Вы здесь

«Сибирские огни» согревают души

Завершая Год литературы, главный редактор «Сибирских огней» Михаил Щукин и редактор отдела публицистики Дмитрий Рябов в рамках проекта «Открытый университет Сибири» встретились с читателями, библиотекарями и творческой интеллигенцией Татарского и Чановского районов.

В Центральной библиотеке р.п. Чаны разговор шел о дальнейшем развитии журнала, о проблемах писательского мастерства, о новинках литературы, опубликованных в журнале в 2015 году, о том, как авторам из глубинки расширить свою читательскую аудиторию.

А после встречи в Центральной библиотеке Татарска главный редактор «Сибирских огней» Михаил Щукин ответил на вопросы газеты «Сибирская околица» (текст интервью приводим ниже).

 

 

Свет «Сибирских огней»

 

Наверное, почти все сибиряки слышали о литературно-художественном журнале «Сибирские огни». Почему вы рассказываете о журнале в таких небольших районах, как наш?

— Теперь журнал выходит в обновленном виде, и мы прилагаем все силы, чтобы читатели узнали о нем больше информации. Мы хотим заинтересовать людей и сделать их не только читателями, но и участниками в его создании. С начала года мы объехали уже 15 районов — половину районов НСО! — и надеемся, что это не напрасно.

Какие главные новшества сегодня появились в журнале?

— Сейчас мы делаем совместно с Новосибирской областной библиотекой очень масштабный проект: оцифрованы все номера журнала «Сибирские огни», начиная с первого и до 1940 года. Работа продолжается. Ее плоды можно увидеть на нашем сайте. Его адрес — сибирскиеогни.рф. Сегодня огромное количество людей читают в Интернете. Поэтому мы развиваем и интернет-направление. Например, у нас на сайте есть регулярно обновляемый блок новостей. Кроме того, издание представлено группами во всех соцсетях: в «ВК», «Одноклассниках», «Facebook», «Twitter» и т.д.

В структуре и в оформлении журнала тоже произошли какие-то изменения?

— У нас появилась новая рубрика, которая называется «Картинная галерея «Сибирских огней», и в ней мы представляем наших новосибирских художников, рассказываем о них. Кроме того, обложка и дизайн у нас тоже изменились.

Какие темы сейчас освещает журнал? Каких литературных традиций придерживается?

— «Сибирские огни» освещают широкий спектр тем, рассказывают о жизни простых людей, о народном быте, об истории Сибири. Журнал поддерживает традиции добра, света и уважительного отношения к своим читателям. Необходимо, чтобы человечество не упало ниже уровня плинтуса. А так происходит, когда разрушается литература, театр, традиционные ценности, когда начинается проповедь жесткости, насилия и разврата.

Как считаете, в чем главная историческая ценность журнала?

— Самое главное — в нем нет комментатора. Никто не «переворачивает» информацию в угоду времени и власти, и всякий человек, который думает, умеет сопоставлять факты, рассуждать в исторической перспективе, может составить свое мнение, ощутить дух времени. Для внимательного читателя это очень много значит. Журнал можно даже назвать учебником советской истории или литературной хрестоматией, ведь лучшие писатели второй половины ХХ века вышли из нашего журнала. Например, всем известный Анатолий Иванов (автор «Вечного зова») первый свой рассказ «Алкины песни» опубликовал в «Сибирских огнях». Здесь были опубликованы первые произведения Шукшина, Астафьева, Распутина.

Много ли журналов, похожих по уровню на «Сибирские огни»?

— За Уралом таких ежемесячников осталось только три: «Урал», «Сибирские огни» и «Дальний Восток». А теперь представьте карту России: почти все литературно-художественные журналы сосредоточены в Москве и в Питере. И мы, конечно, заинтересованы в том, чтобы сибиряки считали «Сибирские огни» своим журналом и читали его.

Какие заметные произведения опубликованы в журнале в последнее время?

— Прежде всего нужно назвать два: романы новосибирца Николая Шипилова «Детская война» и Алексея Леснянского «Дежурные по стране» (Абакан).

Произведения в журнал присылают только сибиряки?

— Рукописи нам шлют со всей страны и даже из-за рубежа. Например, из Германии и многих других стран. В последнее время идет большой поток рукописей с Украины. И не только из Луганска, но и из Одессы, Киева. Видимо, на русском языке их там не печатают.

Чем, на ваш взгляд, современная литература отличается от советской и от классической?

— В современной литературе очень мало сострадания к человеку. Она пытается своего героя втоптать в житейскую грязь, а не приподнять его. На мой взгляд, это одна из причин, почему люди стали мало читать. Они не хотят видеть в литературе то, чего много и в жизни. Литература должна учить чему-то доброму и светлому. В театре жизни меняются только декорации. А пьеса остается той же. Человеку нужно, чтобы рядом была любовь, а не ненависть. Это является неприкосновенным правилом, которое сегодня, к сожалению, пытаются сломать. Например, так называемый «креативный класс» открыто проповедует ненависть к своему народу, особенно в интернете.

Много ли текстов вам присылают сегодня? В чем основные ошибки начинающих авторов? Даете ли вы им какие-то рекомендации?

— Рукописей приходят сотни, и их даже прочитать все очень тяжело физически. И уж совсем нет возможности рецензировать. Иной ленивый графоман раньше не отправлял свои произведения, потому что это было сложнее. А сейчас достаточно просто нажать на кнопку. Кроме того, у многих появилось ощущение, что писать можно между делом, что это легкое занятие, а не тяжелый душевный труд. Частая особенность произведений молодых авторов — отсутствие души. Есть игра со словом, есть форма. Эти изощрения идут от холодного ума, а не от того, что человеку по-настоящему есть что сказать. К примеру, среди поэтов очень популярен Бродский, многие ему бездумно подражают, но ведь когда появляется 100 якобы Бродских — это утомляет, а когда их 1000 — уже и раздражает… Интересно, что сейчас нам отправляют произведения в форме народных баек. Это могут быть простые и остроумные вещи. Но множить глупость, похожую на современный телевизионный юмор, — нет ни сил, ни бумаги. Еще надо отметить, что появилось немало талантливых ребят, которые пишут пьесы, таких как, например, Серафима Орлова из Омска.

Что вы можете посоветовать современному автору?

— Вкладывать душу в свои тексты, ведь только в этом случае душа читателя отзовется.

 

Александр Николаев

газета «Сибирская околица» (г. Татарск)

 

Фото предоставлены

Центральной библиотекой р.п.Чаны и газетой «Сибирская околица» (г. Татарск)

 

 

100-летие «Сибирских огней»