Вы здесь

Новосибирск в графике Александра Силича

Светлана ГОЛИКОВА
НОВОСИБИРСК В ГРАФИКЕ АЛЕКСАНДРА СИЛИЧА

В истории сибирского искусства первой половины ХХ века есть немало имен талантливых мастеров, творчество которых было хорошо знакомо современникам, но оказалось почти неизвестным в наши дни. За привычными словами «незаслуженно забытый художник» скрываются обстоятельства, приведшие к утрате наследия автора или к недоступности его для сегодняшних исследователей и ценителей искусства.
К числу таких художников принадлежит новосибирский живописец и график Александр Дмитриевич Силич (1901—1945). Его творческая жизнь была активной и многообразной. Первые художественные опыты Силича начала 1920-х годов связаны с оформительской работой в воинских клубах, в газете «Красноармейская звезда». Профессиональное образование он получил в Омском художественно-педагогическом техникуме имени М. А. Врубеля — одном из лучших учебных заведений Сибири двадцатых годов, многие выпускники которого работали в Новосибирске. А. Д. Силич входил в состав ведущих творческих объединений своего времени: Ассоциации художников революционной России (1925—1926), общества «Новая Сибирь» (1926—1931), Союза советских художников (с 1933). Его произведения экспонировались на Первой Всесибирской выставке живописи, скульптуры, графики и архитектуры (1927), западносибирских краевых художественных выставках (1934, 1939), Пятой новосибирской областной художественной выставке (1940). В военные годы он принимал участие в тематических экспозициях «Художники Сибири в дни Великой Отечественной войны» (1942), «Героическое прошлое русской армии» (1943), «Сибирь — фронту» (1944), которые были организованы при содействии сотрудников Третьяковской галереи, эвакуированных в Новосибирск, и стали заметными событиями в культурной жизни города.
Значительное место в деятельности художника занимала журнальная графика, привлекавшая многих сибирских мастеров его поколения. С 1920-х годов Силич активно сотрудничал с газетой «Советская Сибирь», журналами «Настоящее», «Сибирские огни», на страницах которых печатались его городские зарисовки и карикатуры, афиши театральных спектаклей и кинофильмов; в 1940-х годах работал для «Окон ТАСС».
В 1944 году, незадолго до безвременной смерти, А. Д. Силич переехал из Новосибирска в Харьков, и это обстоятельство предопределило судьбу его наследия, которое на долгие последующие годы оказалось вне поля зрения сибирских искусствоведов, музейных собирателей и зрителей. Практически единственным источником для суждения об индивидуальном стиле и тематических пристрастиях художника оказались многочисленные газетные и журнальные публикации его рисунков 1930-х годов.
Произведения Силича, увезенные на Украину, бережно сохранила его приемная дочь Валентина Юрьевна Юрченко. В начале 2000-х годов она передала в дар Новосибирскому художественному музею несколько графических листов из семейного собрания. Их появление в музейной коллекции вновь привлекло внимание к творчеству этого автора и прежде всего — к его новосибирским пейзажам, интересным не только для историков искусства, но и для краеведов, знатоков архитектуры города.
Произведения А. Д. Силича позволяют увидеть в нем прекрасного мастера городского пейзажа, владевшего различными образными интонациями. Практика художника-журналиста побуждала его обращаться к характерным для Новосибирска мотивам строительства и тесного, контрастного соседства разностильных сооружений; делала его внимательным наблюдателем, насыщавшим свои рисунки множеством живых подробностей. Таков пейзаж с одноэтажными постройками на фоне темного силуэта конструктивистского здания, помещенный в одном из декабрьских номеров газеты «Советская Сибирь» 1933 года под названием «Старый и новый Новосибирск». Такова недатированная акварель «Проспект днем» и рисунок «Каменка. Новосибирск» (1937) с фигурками прохожих и велосипедистов, автомобилями и конными повозками. В этих работах выражен интерес художника к городской повседневности и сиюминутности, им присущи черты репортажности и документальности.
В то же время в листе «Каменка» ощутима спокойная созерцательность. Изображенный здесь заснеженный овраг с маленькими домиками обрамлен высоким пролетом моста и словно отгорожен от шумной суеты. Линии этого рисунка отличаются легкой непринужденностью, а свободное поле бумаги выразительно используется в передаче глубокого пейзажного пространства.
Иронический дар Силича-карикатуриста раскрывается в шарже «Квартиры на Мостовой-44», тема которого также связана с городским районом, прилегающим к долине реки Каменки. В наименовании рисунка приведен адрес самого художника, а в облике изображенного человека, небрежно расположившегося на заборе ветхого деревянного дома, угадываются автопортретные черты.
Хорошо знакомый Силичу тихий уголок в центре Новосибирска с видом на Стоквартирный дом в глубине предстает на двух акварелях 1938 года: «Зимний городской пейзаж» и «Каменские домики». Этот мотив не раз привлекал внимание художника, о чем свидетельствует и более ранняя композиция, опубликованная в 1933 году в «Советской Сибири» с подписью: «Бетонные гиганты новых строек ведут наступление на бревенчатые избы старого Новосибирска». Здесь острый интерес к деталям городского быта вновь уступает место мягкому лирическому чувству, и цельность акварельной живописи не противопоставляет, но гармонично вводит в общую пространственную среду уютные домики на ближнем плане и многоэтажные здания вдали, объединенные розовато-серой морозной дымкой в зимнем этюде и теплыми, медовыми тонами осеннего пейзажа.
Произведениям А. Д. Силича, достоверно и многогранно запечатлевшим виды Новосибирска далеких 1930-х годов, принадлежит достойное место в художественной летописи города.

100-летие «Сибирских огней»