Вы здесь

Кто займет место СССР?

Борис КРИВОГОРНИЦЫН

Борис КРИВОГОРНИЦЫН

КТО ЗАЙМЕТ МЕСТО СССР?

В самом конце минувшего 2002 года — 30 декабря — полагалось бы по-хорошему отпраздновать 80-летие Союза Советских Социалистических Республик. Но никаких государственных мероприятий по случаю знаменательной даты не замечено. Еще бы! Ведь у власти нынешней России стоят те, кто сделал все мыслимое и немыслимое для того, чтобы разрушить союзное государство рабочих и крестьян. Их праздник отошел тремя неделями раньше. То была позорная годовщина подписания сговора трех христопродавцев в Беловежской Пуще.
За прошедшее с той поры десятилетие хулителями отечественной истории проделана огромная пропагандистская работа, запечатлевшая бывший оплот социализма в умах наших и зарубежных обывателей как источник зла вселенского масштаба. Эта лживая посылка — главное пропагандистское подспорье той неистребимой лицемерной рати, которая столетиями жирует и благоденствует за счет плодов деятельности трудового народа.
Но прежде чем объективно говорить об СССР, надо хотя бы в кратчайшем виде определиться с самим человечеством, с его, так сказать, вселенским статусом. Если соотносить нас с Богом, то человечество есть разумная духовная единица вселенной. Бог (Абсолютный Разум) проявляется в ней с той же неизбежностью, что и во множестве других духоносных объектах космоса.
Бог — совершенство. Для носителей разума путь к совершенству означает достижение добродетели, потому что лишь доброта и праведность удовлетворяют в наибольшей мере естественным потребностям жизни, а зло ее ущемляет.
Следовательно, генеральное направление человечества на духовно-нравственном поприще есть путь доброты, братства и справедливости.
Как человечество выполняло до XX века эту главнейшую, Богом означенную функцию? Отвратительно. Ибо чем дальше развивалось общество, тем больше становилась пропасть между богатыми и бедными, тем больше люди забывали свое изначальное духовное и физическое родство, тем больше между людьми, народами и государствами накапливалось зла и убывало добродетели…
Но пропасть, как физическое явление, не может быть беспредельной по своей глубине и ширине; при определенных границах она с неизбежностью перестает существовать и переходит в иное качество. Не выдержала своей глубины и ширины и людская пропасть безнравственности: она рухнула под натиском светоносного духовного начала, запеленованного в сущность человека со дня становления его на Земле. Кем запеленованного? Природой, Богом. Дух сбрасывает с плоти оковы безнравственности, когда зло, по существу, становится безмерным, угрожая прогрессу нравственных сил. Рывок духовного потенциала человечества из объятий безнравственных общественных отношений — вот что представлял в XX столетии Октябрь 17-го года в России. Великое событие! Дух в человеке впервые крупномасштабно заявил о себе в полный голос, реализуя в жизнь Богом означенные заветы: братство, равенство, справедливость.
Сравните XX век со всеми предшествующими веками на предмет нравственного обеспечения человечества. В приложении к простому народу — создателю главнейших материальных благ на Земле — эта разница подобна той, что видится между тьмой и светом. В несколько недель и месяцев народ России освободился от многовекового унизительного состояния быть быдлом и рабочим скотом, обретя революционным путем свободу, равенство и братство — бесценное достояние, дающее право носить высокое звание человека и служить проводником высокой нравственности и духа на нашей планете. Это не та свобода, которую принесла нынче народу отечественная псевдодемократия: свобода наркомании, воровства, проституции, вымирания; свобода бессилия слова и нравственной глухоты и немоты. То была свобода работать не на господ, а на себя и себе подобных, равных в правах и обязанностях, свобода бесплатно учиться и лечиться, свобода братских взаимоотношений и доброжелательности между людьми… Главное революционное завоевание заключалось во внедрении в жизнь принципа социального равенства, что возможно лишь при исключении эксплуатации человека человеком. Вот что положила Россия на алтарь всемирного освобождения трудового народа от многовекового рабства со стороны владельцев капитала.
Не Америка и не Европа перекроили социальный облик человечества в XX столетии, а именно Советский Союз. Еще помнится болезнь американского общества по неприятию негров за людей, еще не выветрились из памяти островерхие балахоны куклусклана, позорящие суть человека; еще не забыт фашизм, рожденный и вскормленный алчным интересом в недрах Европы; еще живы картины голодного вымирания людей на беднейших континентах. А что скрывалось за кинжальным словом эксплуатация? Море слез и горы трагедий. Это социальные язвы их XX века, но они сметены или ослаблены благодаря очистительному революционному вихрю, возникшему в России и изменившему ее духовно-нравственный лик.
Революция так же естественна для объективного мира, как и его эволюция, и человечество созревает для революционных событий с той же неизбежностью, как и осенний плод. Это событие не прихоть отдельных людей, а сами люди невольные ее исполнители; в них духовное начало пробивается на свободу из заточения плоти, из завалов плотских низменных интересов.
Поэтому нелепо выглядят стенания нынешних российских плакальщиков по милому их сердцу самодержавному режиму, утверждающих, что не допусти царь там-то и тогда-то грубейших просчетов, то Октябрьской революции 17-го года можно было бы избежать. Увы им, созревание плода не остановить. И лучшим доказательством здесь служит тот факт, что вдохновителями и организаторами, а потом и непосредственными исполнителями прогрессивного социального взрыва в России были люди, вышедшие не из бедных слоев общества, а принадлежащие в разной степени к вполне обеспеченному и зажиточному сословию.
Следовательно, не частный стяжательский интерес эгоиста подстегивал их, ибо они не нуждались в материальных благах, а более высокие мотивы, благородные и бескорыстные. Их терзала совесть за то состояние в обществе — несправедливое и невозможное в свете заповедей Бога, - когда простой народ, творец и созидатель хлеба, соли, вина и злата, на протяжении веков влачил унизительное существование. Именно совесть не давала им покоя, толкала их на лишения и гонения со стороны властей и даже на смерть во имя освобождения угнетенных. И дух победил, когда революционный авангард разбудил всю его колоссальнейшую мощь в народных массах.
Рубеж Октября есть переход человечества в новое качественное состояние, ибо духовность его с четверенек поднялась на ноги, то есть обрела присущую духоносному существу походку. И пусть эта поступь не так еще тверда и убедительна, как можно было бы ожидать, исходя из нашего духовного потенциала, она все же неизбежно ведет нас к нравственному совершенствованию.
Почему выбор пал на Россию, когда дух созрел и возжелал выхода из затхлой и растлевающей атмосферы тотального общемирового стяжательства?
Главными причинами обычно указывают следующие: невыносимый пресс самодержавного гнета и абсолютное бесправие народа; нищенское состояние подавляющей части населения. Это и подтолкнуло в конце концов народ на революцию.
Сомневаться в правильности этих выводов не приходится. Однако неизбежно напрашивается вполне естественное замечание: к началу XX столетия в таком бесправном и нищенском состоянии, как Россия, находились многие и многие государства и народы планеты, а отдельные из них даже «превосходили» нищетой и бесправием нашу великую державу. Следовательно, было что-то еще существенное, что определило выбор России в качестве заводилы революционных событий, приведших к разрыву той, казалось бы, вечной и неприступной цепи общемирового стяжания и угнетения трудящихся масс, которая господствовала доселе в общественных отношениях.
Существенным оказалось то, что определяется емким и высоким понятием духовности. В России к этому времени сложилась школа высоконравственных учителей и семена их гуманных проповедей и наставлений падали и прорастали на соборной русской душе. Соборный характер духа народа и праведность учителей — вот чего не доставало другим странам и народам и чем Россия превзошла тогда весь остальной мир.
Корни же нашей соборности выходят из земли, - из крестьянства. Основа России — деревня, село. Село есть общественная ячейка, вбирающая и объединяющая в себя изначальный элемент соборного духа народа, исходящий еще из быта, традиций и инстинкта семьи. Дух коллективизма, дух взаимопомощи, дух братства неизбежен в деревне, ибо разобщенное крестьянство не могло нормально существовать в тех суровых, а на обширных территориях и откровенно скудных естественных условиях, которыми располагала природная среда их обитания. Или объединяйся и помогай друг другу, или не выживешь — вот чем руководствовалось дореволюционное российское крестьянство в борьбе за свое существование.
Львиная доля городского населения, а потом и его величество рабочий класс тоже, в конечном итоге, выходцы из крестьянства и, следовательно, также несли в своем генотипе соборное начало — ядро божественной сути в человеке. Это и предопределило предреволюционную судьбу России.
Организовать и подвигнуть коллективный дух народа на решительные революционные действия гораздо легче, чем вольных и невольных проводников и носителей стихийного индивидуализма. Провидение дало шанс соборному началу, и оно пробило историческую брешь в тотальной стене общемирового индивидуализма.
Что можно считать главным достижением Октябрьской революции в России? Конечно, рождение и становление нового народа. Такого не было прежде нигде. И в России тоже. Понадобилось всего два-три десятилетия, чтобы можно было в объективной полноте признать, что на российских просторах — от Балтики и до Тихого океана — произошло становление сообщества равноправных людей, получившего имя: советский народ. Главная его особенность в отличие от всего остального мира состояла в том, что мировоззренческой платформой, духовным стержнем его общественного бытия стал коллективизм в противовес повсеместно господствующему индивидуализму.
Принципы соборности позволили создать единую многонациональную семью, и братские взаимоотношения между ее членами были так же естественны и необходимы, как внутри семейной ячейки с близкородственной связью. Завоевание не только отрадное для Бога, но и поучительное для человечества.
Соборность дала возможность стране совершить в кратчайшие сроки колоссальнейший рывок в производственной сфере. Сила коллективизма запечатлена в тех грандиозных стройках и свершениях, которые и сегодня вызывают восхищение у не предвзятого ума. Тот энтузиазм, тот дух соревновательности и творческой состязательности, который проявил советский народ в обновлении всего общественного строя, не мог проявиться на почве индивидуализма, ибо его удел — разобщение людей, а не объединение их в одно целое. Уже в период второй мировой войны промышленный потенциал СССР стал вровень с передовыми странами мира, индустрия которых еще недавно опережала Россию на многие десятки лет. Народ самозабвенно творил справедливое общество.
Победоносная война с фашистской Германией и ее сателлитами лишь подтвердила ту неопровержимую истину, что на территории бывшей царской империи вырос и возмужал свободный от господского ярма и идейно сплоченный народ, соборный дух которого оказался неподвластен самой мощной и разрушительной силе, которую рождал когда-либо кровожадный капитал. Возможно, дух впервые в истории человечества с такой убедительностью и в планетарном масштабе проявил свое превосходство над коварными и эгоистическими поползновениями плоти.
Дух коллективизма сыграл главную роль и в послевоенном восстановлении народного хозяйства, когда трудовой подвиг, как и в тридцатые годы, приобрел массовый характер.
Да и мир стал иным. Диктовать волю всему сообществу людей, как это было в прежние недалекие времена, международный капитал не мог, потому что ему противостояла внушительная сила в лице таких мощных и великих государств, как СССР и Китай, в которых все общественное бытие строилось уже на другой идеологической платформе, ядром которой было коллективистское начало. И человечество стало учиться сосуществовать, не поступаясь, однако, противоположностью взглядов относительно одних и тех же нравственных норм…
Казалось бы, выйдя из передряг двух войн (гражданской и Отечественной) и далеко не безоблачного в международном отношении мирного восстановительного периода, естественным было бы ожидать вполне надежного и устойчивого жития для страны Советов на ближайшую и отдаленную перспективу. Но произошло почти фантастическое: СССР развалился на наших глазах — за недели и месяцы — без войн, революций и прочих бурно выраженных насильственных мер. Никто в такое не поверил бы еще за год, за полгода до тихой и мирной кончины одного из крупнейших государств мира. Что же стало причиной его развала?
Их будут называть и отыскивать множество в течении долгих десятилетий. Но главная одна, и лежит она в духовно-нравственной плоскости. Обозначим ее так: груз нравственных обязательств перед Богом оказался не по плечу многим и многим строителям справедливого общества на территории бывшего СССР.
Для атеистического уха, не принимающего понятия Бога, эту причину представим несколько иначе: духовно-нравственное возвышение при обустройстве более справедливого общества явилось непосильной задачей для определенной категории советских людей. Всечеловеческий идеал оказался недосягаем в данный исторический период, и движение к нему в СССР, мягко говоря, приостановилось.
Почему так случилось? Потому, что еще в XIX и начале XX века в России нашлись люди с образцовой духовно-нравственной основой, которые самоотверженной борьбой с ненасытным капиталом внедрили в конце концов в общественное сознание русского народа те высокочтимые принципы братства и праведности, коими Бог изначально нагружает совесть людей. И вот 70-летние усилия по созданию в СССР более справедливого общественного строя — без эксплуатации человека человеком — отвергнуты когортой элитарных отщепенцев, до неприличия переполненных эгоистическими претензиями и прочими низменными устремлениями. Произошло то, что когда-то случилось с Христом: коварство победило праведность. Фарисеи забросали камнями Учителя, и народ безмолвствовал. В данном случае эгоистическое семя забило камнями более праведный общественный строй, и народ тоже безмолвствовал.
Все богоугодное лишено коварства, вот почему становятся возможны временные победы тьмы над светом, регресса над прогрессом.
Бог — несвобода: это высоконравственные заповеди, которые, как показывает последнее 2-х тысячелетие, исполняются людьми из рук вон плохо, а многими вообще не признаются; это совесть, от которой тоже зачастую пытаются избавиться, как от назойливой мухи. Быть Человеком трудно, хищником (в людском обличии) — легко. Ему все можно. Он свободен от каких-либо обязательств перед Богом, совестью и собратьями по духу и крови. Вот к такой свободе и стремится эгоизм, и он добыл ее сегодня и упивается ею.
Не воля народа реализована в нынешней России, а частный интерес дремучего индивидуализма, выпестованного в элитарных руководяще-чиновничьих кругах.
Бывший президент России в свое время сбил с толку народ мифической борьбой с партийными привилегиями, и люди поверили ему на слово и потянулись за ним, как за общепризнанным лидером. Что видим сегодня? Борец с привилегиями утопает в них и задавлен ими, обеспечив себе и близким царские условия существования на многие лета. Но это частная мелочь.
Сфокусировав на себя в начале реформаторского пути всю «прихватизационную» политику, он наложил ее на всю матушку-Россию: на регионы, города, районы, и со сказочной быстротой несказанно обогатилась вся его эгоистическая братия, а народ, наш простой русский народ, до сих пор еще не пришел в себя от такого наглого и открытого разворовывания плодов его труда и природных ресурсов; он и теперь еще не совсем освободился от охватившей его полупрострации.
Один президент был гарантом узаконенного воровства, другой вынужден играть сейчас роль гаранта наворованного.
Вот он, вечный парадокс власти: казалось бы, легко правителю стать Христом и заслужить добрую славу на века хотя бы у своего народа — все рычаги для этого в его руках! — но вместо благородного порыва и действия, он всеми способами и путями взращивает к себе ненависть и презрение или, в лучшем случае, равнодушие.
А все дело в том, что Христом трудно быть. То ли дело, свободное парение в эгоистическом стяжании и плотских наслаждениях.
И что же, СССР кратковременной кометой прочертил небосвод над планетой Земля, не оставив после себя мало-мальски заметного следа? Напрасно его рождение и семидесятилетняя жертвенная жизнь? Конечно, нет. Вопросы эти — лишь оттянутая тетива, дающая разбег беспристрастному ответу.
СССР — знамение. Прорвав тысячелетнее пленение капиталом все жизненных сил, творящих на земле материальные и духовные богатства, СССР явил людям возможность трудиться на самих себя, а не на господствующее племя, что позволило в конце концов открыть в каждом человеке божественное начало и уразуметь духовное равенство всех людей.
До XX столетия судьба человечества не просматривалась и на десяток лет вперед; взаимоотношения господ и работников были незыблемыми и раз навсегда данными; капитал слепил глаза одним, а тяжкий труд и беспросветная нищета не давали разогнуться и призадуматься над своим горьким бытием другим. Возникновение СССР нарушило эту всеобщую слепоту полуживотного существования людей возле обильного (для одних) и пустого (для других) корыта, в раскрепощенных от физического гнета сердцах и умах всколыхнулись духовно-нравственные силы, которыми природа изначально наградила человека. Капитал стал не самоцелью жизни , а лишь ущербным звеном на пути совершенствования духовного потенциала всего человечества.
СССР принес с собой понимание космической судьбы человечества, и теперь она просматривается на века и тысячелетия вперед. Есть идеал, который служит воплощением доброты и праведности. К нему и будут всегда стремиться люди, и первые практические шаги на пути совершенствования своей духовной сути ими уже сделаны. Капитал же помеха на этом благородном поприще, и он будет со временем устранен, как и все мешающие движению к нравственным высотам.
В памяти человечества СССР останется навсегда, как первопроходец на долгом и трудном пути высвобождения сообщества людей из рабства капитала и не менее трудного восхождения к вершинам нравственности.
Свою роль СССР выполнил настолько, насколько позволяли объективные и субъективные ресурсы как со стороны внешних обстоятельств, так и со стороны внутреннего потенциала, который, как показала жизнь, не всегда был соразмерен высоким целям совершенствования общественного бытия. Но история равнодушна к мнению своих оппонентов и ниспровергателей ее неудержимого хода, она всегда такова, какова есть и какова будет.
Кто займет место СССР в качестве нравственного маяка для сообщества людей на ближайшую перспективу? Для человечества это факт: кто? — не имеет значения, но такой лидер явится всенепременно и неукоснительно, потому что путь к нравственному совершенствованию общества — неотвратим. Будет ли это могучий Китай, маленькая Швеция или еще кто-то, покажет время.
Для России же нынешние поводыри куют другую судьбу. Вместо присущего русскому народу свободного духа они насильственно внедряют в общественное сознание дух индивидуализма. Что из этого выйдет, тоже покажет время. Но если признавать обратную связь между нашей духовной сущностью и космическим духовным началом (Богом), — а не признавать ее при объективном взгляде нет оснований, — то в ряду остальных стран мира России уготована на ближайшее время третьестепенная роль.
Низость целей современных преобразователей общественного бытия в России очевидна. Даже святое понятие демократии выкрали у народа, набросили его на свое эгоистическое корыстолюбивое мурло и используют в качестве дымовой завесы для сокрытия неблаговидных деяний. Понятием тоталитаризма отвращают от прошлого, восхвалением свободы слова превозносят настоящее. Но спросите у народа, что лучше: свобода платного обучения и лечения или тоталитаризм бесплатного образования и здравоохранения? Ответ будет однозначным, потому что рассудок народ еще не потерял. Со свободой слова и того хуже: оно бессильно, как тряпка на ветру. Вся история человечества показывает, что слово тогда имеет исполинскую силу, когда оно не свободно. Как только заговаривают об его свободе, значит, наступило время его бессилия — на потеху интересов корыстолюбия и стяжания.
И все же… Человеку праведному или выходящему на путь праведности, видящему смысл жизни в высоконравственных деяниях, не надо обескураживаться той недостаточно совершенной (а зачастую совсем не совершенной) действительностью, которую предоставляет ему общественное бытие сограждан по отечеству, соплеменников по всечеловеческому общежитию и собратьев по разуму. Даже если все человечество безнравственно — представим себе на секунду эту невероятную возможность! — выбор того, идти ли человеку дорогой чести или бесчестия, остается за ним. В духовном самовыражении каждый из нас абсолютно свободен, какая бы жизненная ситуация ни пленила нашу плоть.
Вот из этого и надо исходить, ставя свое бытие или по высочайшим духовно-нравственным принципам, или опускаясь до низменного прозябания в стяжательской суете. Тот и другой путь зависит только от вашего предпочтения, от вашего желания, от вашего личного интереса. Никакие внешние обстоятельства не могут диктовать человеку каким проводником ему быть: добронравия или злонамеренности. В духовном самовыражении каждый из нас сам себе Бог. И реализовать заложенный в этой истине потенциал общечеловеческой морали — главная задача человека на кратком и невозобновимом пути его земного пребывания.
100-летие «Сибирских огней»