Культпоход от СКаЖи

Логотип «СКаЖи!»

Союз культурных журналистов «СКаЖи!» представляет новую площадку — рубрику «Культпоход». Здесь вы найдете материалы от профессиональных журналистов и критиков о театре и литературе, кино и выставках. В первую очередь мы освещаем культурную жизнь Новосибирска и Сибири.

Отправляйтесь в «Культпоход» вместе с нами!

О любви и деньгах, вокзалах и ресторанах, путешествиях в Лондон и побегах детей на другую планету расскажут лучшие спектакли России, показанные на площадках Новосибирска.

С 7 по 24 декабря 2017 года в Новосибирске состоится XII Международный Рождественский фестиваль искусств – крупнейший форум культуры за Уралом. Драматическая программа включает 11 спектаклей – номинантов и лауреатов «Золотой маски», соединяющих век нынешний и век минувший.

На вокзале «Новосибирск-главный», куда мы придем с билетами, но не на поезд, а на променад-спектакль, мы попадем в толпу пассажиров. И не сразу заметим в ней двух парней с рюкзачками за спиной, которые в ожидании отъезда беседуют, разглагольствуют, рассуждают, спорят о войне и мире. Ведут такие же разговоры, как и 75 лет назад, когда Брехт написал пьесу «Разговоры беженцев». Время не разрешило, а только заострило и усугубило проблему фашизма. Рабочий и физик, далекие от героизма и борьбы за идеалы, встретившись на вокзале в Хельсинки, задали темы, прошедшие через ХХ век и вошедшие в ХХI-й. Можно ходить за ними следом, можно раствориться в толпе и выглядывать из-за чьей-то спины. Таковы законы питерского спектакля в постановке Константина Учителя, предлагающего отказаться от привычного восприятия театра.

Новые законы, новые пространства, новый подход к материалу. Один спектакль Рождественского фестиваля пройдет на вокзале. Другой – в подземелье. Третий – в технопарке. Но традиционная театральная сцена никуда не делась. Какой же праздник искусства вне огромного зала театра «Глобус» (являющегося резиденцией и штаб-квартирой...

«А где все?» – чуть не плачет Иудушка, погубив всю свою семью и оставшись один на один с мешком денег. Многократный лауреат всевозможных премий Сергей Федотов из Перми поставил третий спектакль в новосибирском театре «Старый  дом» –  и снова прямым попаданием в десятку.

Новосибирцы, знакомые с творчеством Сергея Федотова в театре «Старый дом», знают, что его актеры становятся гипнотизерами. Они излучают в зал столь мощную энергетику, что ты себе уже не принадлежишь. Еще они перевоплощаются в своих персонажей так разительно, что становятся неузнаваемы. Оказывается, можно вполне обойтись безо всех этих постмодернистских фокусов ради первоклассной актерской игры. Есть мнение, что наши играют еще лучше, чем родные федотовские актеры в театре «У моста».

В трагикомедии «Господа Головлевы» Иудушка Анатолия Григорьева, это сверхъестественное существо, отрывается от земли и улетает в открытый космос с его вечным вселенским холодом и абсолютным равнодушием к человеческой душе. Порфирий Головлев не имеет ни национальности, ни возраста, ни роду, ни племени, в то же время конкретен, как денежная купюра в рублевом эквиваленте. Деньги на сцене не появляются, но они светятся в глазах и в мозгах Иудушки.

Вообще-то, все актеры Федотова не имеют возраста. Они могут перевоплотиться и в младенца, и в старца.Седеющий Степан у Леонида Иванова явно старше своих родителей, но только первые две минуты. «Сиротки» у Анны Матюшиной и Натальи Свирковой одинаково достоверны и в отрочестве, и в распутничестве. В ролях простодушных внучат Петеньки и Володеньки солидные мужи Виталий Саянок и Станислав...

Первая премьера сезона: на малой сцене «Глобуса» исполняют Дебюсси без музыкальных инструментов. Таково прочтение романа «Пианисты» норвежского писателя-композитора КетиляБьернстада.

Несколько лет назад на фестивале «Ново-Сибирский транзит» был показан спектакль Бориса Павловича «Анна Каренина» по Толстому. «Мало действия, одна только читка», в роли заглавной героини три актрисы, страсть, безысходность, грохот неумолимого поезда, мертвая тишина зала. Те, кто видел тогда «Анну Каренину», взяли билеты на «Пианистов».

Режиссер – автор инсценировки, в которой половина действия происходит на стульях, можно было представить, какой будет его новая работа. Представить невозможно. Проза переплавлена в сценический язык так виртуозно, что не ощущаешь зазора между повествованием и репликами персонажа, персонажем и актером, актером и словом, словом и действием, читкой и игрой, игрой и жизнью, жизнью и смертью.

У актеров досконально простроена музыкальная партитура: каждый взгляд, интонация, жест. Их герои – юные пианисты, продирающиеся сквозь колючую проволоку мира, сверяющие свою судьбу с музыкой, которая сильнее их самих. Аксель – Константин Симонов. Жаждет славы и не справляется с жизнью. Любит Аню. Аня – Светлана Грунина. Самая талантливая из всех. Сильна духом и независима, как птица, комом летящая к земле. Несется по клавишам стремительно к своему финалу. Ребекка – Мария Соболева. Поскользнулась на вощеном полу по дороге к роялю, но уцелела. У этого ангельского существа хватило ума и воли понять, что музыка без нее прекрасно обойдется. Заурядный учитель музыки Сюннествед...