Культпоход от СКаЖи

Логотип «СКаЖи!»

Союз культурных журналистов «СКаЖи!» представляет новую площадку — рубрику «Культпоход». Здесь вы найдете материалы от профессиональных журналистов и критиков о театре и литературе, кино и выставках. В первую очередь мы освещаем культурную жизнь Новосибирска и Сибири.

Отправляйтесь в «Культпоход» вместе с нами!

В Новосибирск приехал пермский академический «Театр-Театр», который называют одним из самых ярких театров страны. Он представляет пять спектаклей на площадках «Глобуса» и «Старого дома». В одной из постановок задействованы два живых гуся.

«Это театр широкого замаха!» — прокомментировал главный режиссер «Глобуса» Алексей Крикливый гастроли пермских артистов. Для Новосибирска «Театр-Театр» приготовил пять спектаклей. Три из них идут в «Глобусе»: «Карлик Нос» по сказке Гауфа, «На всякого мудреца довольно простоты» по Островскому и «Восемь женщин» по пьесе француза Робера Тома. А два экспериментальных — «конституциярф» в духе документального театра и «неРомео, неДжульетта» (вариант осовременивания Шекспира) — покажут в «Старом доме», снискавшем славу прогрессивного новосибирского театра.

«Конституция — это самый романтичный текст ХХ века! — пояснил автор идеи новаторского спектакля и главный режиссер «Театра-Театра» Владимир Гурфинкель. — В ней есть разделы смешные и возвышенные, нежные и трогательные». Впрочем, в тексте спектакля не только строки Конституции РФ, но и цитаты различных классиков и современников от Пушкина и Гоголя до Собчака и Улицкой. Особо отметили пермские гости, что в спектакле «Карлик Нос» играет настоящий дрессированный гусь. В Сибирь артистичную птицу привезли вместе с... Читать далее

15 мая был объявлен шорт-лист Международной литературной премии «Лицей». В него вошла молодой омский прозаик и драматург Серафима Орлова со сборником рассказов «Голова-жестянка».

Серафима Орлова родилась в Омске в 1989 году. Пишет пьесы и сценарии. Создатель театрального проекта «Вишнёвый шкаф», посвящённого развитию современной драматургии и театра в Омске. Лауреат конкурса РАМТ к столетию драматурга В. Розова (2013, пьеса «Дерево без цветов»). Лонг-лист «Любимовки-2014» (пьеса «Хочу по правде»). Лонг-лист «Евразии-2016» (пьеса «Профессор музыки»). Лауреат конкурса «Reмарка» (2016, пьеса «Профессор музыки»). Лауреат Международного биеннале «Свободный театр» (2016, пьеса «Профессор музыки»). Читки пьес проходили в Москве, Новосибирске, Омске. Пьесы публиковались в Санкт-Петербурге, Новосибирске.

 

19 мая 2018 года в Историческом парке «Россия — моя история» в рамках акции «Ночь музеев» состоялась презентация литературного проекта «Мы — Омск!». Организаторы проекта: Карина Кислицина, Ирина... Читать далее

Жюри «Ново-Сибирского транзита» подвело итоги фестиваля-конкурса. Фаворитом оказался новосибирский «Глобус».

Из 18-ти спектаклей, участвовавших в конкурсе, лауреатами стали 11. Хотя в кулуарах поговаривали, что награда непременно должна настигнуть Дмитрия Егорова за спектакль «Я. Другой. Такой. Страны» (Красноярский драматический театр им.Пушкина), решение жюри оказалось иным. В этот раз не остались без премий Новосибирские спектакли. Так, «Старый дом» получил награду в престижной номинации «Лучшая работа режиссера» за спектакль «Я здесь», а удивительно красивую «Иллюзию» «Красного факела» премировали за «Лучшую работу художника». «Пианисты» же «Глобуса» взяли целых две ключевых награды: «Лучший спектакль» и «Лучшая женская роль» (Светлана Грунина за роль Ани Скууг). Отрадно, что Ассоциация театральных критиков России отметила своей премией легкую и трагическую одновременно спектакль «Папин след» Северного драматического театра им.Ульянова.

Подводя итоги конкурса, член жюри, театральный критик Ирина Алпатова сказал, что спектакли пятого «Транзита» отличаются от участников прежних фестивалей. Во-первых, если раньше афишу составляли преимущественно «режиссерские» спектакли, чье лицо определял авторский взгляд постановщика, то сейчас все больше привлекают внимание сильные актерские ансамбли. Во-вторых, спектакли стали длинными, заметила Алпатова: еще... Читать далее

Едва ли не самое большое зрительское внимание на «Ново-Сибирском транзите» снискала постановка знаменитого «Коляда-Театра» «Двенадцать стульев». Режиссер Николай Коляда сыграл Воробьянинова, но особенных сюрпризов в спектакле не было.

Если бы перед действом меня спросили, какими должны быть «Двенадцать стульев» от Коляды, я бы сказала: «В кричащих цветах, с залихватскими танцами. И, возможно, с частично обнаженной натурой». Все это, конечно, было. Были и фрагментарные попытки актуализировать материал двадцатых годов прошлого века. Например, Эллочка Щукина и Фима Собак выглядели как сегодняшние гламурные девицы. А Изнуренков оказался геем и едва не надругался над Бендером. В общем, полета фантазии не случилось.

Сам Остап в исполнении Ильи Белова был довольно непривычен зрительскому глазу – тонкий, гибкий, потрясающе ритмичный, с кудрями и фиксой. Рядом с ним Воробьянинов Николая Коляды казался совсем унылым, и даже плясал неубедительно. С эксклюзивными шутками тоже было скудно. Образцом может служить подчеркнутое ударение на первом слоге в фамилии генеральши Поповой. И все-таки, фирменные штучки в спектакле были – кошки. Тряпичные коты, кошачьи маски на спинах героев, сумочки в виде кошачьих морд… Этот постановочный прием остроумно (или не очень?) обыгрывал детское прозвище Ипполита Матвеевича.

Вероятно, и для жюри фестиваля в «Двенадцати стульях» Коляды не оказалось больших сюрпризов, потому что наградами спектакль обошли.

... Читать далее

Самыми смелыми и неоднозначными в афише «Ново-Сибирского транзита» экспертный совет фестиваля назвал «Последние дни» по пьесе Булгакова и «Грозу» Островского. Однако эти интерпретации классики оказались очень разными по степени эпатажа.

Признаюсь, идти на «Последние дни» мне было чуть страшновато. Ведь председатель экспертного совета, театральный критик Олег Лоевский заявил, что постановка демонстрирует неправославный и не совсем русский взгляд на Пушкина, поскольку «режиссер Сергей Потапов — шаманист и якут». Да и сам Сергей Потапов публично признается в хулиганстве на сцене Минусинского драматического театра. К счастью, шаманизма я в спектакле не увидела, зато увидела бережное отношение к Булгакову. Ведь жалящая ирония по отношению почти ко всем персонажам (начиная от очарованной Дантесом Натали и заканчивая добряком Жуковским, благонамеренно отговаривающим Пушкина от ухода в отставку) — это, несомненно, булгаковское. Отметим, что одеты актеры в близкие к аутентичным костюмы. А то, что Наталья Николаевна бросается на спину Дантесу, а преданный камердинер Пушкина Никита лает на француза — разве это хулиганство? По современным меркам — милые шалости.

Даже когда на сцене... Читать далее

На днях прошел финал поэтического конкурса «Психотворение»: впервые в Новосибирске стихи молодых авторов оценивали специалисты психиатрии и психологии, а не только литераторы и критики. Причем нередко мозговедам удавалось диагностировать расстройства лирических героев.

«Мы знаем, что нервный поэтический темперамент довольно часто диктует молодым авторам стихи о нездоровом внутреннем состоянии, — объяснили в клубе Art-дивизион, который и организовал необычное мероприятие. — К тому же хотели поддержать начинающих и талантливых. Поэтому и объявили конкурс «Психотворение». Нам поступило более сорока заявок». В итоге в литературном магазине «КапиталЪ» прозвучали стихи 25-ти авторов.

Жюри публично разбирало стихи финалистов, причем известные поэты и критики оценивали художественные достоинства произведений, а психиатр и психолог – достоверность и точность описанных в стихах расстройств и переживаний. Поэты порадовали разнообразием тем. Так, Михаил Югославский подробно разработал тему потери, Диана Фледан написала о болезненном творческом процессе, Мария Супруненко полно и четко зафиксировала в стихах симптомы анорексии, а в строках Романа Куликова прослеживались маргинальные девиации (в частности, опиаты). Вдохновляли поэтов и отвлеченные истории. К примеру, Яков Семочкин написал об ощущении Ван Гога, а юная Виктория Малютина о рассказанном ей случае рекуррентной шизофрении: больной в своих галлюцинациях ходил по планетам и строил замки, а очнулся в палате, привязанным к... Читать далее

На прошлой неделе театр «На левом берегу» выпустил «Итальянские фантазии» по «Сказкам об Италии» Горького. У спектакля нет жесткого драматургического каркаса, но он выполнен контрастными мазками, и этим, вероятно, интересен.

Советского классика инсценировал сам режиссер-постановщик Александр Нордштрем. Привычного драматического сюжета с постепенным нарастанием напряженности, кульминацией и развязкой здесь нет, а есть несколько разных по настроению и накалу страстей историй.

В иных новеллах, кажется, и нет того, что в театре зовут действием. Вот девочка, проходя мимо пьяницы, роняет в чашу с вином лепестки роз. Вот юноша рассказывает о молодой богатой американке, которую катал до утра… и только. В другом эпизоде, напротив, перебор с фатальной страстью: юноша отрубает себе руку, которая ударила его безвинно опороченную невесту. А есть и новелла, которая драматургична, пожалуй, на двести процентов – о роковом соперничестве красавицы-торговки и ее скромницы-дочери. И рыжая бестия Юлия Скок в этой драме хореографически и актерски безупречна.

После спектакля отчетливо понимаешь, что ставка на импрессионистские краски сработала. В спектакле есть яркие цвета, солнце и жизнерадостная музыка, по которым зритель современных актуальных спектаклей успел, по-моему, изрядно соскучиться.

«Культпоход»... Читать далее

Длящиеся климатические выкрутасы непростой сибирской весны заставляют новосибирцев ковать счастье своими руками. Все три верхние позиции заняты знакомыми нам по предыдущим обзорам текстами о том, как заработать деньги, не потерять вкуса к жизни и даже найти все этому высокое метафизическое объяснение.

Что касается распределение мест в тройке лидеров, то впечатляющий рывок совершила книга Лабковского «Хочу и буду: Принять себя, полюбить жизнь и стать счастливым», поднявшись с пятого мартовского места на второе. Автор честно предупреждает, что его рекомендации подойдут далеко не всем читателям.

«Мои правила предлагают способ поведения, совершенно несвойственный невротикам и, напротив, характерный для психически здоровых людей: спокойных, независимых, с высокой самооценкой, тех, что себя любят.»

Под любовью к себе автор понимает занятие любимым делом, что в итоге приводит к внутренней гармонии и внешней эффективности. Нельзя сказать, что мы сталкиваемся с каким-то откровением, но тут, видимо, срабатывает психологический эффект самовнушения, ради которого подобные книги и покупают. В любом случае книга Лабковского гармонично и эффективно опустила последнюю книгу о Фандорине на две позиции. Целых четыре позиции потерял последний роман Д. Брауна «Происхождение» об очередном витке борьбы с мировым злом профессора и мастера твёрдого кулака Лэнгдона.... Читать далее

22 марта с 17-30 до 19-00 в литературной гостиной омского Дома радио состоялся вечер, посвященный Дню поэзии. Посетители вечера услышали стихи Александра Бекишева, Михаила Кузина, Вероники Шелленберг, Александра Тихонова, Ирины Гореловой, Андрея Ключанского, Николая Кузнецова, Алексея Декельбаума, песни омских бардов Владимира Шорохова, Дмитрия Юферова, Елизаветы Витман и других. Мероприятие прошло в тёплой, непринуждённой обстановке, зрители и участники получили большое удовольствие. Запись литературного вечера транслировалась по омскому телевидению.

... Читать далее

28 апреля в составе литературного десанта «Сибирских огней» в центральной городской библиотеке города Юрги Кемеровской области «высадился» член СКаЖи литературный критик М. Хлебников.

Программа мероприятия включала в себя два главных пункта. Главный библиотекарь О. В. Муратова познакомила делегацию с особенностями работы библиотеки, ставшей не только постоянным местом встречи любителей книжного слова, но и общегородским центром, в стенах которого задумываются и успешно реализуются различные культурные, образовательные, социальные проекты. В этом отношении коллектив под руководством С. В. Литовкиной полностью соответствует сегодняшним библиотечным тенденциям: от визуализации книжного слова до создания особой атмосферы личностного общения.

Вторым пунктом мероприятия стала встреча с участниками литературных творческих объединений «Лира» и «Откровение». Первое из них плодотворно работает в масштабах не только города Юрги, но и привлекло в свои ряды творчески активных жителей сельских районов. Второе успешно функционирует именно в стенах городской библиотеке под руководством ведущего библиотекаря Е. В. Погадаевой.

Помимо разговора на литературные темы, участники «круглого стола» подробно обсудили культурную ситуацию, сложившуюся в Сибири. Были затронуты практически все её болевые точки: фрагментарность культурного пространства, отсутствие диалога и возможности обмена положительного опыта. Но откровенно говоря о проблемах, участники встречи отметили, что... Читать далее

Страницы