Вы здесь

Девятитомный Шукшин

Эссе
Файл: Файл 15_marjin_ds.rtf (87.05 КБ)

К 85-летию В. М. Шукшина коллективом ученых Алтайского государственного университета подготовлено к изданию новое, девятитомное, собрание сочинений известного русского писателя, актера и кинорежиссера [1]. Литературное творчество В. М. Шукшина, как показывает время, не теряет своей актуальности и с каждым годом приобретает новых поклонников как в среде филологов-профессионалов, так и в среде рядовых читателей. Цель настоящего издания — максимально полно представить вниманию почитателей Шукшина художественные и нехудожественные произведения писателя (публицистика, письма, автографы, документы и пр.). Издание подготовлено при финансовой, организационной и информационной поддержке Администрации Алтайского края.

Новое собрание сочинений создано на основе юбилейного восьмитомного собрания сочинений В. М. Шукшина, вышедшего в 2009 г. [2]. В новом издании в целом сохраняется композиция восьмитомника (жанрово-хронологический принцип), порядок расположения материала в томах (кроме томов 8 и 9), принцип ориентации на последнюю прижизненную публикацию при установлении основного текста произведения. При этом увеличен объем издания: появился 9 том, включающий новые разделы «Наброски. Незавершенное» и «Dubia»; по сравнению с восьмитомным собранием выросло количество текстов в томе первом и в томе восьмом. Над многотомником работал коллектив из восьми человек, каждый редактор занимался подготовкой конкретного тома: первый том — к. ф. н., доцент О. А. Скубач, второй — к. ф. н., доцент В. А. Чеснокова, третий — профессор, д. ф. н. О. Г. Левашова, четвертый том — д. ф. н., профессор С. М. Козлова, пятый том — к. ф. н., доцент А. Г. Милюкова, шестой том — д. ф. н., профессор А. И. Куляпин, седьмой — д. ф. н., профессор В. В. Десятов. Редактором-составителем восьмого и девятого томов, а также главным редактором стал к. ф. н., доцент Д. В. Марьин.

Переработка восьмитомного издания проведена в двух аспектах: интенсивном и экстенсивном.

В интенсивном аспекте сделана следующая работа. Оптимизирован состав коллектива редакторов-составителей, у издания появился новый главный редактор. За время, прошедшее с момента публикации собрания сочинений В. М. Шукшина в 8 тт., появились рецензии на него в известных центральных и региональных научных и литературно-художественных журналах, а также в сборниках научных трудов [3]. Наряду с общей положительной оценкой этого издания некоторые рецензии содержали и элементы негативной критики. Редколлегией были тщательно проанализированы все высказанные замечания, и в новом Собрании — там, где это оказалось возможным — они были учтены. В частности, проведена структурная и стилистическая унификация комментариев, в содержательном плане их текст исправлен и дополнен, в некоторых случаях уточнен основной текст произведений Шукшина на основании вновь открытых рукописей писателя. Более рациональной стала композиция Собрания. Например, незаконченные произведения, в прежнем издании распределенные по нескольким томам, теперь перенесены в девятый том, в раздел «Наброски. Незавершенное».

В экстенсивном отношении проведено дополнение издания за счет новых текстов, принадлежащих перу В. М. Шукшина. С каждым годом обнаружить неизвестные ранее художественные произведения писателя становится все труднее и труднее. Большая их часть, несомненно, уже давно обнародована. Поэтому основную долю новых материалов составляют тексты нехудожественные: письма, автографы, рабочие записи, наброски. Их, как правило, удается найти в частных архивах, фондах киностудий и других организаций, связанных с жизнью и деятельностью Василия Макаровича. Главным редактором проведена обширная поисковая работа в фондах Российской государственной библиотеки (Москва), Российского государственного архива литературы и искусства (Москва), в архиве и кабинете отечественного кино Всероссийского государственного университета кинематографии им. С. А. Герасимова (Москва), Объединенном архиве киноконцерна «Мосфильм» (Москва), архиве киностудии им. М. Горького (Москва), в фондах Всероссийского государственного музея-заповедника В. М. Шукшина (с. Сростки), в личных фондах Р. А. и Ю. В. Григорьевых (Москва), А. В. Гордона и М. А. Тарковской (Москва), Л. И. Андросовой (Москва) и др. При поддержке Алтайского государственного университета удалось провести поиски во Владимирской областной научной библиотеке им. М. Горького, в Государственном архиве Владимирской области, архиве Владимирского моторо-тракторного завода.

В том первый вошел ранее никогда не публиковавшийся литературный сценарий «Одни» (1965). Он был написан Шукшиным в 1965 г. и предложен киностудии «Мосфильм». Напомним, что Василий Макарович в это время уже состоял в штате студии им. Горького в должности режиссера-постановщика и вряд ли сам рассчитывал на экранизацию сценария на «Мосфильме». Это тот случай, когда он попросту искал подработку как сценарист. В 1966 году по данному сценарию будущими известными режиссерами, а тогда дипломниками ВГИКа А. Суриным и Л. Головней был поставлен сорокачетырехминутный х/ф «Одни». Сценарий попал в архив киностудии, где в забвении пролежал на полке почти пятьдесят лет, и был обнаружен нами в сентябре 2013 года благодаря помощи директора центра творческой работы ВГИКа О. Б. Шухера и заведующей объединенным архивом киноконцерна «Мосфильм» И. Н. Воронцовой.

Литературный сценарий «Одни» написан Шукшиным на основе одноименного рассказа, опубликованного в 1963 г. Писатель переработал текст с учетом специфики средств кинематографа, дополнил некоторыми новыми сценами. Например:

«…По улице, мимо дома Калачиковых, бредет унылая колонна пленных японцев.

Антип и Марфа стоят у своих ворот. Антип настроен воинственно, а Марфе жалко этих далеко не грозных вояк.

Змеи ползучие, — негромко говорит Антип. — Согнулись?

Будет тебе! — говорит недовольно Марфа. — Они, что ли, виноваты.

Кто же?

Погнали, небось, они и пошли…

«Погнали»…

Им тоже не сладко теперь…

А нашим сладко в земле лежать?

Песня давно молчит» [4].

Эпизод отсутствует в оригинальном рассказе, начисто лишенном локальной привязки. В сценарии же появляется локальный маркер, имеющий отношение к малой родине Шукшина: пленные японцы, занятые на строительстве домов и дорог — одна из характерных реалий послевоенного Алтая. Предположим, что на волне успеха своих первых фильмов — «Живет такой парень» и «Ваш сын и брат», основанных именно на алтайском материале, Шукшин пытался развивать успех в этом направлении.

Наибольшее число новых текстов собрано в восьмом и девятом томах издания. Раздел «Публицистика» пополнили интервью и шесть статей В. М. Шукшина. Среди них — одна из первых шукшинских статей «Главное звено» (1965), не входившая ранее в официальную библиографию писателя. Она была опубликована в газете «Советское кино» от 13 ноября 1965 года и приурочена к открытию Первого Учредительного съезда Союза кинематографистов СССР, который состоялся в Москве 23-26 ноября 1965 г. Шукшин в статье излагает свои мысли о необходимости повышения качества киносценариев, по сути, вносит свой вопрос в программу будущего съезда: «Итак, все начинается со сценария. Но, видимо, нынешняя практика соотношения сценариста и студии не отвечает требованиям современного искусства. В ней много случайного, самодеятельного, любительского. Творческое звено сценарист-студия, пожалуй, самое непрочное из всех. Видимо, надо найти формы более постоянного и непосредственного контакта писателей с кино. Будут ли это сценарные студии или сценарные объединения, где постоянно смогут работать писатели, или это будет какая-то иная форма, я не знаю. Но знаю, что кинематограф с его плановостью, с его индустриальностью не может обойтись без неких “конструкторских бюро”, в которых литераторы создавали бы проекты будущих фильмов».

Среди новых текстов восьмого тома — самое раннее из известных нам интервью с Шукшиным — «Актером я стал случайно» (1961), а также малоизвестные интервью региональным газетам «Ленинская смена» (г. Горький), «Московская кинонеделя» и др.

Раздел «Письма» увеличился на 17 новых эпистолярных работ В. М. Шукшина. У читателей наверняка вызовет интерес студенческое письмо В. М. Шукшина к И. А. Жигалко (преподавателю мастерской М. И. Ромма), с которым читатели «Сибирских огней» могли познакомиться в одном из номеров журнала за 2013 год [5]. Отправлено оно из г. Моршин, с прикарпатского курорта всесоюзного значения, где студент 4 курса ВГИКа проходил курс лечения после очередного обострения язвенной болезни желудка. Письмо не только содержит неизвестные ранее сведения из биографии алтайского писателя и кинорежиссера, но и способствует расширению «шукшинской географии» — перечню населенных пунктов СССР, в которых побывал Василий Макарович и которые, возможно, нашли отражение в его художественном творчестве.

Увеличилось на семь единиц и количество рабочих записей в соответствующем разделе восьмого тома. В девятом томе появился раздел «Наброски. Незавершенное», в который включены 18 незаконченных произведений писателя, из них четыре публикуются впервые. В этом же томе читатель найдет обновленный раздел «Стихотворения», увеличенный еще на один текст по сравнению с восьмитомником, разделы «Автографы» (расширенный еще на 22 текста), «Документы» (15 новых) и «Dubia» (1 текст).

Среди новых документов хочется обратить внимание на отчет В. М. Шукшина о производственной практике на съемках х/ф «Два Федора», написанный им в 1958 г. Напомним, что в 1957 г. Василий Макарович был направлен на режиссерскую практику на Одесскую киностудию. Там он был одновременно приглашен как актер на главные роли в кинооперетту (!) «Белая акация» (реж. Г. Натансон) и х/ф «Дом солдата» (реж. М. Хуциев), в прокате получившем знакомое теперь всем название — «Два Федора». Шукшин был утвержден на роль в фильме Хуциева и никогда впоследствии не жалел об этом. Вернувшись в институт, он написал отчет о практике, в котором скрупулезно отметил все важнейшие моменты работы над кинокартиной. Киновед Л. Д. Ягункова, лично знавшая В. М. Шукшина, в 1980-е годы во время работы над книгой о режиссере сделала копию отчета в архиве ВГИКа. Ныне, к сожалению, сам оригинал шукшинского отчета о практике из фонда вгиковского архива бесследно исчез! Копия Л. Д. Ягунковой — единственное свидетельство об этом документе. Будучи летом 2013 г. гостем Шукшинских чтений, Лариса Даутовна передала копию отчета в распоряжение редколлегии нового Собрания. Шукшин в отчете уделяет основное внимание анализу литературного и режиссерского сценариев картины, оценке их с позиции «житейской правды», особенностям и проблемам трансформации выразительных средств литературы в выразительные средства кино. Очевидно, что уже во ВГИКе он приходит к выводу о необходимости самому писать сценарии к собственным фильмам.

В целом количество новых шукшинских текстов в девятитомнике составило 82 единицы. Из них 24 публикуются впервые.

По читательскому адресу новое собрание сочинений В. М. Шукшина в 9 тт. в рамках традиционной классификации изданий следует определить как «научно-массовое», с акцентом на первом компоненте этого термина. Построенное на строго научных основаниях, оно рассчитано на широкий круг читателей. В настоящее время нельзя не учитывать тот факт, что современному читателю требуется не только тщательно подготовленный текст произведения, но и определенный набор биографических сведений о его авторе. Поэтому все шукшинские тексты в новом издании сопровождаются комментариями, как правило, содержащими указания на связь образов и мотивов произведения с биографией писателя. С этой же целью в состав Собрания включена расширенная подборка писем, автографов и личных документов Шукшина, что далеко не всегда характерно для научно-массовых изданий. Однако при этом вмешательство редактора-составителя в авторский текст минимизировано, комментарии вынесены в особый раздел в конце каждого тома, так что читатель, считающий излишним обращение к справочному аппарату издания, не почувствует неудобства при чтении и сможет целиком уделить свое внимание уникальному художественному миру произведений В. М. Шукшина.

Вместе с тем редколлегия хотела бы видеть в девятитомнике потенциально предакадемическое издание, т. к. оно, несомненно, содержит необходимую базу, которая может быть востребована в будущем (при открытии доступа к рукописям писателя) для создания академического собрания сочинений В. М. Шукшина. Этими соображениями объясняется высокий уровень текстологической работы, проведенной для установления основного текста каждого произведения (при этом часть текстов в т. 1 и в тт. 8 и 9 печатаются по авторским рукописям), включение в ряде случаев в состав тома вариантов одного и того же произведения, обширные комментарии, публикация достаточно большого корпуса нехудожественных текстов В. М. Шукшина, появление в девятом томе раздела «Dubia» (в этот раздел обычно помещают произведения, в отношении которых авторство данного писателя может быть установлено лишь с большой долей вероятности).

Каждый текст, включенный в состав Собрания, снабжен комментариями. Комментарии содержат: сведения о первой публикации произведения, факт его включения (не включения) в прижизненные сборники произведений В. М. Шукшина, ссылку на текст, по которому произведение печатается в составе данного Собрания, другие сведения из истории произведения, а также указания на варианты текста и примечания (раздел «Рабочие записи» примечаниями снабжается выборочно). Необходимость введения в состав комментариев указаний на варианты вызвана принятым редколлегией принципом следования последней прижизненной публикации при установлении основного текста произведения. Это привело к тому, что в ряде случаев текст произведения, публикуемый в настоящем Собрании, может отличаться от знакомого читателю варианта (см., например, рассказ «Други игрищ и забав» в т. 7 и примечания к нему). В связи с этим все важнейшие с точки зрения редактора-составителя различия в вариантах текста данного произведения приводятся в соответствующем месте комментариев к нему. Примечания содержат пояснения текстологического, историко-культурного и биографического характера.

Редколлегия настоящего собрания сочинений выражает надежду на то, что издание окажется полезным для специалистов, изучающих жизнь и творчество В. М. Шукшина, и в то же время не вызовет неудовольствия у обыкновенных читателей, чья повседневная деятельность не связана с профессиональным интересом к личности и творческому наследию известного русского писателя, актера и кинорежиссера.

 

Примечания

 

1. Шукшин В. М. Собрание сочинений в 9 тт. /под общ. ред. Д. В. Марьина. — Барнаул: Полиграфический комплекс ИД «Барнаул», 2014.

2. Шукшин В. М. Собрание сочинений в 8 тт. /под общ. ред. О. Г. Левашовой. — Барнаул: ИД «Барнаул», 2009.

3. См., например: Яранцев В. Немногословие серьезных раздумий // Сибирские огни. — 2010. — № 7. — С. 184-189; Беляков С. Барнаульский Шукшин: многое впервые // Вопросы литературы. — 2011. — № 5. — С. 428-438; Рыбальченко Т. Л. Обращаю внимание… Шукшин В. М. Собрание сочинений в восьми томах (Издательский дом «Барнаул», 2009) // Шукшинский вестник /под ред. О. Г. Левашовой. — Барнаул, 2011. — С. 149-153.

4. Шукшин В. М. Собрание сочинений в 9 тт. / под общ. ред. Д. В. Марьина. — Т. 1. — Барнаул: Полиграфический комплекс ИД «Барнаул», 2014. — С. 319.

5. Марьин Д. В. М. Шукшин: anamnesis morbi в письмах // Сибирские огни. — 2013. — № 11. — С. 182-184.

100-летие «Сибирских огней»