Культпоход от СКаЖи

Логотип «СКаЖи!»

Союз культурных журналистов «СКаЖи!» представляет новую площадку — рубрику «Культпоход». Здесь вы найдете материалы от профессиональных журналистов и критиков о театре и литературе, кино и выставках. В первую очередь мы освещаем культурную жизнь Новосибирска и Сибири.

Отправляйтесь в «Культпоход» вместе с нами!

8 июля 2018 г. в актовом зале университета «Синергия» прошла презентация нового, 27-28 сдвоенного выпуска литературно-художественного журнала «Иртыш-Омь». Особенностью выпуска стало участие в нём выдающегося актёра театра и кино Сергея Юрского. На презентации присутствовал народный артист России Валерий Алексеев, которому и было предоставлено вступительное слово. Также на мероприятии выступали главный редактор альманаха «Менестрель» Андрей Козырев, известный поэт из Казахстана Ольга Григорьева, бард Елизавета Витман, поэты Валерий Барковский, Екатерина Артман и многие другие.

26 июля в очередной раз молодым омичам были вручены премии имени выдающегося русского писателя Федора Михайловича Достоевского в знак признания их успехов в литературном творчестве.

В этом году к рассмотрению жюри, как и всегда, принимались прозаические и поэтические литературные произведения, изданные отдельно или напечатанные в коллективных сборниках, журналах или альманахах. Всего на конкурс поступило 13 заявок от омских авторов (шесть в номинации «Проза», семь — в номинации «Поэзия»).

По итогам заседания жюри лауреатами ежегодной литературной молодежной премии имени Ф.М. Достоевского в 2018 году признаны шесть омичей. Победителем литературного конкурса в номинации «Проза» стала Александра Яковлева за рассказ «Вот она я», опубликованный в альманахе «Иртышъ-Омь». Татьяна Кобылинская отмечена премией второй степени за произведение, опубликованное в сборнике стихотворений и... Читать далее

Середина лета демонстрирует редкую гармонию читательских предпочтений новосибирцев. Впервые за долгое время доля художественной литературы и нон-фикшна пришли к абсолютному равновесию.

А список рейтинга магазина «Капитал» возглавил роман Гузель Яхиной «Дети мои», о котором мы писали в предыдущем обзоре. Впечатляющий подъём с шестого на первое место объясняется качеством романа, автор которого сумела убедительно и достоверно, как бы это странно не звучало, сплавить «магический роман» с историко-семейной сагой. Законный интерес к книге позволил вернуться в список и первому роману автора: «Зулейха открывает глаза» занимает крепкую серединную позицию в рейтинге. Обладатели второго и третьего мест сохранили позиции с июня. Ирина Хакамада как и месяц тому назад призывает «оглядеться и задуматься», а Михаил Лабковский продолжает доброжелательно напоминать сибирякам: «У животных не бывает болезней сердца, потому что у них нет рефлексии». Поэтому меньше читайте Достоевского и бесстрашно идите к самореализации. Судя по отсутствию в рейтинге Фёдора Михайловича, призывы доктора Лабковского находят понимание.

Тема самореализации продолжена почти в художественной форме в циклопическом романе Айн Рэнд «Атлант расправил плечи», вынырнувшем на престижном пятом месте рейтинга. Роман российской эмигрантки — одна из ярких загадок книжной торговли уже на протяжении шестидесяти лет. Мягко говоря, не слишком художественно написанная история о борьбе свободных личностей за право самовыражения... Читать далее

В Алтайском государственном театре кукол премьера – сценическая композиция по роману Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» в постановке главного режиссёра театра Елены Чвёрткиной и художника Ольги Акимовой.

Ольга Акимова – Заслуженный деятель искусств республики Бурятия, главный художник театра кукол «Ульгэр» (г. Улан-Уде), лауреат премии «Золотая маска» в номинации «Лучший кукольный спектакль».

Русская классика – это глубина и точность темы, выверенная психология персонажей и одновременно большая ответственность для постановщика спектакля. Работать с пушкинским текстом, сокращать его, концентрировать четырёхстопный ямб в события и напряжённые драматические коллизии, разумеется, непросто. Несмотря на то, что в Алтайском государственном театре кукол постановка классики событие не единичное, перевод такого материала (романа в стихах) на язык театра кукол – в какой-то мере авантюра, хотя авантюра вполне осознанная.

Именно большие задачи плодотворны. Театр находится в постоянном поиске такого сценического языка, на котором можно было бы говорить и с детьми, и со взрослыми. И новый спектакль театра кукол «Евгений Онегин» призван занять в репертуаре театра свою, очень важную нишу – он рассчитан на возраст «14+» и его зритель, прежде всего подростки и молодёжь.

В «Евгении Онегине» использованы разные приёмы: и «чёрный кабинет», и театр теней, и маски, и куклы разных размеров. Небольшое по сценическому... Читать далее

В Новосибирске вышел в свет сборник «Право на «ссылку»: современная сибирская критика». Девять авторов книги – участники недавно основанной «Сибирской критической школы».


Критики объединились после Всесибирского совещания литературных критиков, которое прошло с 14-го по 17 августа 2017 г. Мероприятие было организовано журналом «Сибирские огни» и Министерством культуры Новосибирской области. С тех пор авторы успели опубликовать тексты и в «Сибирских огнях», и в других изданиях. Сборник отражает оригинальное авторское видение современной русской литературы и ее истории. Издание книги убедительно показало, что у сибирской критики есть настоящее, а значит и будущее. 

«Культпоход»... Читать далее

Июнь порадовал новосибирцев не только наступлением календарного лета и волшебным выступлением сборной России по футболу. На первое место в рейтинге взлетела книга нашего автора — «Новосибирск «на ощупь».

Известный новосибирский краевед Константин Голодяев написал свою книгу в популярном жанре «истории повседневности». Её задача не «отслеживать тенденции», «обобщать и анализировать», а дать срез обыденной жизни эпохи, которая давно скрылась от нас за историческим поворотом. Автор, прогуливаясь вместе с читателем по старому Ново-Николаевску,  рассказывает не просто о зданиях и улицах. Книга даёт нам возможность максимально приблизиться к жителю Ново-Николаевска, узнать, что он ел и сколько платил за еду, где предпочитал проводить свободное время, какие газеты читал. Возникающий эффект присутствия, которого не дают никакие современные технологии, и предопределил успех книги у читателя. На второе место посетители «Капитала» поставили новую книгу Ирины Хакамады «Рестарт. Как прожить много жизней». В очередном труде бывший российский политик рассказывает уже не о том, как «достичь сияющих высот успеха», но как не потерять себя там. Автор предлагает время от времени «оглядываться окрест», переключая  своё внимание, а  то и просто прислушиваться к самому себе. На третьем месте нашего рейтинга старожил призовой тройки — М. Лабковский, призывающий нас отказаться от страданий и стать зрелыми счастливыми людьми.

Попала в список лидеров новая... Читать далее

В Новосибирск приехал пермский академический «Театр-Театр», который называют одним из самых ярких театров страны. Он представляет пять спектаклей на площадках «Глобуса» и «Старого дома». В одной из постановок задействованы два живых гуся.

«Это театр широкого замаха!» — прокомментировал главный режиссер «Глобуса» Алексей Крикливый гастроли пермских артистов. Для Новосибирска «Театр-Театр» приготовил пять спектаклей. Три из них идут в «Глобусе»: «Карлик Нос» по сказке Гауфа, «На всякого мудреца довольно простоты» по Островскому и «Восемь женщин» по пьесе француза Робера Тома. А два экспериментальных — «конституциярф» в духе документального театра и «неРомео, неДжульетта» (вариант осовременивания Шекспира) — покажут в «Старом доме», снискавшем славу прогрессивного новосибирского театра.

«Конституция — это самый романтичный текст ХХ века! — пояснил автор идеи новаторского спектакля и главный режиссер «Театра-Театра» Владимир Гурфинкель. — В ней есть разделы смешные и возвышенные, нежные и трогательные». Впрочем, в тексте спектакля не только строки Конституции РФ, но и цитаты различных классиков и современников от Пушкина и Гоголя до Собчака и Улицкой. Особо отметили пермские гости, что в спектакле «Карлик Нос» играет настоящий дрессированный гусь. В Сибирь артистичную птицу привезли вместе с... Читать далее

15 мая был объявлен шорт-лист Международной литературной премии «Лицей». В него вошла молодой омский прозаик и драматург Серафима Орлова со сборником рассказов «Голова-жестянка».

Серафима Орлова родилась в Омске в 1989 году. Пишет пьесы и сценарии. Создатель театрального проекта «Вишнёвый шкаф», посвящённого развитию современной драматургии и театра в Омске. Лауреат конкурса РАМТ к столетию драматурга В. Розова (2013, пьеса «Дерево без цветов»). Лонг-лист «Любимовки-2014» (пьеса «Хочу по правде»). Лонг-лист «Евразии-2016» (пьеса «Профессор музыки»). Лауреат конкурса «Reмарка» (2016, пьеса «Профессор музыки»). Лауреат Международного биеннале «Свободный театр» (2016, пьеса «Профессор музыки»). Читки пьес проходили в Москве, Новосибирске, Омске. Пьесы публиковались в Санкт-Петербурге, Новосибирске.

 

19 мая 2018 года в Историческом парке «Россия — моя история» в рамках акции «Ночь музеев» состоялась презентация литературного проекта «Мы — Омск!». Организаторы проекта: Карина Кислицина, Ирина... Читать далее

Жюри «Ново-Сибирского транзита» подвело итоги фестиваля-конкурса. Фаворитом оказался новосибирский «Глобус».

Из 18-ти спектаклей, участвовавших в конкурсе, лауреатами стали 11. Хотя в кулуарах поговаривали, что награда непременно должна настигнуть Дмитрия Егорова за спектакль «Я. Другой. Такой. Страны» (Красноярский драматический театр им.Пушкина), решение жюри оказалось иным. В этот раз не остались без премий Новосибирские спектакли. Так, «Старый дом» получил награду в престижной номинации «Лучшая работа режиссера» за спектакль «Я здесь», а удивительно красивую «Иллюзию» «Красного факела» премировали за «Лучшую работу художника». «Пианисты» же «Глобуса» взяли целых две ключевых награды: «Лучший спектакль» и «Лучшая женская роль» (Светлана Грунина за роль Ани Скууг). Отрадно, что Ассоциация театральных критиков России отметила своей премией легкую и трагическую одновременно спектакль «Папин след» Северного драматического театра им.Ульянова.

Подводя итоги конкурса, член жюри, театральный критик Ирина Алпатова сказал, что спектакли пятого «Транзита» отличаются от участников прежних фестивалей. Во-первых, если раньше афишу составляли преимущественно «режиссерские» спектакли, чье лицо определял авторский взгляд постановщика, то сейчас все больше привлекают внимание сильные актерские ансамбли. Во-вторых, спектакли стали длинными, заметила Алпатова: еще... Читать далее

Едва ли не самое большое зрительское внимание на «Ново-Сибирском транзите» снискала постановка знаменитого «Коляда-Театра» «Двенадцать стульев». Режиссер Николай Коляда сыграл Воробьянинова, но особенных сюрпризов в спектакле не было.

Если бы перед действом меня спросили, какими должны быть «Двенадцать стульев» от Коляды, я бы сказала: «В кричащих цветах, с залихватскими танцами. И, возможно, с частично обнаженной натурой». Все это, конечно, было. Были и фрагментарные попытки актуализировать материал двадцатых годов прошлого века. Например, Эллочка Щукина и Фима Собак выглядели как сегодняшние гламурные девицы. А Изнуренков оказался геем и едва не надругался над Бендером. В общем, полета фантазии не случилось.

Сам Остап в исполнении Ильи Белова был довольно непривычен зрительскому глазу – тонкий, гибкий, потрясающе ритмичный, с кудрями и фиксой. Рядом с ним Воробьянинов Николая Коляды казался совсем унылым, и даже плясал неубедительно. С эксклюзивными шутками тоже было скудно. Образцом может служить подчеркнутое ударение на первом слоге в фамилии генеральши Поповой. И все-таки, фирменные штучки в спектакле были – кошки. Тряпичные коты, кошачьи маски на спинах героев, сумочки в виде кошачьих морд… Этот постановочный прием остроумно (или не очень?) обыгрывал детское прозвище Ипполита Матвеевича.

Вероятно, и для жюри фестиваля в «Двенадцати стульях» Коляды не оказалось больших сюрпризов, потому что наградами спектакль обошли.

... Читать далее

Самыми смелыми и неоднозначными в афише «Ново-Сибирского транзита» экспертный совет фестиваля назвал «Последние дни» по пьесе Булгакова и «Грозу» Островского. Однако эти интерпретации классики оказались очень разными по степени эпатажа.

Признаюсь, идти на «Последние дни» мне было чуть страшновато. Ведь председатель экспертного совета, театральный критик Олег Лоевский заявил, что постановка демонстрирует неправославный и не совсем русский взгляд на Пушкина, поскольку «режиссер Сергей Потапов — шаманист и якут». Да и сам Сергей Потапов публично признается в хулиганстве на сцене Минусинского драматического театра. К счастью, шаманизма я в спектакле не увидела, зато увидела бережное отношение к Булгакову. Ведь жалящая ирония по отношению почти ко всем персонажам (начиная от очарованной Дантесом Натали и заканчивая добряком Жуковским, благонамеренно отговаривающим Пушкина от ухода в отставку) — это, несомненно, булгаковское. Отметим, что одеты актеры в близкие к аутентичным костюмы. А то, что Наталья Николаевна бросается на спину Дантесу, а преданный камердинер Пушкина Никита лает на француза — разве это хулиганство? По современным меркам — милые шалости.

Даже когда на сцене... Читать далее

Страницы