Культпоход от СКаЖи

Логотип «СКаЖи!»

Союз культурных журналистов «СКаЖи!» представляет новую площадку — рубрику «Культпоход». Здесь вы найдете материалы от профессиональных журналистов и критиков о театре и литературе, кино и выставках. В первую очередь мы освещаем культурную жизнь Новосибирска и Сибири.

Отправляйтесь в «Культпоход» вместе с нами!

18 августа в 11 и 12.30 Летнем театре Новосибирского областного театра кукол пройдет премьера кукольной комедии «Про Петрушку». Жизнь в народного комического персонажа вдохнет молодой актер Святослав Панков.

– Петрушка – это классическая площадная клоунада с устоявшимися сюжетами, – рассказывает артист. – Петрушка встречается с разными героями и высмеивает их, побеждает. Каждый кукольник адаптирует этот канон под себя, выбирая персонажей, выстраивает свою уникальную историю.

Святослав Панков прекрасно владеет пищиком – редким и необычным инструментом петрушечников, который позволяет сделать пронзительным голос главного героя.

В спектакле звучит живая музыка. Актриса  Полина Шипицына исполнит музыкальные фрагменты на балалайке и станет "посредником" между Петрушкой и почтенной публикой. А после спектакля у зрителей будет возможность пожать руку народному герою и сфотографироваться с ним и с артистами.

«Культпоход»Читать далее

Завершился VI фестиваль-конкурс «Ново-Сибирский транзит». Лучшим спектаклем большой формы жюри неожиданно назвало «Идиота» Андрея Прикотенко. Это было неожиданно, ведь спектакль поставлен в камерном «Старом доме».

 

В ходе фестиваля зрители увидели 16 спектаклей театров Урала, Сибири и Дальнего Востока. Был у фестиваля и гост — московское театральное агентство «АРТ-ПАРТНЕР XXI», работающее с такими крупными режиссерами как Дмитрий Крымов, Римас Туминас, Марина Брусникина. Он привез спектакль «Генри и Эллен», в основе которого реальная история любви и творчества двух британских звезд театральной сцены, которых играют Игорь Гордин и Анна Большова.

Большинству спектаклей создатели придали остросовременное звучание. Например, в «Молодости» Тюменского драматического театра по пьесе Тургенева «Месяц в деревне» режиссер Данил Чащин высказался на тему бессмысленной погони за молодостью. А в «Наводнении» государственного русского драматического театра им. Бестужева (Улан-Удэ) режиссер Сергей Левицкий говорит о проблемах войны и домашнего насилия (которых нет в первоисточнике — одноименном рассказе Евгения Замятина). Кстати, этот спектакль получил специальную премии жюри «За создание сценического артхауса в большом пространстве репертуарного театра». Сценография «Наводнения» действительно впечатляет и позволяет создать в последней четверти спектакля атмосферу подлинного триллера, что в российских театрах получается редко.

Фаворитом новосибирских журналистов, судя по многочисленным обсуждениям, стали «Хроники Нарнии. Племянник чародея» Красноярского... Читать далее

Концерт-воспоминание «Петербургские тайны Андрея Петрова».
Ансамбль Маркелловы голоса, руководитель Игорь Тюваев,
художественное слово — Андрей Бутрин.

 

Отрадно, что на сцену возвращается искусство художественного слова — после длительного спада интереса к нему. Нельзя сказать, что у общества пропал интерес к художественному чтению — его просто попытались лишить этого искусства и заменить суррогатом — телевидением, интернетом.

Артист, чтец, преподаватель Новосибирского театрального института, Андрей Бутрин — один из тех, кто не изменил этому жанру в самые сложные годы. И это неудивительно: кому, как ни ему, блестящему ученику Любови Борисовой — большой актрисы, великолепного чтеца — пронести эстафетную палочку этого удивительно теплого жанра. «Чтение — это ведь публичное объяснение в любви к автору, зрителям», — сказал однажды его старший коллега, также выпускник Новосибирского театрального училища Рафаэль Клейнер. Чувствовать и держать зал на протяжении полутора-двух часов — этим Бутрин владеет виртуозно.

Но одно дело — быть центром притяжения в собственной программе и одному вести зрителей в мир поэзии или прозы и другое — быть сопровождающим и частью большого концерта.

Такая непростая роль досталась Бутрину на вечере, посвященном композитору Андрею Петрову, творчество которого по праву называют музыкальным символом Петербурга. Здесь ему выпала роль читать воспоминания великих современников Петрова — Эльдара Рязанова, Валентина Гафта, Алисы Фрейндлих, Ольги Волковой, Георгия Данелии и... Читать далее

2 мая в нашем городе открывается VI межрегиональный фестиваль-конкурс «Ново-Сибирский транзит». Фестивальные спектакли, включая постановки классики, говорят о самом актуальном. В частности, главная тема спектакля «Молодость» по «Месяцу в деревне» Тургенева — бессмысленная погоня за молодостью.

VI «Ново-Сибирский транзит» должен был состояться в прошлом году, но из-за пандемии фестиваль перенесли ровно на год — он пройдет с 20 по 27 мая 2021 года. Но первый спектакль зрители увидят уже 19 мая — дату показа «Идиота» Новосибирского драматического театра «Старый дом» пришлось передвинуть с 23 мая.

Всего в афишу фестиваля вошли 16 спектаклей театров Урала, Сибири и Дальнего Востока, среди них сразу четыре лауреата «Золотой Маски» прошедших сезонов. Интересно, что эксперты включили в программу сразу два спектакля Омского академического театра драмы — зрители смогут увидеть и «Время секонд хэнд» Дмитрия Егорова и «Дядю Ваню» Георгия Цхвиравы.

«В нынешней программе, в общем-то, собраны спектакли, говорящие со зрителем на темы, волнующие именно сегодня, — сказал «Сибирским огням» директор театра и руководитель фестиваля Александр Кулябин. — Это постановки не только по современной драматургии, режиссеры осмысляют и сюжеты классиков через призму сегодняшнего дня — таковы и новосибирские «Идиот» и «Дети солнца», и новокузнецкие «Сказки Венского леса», и «Дядя Ваня» Омского театра драмы. В екатеринбургском «Вие» зрители не увидят никаких фантастических существ — драматург Василий Сигарев написал пьесу на основе повести Гоголя, а режиссер Дмитрий Зимин еще острее... Читать далее

12 мая в театре «Глобус» состоится премьера спектакля «Айболит forever». Это история спасителя животных, который живет в XXI веке.

Создатели спектакля называют его «чуковский сиквел». Пьесу специально для «Глобуса» написал известный современный драматург Алексей Житковский. «Новое время — новый Айболит, а для этого нужна новая пьеса, — говорит режиссер спектакля Иван Орлов. — Тем более что большая сцена театра „Глобус” — уникальное пространство, которое диктует свои условия: большое количество персонажей, множество сюжетных линий и яркие сценографические решения. Для нас Айболит — супергерой. По своей природе это человек-стихия, человек-легенда, герой, действующий по зову сердца. Он отзывчивый, странный, в чем-то инфантильный. Человек, готовый на все ради спасения ближних».

Современный Айболит не побоялся выступить против злодея новой формации Ван Бармалея и заодно круто изменил жизнь наших с вами современников, говорится в пресс-релизе театра. В «Глобусе» стремились сделать спектакль для широкой возрастной аудитории: и для детей, и для их родителей, бабушек и дедушек, стремясь в этом к идеалу мультфильмов Pixar («Корпорация монстров», «Тачки», «Храбрая сердцем» и др.).

Справка

Режиссер-постановщик театра Иван Орлов ранее выпустил несколько работ для детей и подростков: «Волшебник страны Оз» по мотивам книги Ф.Баума, «Перья и хвосты» по мотивам сказочной повести Я.Экхольма, «Русланы и Людмилы» (танцевальная версия поэмы А. Пушкина), «Злыдень-Зловредень в Коробочном царстве» А.Орлова; несколько новогодних сказок.

... Читать далее

Новосибирский областной театр кукол представил премьеру комедии «Мнимый больной» по мотивам пьесы Ж.Б. Мольера.

Театр кукол впервые обращается к творчеству Мольера. Спектакль ставит режиссёр Ролан Боннин, художник — Анна Бердникова.

В постановке используется новая для российского театра система кукол, с французского её название переводится как «марионет-мешок».

— Мольер это классика комедии, — говорит Ролан Боннин, — и я уверен, что комедия очень нужна в театре кукол, она понравится и детям и взрослым. К тому же новые смыслы этой комедии открыла для меня пандемия. Мы не знаем, что это за болезнь. Она совершенно непредсказуема и чем больше мы узнаём ее, тем больше видим загадок. Из-за этого возникает какой-то глобальный страх, заставляющий нас делать глупости. Герой пьесы Арган катастрофически боится болезни и, чтобы избежать её, готов всё продать. Этот страх разрушает его семью, его дом. Безумие наносит больше вреда, чем сам вирус.

Это спектакль для семейного просмотра, он адресован зрителям от шести лет и старше.

Евгения Буторина

 

Читать далее

В Центре культуры и отдыха «Победа» прошел VII Фестиваль «Из Венеции в Новосибирск». Программа была собрана из хитов Венецианского международного кинофестиваля прошлого года.

Фильм открытия – «Порочная связь» Даниэле Лукетти – кино о болезненном разводе и о том, как лишенные любви семейные связи превращаются в удушающие цепи. Другие фильмы программы тоже традиционны для Венецианского фестиваля: их не назвать легкими и развлекательными. Так, «Ассандира» Сальваторе Мереу – своего рода медитативный детектив, расследование трагического пожара на ферме солнечной Сардинии. Фильм исследует конфликт между традиционным сельским укладом и современным капиталистическим. По-настоящему драматичен и фильм «Наш отец». Для режиссера Клаудио Ноче эта лента стала попыткой преодоления сорокалетней травмы, которую пыталась забыть его собственная семья, пережившая покушение группировки Nuclei Armati Proletari на заместителя комиссара полиции Альфонсо Ноче, отца режиссёра. В камерной драме «Отпусти меня» появляется мистическая тема: призрак прошлого заставляет двоих заново разобраться в отношениях и раскрыть старые секреты.

Но один из самых грустных фильмов фестиваля – «Сестры Макалузо» Эммы Данте. Действие происходит в Палермо. Пятеро сестёр (старшей всего восемнадцать) остались без попечения родителей и зарабатывают на жизнь разведением голубей. Они отдают красивых птиц в аренду на праздничные церемонии. Голуби, которых согласно ритуалу выпускают из клетки, возвращаются обратно, поэтому дело приносит доход. Жизнь девочек, наполненная веселым беспорядком, вполне счастлива. Но... Читать далее

4 октября в кабаре-кафе «Бродячая собака» прошла премьера «Первого театра». Спектакль-сторителлинг рассказал зрителям о пяти поэтах серебряного века.

«Первый театр» продолжает цикл историй о жизни великих. В прошлом году был создан спектакль «Истории великих идей», героями которого стали ученые и открытия. Новый сторителлинг посвящен пяти крупным поэтам – Анне Ахматовой, Николаю Гумилёву (была построена история именно легендарной пары), Велимир Хлебников, Марина Цветаева и Владимир Маяковский. Поставила спектакль «Про поэтов и людей» молодой режиссер Варвара Попова, резидент Мастерской Алексея Крикливого и Ильи Панькова. «Конечно, мы нашли очень много информации про поэтов, сколько невозможно рассказать за 20 минут, – говорит В.Панькова. – Приходилось делать строгий отбор исходя из темы, которая интересует лично артиста. В спектакле – их взгляд, их интерпретация».

20 минут – и впрямь, очень мало, даже если рассказывать так живо и азартно, как актеры спектакля. В результате построение экспресс-историй оказывалось порой нестандартным. Например, в фабуле брака Гумилева и Ахматовой в интерпретации Ксении Шагаевской и Сергея Троицкого драматическим пиком неожиданно оказался медовый месяц со взаимными изменами. А дальше отношения стали рушиться, и рождение ребенка брак не спасло, завершают грустный рассказ актеры. Тогда как в исторической реальности после медового месяца сюжеты разворачивались куда более зажигательные. Я наблюдала реакцию сидевших рядом филологов: они фыркали и испускали тяжелые вздохи: «И с датировкой стихотворения Цветаевой – сомнительно и... Читать далее

В Новосибирском областном театре кукол прошла премьера спектакля «Собака Пёс». Поставил спектакль французский режиссер Ролан Боннин. Кукол придумала и нарисовала художница Анна Бердникова. А перед премьерой в фойе театра выступили настоящие живые собаки.

Главный герой спектакля — собака по имени Пес — ищет своего человека, встречается с множеством собак и людей. Они все такие разные, совсем как в жизни. И все они хотят быть счастливыми, но не каждый понимает, что для этого обязательно придется приложить много сил, терпения и доброты… Найти своего человека важно не только каждому маленькому псу, но и каждому человеку — всегда обязательно нужен тот, кто будет тебя понимать, кому ты нужен.

— Мне хочется поговорить с юными зрителями о наших меньших братьях — животных, которые смотрят на нас с надеждой, — рассказывает режиссер Р. Боннин. — О том, как жить с ними рядом. О том, что такое настоящая дружба и откуда она берется. Ведь мало просто захотеть дружить, надо уметь найти друга, научиться его слышать, прощать и ценить.

Невнимание и непонимание, обиды и прощение, наглость молодого поколения и неумение старших поставить их на место... В истории взросления Пса множество поворотов, которые случаются в каждой семье. И пусть история, которая разворачивается на наших глазах, происходит в декорациях французского городка и под французскую музыку, но проблемы, которые приходится решать ее героям, хорошо знакомы каждому родителю, а уж если в семье есть животные, то вдвойне…

Перед премьерным показом в фойе выступили  служебные собаки из Центра... Читать далее

В «Красном факеле» прошла премьера спектакля «Карьера Артуро Уи». Эта пьеса Бертольта Брехта воплощала его концепцию эпического театра. В постановке было задействовано 29 актеров.

Действие происходит в Чикаго. Артуро Уи – глуповатый мелкий гангстер. Сначала его вводят в правление треста «Цветная капуста», потом он захватывает власть над Чикаго, обещая городу защиту от бандитов, а потом подчиняет соседний Цицеро, и ясно, что этого ему мало…

Пьеса-притча Брехта рассказывает историю прихода к власти Гитлера. Логично, что она «многолюдна» – в ней действуют гангстеры, дельцы, чиновники, зеленщики, журналисты… Не каждый театр может использовать такой большой актерский состав, поэтому пьеса ставится нечасто. Но режиссер Глеб Черепанов считает ее как никогда современной: «Люди ради недолговечного успеха готовы идти по головам, подставляя других, предавая. И Артуро Уи – прямое выражение этого психоза. Почему это происходит, откуда берется? Эти вопросы меня волнуют».

Черепанов ставит спектакль в стилистике площадного аттракциона. Собственно, доля гротеска заложена уже Брехтом, ведь гангстеры у него общаются пятистопным шекспировским ямбом. В подлинный цирк действо превращается в сцене судебного разбирательства: некоего Рыббе судят за поджог склада, совершенный приспешниками Уи. Опоенный дурманом, обвиняемый защищаться не может, поэтому его порицают за симуляцию помешательства и отправляют в тюрьму.

Главную роль сыграл Андрей Яковлев, сегодняшняя звезда «Красного факела». Его герой меняется на наших глазах, вырастая из гопника-неудачника в вершителя... Читать далее

Страницы