Культпоход от СКаЖи

Логотип «СКаЖи!»

Союз культурных журналистов «СКаЖи!» представляет новую площадку — рубрику «Культпоход». Здесь вы найдете материалы от профессиональных журналистов и критиков о театре и литературе, кино и выставках. В первую очередь мы освещаем культурную жизнь Новосибирска и Сибири.

Отправляйтесь в «Культпоход» вместе с нами!

Хорошо, что есть вещи, которых ждешь как чуда.

И неизменно волнуешься: а вдруг не свершится, не сбудется? И, если свершилось, удивляешься всякий раз по-детски. К Сошествию Благодатного Огня – можно ли привыкнуть? А можно ли не испытать ответного волнения, нечаянно соприкоснувшись с настоящим искусством?

В 2022 году режиссер Анна Яновская завершила работу над документальной картиной «Огонь». Минувшей осенью «Огонь» был признан лучшим неигровым фильмом (Гран-при) на знаковых Международных кинофестивалях «Окно в Европу» и «Листопад». Не хотелось бы, впрочем, сводить разговор к наградам и признаниям – их будет еще много, уверен, и прежде всего это любовь зрителей. Потому что рассказанная история масштабна не только пространственно (как светлый отблеск молитвенного Иерусалима в наших северных реках Лена и Алдан, как взмывшая над вольной водой чайка, как далекие-далекие якутские улусы), но и нравственно. Масштаб нравственного начала в искусстве – в чем он выражается? Не знаю. Может быть, в правде?

«Огонь» – это бросается в глаза даже по всполохам кадровых выборок, случайных фрагментов или превью – неожиданно и отчаянно правдив. Но удивительно: правда фильма, подчас суровая и выразительно-немногословная, не обжигает, не ранит. Скорее врачует, вызывая тебя на ответный разговор. Или на ответное молчание. В картине есть образ тишины, только не пустой, а поэтической, насыщенной смыслами и многомерными параллелями. Тишина природы. Тишина молитвы. Тишина совершаемых не... Читать далее

Спектакль «Красного факела» «Сын» по пьесе модного французского драматурга получился не по-современному обыденным. И это хорошо.

Пьесу Флориана Зеллера поставил санкт-петербургский режиссер Алексей Слюсарчук. Зеллер считается одним из самых ярких молодых драматургов нашего времени. Между прочим, лауреат «Оскара». В России его активно ставят – в «Современнике», в РАМТе, в МХТ. Тем интереснее, что «Сын» оказался довольно простой мелодраматической историей. Никаких экстравагантных изломанных образов!

На сцене история разворачивается в современных черно-белых декорациях, но рассказывает о вещах вполне обычных. Вернее, о трагедии, ставшей сегодня привычной – разводе. Статистика прошлого года немилосердна: во Франции разводятся 55% пар, в России – 51%. Явление настолько обыденно, что взрослые персонажи без конца допытываются у главного героя Николя, сына разведенной пары, что же с ним все-таки происходит? Почему не хочет ходить в школу, общаться с друзьями, почему потерял чувство защищенности и прячет нож под матрасом? Сын – его играет «новичок» «Красного факела» Ростислав Самусев – пытается рассказать, что его жизнь раскололась пополам, родители и мачеха понимающе кивают, но вновь и вновь задают свой неумный вопрос. Подросток, уставший на него отвечать, выдумывает историю о расставании с девушкой. Сработало: этот ответ взрослые принимают благосклонно, с сочувствием и теплым любопытством. Но, разумеется, никакой девушки не было. А вот чеховское... Читать далее

24 октября в арт-пространстве Новосибирской областной научной библиотеки «Дом да Винчи» состоялась читка пьесы Наталии Дмитриевой «Г+Т+Н=Дом», которая была опубликована в сентябрьском выпуске «Сибирских огней» за 2022 год.

Наталия Дмитриева — обозреватель газеты «Ведомости» и театральный критик. Как рассказала Наталия, её пьеса о знаменитом в Новосибирске «Доме под часами» вызвала определённый резонанс в литературных кругах: помилуйте, разве этот текст — пьеса? «В определённом смысле, конечно, нет, — поделилась с редакцией автор, — это сборный текст-конструктор, авторский оммаж авангардному стилю в архитектуре, художественная обработка известных городских легенд и историй».

В читке приняли участие тележурналист, автор и ведущий программы «Культурный максимум» на телеканале ОТС Алексей Кудинов и выведенные в персонажи пьесы известный краевед Константин Голодяев и защитник Дома Олег Викторович.

В свою очередь, редакция «Сибирских огней» попросила участников действа поделиться своими впечатлениями и переживаниями... Читать далее

В ГПНТБ СО РАН прошел Азиатский научно-культурный онлайн-форум. На нем обсудили проблему «экспорта» российской литературы на Восток. Азиатские книгоиздатели уверяют, что им интересны современные российские авторы, но информации о них слишком мало.

Форум прошел в Новосибирске по инициативе фонда «АРТ-дивизион» при поддержке компании FILLIN, производителя боевой экипировки и бронезащиты. В мероприятии участвовали представители шести азиатских стран: Сирии, Ирана, Ливана, Индии, Малайзии, Шри-Ланки. Часть издателей уже активно издает российскую литературу. В частности, «Негарестан Андише» (Тегеран) сейчас переводит на фарси семь русских книг разного жанра, в том числе текст Виктории Токаревой. Арабский центр исследований и политических исследований (Бейрут) издает российский нон-фикшн: философские и политические книги. А Динеш Кулатунга, учредитель и гендиректор издательства Нептуп Публикейшн (Шри-Ланка) заявил, что заинтересован в современных российских текстах для детей и юношества. Об интересе к современной российской прозе говорит и Нил Уайт, управляющий партнер холдинга «Norvicson Advertising» (Мумбай), в который входит издательство.

Однако, большинство зарубежных участников о сегодняшних российских авторах и новинках знают слишком мало. «Старые поколения русских авторов хорошо известны в Иране, а новые — довольно плохо,» — сообщила Мариам Хашемиан, руководитель правового отдела издательства «Чешме» (Тегеран, Иран). Современная русская литература неизвестна в Малайзии,... Читать далее

Одним из самых гуманистических фильмов фестиваля «Из Венеции в Новосибирск» стал «Спрятанный мальчик».

В «Победе» недавно завершился кинофорум, в программе которого было десять фильмов 78-го Венецианского международного фестиваля. «Спрятанный мальчик» — драма Роберто Андо, который экранизировал свой роман. Действие фильма происходит в Неаполе. Обращаясь к зрителям, Андо назвал Неаполь городом-архипелагом, где по соседству обитают люди из совершенно разных социальных классов. В нашем случае это пожилой профессор, заведующий кафедрой фортепиано в консерватории, и семья, связанная с Каморрой.

Профессор Санторре живет в душевном полумраке: для него существует только музыка и классические стихи, которые он повторяет, чтобы укрепить память. Но когда к нему в квартиру попадает 10-летний соседский мальчик Чирро, Санторре без лишних вопросов предоставляет ему убежище. Этот сюжет кажется неправдоподобным. Зачем одинокому интеллигенту рисковать жизнью в противостоянии с мафией? Ради полузнакомого бандитского сынка? Но Андо невероятным образом делает драму достоверной. Заглянув в глаза профессора, мы увидим бездну доброты. А по нескольким репликам его благополучного брата мы поймем, что наш герой на так уж часто поступал себе во благо.

Конечно же, профессор и «волчонок» Чирро (на вопрос, скучает ли он по маме, мальчик отвечает: «Скучаю только по мобильнику») подружились не сразу. Заметим, что профессор-гуманист не исповедовал правила современной педагогики. В нужный момент он закатил... Читать далее

В «Победе» вновь пройдет фестиваль «Из Венеции в Новосибирск». В программе десять итальянских хитов Венецианского международного кинофестиваля. Самый ожидаемый фильм, «Эннио. Маэстро», посвящен гениальному Морриконе, ушедшему два года назад.

Кинофестиваль организован Итальянским Институтом культуры в Москве в сотрудничестве с Венецианской Биеннале и Посольством Италии в Москве. Он пройдет с 21 по 27 февраля в Центре культуры и отдыха «Победа» при поддержке Банка Интеза.

Фильмом открытия станет «Король смеха» режиссера Марио Мартоне. Это красочная биография неаполитанского комедиографа Эдуардо Скарпетты. А в день закрытия покажут документальный фильм Джузеппе Торнаторе «Эннио. Маэстро». Вообще программа этого года отличается жанровым разнообразием. В наличии даже редкая для итальянского кино лента-фэнтэзи «Отчаянные фрики» — военный супергеройский фильм.

Параллельно, с 18 по 23 февраля, фестиваль пройдет Москве.

 

«Культпоход»Читать далее

18 августа в 11 и 12.30 Летнем театре Новосибирского областного театра кукол пройдет премьера кукольной комедии «Про Петрушку». Жизнь в народного комического персонажа вдохнет молодой актер Святослав Панков.

– Петрушка – это классическая площадная клоунада с устоявшимися сюжетами, – рассказывает артист. – Петрушка встречается с разными героями и высмеивает их, побеждает. Каждый кукольник адаптирует этот канон под себя, выбирая персонажей, выстраивает свою уникальную историю.

Святослав Панков прекрасно владеет пищиком – редким и необычным инструментом петрушечников, который позволяет сделать пронзительным голос главного героя.

В спектакле звучит живая музыка. Актриса  Полина Шипицына исполнит музыкальные фрагменты на балалайке и станет "посредником" между Петрушкой и почтенной публикой. А после спектакля у зрителей будет возможность пожать руку народному герою и сфотографироваться с ним и с артистами.

«Культпоход»Читать далее

Завершился VI фестиваль-конкурс «Ново-Сибирский транзит». Лучшим спектаклем большой формы жюри неожиданно назвало «Идиота» Андрея Прикотенко. Это было неожиданно, ведь спектакль поставлен в камерном «Старом доме».

 

В ходе фестиваля зрители увидели 16 спектаклей театров Урала, Сибири и Дальнего Востока. Был у фестиваля и гост — московское театральное агентство «АРТ-ПАРТНЕР XXI», работающее с такими крупными режиссерами как Дмитрий Крымов, Римас Туминас, Марина Брусникина. Он привез спектакль «Генри и Эллен», в основе которого реальная история любви и творчества двух британских звезд театральной сцены, которых играют Игорь Гордин и Анна Большова.

Большинству спектаклей создатели придали остросовременное звучание. Например, в «Молодости» Тюменского драматического театра по пьесе Тургенева «Месяц в деревне» режиссер Данил Чащин высказался на тему бессмысленной погони за молодостью. А в «Наводнении» государственного русского драматического театра им. Бестужева (Улан-Удэ) режиссер Сергей Левицкий говорит о проблемах войны и домашнего насилия (которых нет в первоисточнике — одноименном рассказе Евгения Замятина). Кстати, этот спектакль получил специальную премии жюри «За создание сценического артхауса в большом пространстве репертуарного театра». Сценография «Наводнения» действительно впечатляет и позволяет создать в последней четверти спектакля атмосферу подлинного триллера, что в российских театрах получается редко.... Читать далее

Концерт-воспоминание «Петербургские тайны Андрея Петрова».
Ансамбль Маркелловы голоса, руководитель Игорь Тюваев,
художественное слово — Андрей Бутрин.

 

Отрадно, что на сцену возвращается искусство художественного слова — после длительного спада интереса к нему. Нельзя сказать, что у общества пропал интерес к художественному чтению — его просто попытались лишить этого искусства и заменить суррогатом — телевидением, интернетом.

Артист, чтец, преподаватель Новосибирского театрального института, Андрей Бутрин — один из тех, кто не изменил этому жанру в самые сложные годы. И это неудивительно: кому, как ни ему, блестящему ученику Любови Борисовой — большой актрисы, великолепного чтеца — пронести эстафетную палочку этого удивительно теплого жанра. «Чтение — это ведь публичное объяснение в любви к автору, зрителям», — сказал однажды его старший коллега, также выпускник Новосибирского театрального училища Рафаэль Клейнер. Чувствовать и держать зал на протяжении полутора-двух часов — этим Бутрин владеет виртуозно.

Но одно дело — быть центром притяжения в собственной программе и одному вести зрителей в мир поэзии или прозы и другое — быть сопровождающим и частью большого концерта.

Такая непростая роль досталась Бутрину на вечере, посвященном композитору Андрею Петрову, творчество которого по праву называют музыкальным символом Петербурга. Здесь ему выпала роль читать воспоминания великих... Читать далее

2 мая в нашем городе открывается VI межрегиональный фестиваль-конкурс «Ново-Сибирский транзит». Фестивальные спектакли, включая постановки классики, говорят о самом актуальном. В частности, главная тема спектакля «Молодость» по «Месяцу в деревне» Тургенева — бессмысленная погоня за молодостью.

VI «Ново-Сибирский транзит» должен был состояться в прошлом году, но из-за пандемии фестиваль перенесли ровно на год — он пройдет с 20 по 27 мая 2021 года. Но первый спектакль зрители увидят уже 19 мая — дату показа «Идиота» Новосибирского драматического театра «Старый дом» пришлось передвинуть с 23 мая.

Всего в афишу фестиваля вошли 16 спектаклей театров Урала, Сибири и Дальнего Востока, среди них сразу четыре лауреата «Золотой Маски» прошедших сезонов. Интересно, что эксперты включили в программу сразу два спектакля Омского академического театра драмы — зрители смогут увидеть и «Время секонд хэнд» Дмитрия Егорова и «Дядю Ваню» Георгия Цхвиравы.

«В нынешней программе, в общем-то, собраны спектакли, говорящие со зрителем на темы, волнующие именно сегодня, — сказал «Сибирским огням» директор театра и руководитель фестиваля Александр Кулябин. — Это постановки не только по современной драматургии, режиссеры осмысляют и сюжеты классиков через призму сегодняшнего дня — таковы и новосибирские «Идиот» и «Дети солнца», и новокузнецкие «Сказки Венского леса», и «... Читать далее

Страницы

100-летие «Сибирских огней»