Вы здесь

То потухнет, то погаснет

(«Огни Кузбасса», 2000, №1)
Файл: Иконка пакета 10_samoilenko_tptp.zip (5.09 КБ)



ТО ПОГАСНУТ, ТО ПОТУХНУТ
(«Огни Кузбасса», 2000, №1)

Литературный альманах Союза писателей Кузбасса очень хочет выглядеть по-столичному. Чтобы было не хуже чем у
московских толстых журналов — и проза, и поэзия, и критика-публицистика чтобы имелись. Получается неубедительно — альманах выходит в среднем раз в год, количество авторов запредельно, а прочитать чего стоящего не всегда найдешь. Обычно приходится выковыривать интересные тексты, как изюм из сайки. В рецензируемом номере альманаха изюму, правда, немало.
Почти вся проза выпуска — с легким налетом мистики и чертовщинки.
В повести Виктора Коврижных «Светлый
календарь» герой, деревенский писатель-философ, дружит с некой сияющей Птицей, залетевшей из-за моря и воспитывает приблудного чертенка, общаясь с ним исключительно посредством телепатии. Чертенок Степа, способный творить водку и закуску из воздуха, понемногу приобщается к высокому искусству, читает и толкует Писание, собирается креститься и стать человеком в буквальном смысле. Птицу, однако, калечат односельчане, а Степу, зашедшего в церковь приобщиться к вере, чуть не убивают прихожане во главе с батюшкой, после чего он и вправду становится обыкновенным мальчиком без всякой телепатии. Написано все добротно и занимательно.
Повесть Михаила Стрельцова «Балкон» написана в виде дневника легкомысленной деревенской девушки, приехавшей поступать в институт. У квартиры, в которой она обитает, дурная слава — все прежние жильцы наперебой умирали неестественной смертью. Один из оживших мертвецов девицу соблазняет, творятся в квартире и вокруг разные нехорошие дела, милиция бессильна, а помогает лишь осиновый кол... По сюжету и антуражу похоже на второразрядную видеопродукцию, которую и смотрит героиня. Язык повести утрировано имитирует якобы молодежный сленг, густо пересыпанный шутками-прибаутками.
В отрывке из нового романа Юлии Лавряшиной тоже не обходится без черной магии — действие происходит во времена трубадуров
на Юге Франции. Любовь трубадура Гильома и простой крестьянки Атенаис, мрачное средневековье, замки, рыцари, войны с еретиками, костры инквизиции. Рыцарь под пыткой предает свою любовь, и возлюбленную топят по обвинению в колдовстве. Хорошее чтение для школьниц среднего возраста.
Лучшим прозаическим материалом можно признать три рассказа Валерия Ковшова. Картинки сельской жизни, ничуть не похожие на традиционную деревенскую прозу, скорее, тут побывал Гоголь: «Хорошо ты играешь в шахматы!» — говорил бывало помощник пчеловода. «Сам ты хорошо играешь!» — бывало отвечал Николай Васильевич, ветеринарный врач. Николай Васильевич, понятно, тот еще. Тонкая литературная игра, юмор, кроющийся в языке, бездна находок.
В поэтической части лучше всего выглядят Александр Ибрагимов и Виталий Креков. Стих Ибрагимова последних лет стал похож на поэзию Клюева — много уменьшительных суффиксов, слащавость, всеобщая благостность природы и самого бытия. Там, где этого в меру, выходит очень хорошо: «Медвяный облик подмаренника // В стеклянной банке воду пьет, // Как летнее стихотворение // На даче у меня живет «. Поэма Крекова «По казачьему тракту» полна ярких строк при общей рыхлости и невыстроенности. Этот поэт хорош тем, что косноязычное бормотание то и дело выливает в отличные строки: «Чтоб не заржавела боевая сталь// Чтоб не потеряла вид диагональ». Обидно, что стихийный его талант обесценивается отсутствием грамотной и внимательной редактуры. Такое впечатление, что редакторский карандаш не касался рукописей — почти в любом тексте можно; найти огрехи, легко устраняемые элементарной правкой. Любопытная хроника А. Зарубина о том, как Россия теряла Крым, пестрит примечаниями, в которых объясняется, что такое, к примеру, эсхатология, карт-бланш, маргинал... Невольно думаешь, что это не редакторский промах - видно, гипотетический читатель альманаха, каким его представляют издатели, вряд ли превозмог среднюю школу. Для читателя примерно такого же уровня и постюбилейные заметки Вячеслава Лопушного о солнце нашей поэзии: монтаж не слишком глубоких размышлений о всемирном пушкинском значении и непреходящей его современности с соответствующими цитатами. Пушкинистика для троечников изрядного возраста.
Остальные сочинения, среди которых рассказы, мемуары, вирши дюжины стихотворцев, несколько очерков и непременное детское творчество, сильно уступают в качестве, занимая половину номера. Альманах в таком объеме и с таким многочисленным составом участников становится в принципе нечитабельным и выглядит совершенным анахронизмом. Один непомерный формат чего стоит... Перспективные тексты тушуются на общем сером фоне...
Я бы осмелился предложить вдвое уменьшить формат, сделать альманах вдвое тоньше, сократить тираж и улучшить полиграфическое исполнение. И выпускать альманах раза четыре в год (регулярность, безусловно, оживит интерес к этому наполовину угасшему изданию). И печатать авторов не в порядке живой очереди и сложной внутриписательской иерархии... И публиковать разную талантливую молодежь, которой хватает... Тогда бы, пожалуй, получилось совсем другое издание, которое приятно брать в руки. Сейчас же «Огни Кузбасса скорее тлеют, чем горят. А надо-то всего — раздуть угли и подкинуть сухих дров.

Сергей САМОЙЛЕНКО
100-летие «Сибирских огней»