Культпоход от СКаЖи

Логотип «СКаЖи!»

Союз культурных журналистов «СКаЖи!» представляет новую площадку — рубрику «Культпоход». Здесь вы найдете материалы от профессиональных журналистов и критиков о театре и литературе, кино и выставках. В первую очередь мы освещаем культурную жизнь Новосибирска и Сибири.

Отправляйтесь в «Культпоход» вместе с нами!

Режиссер-провокатор Юрий Урнов, известный Новосибирску скандальным «Dostoevsky–trip», создал спектакль-ловушку по пьесе современного чилийского драматурга Гильермо Кальдерона, которого британская пресса назвала «истинным гением».

Странно было видеть на сцене театра «Красный факел» комедию антрепризного замеса, аккурат для афиши Дома актера. Простые декорации, любовный четырехугольник, прямые коллизии, признания в любви, махровые штампы, ревность и страсть. Персонажи — арабская молодежь, которая перемежает выяснение отношений с просмотром сериалов и ничем серьезным не занимается. До поры до времени ничего не настораживает в происходящем, кроме одного: у Юрия Урнова всё так просто не бывает.

Пьеса играется в собственном переводе режиссера с английского, но со значительными купюрами, связанными с запретами нецензурности на сцене. Парадокс: в 2003 году, когда Юрий Урнов поставил в «Красном факеле» по Владимиру Сорокину «Dostoevsky–trip», преград свыше никто не чинил, но администрация театра долго решала, как подготовить зрителя в восприятию обсценной лексики. Сегодня ситуация наоборот: зрителя ничем не возмутишь, кроме скуки, но за него всё решили. Лишившись крепкого словца, действие могло бы скатиться в банальную мелодраму, если бы не самоирония великолепной четверки, не мастерство пародии на мелодрамы, которых краснофакельцы немало... Читать далее

В Новосибирске, традиционно состоялся — как всегда, в середине декабря — XIII по счету международный фестиваль керамики. Именно фестиваль, потому что это не просто выставка работ. Он прошел в Художественном музее. Наш фестиваль это, прежде всего общение художников друг с другом и со зрителем. Это уже целая История, которая из года в год создаётся силами множества мастеров, неравнодушных организаторов, Новосибирских художественных обучающих заведений.

Когда мы еще можем увидеть на выставке, как создаются произведения искусства? На фестивале и это возможно! Фестиваль — это творческая площадка, живой художественный организм. Каждый год устраивается битва гончаров и мастер-классы по росписи, лепке. Принимают участие не только известные и состоявшиеся художники, но и студенты со своими проектами, детские студии. Происходит общение, обучение и соревнование! У каждого фестиваля свои темы, по которым происходит конкурсный отбор лучших работ. На фестиваль съезжаются художники-керамисты со всего Сибирского региона, Урала, Дальнего Востока, а также зарубежные коллеги. На этот раз нас посетили гости, мастера гончарного дела из Ирака, Турции, Узбекистана. Про то, как добирались мастера из своих далеких от нас стран — это отдельная, история. Какой снежной, холодной они увидели Сибирь, и каким радушием и теплотой их окружили организаторы и участники. Гости показали свои традиционные... Читать далее

В Новосибирском академическом театре оперы и балета (НОВАТ) 17 января для любителей оперы состоялась первая встреча в новом формате «Литературная среда». Подразумевается, что это будет цикл лекций, где слушателям расскажут об известных операх и их литературной основе. Сегодняшняя тема так и звучала – «Читаем оперу», и в этот раз все собравшиеся (а их в зале имени Исидора Зака было очень много) с помощью литературоведа, доктора филологических наук, профессора кафедры русской литературы и теории литературы НГПУ Валерия Мароши и главного режиссера НОВАТа, кандидата искусствоведения Вячеслава Стародубцева «читали» оперные шедевры, поставленные по произведениям Пушкина – «Пиковую даму» П. И. Чайковского и «Моцарта и Сальери» Н. А. Римского-Корсакова.

Как известно, братья Чайковские (Петр Ильич и его родной брат Модест, автор либретто) внесли заметные изменения в сюжет, созданный Пушкиным. В опере появился новый персонаж – князь Елецкий, Лиза – не воспитанница, а внучка старой княгини (которая, кстати, не такая уж старая), действие перенесено во времена Екатерины II, Герман и Лиза в финале оперы гибнут и т. п. В ариях используются стихи не только Пушкина, но и поэтов XVIII века: Батюшкова, Державина, Карамзина,... Читать далее

По просторам н-ского вокзала без видимой цели бродила подозрительна компания в наушниках, с видеокамерами и фотоаппаратами. То молча присаживалась в зале ожиданий, то заруливала в буфет, то устремлялась к перрону. Шпионы?

В помещении вокзала «Новосибирск-главный», больше похожем на дворец для народа, шпионаж невозможен по умолчанию. Здесь все подчинено строжайшему регламенту, даже фотоаппарат без особого на то разрешения достать нельзя. Но это случай особый. В рамках XII Рождественского фестиваля искусств дирекция вокзала и организаторы акции создали идеальные условия для променад-спектакля «Разговоры беженцев» в жанре site-specific.

... Читать далее

15 декабря открылась персональная выставка Оксаны Понкратьевой «Новгород – Псков». На ней представлено около тридцати акварельных пейзажей, которые художница привезла из путешествия в эти старинные русские города нынешним летом. По словам Оксаны, погода не баловала участников пленэра: почти каждый день стояли тучи и лили дожди. Но, может быть, именно благодаря этому удалось передать на некоторых акварелях ощущение тревожности, настороженности древних крепостей русской земли, которые не раз подвергались вражеским набегам. От других картин, наоборот, веет покоем, надежностью, вековой мудростью...

«Мне казалось очень важным побывать в Новгороде и Пскове, в этих древних городах – можно сказать, истоках русской земли, – говорит Оксана Понкратьева. – Даже если ты просто постоишь возле этих стен, твоя жизнь не может не измениться. Ведь Новосибирск – город еще очень молодой. А наши корни – они там...»

Оксана Понкратьева – новосибирская художница, член Союза художников России. В 2015 г. новосибирцы уже могли видеть ее персональную выставку «Соловки» в Министерстве культуры НСО и Институте искусств НГПУ, а в Кольцово, где Оксана живет и работает, ее выставки проходили неоднократно. Отдельные ее работы участвовали в различных проектах на уровне области. В 2016 г. она стала лауреатом конкурса на внесение в «Золотую... Читать далее

Необычную версию Островского в стиле минимализма показал театр Моссовета на XII Рождественском фестивале искусств в театре «Глобус». В возрастных ролях – кумиры советского кино Елена Валюшкина и Евгений Стеблов.

Где только ни ставили эту пьесу! Ставили с удалью и размахом, играми и выкрутасами, трюками и фокусами, ужимками и прыжками, живописным купеческим бытом и колоритным говором. Ставили и будут ставить, ибо, какой бы ни был век на дворе, Островский дает разгуляться, а тема «неравный брак» обостряется в эпоху дикого капитализма.

Но в спектакле театра Моссовета всё подчеркнуто просто. Сделать на большой сцене «Глобуса» выгородку для зрителей (чтобы соответствовать родной площадке спектакля – «Сцене под крышей» на 120 мест), кажется, более трудоемкая работа, чем установить декорации. Стол, самовар как маркер купеческого была, стулья да софа – полупустая площадка. Актеры существуют в простом мизансценическом рисунке, делают вид, что всего лишь читают текст по ролям, сопровождая «читку» потрясающе выразительной мимической игрой.

Островский назвал свою пьесу этюдом, оговариваясь: «В ней нет никаких сценических эффектов». На сцене и показывают этюд, кажется на первый взгляд. Тем более основной конфликт проще некуда: красивый,... Читать далее

В Москве прошла лаборатория исторической драматургии ИСТОРИЯ.DOC и научно-творческая конференция «Голоса истории: современная историческая драматургия». В мероприятиях, организованных фондом поддержки и развития социокультурных проектов «Культурная политика» и состоявшихся на площадке московского городского «Театра на Покровке», принял участие и драматург из Сибири. Проект объединил шесть драматургов – победителей конкурса исторической драматургии + ИСТОРИЯ.DOC.

В ходе лаборатории 8 и 9 декабря режиссеры Ирина Керученко и Владимир Дель, задействуя актеров «Театра на Покровке», работали с пьесами-победителями. Материал режиссерам достался очень разный. Известный писатель Вера Галактионова инсценировала собственный роман «Спящие от печали» о национальном разъединении 1994-1996 годов и судьбах русских людей, оставленных в один черный день за пределами Родины. Перед автором стояла непростая задача – перевод романа, насыщенного метафорами и символами, в драматургическую форму. Не менее сложной была задача режиссера. Нетривиальным оказался и замысел писателя и врача Андрея Убогого (Калуга), который попытался показать историю через предметный мир. «Старинные предметы служат своего рода аккумулятором нашего знания, памяти, чувства – всего того, что способно приблизить к нам прошлое, – пояснил автор. – Эти предметы... Читать далее

Театральную программу XII Рождественского фестиваля искусств открыл спектакль «Человек из ресторана» театра «Сатирикон» с его худруком в заглавной роли. Константин Райкин на встрече с журналистами поведал, что сцена «Глобуса» – самая похожая на сатириконовскую из всей России. Разница в том, что на родной сцене не все так, как должно быть, а здесь – «как у нас, но как и должно быть». На этой сцене Константин Райкин в разные годы сыграл несколько гастрольных спектаклей, и вот – история более чем столетней давности, но о человеке сегодняшнем.

На закрытой творческой встрече с журналистами Константин Райкин, не дожидаясь вопросов, с места в карьер заторопился рассказывать о наболевшем (стоит меня ткнуть – и я заведусь). Повел речь о лжи и нападках на его театр, о зарабатываемых честным трудом средствах и финансовых конфликтах с властями. О том, что человек есть мера всего. Россия превратилась в большую «человеческую птицеферму», забыв, что великая русская литература всегда провозглашала человека «как самую бесконечную ценность».

Совсем как в спектакле «Человек из ресторана» по повести-монологуписателя Ивана Шмелева (написанной в 1910 году). Так же искренне Константин Райкин отстаивает ценность своего персонажа – официанта Скороходова; так же рьяно его герой... Читать далее

О любви и деньгах, вокзалах и ресторанах, путешествиях в Лондон и побегах детей на другую планету расскажут лучшие спектакли России, показанные на площадках Новосибирска.

С 7 по 24 декабря 2017 года в Новосибирске состоится XII Международный Рождественский фестиваль искусств – крупнейший форум культуры за Уралом. Драматическая программа включает 11 спектаклей – номинантов и лауреатов «Золотой маски», соединяющих век нынешний и век минувший.

На вокзале «Новосибирск-главный», куда мы придем с билетами, но не на поезд, а на променад-спектакль, мы попадем в толпу пассажиров. И не сразу заметим в ней двух парней с рюкзачками за спиной, которые в ожидании отъезда беседуют, разглагольствуют, рассуждают, спорят о войне и мире. Ведут такие же разговоры, как и 75 лет назад, когда Брехт написал пьесу «Разговоры беженцев». Время не разрешило, а только заострило и усугубило проблему фашизма. Рабочий и физик, далекие от героизма и борьбы за идеалы, встретившись на вокзале в Хельсинки, задали темы, прошедшие через ХХ век и вошедшие в ХХI-й. Можно ходить за ними следом, можно раствориться в толпе и выглядывать из-за чьей-то спины. Таковы законы питерского спектакля в постановке Константина Учителя, предлагающего отказаться от привычного восприятия театра.

Новые законы, новые пространства, новый подход к материалу. Один спектакль... Читать далее

«А где все?» – чуть не плачет Иудушка, погубив всю свою семью и оставшись один на один с мешком денег. Многократный лауреат всевозможных премий Сергей Федотов из Перми поставил третий спектакль в новосибирском театре «Старый  дом» –  и снова прямым попаданием в десятку.

Новосибирцы, знакомые с творчеством Сергея Федотова в театре «Старый дом», знают, что его актеры становятся гипнотизерами. Они излучают в зал столь мощную энергетику, что ты себе уже не принадлежишь. Еще они перевоплощаются в своих персонажей так разительно, что становятся неузнаваемы. Оказывается, можно вполне обойтись безо всех этих постмодернистских фокусов ради первоклассной актерской игры. Есть мнение, что наши играют еще лучше, чем родные федотовские актеры в театре «У моста».

В трагикомедии «Господа Головлевы» Иудушка Анатолия Григорьева, это сверхъестественное существо, отрывается от земли и улетает в открытый космос с его вечным вселенским холодом и абсолютным равнодушием к человеческой душе. Порфирий Головлев не имеет ни национальности, ни возраста, ни роду, ни племени, в то же время конкретен, как денежная купюра в рублевом эквиваленте. Деньги на сцене не появляются, но они светятся в глазах и в мозгах Иудушки.

Вообще-то, все актеры Федотова не имеют возраста. Они могут перевоплотиться и в младенца, и в... Читать далее