Вы здесь

Как куклы стреляются, любят и плачут...

В Алтайском государственном театре кукол премьера – сценическая композиция по роману Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» в постановке главного режиссёра театра Елены Чвёрткиной и художника Ольги Акимовой.

Ольга Акимова – Заслуженный деятель искусств республики Бурятия, главный художник театра кукол «Ульгэр» (г. Улан-Уде), лауреат премии «Золотая маска» в номинации «Лучший кукольный спектакль».

Русская классика – это глубина и точность темы, выверенная психология персонажей и одновременно большая ответственность для постановщика спектакля. Работать с пушкинским текстом, сокращать его, концентрировать четырёхстопный ямб в события и напряжённые драматические коллизии, разумеется, непросто. Несмотря на то, что в Алтайском государственном театре кукол постановка классики событие не единичное, перевод такого материала (романа в стихах) на язык театра кукол – в какой-то мере авантюра, хотя авантюра вполне осознанная.

Именно большие задачи плодотворны. Театр находится в постоянном поиске такого сценического языка, на котором можно было бы говорить и с детьми, и со взрослыми. И новый спектакль театра кукол «Евгений Онегин» призван занять в репертуаре театра свою, очень важную нишу – он рассчитан на возраст «14+» и его зритель, прежде всего подростки и молодёжь.

В «Евгении Онегине» использованы разные приёмы: и «чёрный кабинет», и театр теней, и маски, и куклы разных размеров. Небольшое по сценическому времени произведение вбирает в себя и многоголосье дворянских поместий, и отмеренный ритм столичных приёмов и балов, и звук колёс проезжающей кареты главного героя, в коей «… думал молодой повеса, летя в пыли на почтовых…», и скрип пера – предвестника посланий: откровенного письма Татьяны Лариной к Евгению Онегину и его холодного ответа …

«Мы решили, что этот спектакль нельзя просто взять и перенести на сцену, нужно идти от каких-то внутренних ощущений, – рассказала о творческом процессе художник Ольга Акимова, – У меня главными ассоциациями были «теплота» и «лёгкость». Мы вдыхаем жизнь в кукол. И это дыхание должно быть воздушным. Поэтому в постановке много лёгких, летящих и тёплых фактур. Это – спектакль-метафора»

Созданный на сцене мир, его необычная мозаика притягивает к себе. И невольно хочется погрузиться в пушкинский роман как можно глубже, чтобы понять его таинственную притягательность. Его печаль и свет. Его мудрость и простоту…

«Я много смотрю кукольных спектаклей для взрослых. Такие спектакли – нечто особенное, – говорит директор театра Надежда Васильева, – это просто какая-то магия. И я хочу вернуть эту магию в наш театр и в наш город. Верю, что Пушкин, положит начало этому нелёгкому, но интересному пути».

Валерий Копнинов

100-летие «Сибирских огней»