предположить, насколько. Казалось бы: мало ли фильмов, которые участвуют в международных кинофестивалях? А уж как часто экранизировали творческую биографию писателей…

Оказавшись в зале, я поняла: «Довлатов» – это нечто особенное. Хотя бы потому, что увидеть премьеру захотели люди совершенно разного возраста. Вы когда-нибудь встречали на блокбастерах пенсионеров? Познакомиться же с картиной Алексея Германа-младшего пожелали и школьники, и их родители. И не зря. Фильм – о вечном, непреходящем, философском, однако явно не рассчитанный на узкую аудиторию, поэтому интерес со стороны широкой публики выглядит органично. Впрочем, давайте обо всем по порядку.

Писать об этой картине трудно потому, что сама по себе она несколько фрагментарна. Есть, конечно, сюжет, герои, проблемы, однако при итоговом анализе понимаешь, что все это – лишь часть целого. А что тогда целое? Ответить можно только в конце фильма, не раньше, чем пойдут титры: жизнь, ее смысл, вечная борьба с собой и с миром, а у творческих людей – особенно. Подобная отрывочность согласуется с поэтикой творчества Довлатова, произведения которого составлены из отдельных сочинений, объединенных темой, идеей и другими связующими элементами. Кстати, именно такая структура породила немало споров по вопросу о жанровой принадлежности творений писателя: их называют и повестями, и рассказами.

Наверно, тот факт, что наши впечатления о кино окажутся тоже разносторонними, будет логичным. Трудно выделить единство – хочется говорить обо всем и сразу. В основе сюжета – несколько дней из жизни Довлатова и его окружения. У каждого – своя судьба, своя история, из них складываются трагедии эпохи и поколения, которое в то время имело (не)счастье родиться – скобки пусть каждый зритель расставляет сам. Довлатов пытается опубликовать свои рукописи, Бродский читает стихи и явно уже не надеется быть изданным, а фарцовщик оказывается художником: ему снятся картины, которые он не написал… В финале трагизм прогрессирует: вскрытые вены, кровь, арест, перспектива эмиграции… Кто-то спросит: «В чем же счастье?». В том, что мы, потомки, можем оглянуться назад и сказать: они – победили. Тексты на экране, повествующие о дальнейшей судьбе Бродского и Довлатова, явно намекают на это. И пусть ради победы пришлось уехать. Эмиграция не стала поражением, а оказалась закономерным исходом многолетней борьбы с собой и властью. Главное – то, что выигран внутренний бой. Путь компромисса всегда легок: надо только сжать зубы и переступить через себя – так делает героиня Светланы Ходченковой. «Пошла вон», – заключает Довлатов…

Актерская игра заслуживает только похвалы. В главной роли тут – сербский актер Милан Марич, внешнее сходство которого с писателем просто поражает: высокий, широкоплечий, он постоянно занимает собой внушительную часть экрана, а о портретной составляющей не приходится и говорить. Достаточно лишь сравнить фото актера и литератора. Периодически экранный Довлатов смеется, но гораздо больше грустит. Глаза остаются печальными всегда – как будто герой понимает весь абсурд происходящего и запоминает его, чтобы потом вербализовать на бумаге.

Тот факт, образ что Сергея Донатовича передавал не самый разрекламированный представитель мира кино, несомненно, большой плюс. Можно долго размышлять, насколько хорошо сыграли бы Данила Козловский или Сергей Безруков, но очевидно, что они затмили бы собой персонажа. При взгляде же на Марича находишь Довлатова, и никого больше.

Данила Козловский все-таки появился в этой картине, но уже на второстепенной роли. Хотелось бы поблагодарить его отдельно, ибо получилось правдоподобно. Во-первых, актер сыграл не самого главного, положительного и т.д. героя – а фарцовщика, и было достаточно непривычно видеть его в образе потрепанного жизнью человека. Воссозданный в фильме образ заслонял собой Козловского, а не наоборот. Во-вторых, актерский талант у него, конечно, не отнять. Сцена с задержанием в ресторане, когда герой изо всех сил хватается за стол, ставший последней надеждой на спасение, – выше всякий похвал. А дальше уже рушится мебель, бьется посуда – все падает и разбивается на куски, как и сломанная жизнь на Родине, погибшие мечты, оставшиеся только во сне картины…

Удался и Бродский в исполнении Артура Бесчастного. Выбрать актера на роль лауреата Нобелевский премии – задача непростая, но в итоге хотелось аплодировать стоя. Мысли, чувства, эмоции, интеллект – все передано на уровне. А как он читает стихи!

Жену Довлатова Елену играет Хелена Суецкая, образ дочери Кати воссоздает Ева Герр, а мать Нору изображает Тамара Оганесян. Среди других актеров хотелось бы отметить Елену Лядову в роли молодого редактора. По долгу службы ее героиня вращается в окололитературных кругах, пытается помочь Довлатову и искренне страдает, когда отвергнутые рукописи передают детям на макулатуру. Горы листов сложены отдельными кучами во внутреннем дворе, и Довлатов печально рассматривает их – почему-то сцена вызывает ассоциации с кладбищем. Антон Шагин проникновенно играет строителя метро, пережившего личную драму и пишущего красивые стихи. Из антиподов назовем актрису (в исполнении Светланы Ходченковой), которая поступилась нравственными принципами, получила возможность сниматься, но проиграла борьбу с собой. Завершает галерею однотипный ряд номенклатурных образов в лице Петра Гонсовского, Сергея Толстова и других. Участвуют и другие второстепенные герои, которые явно воссоздают колорит времени.

Вообще атмосфера эпохи чувствуется во всех сценах. Детали, костюмы, быт погружают нас в 1970-е годы. Ленинградские коммуналки, творческие вечера – только ради этого уже можно смотреть фильм.

Сам сюжет «Довлатова» представляет несколько вольную трактовку творчества писателя. В кино использованы моменты из его книг, закадровый голос произносит красивые цитаты, однако стоит понимать, что речь идет все-таки не об экранизации произведения. Впрочем, это не приносит картине особого ущерба – нужно просто наслаждаться.

Что сказать в итоге? Фильм однозначно удался. И он понравится многим. Советское поколение будет ностальгировать об ушедшей эпохе, молодежь – смотреть, как жили раньше, а все вместе – радоваться цитатам из книг любимого многими автора, гордиться его творчеством в частности и русской литературой в целом. В картине поднимаются философские вопросы – а значит, она смело может претендовать на то, что не попадет в реку забвения.

Анастасия Веколова

 

100-летие «Сибирских огней»