Культпоход от СКаЖи

Логотип «СКаЖи!»

Союз культурных журналистов «СКаЖи!» представляет новую площадку — рубрику «Культпоход». Здесь вы найдете материалы от профессиональных журналистов и критиков о театре и литературе, кино и выставках. В первую очередь мы освещаем культурную жизнь Новосибирска и Сибири.

Отправляйтесь в «Культпоход» вместе с нами!

В Новосибирской филармонии прошел Белый фестиваль — мероприятие, которое вносит жизнь в летнее музыкальное затишье. Нынешний фестиваль закончился мировой премьерой, «Ночными молитвами» Гии Канчели для саксофона и струнного оркестра.

Цвет фестиваля мог быть любым другим, главная задача мероприятия — «заполнить» традиционно пустоватый август, признались в филармонии.

Участник мероприятия, известный музыкант Александр Князев, назвал замысел Белого фестиваля потрясающей идеей. «Август — мертвый месяц для всех филармоний», - пояснил Князев.

Главный дирижер Филармонического камерного оркестра Алим Шахмаметьев назвал программу фестиваля 2019 г. во многом уникальной. В частности, в этом году впервые прозвучали сразу два концерта Моцарта для фортепиано с оркестром.

Второй «фишкой» фестиваля стал показ моделей одежды в новом китайском стиле. Дизайнер коллекции Е Шуфан почерпнула идеи в сюжетах традиционной китайской живописи, соединяя их с современными тенденциями. Е Шуфан подчеркнула, что все изделия выполнены из натурального шелка.

Но главным событием фестиваля стала премьера «Ночных молитв» Канчели. Примечательно, что соло на саксофоне исполнил наш земляк, а ныне один из самых известных молодых европейских музыкантов Евгений Новиков.

«Белый фестиваль соединяет глубокие традиции классического искусства с новаторскими тенденциями», — резюмировал заместитель министра культуры Новосибирской области Евгений Сазонов.

... Читать далее

Середина лета 19-го года оказалась для всех сибиряков непростой, но к катаклизмам природным – частью преодолённым – прибавляются наши неизбежные духовные испытания. Что принёс нам июль, в чём искали утешения новосибирцы в прошедшем столь сумрачном месяце?

На вызов природы они ответили стоически, продемострировав похвальную независимость от внешних вызовов. Пожалуйста, три первых места. Мудрейшая, прислушивающая к ритмам Вселенной Ирина Хакамада, оптимистичнейшая Джен Синсеро и мастер осознанного пофигизма Марк Менсон. Говорить про них не будем, просто зафиксируем стабильность в книжных предпочтениях наших земляков.

Из новинок обращают на себя внимание следующие книги, авторы, которых, впрочем, хорошо нам знакомы. На уютном седьмом месте расположился Борис Акунин с «Доброключением и рассуждением Луция Катина». Устарашающая сознание безотходная литературная мануфактура Бориса Шавловича продолжает свою работу. Вдумчивое переписывание Соловьёва и Ключевского под оригинальным названием «История Российского государства», имеет своё художественное приложение. «Доброключение…» и выступает как... Читать далее

Миновав по техническим причинам месяц май, наш ускорившийся литературный поезд прибыл на станцию под названием «Июнь». На перроне в первых рядах нас встречают знакомые до боли лица. И просто знакомые. Некоторые из них раздваиваются и даже приобретают грозное троичное выражение.

Расшифруем. Из первых четырёх позиций нашего рейтинга три места оставила за собой Ирина Хакамада. Из трёх названий её книг можно без труда сложить и новое: «Как убеждённому индивидуалисту стильно прожить много жизней». Название хорошее и обещает в перспективе отвоевать полностью четыре места. Но кто сумел втиснуться между Иринами Муцуовнами и занять второе место? Представляем:  Джен Синсеро и её труд «НИ СЫ. Будь уверен в своих силах и не позволяй сомнениям мешать тебе двигаться вперед». Вам показалось, что начало названия предполагает определенную языковую игру? Вам не показалось. Вот как пишут об этом издатели труда: Готовя книгу к публикации, мы столкнулись с одной проблемой. Оригинальное название «You are badass» не имело столь же эффектного перевода на русский язык. Ну не назовешь же ее банальным «Ты крут!» или грубым «Ты засранец!». Переводчики не подвели. Свежий подход!... Читать далее

В «Старом доме» прошло вручение премии «Театральный домовой» по итогам сезона 2018-2019. Внутритеатральная премия традиционно сопровождалась перформансом с участием артистов театра. Лауреатом в номинации «За серию ролей в сезоне 2018-2019» стал любимец публики Анатолий Григорьев. За «Лучший актерский дуэт» были премированы Наталья Серкова и Ян Латышев за роли Зулейхи и Игнатова в спектакле «Зулейха открывает глаза». Этот же спектакль стал лауреатом в номинации «Зрительский успех». За «Лучший актерский ансамбль» наградили спектакль «Серёжа очень тупой» - комедию по пьесе модного драматурга Дмитрия Данилова.

А в номинации «Эксперимент» премию получила «Пыль» о жителях современного Новосибирска. За лучшую роль в «Пыли» премировали народную артистку России Халиду Иванову – по версии многих критиков она оказалась наиболее убедительной в этом документальном спектакле, рассказав собственную историю.

Елена Богданова... Читать далее

В «Красном факеле» прошли гастроли Ростовского-на-Дону академического молодёжного театра. Спектакли с Юга оказались яркими.

С 5 по 9 июня в рамках программы «Большие гастроли» в Новосибирске состоялись гастроли Ростовского-на-Дону академического молодёжного театра. На сцене «Красного факела» показали пять постановок, а спектаклем открытия был красочный «Амадей» по пьесе британского драматурга Питера Шеффера. Поставил «Амадея» хорошо известный новосибирцам Александр Баргман (сейчас в Театре Афанасьева идет его «Утиная охота»). Сальери в этом спектакле не просто страстный завистник, он виртуозный интриган, почти Маккиавели, устраняющий Моцарта с помощью цепочки хитроумных уловок, зловещую роль в которой сыграли масоны. Актер Сергей Беланов, сыгравший Сальери, признался, что внутренне оправдывает злодея: «Он с детства писал музыку и разговаривал с Господом. А Бог поцеловал в темечко другого композитора…». Беланов отметил, что ему нравится музыка Сальери.

... Читать далее

Апрель — месяц в Сибири, когда весна перестаёт быть календарным фактором и переходит в область реальности. Мы ждём от него многого. И это многое произошло в нашем рейтинге.

Итак, практически полностью обновилась тройка лидеров книжных предпочтений сибиряков. На первом месте Дина Рубина со вторым, но не последним томом, эпопеи «Наполеонов обоз». Расставленные в первом томе «Рябиновый клин» герои начинают свои сложные движения, психологические переплетения характеров и судеб современных героев «рифмуются» с событиями двухсотлетней давности. Дневники французского офицера в романе приятно удивляют исторической проработанностью, точностью деталей. Конечно, нельзя не заметить в романе присутствие сквозных тем писателя: проблема бытования евреев в России и связанных с этим неизбежных страданий, как личных, так и семейных. Но авторское мастерство, ироническое, чуть отстранённое, и в тоже время точное описание реалий наших дней компенсируют эти особенности прозы Рубиной. Впереди у читателей ещё один роман из наполеоновской трилогии — «Ангельский рожок», в котором судьбы героев обретут, как свою завершённость, так и новых читателей.

Втрое место... Читать далее

Постановка новосибирского театра «Глобус» «Пианисты» получила премию «Золотая маска» как лучший спектакль малой формы. Поставил «Пианистов» известный питерский режиссер Борис Павлович.

Как сообщает пресс-служба «Глобуса», постановка боролась за престижную премию сразу в трех номинациях: лучший спектакль малой формы; лучшая работа режиссера; лучшая женская роль (Светлана Свистунович-Грунина за роль Ани Скууг). Премьера состоялась 12 октября 2017 года.

Спектакль по роману норвежца Кетиля Бьёрнстада (кстати, писатель еще и музыкант, и композитор) - это история взросления в мире большой музыки, который оказывается неожиданно жестоким.

Напомним, что «Пианисты» – триумфатор фестиваля «Ново-Сибирский транзит», взявший призы за лучший спектакль и лучшую женскую роль.

 

Елена Богданова... Читать далее

В Новосибирске завершилась программа Транссибирского Арт-Фестиваля. На Шестом фестивале состоялось целых три мировых премьеры.

13 апреля в Государственном концертном зале имени А.М. Каца состоялся концерт, завершающий фестивальную программу в Новосибирске.

«В Новосибирске, безусловно, ощущается ответственность: когда возвращаешься, намного сложнее удивить, намного сложнее быть успешным, — отметил художественный руководитель Транссибирского Арт-Фестиваля Вадим Репин. — И в то же время, находясь на сцене, я чувствую особую энергетику от нашей публики, это даже не поддержка, а прямое общение. Большинство слушателей сидит на краешке стула, я чувствую, какое напряженное внимание от них исходит».

С 21 марта по 13 апреля в Новосибирске и области прошло 21 мероприятие. На фестивальной карте появилось три новых пункта: Краснообск, Маслянино и Кольцово.

Художественный руководитель Новосибирской филармонии Владимир Калужский назвал программу Шестого выпуска форума уникальной. Она включила в себя три мировые премьеры. Две из них — симфоническая фантазия Бориса Лисицына и концерт Александра Раскатова — состоялись в Новосибирске. Кроме того, Шестой Транссибирский Арт-Фестиваль впервые в истории форума включил в свою программу концертное исполнение оперного произведения. Опера Вагнера «Тангейзер» прозвучала 27 марта в исполнении Транссибирского фестивального оркестра.

 

Транссибирский Арт-Фестиваль — российский форум, задуманный, основанный и возглавляемый выдающимся

... Читать далее

Ситуация с рейтингом книжных предпочтений новосибирцев напоминают фронтовые сводки: «Идут тяжелые позиционные бои...». Первые три места перераспределили знакомые нам всем авторы. На лидерской позиции Ирина Хакамада и его неувядаемый бестселлер «Рестарт: Как прожить много жизней». На второе место после изматывающих боёв отступил фаворит нашего февральского рейтинга — татуировщик сознания Максим Батырев. На третьем месте закрепился самый лучший по словам Б. Гребенщикова писатель современности — Александр Цыпкин и его шедевр «Женщины непреклонного возраста». Такая вязкая борьба лидеров объясняется «набеговой тактикой» тяжеловесов книжного рынка. Время от времени они приезжают с гастролями, о чём свидетельствуют яркие афиши. Публика приходит на знакомое/знаковое имя слушает, впитывает, а потом согласно всем законам маркетинга идёт за текстами в книжный магазин. За источником постоянной духовной подпитки.

Аксакал нашего рейтинга — Михаил Лабковский, съехал со второго на девятое место, окопался и готовится к контрнаступлению. Ждём объявления о приезде. Из художественной прозы обращает на... Читать далее

В театре «Старый дом» состоялась премьера спектакля «Зулейха открывает глаза» по роману Гузели Яхиной. Художник Альберт Нестеров выстроил для постановки интересную сценографию, создающую разные, но каждый раз захватывающие зрителя пространства.

Не используя в режиссуре сложных кульбитов, Олег Шахов, вероятно, сумел поставить спектакль для широкого круга. Покидая зал после премьеры, зрители не раз произнесли слово «доходчиво». Есть подозрение, что сегодня это можно считать комплиментом. Сама Гузель Яхина хотела донести нам историю «не татарской женщины, а просто женщины, которая полюбила врага, была очень несчастна в браке, потеряла четверых детей и вдруг получила долгожданного сына, оставшегося в живых». И действительно, молодая актриса Наталья Серкова убедительно играет «просто женщину». В слабости, в грезах, в тяжелых испытаниях, в яростном стремлении защитить сына. Зрителю сложно отфиксировать, в какой момент у героини открылись глаза, но обретение силы и отваги показано очень отчетливо.

Одновременно у Шахова получилась не просто общечеловеческая история, а спектакль с очень конкретным местом и временем действия и явственной политической подоплекой. Ведь одной из ключевых, и, возможно, самой крепкой линией действа стал конфликт чекиста Кузнеца с комендантом поселка, основанного ссыльными. Да и актерскую игру звезды «Старого дома» Анатолия Григорьева (Кузнец) можно считать самой удачной. Его персонаж страшен, но вовсе не демонической силой, а глуповатой... Читать далее

Страницы