Вы здесь

К торжеству разума

Борис КРИВОГОРНИЦЫН
Борис Кривогорницын


К ТОРЖЕСТВУ РАЗУМА


В цепи исторического прошлого XX век не рядовое звено. Наоборот, ему выпала честь стать поворотной вехой в определении достославной судьбы всего человечества.
Ещё в начале прошлого столетия (т.е. сто лет назад) люди жили как бы одним настоящим, мало сопоставляя и увязывая его с прошлым и не углубляясь в обозримое будущее. Можно сказать, что в обществе довлел натуральный взгляд на мир. Канувший только что век коренным образом изменил это представление. Революции в производственной и социальной сферах (глобальное обуздание электрической, а потом и ядерной энергии, освоение космоса, автоматизация и компьютеризация… и рождение нового социального строя, как альтернативы капитализму) позволили сделать колоссальный рывок в реализации производительного и духовного потенциала общества, так что сегодня человечество способно более объективно оценивать как своё прошлое, так глубже и прозорливее судить о своём настоящем и будущем.
При нынешнем предвзятом и злопыхательском отношении к социалистической идее со стороны истовых творцов и защитников капитала, берусь утверждать, что именно внедрение социалистических начал в общественное бытие человечества так глобально и со вселенской значимостью изменило его судьбу в прошедшее столетие. Социализм же миру принесла Россия. Таким образом наиболее глубокий отпечаток на физиономию XX века наложила именно Русь, и этот благотворный след останется на века и тысячелетия, — пока жив будет на Земле человек.
Однако неожиданный и скоротечный развал СССР — государства, впервые открывшего человечеству путь к социалистической общественной формации, отвергшей безнравственный принцип эксплуатации и господства одних людей над другими — дал основание отечественным и зарубежным апологетам капитализма говорить о случайном или мимолётном характере тех событий, которые принёс миру новый общественный строй. На протяжении последних полутора десятка лет некоторые «демократически» продвинутые радио- и телеведущие, газетные зубры, политологи с серьёзнейшим видом рассуждают перед многомиллионной российской аудиторией на тему, что же такое есть Октябрь 1917 года: революция или переворот, необходимость или случайность, — законнорожденное или незаконнорожденное дитя человеческого сообщества? И сдабривая свои заведомо субъективные и легковесные измышления чрезмерным использованием сослагательного наклонения (если бы Николай Второй был более решительным тогда-то и там-то, если бы Григорий Распутин не имел такого тлетворного влияния на царскую семью, если бы меньшевики, эсеры, кадеты и проч. не были так безвольны и эгоистичны, если бы царские генералы были менее бездарны, а Керенский не слишком труслив, то было бы не так, а эдак), с приятным для себя откровением приходят после лукавых посиделок к выводу, что Октябрь 1917 года в России — никакая не революция, а заурядный переворот. Возможно, всего лишь переворотишко; так сказать, историческое недоразумение, сотворенное шалостью случая. И удовлетворенные этим маразматическим заключением, нахраписто внедряют свою низкопробную наработку в умы и сердца россиян.
Итак, возникновение Советской власти, рождение первого социалистического государства на одной шестой части планеты Земля — историческое недоразумение. А как же быть с поколениями людей, явившихся на белый свет в результате этого случайного общественного вывиха? Поименовать всех нас как жалкое потомство несостоявшегося исторического выкидыша? Ведь не будь Октябрьских потрясений, капиталистическая Россия дала бы миру других людей, чем те, которые населяют ее сегодня. Все мы, ныне здравствующие граждане России, незаконно занимаем места тех россиян, которые так и не смогли родиться из-за Октябрьского переворота, свихнувшего нашу страну с праведного капиталистического пути.
Поэтому прежде чем рассуждать господам «демократам» по поводу мятежей и переворотов, надо сначала извиниться перед мировым сообществом за свое незаконнорожденное положение, посетовав при этом на то, что имели несчастье родиться при Советской власти, у которой, по их глубочайшим убеждениям, не было никакого права на существование. Таким извинением, как они полагают, можно, выторговать себе право хотя бы на незаконнорожденную жизнь. Вот до какого абсурда может довести предвзятая логика мышления отцов нынешней российской «демократии».
«Заставь дурака Богу молиться, он лоб разобьет»,— вполне подходящее резюме этому заискивающему и подобострастному самоумалению перед не чистым на руку мировым капиталом.
Теперь кстати будет высказаться по поводу категории случайности. На это жалкое ложе ниспровергатели неугодных им исторических событий пытаются насильственно затащить Великий Октябрь 1917 года.
Со случайностью, отражающей одну из сторон бытия, у человека сложились странные взаимоотношения, — благодаря не совсем корректной формулировке в ее философско-житейском толковании. Чего, например, стоит укоренившееся в сознании большинства людей мнение о том, что случайность может быть, а может и не быть, может быть так, а может быть и иначе, в зависимости от объективных условий, способствующих или препятствующих ее проявлению. Если необходимость всегда неизбежна (как смена дня и ночи), то у случайности нет такой твердо закрепленной обусловленности превратиться в реальность; она не всегда преодолевает порог возможности, чтобы стать действительностью.
Каких-либо убедительных оснований подразделять явления природы на необходимые и случайные у людей никогда не было, нет и не будет, ибо всё, что было и есть в природе — свершившийся факт, а говорить о факте, что его могло и не быть, это чистейшей воды спекуляция нашего воображения, и не более того.
Каждое событие, явление, факт одновариантны и неповторимы, и обеспечивается эта вечная новизна с физической стороны тем положением, что вершится она в конкретной точке пространства и в конкретное мгновение времени, что придает всему сонмищу вселенских процессов единственный и неповторимый лик. Предметный или вещественный мир находится в постоянном и необратимом движении, и неразделимая пространственно-временная связка дает каждому явлению и предмету затвержденное законами природы место для их бытия. Вне нашего сознания такие события, как падение волоса с головы и падение срубленного дерева равноправны перед лицом действительности, потому что каждому из них отмерено свое место и время, они — объективная реальность. В черепной же коробке падение волоса с головы — случайность, падение срубленного дерева — необходимость. Распространенный образчик спекулятивного подхода к свершившемуся факту. Этот кухонный тип мышления зачастую не годится для объективного анализа тех или иных сторон окружающей действительности. Так, на житейско-бытовом уровне многие явления и факты рассматриваются как данности, базирующиеся на плоском основании земной тверди, и мы рождаемся и умираем не на планете, а на земле. Но если речь заходит о космической станции, искусственных спутниках, ракетах, навигации и т.д., то Землю уже необходимо воспринимать, как космический объект шарообразной формы, т.е. в том качестве, в котором ей предоставлено быть. Вот и случай годится только для житейско-бытовых нужд: в объективном мире ему нет места. Все явления природы, как бы они ни были велики или малы, в своей основе предопределены и необходимы. И отвергать это положение означает отрицать прошлое и подвергать сомнению настоящее.
Конечно, по своей значимости для истории конкретные события, явления и факты бывают просто несопоставимы, но это настолько же очевидно, как очевиден неизбежный ход их свершения.
После снятия недоразумения о случайном характере Октябрьской революции сам собой напрашивается вопрос об исторической значимости этого приметного общественного явления. И тут приходится глубоко разочаровать наших господ «демократов» выводом о том, что более крупного, более глобального события, чем Октябрьская революция 1917 года, в истории человечества не было. Доказывается эта истина просто.
Все исторические потрясения в человеческом сообществе дооктябрьского периода, причисляемые по своей значимости к званию революций, мятежей или переворотов, не изменили царивший тысячелетия основополагающий принцип во взаимоотношениях людей, а именно: угнетение сильными и богатыми своих слабых и обездоленных сородичей. Господствовать над бедным и униженным было для богатого так же естественно, как дышать воздухом. Повторяю: длился этот оскорбляющий человеческое достоинство процесс тысячелетия.
Октябрьская революция в России провозгласила иной характер человеческих отношений, основанный на равенстве, братстве, дружбе и взаимопомощи. Впервые в истории человеческого сообщества на государственном уровне была принята к действию высокогуманная программа, в основу которой, по существу, легли… заповеди Бога, озвученные в свое время духовными учителями человечества Буддой и Христом. Ведь заповеди Бога в их объективной интерпретации ни что иное, как многовековая мудрость людского потока, пришедшего мало-помалу к осознанию своей исключительной роли на Земле в качестве единственного носителя высшей и совершеннейшей ипостаси природы — разума. В исполнении высоконравственных правил (заповедей) разум и находит свое наиболее полное воплощение в реальной жизни людей.
Кому-то такое соединение или сопоставление заповедей с идеей коммунизма покажется странным и даже кощунственным, особенно нашим «демократам», проворно вылупившимся из социализма благодаря эгоистической линьки. Но стоит сравнить основные положения учений Будды и Христа с кодексом коммунизма, нам откроется не просто связь между ними, а идентичность их содержания. По-другому не могло и не должно быть.
Через все бытие человечества проходила в прошлом и будет проходить в будущем одна сквозная идея, заключающаяся в совершенствовании его духовной основы. Носители высокого духа были и до рождения Будды и Христа, но последние своей всемирной проповедью добродетели удесятерили духовную составляющую человека, так что обустройство жизни целых народов на принципах добра и справедливости, как видим, становится осязаемым уже нынче и еще четче определится в последующие времена. Разум, как совершеннейшая сущность природы, не может мириться с тем, чтобы животворный духоносный сосуд, в котором он обитает, полнился низменными животными страстями, оскорбляющими высокое звание человека. А так как сильнее разума в природе ничего нет, то победа высоконравственных начал над эгоистическими низменными поползновениями в человеке неизбежна и необходима. На индивидуальном, личностном уровне это состязание добродетели и злого умысла проходило во все времена, в результате чего и появлялись среди людского сообщества настоящие маяки добронравия и праведности. Они и были всегда нравственной опорой для простого народа. В современный период тенденция духовно-нравственного возмужания человека возросла, переместившись с личностного уровня в плоскость общественную, и ярким примером здесь служит явление на жизненном пространстве людей новой общественной формации в лице сознательных сторонников социализма.
К XX веку разум человека достиг такой степени развития своего духовного потенциала, что внедрение добродетели существующими способами перестало отвечать требованиям времени. Господствующая мораль светской элиты, по существу, тормозила нравственное совершенствование человека, ибо главный интерес высшей знати состоял в алчности и стяжании. Религия же свою высокую и похвальную миссию внедрения добродетели среди людей намертво увязала с посулами человеку рая или ада в загробной жизни, в зависимости от его поведения на этом грешном свете. Однако трезвый рассудок большинства из нас не воспринимает всерьез надежду на потустороннее существование, поэтому увязанная с этой церковной догмой миссия добродетельного воспитания людей неизбежно теряет в силе своего воздействия на их умы и сердца. То есть, исходное, подверженное сомнениям мировоззрение невольно ослабляет воспитательный эффект, базирующийся на религиозном чувстве. Ад и рай это своего рода кнут и пряник; такой способ воспитания высокий дух человека не приемлет. Вот откуда и проистекают тысячелетние муки приобщения человека к добродетели, отягощенной, как видим, из-за религиозной оснастки искаженным представлением о действительности.
Но воля вызревшего разума в начале XX столетия оказалась такова, что вялотекущий процесс духовно-нравственного преображения человечества сменился революционным социальным взрывом. Тысячелетняя эволюция добродетели на индивидуальном уровне вынуждена была уступить место революционной вспышке духовно-нравственных сил на пространстве целого государства. И величай сегодня эту социальную встряску низким и язвительным слогом или превозноси до небес, для истории все безразлично; этот революционный порыв духа произвела на свет природа и, следовательно, так тому и быть!
Семьдесят с небольшим лет Советской власти на территории бывшего СССР — это историческое мгновенье. Но его хватило для того, чтобы на просторах нашего Отечества сформировалась единая общность людей, получившая имя: советский народ! Можно уточнить: многонациональный советский народ! Такой общности людей не было в самодержавной России, там присутствовали периферийные нации и народности, а также разобщенное по губерниям русское население, озабоченные из-за жестокой эксплуатации своим господином одной мыслью: выжить и не умереть в тех нищенских условиях, которые обеспечил им сердобольный царь-батюшка.
Освобожденный от многовековой господской кабалы народ показал чудеса нравственного возвышения, хотя последующие репрессии и тоталитаризм со стороны власть предержащих так и не дали в полной мере проявиться его духовному потенциалу. Советская власть — это совет и любовь между нациями и народностями, это дружба, равенство и братство, это забота и поддержка друг друга, это солидарность и доброжелательность. Такова была государственная политика. Энтузиазм коллективного труда был потрясающим, о чем свидетельствуют фабрики, заводы, гидроэлектростанции и целые города, построенные за короткую историю СССР. Добродетель, которую Будда и Христос завещали людям, целенаправленно внедрялась в сознание людей с детского сада, школы, университета. Мощь народного духа была такова, что когда фашизм — этот бездуховный выродок капиталистической системы — вознамерился уничтожить первое социалистическое государство, он потерпел сокрушительное поражение, и людское сообщество было буквально спасено от реальной угрозы оказаться на долгие годы под гнетом фашистского режима — во власти темных сил мракобесия и порока.
Эта победа говорила о многом. Фашизм в то время в наиболее концентрированной и отвратительной форме выражал интересы мирового капитала, сутью которого всегда были захват и грабеж чужого и последующая безжалостная эксплуатация покоренных народов. На его стороне был многовековой опыт ничем не ограниченного разбоя, замешанного на грубой силе, коварстве и безнаказанности. Противостоять ему приходилось молодому государству и народу, только что обретшему новое мировоззрение, и его духовный возраст не составлял и четверти века. Результат схватки известен. Это было единоборство регресса и прогресса, тьмы и света. И не надо обладать большой мудростью, чтобы сделать правильный вывод о том, что дух народа непобедим, если он выражает волю разума, а не волю низменных интересов. Хищник был повержен духом, что и засвидетельствовало еще раз (первое свидетельство — Октябрь 1917 года) укоренение разумного начала на духовном поле человечества. Нравственное совершенствование людей под эгидой возмужавшего разума становится осмысленной необходимостью.
С рождением Советского государства в сообществе людей возникла новая идеология, главной сутью которой стала ликвидация господства человека над человеком и установление между ними братских и равноправных взаимоотношений. Это была ощутимая поступь частицы Вселенского Разума на обширном пространстве нашего Отечества. Высокая миссия раскрепощения человеческого духа воплощалась в жизнь.
Но не меньше, чем себя, СССР преобразил мир. И в этом нет ничего удивительного: разве можно было не заметить тех благотворных перемен в стране Советов, которые произошли в послеоктябрьский период. Разрозненное сообщество людей, определяющей чертой которого до XX века был внутригосударственный и межгосударственный эгоизм в форме господства одних над другими, обрело мало-помалу новое качественное состояние, и его стало возможным называть, наконец, человечеством, т.е. присущим ему от природы именем.
Социальные изменения в жизни советского народа оказали колоссальное влияние на общественный уклад всего капиталистического мира. Чтобы избежать подобных России революционных потрясений, капитализм вынужден был внедрять в жизнь те нормы и правила поведения, которые давали человеку труда достаточно ощутимые социальные гарантии. Капитализм конца XiX века и капитализм конца XX века — это совершенно разные в социальном отношении общественные типажи. Первый характеризуется безжалостно-жестоким и высокомерным отношением к своему работнику, второй уже социально ориентирован, он держит свою корысть в рамках приличия. Можно сказать и определенней: в настоящее время в отдельных наиболее развитых странах капитала социальная защищенность человека настолько весома, что может служить примером для остального мира. И социалистическая Россия явилась главной побудительной причиной подобной трансформации стяжательской природы капитала.
Как видим, XX век оказался тем переломным этапом, когда разум человечества заявил о себе не в обрамлении отдельных личностей и индивидуумов, а на уровне сообщества людей. Разум же есть совершеннейшая сущность, которая не может реализовать себя иначе, чем через высоконравственные помыслы и деяния. Добродетель и справедливость лишь форма проявления разума. СССР претворил социалистическую идею в жизнь, а сегодняшний капитализм наиболее цивилизованных стран в той или иной степени беременен тем же самым социализмом. Роды предстоят продолжительные, нелегкие, но благотворные, и самое главное — они неизбежны. Капитализм же, как историческая общественная формация, обречен. Причина здесь ясна: взрослеющий разум человечества отвергает путь алчности и эгоизма, открывая людям дорогу добра и братства. Таково его естественное самовыражение, как частицы Вселенского Разума.
С этих объективных позиций историческая значимость Октября 1917 года для всего человечества непреходяща и неоспорима. Поэтому глупо и мелко выглядела компания по шельмованию и отмене празднования годовщины Октября, проведенная в России осенью 2004 года под дирижерскую палочку властных структур. Вместо законной и обоснованной гордости за страну и народ, удостоившихся великой чести сыграть по воли Провидения главную роль в духовно-нравственном возвышении человечества, властью был разыгран жалкий спектакль по бичеванию даты рождения государства, определившего на долгую перспективу нравственный вектор развития всего сообщества людей. История конечно же оценит в свое время это бездумное и легковесное скоморошество, сотворенное отечественной политической элитой в угоду малопочтенных интересов. Слава Богу, что простые люди не участвовали в этой низкопробной игре, народ как всегда оказался разумнее власти. Наступит время, когда дату рождения Советского государства будет праздновать все мировое сообщество людей; к этому приведет логика развития человеческого разума.
Высказанное выше суждение о неизбежной социализации общества выглядит вроде бы рискованно на фоне развала СССР — первого зачинателя и проводника социализма на нашей земной обители. Тем более, что образовавшиеся в результате этого крушения самостоятельные государства почти единогласно заявили в лице своей власти о предпочтении капиталистического пути развития. И суровая действительность как бы не дает никаких оснований сомневаться в практическом осуществлении этих намерений. За десятилетие капиталистических преобразований в России создан махровый олигархический капитал, со сказочной легкостью и быстротой присвоивший себе колоссальные богатства, принадлежавшие ранее через посредничество государства всему советскому народу. О какой, казалось бы, социализации можно здесь говорить!
Но речь выше шла не об отдельно взятой стране, а обо всем человечестве, и в приложении к нему понятие социализации вполне обоснованно, ибо подспудное протекание этого процесса внутри мирового сообщества бесспорный факт. Да, Россия сегодня насильственно и дико капитализируется. Насильственно потому, что не воля народа, а воля корыстолюбивой эгоистической власти творит в нашем Отечестве действия, которые не назовешь иначе, как попытка повернуть колесо истории вспять; а дико потому, что за короткое десятилетие на виду всего просвещенного мира рядовой россиянин обобран до нитки алчным и властолюбивым племенем.
Мировой капитал, так сказать, прекрасно болен пусть еще робким порывом социального обновления и очищения, бывший же оплот социализма в лице руководящей российской верхушки вдохновился проказой капитализации. Ярчайшая историческая насмешка над безудержным эгоизмом упоенных властью людей.
Предательство власти по отношению к своему народу — тяжелый исторический урок. Олигархический капитал оскорбителен для простых людей, ибо все ясно осознают, что неправедные богатства олигархов созданы праведным трудом многомиллионного советского народа. Эта несправедливость более всего гнетет рядовых граждан. И все же не эта грязная сторона российской действительности определяет сегодня духовное состояние народа. То, что захватили в свои загребущие руки олигархи, всего лишь материальная сторона нашего бытия. Она уязвлена основательно, но духовно-нравственный потенциал, который был накоплен народом за годы существования Советской власти, не претерпел кардинальных изменений. Принудительная капитализация общества не поколебала социалистический дух основной массы населения России. Люди не бросились, как свиньи, к тому вожделенному для эгоистического отребья корыту, из которого вороватое семя в мгновение ока вычерпало самые жирные и увесистые куски; они не потеряли совесть, не изменили принципам добродетели, не посягнули на общенародное достояние, а сохранили верность тем высоконравственным заповедям, которые человеческая мудрость наработала за прошедшие века и тысячелетия. Глумление новоиспеченного капитала над человеческим здравомыслием не затронуло тленом основных духовных черт нашего народа, что служит залогом его нравственной высоты и стойкости.
Безусловно, противоестественно выглядит то, что страна, давшая миру социализм, сегодня эпилептически дергается в неуклюжих потугах родить корыстолюбивое капиталистическое чадо. Весь цивилизованный мир так или иначе подвержен ныне социализации, великий Китай мудро перенимает здоровые элементы мировой рыночной экономики; Россия же в противовес объективным тенденциям ринулась воспроизводить самый уродливый по своей хищнической сути олигархический капитал. Здесь налицо перерождение власти, коренное изменение ее взаимоотношений с народом. Власть умнее народа, народ разумнее власти. Но ум не олицетворяет нравственное совершенство, он может быть эгоистичен, коварен, лицемерен, жесток. Разум же нравственно безупречен и носитель его — народ — не обременен в таком концентрированном выражении теми отрицательными задатками, которые присущи руководящей элите. Поэтому народ всегда добродетельнее власти.
Что же случилось на общественном поле России на стыке двух последних веков? Полномасштабный крах одного из великих государств мира в лице Союза Советских Социалистических Республик. Событие заметное для всего человечества и значимое для мировой истории. Наверное, у такой кардинальной ломки есть весомые позывы, обусловившие ее свершение. Причины развала могучей державы широко анализируются сегодня и долго еще будут рассматриваться в будущем. Нам же хочется остановиться здесь всего лишь на одной банальной составляющей, сыгравшей, однако, в данной катастрофе роль главного гробовщика.
Мотивация разрушения страны была самой что ни на есть мелкой и низкой, зато и самой опасной для нравственного здоровья людей: эгоизм. Он присутствует в каждом из нас, но мера его в том или ином индивидууме разнится в десятки, сотни, тысячи раз. Некоторые люди бывают почти свободными от него, они в своей жизни руководствуются разумом, который ведет их по жизни дорогой добра и чести. Других людей эгоизм захлестывает с головы до пят, они его пленники на всю жизнь, и не разум определяет их действия и помыслы, а расчетливый ум и низменные инстинкты. Духовной базой одних служит соборность или коллективизм, нравственное кредо других есть индивидуализм. Это главная духовно-нравственная компонента, по которой человечество делится на два разновеликих лагеря. Большинству людей природа даровала соборное начало, меньшая часть характеризуется крайним выражением индивидуалистических черт — эгоизмом.
Мед добывается разными путями и способами: пчелы — коллективной деятельностью семьи, осы — индивидуальными действиями. Точно так же ведут себя люди, добывая непрестанным трудом мед жизни для своего полноценного существования. Те из них, что несут в себе соборное начало, не могут проявиться на жизненном пути иначе, чем через добродетельные дела и помыслы, потому что их нравственная природа с неизбежностью выражается во взаимопомощи и братском отношении друг к другу. Это их совесть, это их крест,— это их генетика. Те из нас, что в добывании горького меда жизни отражают собой природу ос, реже бывают добродетельными, они в большей мере погружены в себялюбивые и эгоистические интересы. Совесть для них чаще химера, не имеющая никакой цены.
Человечество и представляет собой естественный конгломерат из этих двух типов людей, резко различающихся друг от друга по степени выражения соборности и индивидуализма. Даже для народов в целом характерны подобные различия. Например, индивидуализм заметно преобладает в таких странах, как США, Германия, Италия. И совершенно не случайным является тот печальный факт, что фашизм возник в Италии, а расцвел пышным цветом в Германии. Соборное же начало на жизненном пространстве людей в наибольшей степени выразила Россия, и ярким и бесспорным доказательством этого служит дух социализма, привнесенный ею в среду обитания людского сообщества в недавние еще времена.
Вся жестокая интрига общественных взаимоотношений определяется силой проявления в том или ином людском объединении соборных или индивидуалистических (эгоистических) устремлений. Трагичным для простых людей (зиждителей соборного духа) выглядит тот факт, что у руля власти почти всегда оказываются личности, несущие в себе не просто качества рядового индивидуалиста, а проявляющие высшую степень эгоистических побуждений. Власть бывает или менее, или более эгоистична, других качеств у нее нет. Лидеры ее всегда индивидуалисты и, следовательно, эгоистичны; такова их природа. Это осы.
Практику их размашистой эгоистической поступи наш народ хорошо ощутил на примере деяний первого президента и его ближайшего окружения; результаты их сногсшибательного творчества еще на слуху и памяти наивных россиян. Оболванив часть населения лозунгами борьбы с привилегиями руководящей партноменклатуры, «борец за справедливость» в скором времени утопил себя и свою команду в таком бурном потоке всяческих выгод, привилегий и приобретений, которые и не снились самым высокопоставленным чинам Советского государства. Что было общенародным, стало моим, -–вот итог беспримерной по лицемерию борьбы за «счастье народа» российского глашатая свободы образца 90-х годов XX столетия.
За обман, надувательство или грабеж одного человека судят гражданским судом и наказывают соответственно мере преступления. За обман и грабеж целого народа не только не наказывают, а всячески поощряют, награждают и покрывают славой. Человек, являющийся вдохновителем и организатором в деле ограбления своего народа, именуется героем, вождем, исторической личностью. В этом проявляется солидарность и внутреннее родство общемирового эгоизма и лицемерия, которые, к сожалению, пока правят бал в нравственно разнородном людском сообществе.
Ошибочным было бы думать, что та вспышка эгоизма общегосударственного толка, которая с удручающим прискорбием для народа проявилась в России в последнее десятилетие XX века, совершенно не соприкасалась и не отражала реалий советской действительности. Нет и нет. Эгоизм наших псевдодемократов не выскочил на подмостки новейшей истории, как черт из-под земли. Его корни находились там, в среде обитания советского народа. И зародышем его тлетворной сути явились как раз те самые привилегии правящей чиновничьей элиты, против которых лукаво восстал будущий президент России со своим обширным и надежным отрядом подсевал.
Если скрупулезно рассматривать историю Советского государства со дня его основания и до кончины, то это будет наглядная и убедительная летопись постепенного и неуклонного возрастания тех или иных привилегий для партийных руководителей в масштабе всего государства. Соответственно этому увеличению эгоистических претензий в правящем клане, росла стена отчуждения между народом и руководящей прослойкой общества. Чем больше потворства эгоизму, тем ненасытнее он. И наступает момент, когда власти становится тяжело нести бремя социальной справедливости по отношению к своему народу (в тех объемах, которые были в СССР). Добродетельное служение превращается в лицемерную игру, и, наконец, обнаглевшему эгоизму надоедает скрывать и камуфлировать свое разжиревшее мурло, и он открыто и недвусмысленно заявляет народу о своем выходе на авансцену борьбы за сугубо личные алчные интересы. «Демократические» преобразования последнего десятилетия в России есть ни что иное, как безграничный накат эгоистических вожделений во всех ветвях официальной власти.
Несение людям добродетели почти всегда сопряжено с подвижничеством. Ублажение за чужой счет своих личных эгоистических интересов — отрадное и прельстительное занятие. Но в духовный мир человек шагнул из царства животных; и проявляя добродетель, он движется по пути духовно-нравственного совершенствования, а поклоняясь эгоизму, он идет вспять, в мир хищнической наживы. Совесть и праведность — это несвобода, выражение хищнических инстинктов — это свобода. На такой бесперспективный путь повернула Россию нынешняя власть бесчестного и тугого кошелька.
Выше уже отмечалось, в противовес мнению новоиспеченных российских жуликов от демократии, что рождение Советского государства есть объективно необходимый процесс, свершившийся в человеческом сообществе именно в то время и в том месте, когда и где вызрели для него все неизбежные сопутствующие условия физического и духовно-нравственного порядка. Точно такая же железная необходимость лежит в основе разрушения СССР. И попытки многоуважаемых искренних защитников великой державы обосновать ее развал теми или иными ошибками частного и общего характера, свершенными конкретными лицами, выглядят наивно и легковесно, потому что при пристальном и объективном рассмотрении обязательно откроется, что любая историческая ошибка служит лишь формой проявления все той же предопределенности.
СССР явился духовно-нравственным ответом на возмужание человеческого разума в известный исторический период, что налагало на него определенные нравственные обязательства, ибо разум, как известно, отражает собой самую совершенную сущность природы. Первый маяк социализма духовно креп до тех пор, пока в его руководящем ядре не стали вновь возрождаться ядовитые семена эгоизма, себялюбия и лицемерия, на отвержении которых возникло и росло Советское государство. Негатив разбухал и накапливался, и в начале последнего десятилетия прошлого века количество переросло в качество: власть в России оказалась в руках псевдодемократии. В правящих кругах индивидуализм одолел соборное начало, произошла открытая и официальная эгоизация руководящей элиты. Эгоизм же для разума противоестествен, и когда он стал в России генеральным политическим направлением, СССР, как государство, исторически изжил себя, перестав быть достойным проводником добронравного служения своему народу.
Не приемля эгоизм и лицемерие, воцарившиеся в российском обществе на рубеже последних веков, разум отверг и государство, в котором дух отступил под натиском плоти. И лидером на духовно-нравственном поле людского сообщества станет народ и страна, где справедливость найдет в данный исторический момент свое наиболее полное воплощение. Справедливость же есть форма выражения разума. Вот и ответ на вопрос, почему и для чего развалился СССР. А такие высокочтимые и широко используемые для объяснения его распада понятия, как экономика и политика, всего лишь рычаги для проявления эгоизма и лицемерия. Нет в них на сегодняшний день иного, более благородного содержания.
За семьдесят лет Советской власти Россия сыграла для человечества уникальную роль, которую никогда не повторит ни она сама, ни какое-либо другое государство мира. Ибо человеческий разум через соборность целого народа впервые показал всему миру свою духовную мощь и красоту. Не станем здесь чрезмерно увлекаться разгадыванием судьбы нынешней России хотя бы на ближайшую перспективу. Дай Бог, чтобы ее устроило состояние рядовой страны среди множества обыкновенных государств мира, — для этого требуется определенная мудрость вожаков и мужество народа. Сойти достойно с главных ролей исторической сцены тоже великое искусство. Опасность для здоровья нации в этом неожиданно происшедшем социальном скачке вспять видится только в одном.
Те всесторонние и многообразные перемены, которые происходят в настоящее время в нашем обществе, вольно или невольно выливаются в подспудное противоборство соборности и индивидуализма. Власть, являющаяся прямым порождением эгоизма, всеми способами поддерживает, естественно, индивидуалистические тенденции, где бы и в какой форме они ни зарождались и ни прорастали в российской действительности. Соборность ущемлена основательно и масштабно, что особенно отчетливо видно на примере сельского населения. Деревня всегда была главным носителем и хранителем соборных черт русского народа. Сегодня село унижено и оскорблено властью до предела. Коллективистский дух сельчан растоптан, он влачит жалкое существование. И если нынешняя власть продолжит свой неумный эксперимент по приданию пчеле осиного характера, то будущее России может оказаться не менее трагичным, чем судьба СССР. Пчелу невозможно переделать в осу, а соборника в махрового индивидуалиста.
Разум (дух) соборен, плоть индивидуалистична. Поэтому перспектива развития человечества, как единственного носителя разума на Земле, ясна и вполне предсказуема. Люди медленно, но неуклонно будут все больше освобождаться от животно-эгоистических наклонностей, теснее и крепче приобщаясь к добродетели и праведности, потому что у разума нет иных форм самовыражения в реальной действительности; человек же пленник и источник разума. А такие примеры, как движение вспять на нравственном поле современной России или бездуховный и кровавый гегемонизм США на мировой арене, лишь негативные отпечатки на неодолимом пути человека к духовному совершенствованию.
Главным для каждой личности является то, чтобы на коротком жизненном отрезке полностью реализовать свой духовно-нравственный потенциал в лице добродетельных и благочестивых поступков и помыслов. Жизнь не по разуму подобна жизни животного, и ее следует во что бы то ни стало избежать. Иначе не стоило родиться, дабы не осквернять высокое и гордое звание человека.
100-летие «Сибирских огней»