Вы здесь

Новосибирск Николая Грицюка

Николай Демьянович Грицюк (1922—1976) — живописец, график. Учился на художественном факультете Московского текстильного института у В. В. Почиталова (1946—1951). С 1952 г. работал в Новосибирске. Член Союза художников СССР с 1955 г. В 1964—1967 гг. был председателем Новосибирского отделения СХ. Участник многочисленных областных, зональных, республиканских, всесоюзных и международных выставок. Прижизненные персональные выставки проходили в Москве (1961, 1967), Новосибирске (1961, 1964, 1965, 1967, 1970, 1972), Кемерове (1967, 1974), Воронеже (1968), Рязани (1969), Риге (1973), Новокузнецке (1974), Омске (1975), Таллине (1975), Белграде (1968), Варшаве (1969). Произведения Н. Д. Грицюка находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, художественных музеях Новосибирска, Барнаула, Томска, Новокузнецка, Кемерова, Красноярска, Саратова, Волгограда, Мурманска, Одессы; в Музее Альбертина (Вена, Австрия), Берлинской Национальной галерее, музее Людвига (Кельн, Германия); в отечественных и зарубежных корпоративных и частных собраниях.


 


 

Серия «Новосибирск» — самая обширная в творческом наследии Николая Демьяновича Грицюка, самая разнообразная по трактовке мотивов, колористическим решениям, технике исполнения листов. К образам города художник обращался вновь и вновь на протяжении всей жизни, создав сложный, многоликий портрет Новосибирска, став, по словам известного искусствоведа В. С. Манина, его «поэтом и философом».

В собрании Новосибирского государственного художественного музея хранится двадцать восемь произведений из этой серии, исполненных в 1950—1960-х гг. Они дают возможность проследить, как формировался своеобразный, узнаваемый стиль автора, как в его работах появлялось все больше глубины и психологизма, как традиционная прозрачная акварель становилась в его листах все более плотной и материальной, дополнялась темперой или гуашью. Пожалуй, только самый ранний «Вход в кинотеатр им. Маяковского» можно назвать этюдом в привычном смысле этого слова. В других пейзажах натура все чаще оказывается для него не самоцелью, а лишь поводом для выражения впечатлений и размышлений.

Грицюк пишет дворы, улицы, стройки, нередко возвращаясь вновь и вновь к заинтересовавшим его мотивам, пристально вглядываясь, как смотрят в лицо близкого человека, принимая и любя его таким, какой он есть. Не раз художник обращается к видам старого городского района, прилегающего к речке Каменке. Он создает композиции без неба, без свободного пространства, переполненные лепящимися друг к другу домиками, где, кажется, не остается места для человека. В некоторых листах появляются изображения многоэтажек: новая жизнь активно врывается в устоявшийся уклад, актуализируя извечную проблему старого и нового.

Эмоциональный строй произведений Н. Д. Грицюка очень разнообразен. Красив и величественен его «Красный проспект» (1959). Прозрачна, напоена студеным воздухом акварель «Зимний город. Морозное утро» (1959). Солнечным светом, радостью жизни насыщен пейзаж «Лето» (1961). «Вид с Оби» (1969) словно наполнен свежим, упругим ветром. Ощущение пространства и шири мастерски передается здесь спокойными горизонталями земли и неба, противопоставлением беспорядочного нагромождения многочисленных построек на дальнем берегу и ровно-голубой могучей глади реки. Но иногда в пейзажах Грицюка стены домов воспринимаются мрачными громадами, а маленькие дворики — тупиками. Акварель «Во дворе» (1960) — обычный городской мотив, увиденный из окна. Но так крошечен и пуст этот сдавленный глухими стенами дворик, откуда не видно выхода, так неестественно вытянулись и застыли посреди него человеческие фигурки, так резки и тревожны контрасты темного и светлого, что изображение выходит далеко за рамки простого этюда, пробуждая множество мыслей и ассоциаций. Таков город Грицюка — красивый, шумный, мрачный, суетливый, лирический и жестокий.

В отдельную группу листов из новосибирской серии выделяются многочисленные строительные композиции — с ажурными башенками кранов, тяжелыми экскаваторами, стремительно вырастающими стенами домов. В названиях некоторых из них обозначен точный адрес: «Кировский массив», «Академстрой», но чаще встречаются иные наименования: «Стройплощадка», «Строймассив». И действительно, это не столько изображения конкретных мест, сколько образы быстро меняющегося города. В этих работах меньше драматизма, меньше подтекстов; в них отражено простое любование растущим городом, привлекательным своей неуемной жизненной силой. Апофеозом, своеобразным гимном стройке воспринимается «Строительная импровизация» (1966). Ее декоративная композиция напоминает нарядную мозаику, собранную из множества коричневато-серых фрагментов разных оттенков. Ритм динамичных линий, цветовых пятен создает ощущение жизнерадостности и энергичности. Эта работа принадлежит к числу своеобразных грицюковских «фантазий», занимающих значительное место в его наследии.

Произведениям новосибирской серии Н. Д. Грицюка присущи многогранность и неоднозначность образов, глубокая искренность их воплощения — и в этом заключена сила и притягательность творчества художника.