За журнальными полями

Дорогие наши читатели!

А. Г. Заковряшин. Максим Горький. Дружеский шарж. 1933.

Появление этой рубрики нам продиктовала сама жизнь. Журнал «Сибирские огни», расширяя сферу своей деятельности, иногда не успевает за событиями быстро бегущего времени. Да, у нас есть раздел «Новости», но в нем мы размещаем, как правило, только информацию о том или ином событии, но остаются еще и тексты, и живые отзывы, а то и заметки, которые далеко уходят за эти новостные рамки. А журнал выходит только один раз в месяц, да и размеры его далеко не безграничны. Вот по этой причине и появилась на нашем сайте новая рубрика — «За журнальными полями». Мы печатаем здесь писательские заметки, отклики на опубликованные материалы и письма читателей.

Приятного чтения!

Прогресс в спорте — это переход количества в качество. А в литературе тот же принцип?

— Отнюдь. Количество написанного не переходит в качество написанного. На мой взгляд, невозможно тупо натренировать творческую мышцу в отсутствие таланта. То есть зависимость здесь, возможно, и есть, но не прямая, не механическая. Графоманские «простыни» не ведут к инсайту. Я говорю о поэтах. Может быть, просиживание штанов за правкой текстов прозаиками к чему-то и приводит. Конечно, нужно стремиться к усовершенствованию текста, но в разумных пределах.

Почему поэты, пишущие бездонные стихи, сами нередко если не на дне жизни, то на ее обочине?

— Бездонные стихи — это какие? Безразмерные? Или гениальные? Талант распределяется не нами. Я не вижу прямой корреляции между талантом и умением жить. Совершенно не обязательно, что поэт, валяющийся под забором, пишет гениально. Или что его тексты гениальными делают пьянка и дебоширство. Всё гораздо причудливее. И разгадать Божий замысел нам не суждено.

Какие события рифмуются в вашей жизни?

— Как сказал кто-то из классиков, события в жизни человека повторяются дважды: как...Читать далее »

Коронавирус не сдается. Но не сдаются и литераторы, проводят разного рода форумы — фестивали, семинары, ярмарки, чтения... Писатели нынче бесстрашные или неугомонные?

— В этом смысле писатели нынче как все. К сожалению, зараза не смотрит, пишешь ты, танцуешь или печешь самые вкусные блины, ты либо заболеешь, либо нет. При этом, скорее всего, все-таки заболеешь рано или поздно, но это не повод не жить, не ходить в театр, в кино, на литературные сходки и т. д.

Я вообще не очень почувствовала пандемические изменения, кол-центры как работали, так и работают, никаких тебе оплачиваемых отпусков, ипотечные каникулы — это вообще фикция, так что я лучше продолжу работать. Хотя «Чтиво» на несколько месяцев, наверное, все-таки прерывалось, но это как-то незаметно прошло. Если ждать, когда коронавирус сдастся, можно просто состариться и умереть, а это звучит как-то скучно. Так что терпение и труд, и вечный бой, покой нам только снится, вперед и с песней!

На днях завершился, пожалуй, главный слет молодых литераторов — «Липки». В чем его важность? Поделись по горячим следам!

— Для меня важность любого...Читать далее »

О книге поэзии Анны Маркиной «Осветление» (Москва, «Формаслов», 2021)

Во флористическом дизайне есть термин «оскелечивание». Листья погружают в раствор щелочи, вымывают зеленую плоть листа, и остается тоненький белый скелет. Силуэты людей на обложке книги Анны Маркиной будто вырезаны из не до конца оскелеченных листьев. В процессе. Визуальный ряд поддержан черно-белыми фотоиллюстрациями, далекими от культуры глянца, прежде всего от его способности «не нравиться себе самому в состоянии» и превозносить искусственно застылый образ вместо себя настоящего. Образ неполный, вбирающий лишь часть своего прошлого и будущего… Сама же Маркина как поэтесса ощутимо меняется, становится текучее, «лепесточнее», все еще при этом удерживая смысл на весу. До этого непрерывная цепочка фабулы у нее частично растворилась и ушла куда-то вглубь, прерывисто мелькая меж деревьев бликом солнца и не нарушая всеобщую тишину, из которой рождается поэзия.

По Юнгу, человечеству больше не требуются «ангелы» и «бесы», чтобы объяснять причины мыслей и поступков, но ведь причины так до конца и не объяснены, а...Читать далее »

«Cinema» — это компактный фотоальбом, «иллюстрированный» стихотворениями. Он вышел попечением новосибирских энтузиастов и пропагандистов поэзии. Настоящее издание — глянцевая, рекламная брошюра на манер тех, что пылятся на полках кафе и баров. Книга включает в себя монохромные фотографии Вячеслава Ковалевича и четыре стихотворения Юлии Пивоваровой, уже знакомые новосибирской публике, хорошо известные читателям журнала «Сибирские огни» и кемеровского альманаха «После 12» .

«Стимульный» (иллюстративный) материал представляет собой портреты Пивоваровой, а также виды промзон, запечатленные дожди, снегопады, мокрый снег. Книга — типичная квазидекадентская, квазимодернистская поэзия советского извода, иллюстрированная фотографиями в духе «эстетика переулков».

Это практически нынешний книгоиздательский стандарт, типичный для бывшей «неофициальной», «упадочной», по мнению советских пропагандистов, поэзии —...Читать далее »

Интервью Юрия Татаренко со Светланой Чураевой, организатором литературного фестиваля «КоРифеи» в Уфе.

В начале ноября вы провели в Уфе очередной литфест. Каковы его итоги?

— Да, мы провели фестиваль без гранта и в разгар пандемии — поскольку он был нужен как воздух. Есть такое слово «замор» — когда у рыб зимой подо льдом кончается кислород. Выпилишь прорубь, рыбы собираются к ней — дышат, как сумасшедшие. Наш IX Международный молодежный литературный фестиваль «КоРифеи» — что-то из этой серии.

Из-за ковида мы впервые не звали общественность на концерты и литучебу, не постили ни афиш, ни программ. Следовательно, не собирали более тридцати человек в одном месте (это максимум, разрешенный сейчас в Башкирии). Все участники имели сертификат о прививке. Мы убрали из традиционной программы Всероссийское совещание молодых литераторов Союза писателей России, перенесли детский и студенческий движ, оставили необходимое — программу по литпереводу, семинары по поэзии и прозе под эгидой журнала «Бельские просторы». Состав семинаров сделали минимальным, на них выбрали местную молодежь из Уфы,...Читать далее »

Осенью в Самаре, на Всероссийском литературном фестивале имени Михаила Анищенко, поэт и журналист Юрий Татаренко поговорил с известным прозаиком Ильей Кочергиным. Двух литераторов связывают дружеские отношения, поэтому разговор идет на «ты».

Есть такая присказка в театральном институте: на артиста нельзя научить, но можно научиться. А что у писателей?

— В Литинституте была творческая обстановка. Большая польза — читать тексты начинающих авторов. Со стороны-то сразу видны недоработки! (Смеется.) Учиться на своих ошибках трудно. Ну и для меня находиться в такой среде было, наверное, важно, поскольку почти все мои родственники были химиками, хотя к гуманитариям относились толерантно, как к людям, которые, может быть, не виноваты в своей неполноценности.

В Литинституте я набивал писательские шишки, ведь до тридцати лет ничего не писал. Хотя нет, мама как-то вспоминала, что я в четвертом классе говорил ей, что пишу книгу, «Три мушкетера»! Оказалось, я просто переписывал в общую тетрадь текст Дюма. (Улыбается.) Так и повелось с тех пор — сочинять мне тяжеловато, описываю то, что происходило на самом деле, —...Читать далее »

Даниэль Всеволодович Орлов — прозаик. Родился в 1969 году в Ленинграде. По образованию геофизик. Лауреат премии им. Н. В. Гоголя за роман «Саша слышит самолеты», премии журнала «Дружба народов», Международного конкурса драматургии «Автора на сцену!». Член Союза писателей Санкт-Петербурга и Международного ПЕН-клуба. Живет в Кронштадте.

В этом году вышел новый роман Орлова «Время рискованного земледелия».

Как встречен роман читателями и коллегами по литцеху?

— Читателями роман вроде как принимается пока благосклонно. Рано о том говорить, на самом деле. Книга продается чуть больше месяца и еще не попала в крупные сети. Но, судя по единичным отзывам в сети и тому, что мне говорят читатели на встречах, роман нравится. В нем вычитывают то, что я туда старался поместить, а не что-то болезненно свое, чем грешат некоторые критики. Я бы их и коллегами не стал называть. А коллеги-писатели всегда ревниво относятся к литературе. Заставить их прочесть против воли невозможно. Так что, я думаю, судят по названию и обложке. Я сам такой. Но те, кто читал еще в рукописи, сказали мне хорошие слова,...Читать далее »

Недавно в Бердском музее появился уникальный экспонат — навершие булавы, найденное на территории старого Бердска. За простотой предмета скрывается тысячелетняя история. Предмет прошел несколько экспертиз, и результаты позволили внести существенные изменения в хронологические рамки освоения территории, на которой в XVIII веке появился Бердский острог. О находке удалось пообщаться с ведущим научным сотрудником ИАЭТ СО РАН, экспертом министерства культуры Новосибирской области по историко-культурному наследию доктором исторических наук Андреем Павловичем Бородовским.

— Весной 2020 года на территории старого Бердска было обнаружено навершие булавы эпохи раннего металла. Булава — это одна из разновидностей статусного оружия, которое мы можем видеть как символ власти, например, на изображениях египетских фараонов. Также мы знаем, что в казачьей среде булава дошла до настоящего времени и является символом власти атаманской.

Очевидно, что на территории старого Бердска до появления острога находился какой-то памятник, возможно, это было погребение, в котором был захоронен какой-то элитарный человек,...Читать далее »

Друзья — не символ и отнюдь не бремя, А вечный праздник, кайф, лафа.

Ю. Семёнов

Это бывает часто у журналистов. Их потёртые блокноты и записные книжки надолго отправляются в архив. На годы, а иногда и на десятилетия. И ждут своего часа. Чтобы ожили давние события и образы людей, с которыми тебя сводила судьба, обычно нужен повод.

Для меня таким поводом стало приближение 90-летия со дня рождения (8 октября 1931 года) замечательного писателя и человека — Юлиана Семёнова. Чтобы рассказать что-то неизвестное о нём, пришлось открыть свои старые дневниковые записи 80-х годов прошлого века.

С Юлианом я знаком со времени работы заместителем главного редактора издательства «Молодая гвардия» и куратором редакции литературы для юношества. Руководство поручило тогда мне вести переговоры о выпуске сборника его зарубежных репортажей «Маршрут СП-15 — Борнео». Работа над этой книгой сдружила нас так, как будто мы были знакомы с детства.

Позднее, начав работать на новом месте в АПН, в редакции Западной Европы, я встретил Юлиана у нашего легендарного политического обозревателя Нормана...Читать далее »

Разве не тогда я приобрел все, чем живу теперь, и приобрел так скоро и так много, что уже во всю мою последующую жизнь не прибавилось ни одной сотой.

Л. Н. Толстой. Детство

Необходимость развития дошкольного образования

Несмотря на стойкое убеждение, что до революции ничего не было, в Ново-Николаевске в начале ХХ века уже существовали формы дошкольного образования. К ним можно отнести деятельность приюта «Ясли» и частный детский сад Зинаиды Ивановны Бутович [4]. В годы Гражданской войны, в 1918/19 учебном году в городе работало четыре детские площадки и один детдом [8]. См. Ч. 1. Голодяев К. А. Дошкольное воспитание в Ново-Николаевске в начале ХХ века.

После Октябрьской революции органы общественного призрения были заменены государственными с соответствующим финансированием. Декретом от 1 декабря 1917 года все дети провозглашались «детьми республики», а забота о ребенке – прямой заботой государства, причем наибольшее внимание было обращено на детей обездоленных. 14 января 1918 года был принят декрет «О комиссиях для несовершеннолетних». По инициативе Надежды Константиновны Крупской декретом Совета народных комиссаров был образован институт детских домов, взявших на себя функции приютов и домов сирот. В 1919-м в Народном комиссариате просвещения РСФСР были сформированы отдел охраны детства и отдел дошкольного...Читать далее »

Страницы