Вы здесь

Путешествие из нави в явь

(Владимир Клименко. Калинов мост. Роман. «Библиотека приключений и фантастики». Новосибирск. Изд-ва «Детская литература» (сибирское отделение), «Мангазея», 2000)
Файл: Иконка пакета 17_shamaev_piivn.zip (7.7 КБ)
КНИЖНАЯ ПОЛКА


ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ЯВИ В НАВЬ

(
Владимир Клименко. Калинов мост. Роман. «Библиотека приключений и фантастики». Новосибирск. Изд-ва «Детская литература» (сибирское отделение), «Мангазея», 2000).

Это невероятное путешествие совершает главный герой нового романа В. Клименко «Калинов мост» Млый. Совершает, чтобы познать самого себя и сущность мироздания, а так же чтобы найти ответ на извечный вопрос - как жить в окружающем мире.
Но прежде чем обратиться непосредственно к сюжетным перипетиям, уясним, где и когда это происходит, кто такой Млый и почему именно он стал центральным персонажем произведения, его идейно-художественным стержнем.
Автор переносит читателей в весьма отдаленное будущее. Наша планета представляет собой в это время довольно странное и печальное зрелище. Она населена разными фантастическими тварями (василиски, мары, грифоны)и мутантами вроде гигантского «белого крота», обитающего в заброшенных ракетных шахтах.
К мутантам можно вполне отнести и большую часть людей, переживших великую катастрофу, «которая складывалась из всемирного экологического бедствия и развязанной, несмотря на все усилия людей сохранить мир, войны». Выжившие после этой катастрофы «остались калеками. И дети теперь тоже рождаются калеками». В общем, люди после глобальной катастрофы стали отличаться от своих предшественников и, наверное, поэтому в романе они получили определение «другие» («все стали другими, кто выжил»).
Впрочем, «другие» они не только по отношению к людям, жившим до них, но и к тем, с кем вольно или невольно сосуществуют в данный момент. В первую очередь — к богам, которых автор наделил обличьем, именами, функциями, иерархическими связями языческих славянских божеств. (Род, Сварог, Свентовит, Перун, Семаргл, Ярила, Мокоша и др.). Но выступает сей пантеон у В. Клименко не в традиционной роли надмирного судьи, вершителя и кукловода человеческих судеб, характерной прежде всего для мифов и легенд большинства народов мира, а как бы в качестве более знающего и умеющего, более умудренного соседа по вселенскому нашему общежитию —многослойному и бесконечно разнообразному по своим формам.
«Когда-то люди и те, кого они в далекие времена называли богами, жили рядом. Причем боги не были исконными обитателями этого мира. Они пришли по «коридору», связывающему параллельную планету, развивающуюся совсем по другим законам, чем мир людей. Это соседство людям не мешало. Наоборот, они терпеливо учились, пока не ступили на развилку. Одна дорога уводила к техногенной цивилизации, и почему-то именно ее выбрало человечество. Когда это стало ясно, боги ушли обратно и вернулись только тогда, когда созданный машинами мир был машинами и разрушен».
Сами же боги предпочли иной путь — гармоничного единения с природой, использования ее безграничных возможностей.
«Мы никогда не доверяли машинам, — говорит Род. — Мы шли другим путем и не старались делать механизмы, чтобы подчинить себе стихию. Мы сами всегда были стихией, и потому теперь почти бессмертны…».
Как видим, здесь и суть конфликта между «соседями по планете», и острейшая проблема путей развития, тесно связанная с проблемой взаимоотношений с природой. Впрочем, проблема, больше касающаяся людей, ибо боги давно с природой в родственных отношениях, а вот уцелевшему человечеству еще предстоит придти к выводу, что «дух, а не машины, разум а не политика» могут спасти их (очень, кстати, современная, соответствующая дню сегодняшнему, мысль), и «опять обратиться к силам природы и к самим себе».
Свой выбор предстоит сделать и главному герою романа. Но ему особенно трудно.
МлыЙ, приемыш Рода, воспитывался богами. Однако накануне своего совершеннолетия юноша вдруг узнает, что он «другой». И не просто «другой». Дело в том, что он родился... на борту звездолета, совершавшего межгалактический рейс, и был единственным здесь ребенком. Но однажды корабль оказался под воздействием непонятного излучения, от которого стали гибнуть один за другим члены экипажа. И тогда, чтобы оградить от него землян, было принято решение направить возвращавшийся домой корабль мимо родной планеты в открытый космос, а к Земле был «отстрелен посадочный бот, единственным пассажиром которого стал стал Андрей Пахомов» (настоящее имя Млыя).
И вот теперь Андрею-Млыю предстоит определиться в дальнейшей судьбе: по-прежнему оставаться с богами, чтобы вскоре встать вровень с ними, или уйти к людям?
Следуя зову генов, Млый выбирает последнее и отправляется в путь. После череды приключений в степях и лесах он попадает в большой полуразрушенный город. Здесь идет ожесточенная борьба: с одной стороны, между отдельными группировками, контролирующими городские районы, а с другой — между людьми и некими монстрами-оборотнями («отшельники»). С юношеской горячностью Млый ввязывается в борьбу и отважно сражается на стороне людей с темными силами, а заодно пытается стать своим в обществе «других».
Если несколько отрешиться от фантастическо-приключенческого антуража, то нетрудно заметить, что перед нами типичная история становления «юноши, обдумывающего житье». И действительно, Млый — не шаблонный персонаж заурядного боевика с одной извилиной, переходящей в зубодробительный кулак. Он не только ловко орудует мечом, но еще и осмысливает происходящее вокруг. Отважный и деятельный, готовый придти на помощь и сомневающийся в себе, нередко наивный и всегда прямой, честный — он получился весьма живым, художественно полнокровным, как, впрочем, и ряд другие персонажи произведения.
Становление себя как личности и поиск своего места в жизни —не единственная цель путешествия Млыя. Есть и другая, о которой он долго даже и не подозревает, зато прекрасно о ней осведомлены боги, которые видят в воспитаннике своеобразного мессию, призванного повернуть человечество лицом к природе. Такое мессианство дается Млыю очень нелегко. Хотя бы потому, что «люди в любом событии ищут только рациональное, а как объяснить им, что существуют и другие законы, не имеющие ничего общего с прямолинейной логикой, Млый не знал».
И это знание не скоро еще придет к нему. Прежде предстояло самому понять и усвоить, что мир гораздо сложнее собственных представлений, и впечатлений, что «легко объявить врагом любого, кто непонятен тебе», что враждебно настроенные к нам существа



часто лишь оттого и враждебны, что их отказываются воспринимать как самих себя, что, наконец, никто, даже и самый сильный, смелый, умный и отважный не в силах изменить существующую природу вещей. Надо научиться жить в этой природе. Что, собственно и делает на протяжении всей книги главный ее герой, постепенно эволю-ционируя из зеленого юнца в зрелого мужа.

В финале романа, преодолев все преграда и себя самого прежнего, Млый находит выход из Нави - этого мира теней и отражений,
этого зазеркального потустороннего пространства. Однако автор не дает читателю и герою своему насладиться хэппи-эндом. На плоском
камне-указателе перед входом в Навь Млый читает предостережение, на которое не обратил внимания, переходя реку времени по мифическому Калиновому мосту в царство небытия;

"Тьму и Зло победить невозможно.
Тьма непобедима.
Несите свет".

Зачем, спрашивается, понадобилась автору эта "ложка дегтя"?
А затем, думаю, чтобы читатель, переведя дух после фейерверка приключений, не поспешил бы захлопнуть и отодвинуть книгу, а задумался над загадочным этим предупреждением. Хотя, в общем-то, ничего странного в нем нет: Добро и Зло, Свет и Тьма в нашей жизни
- они ведь как сообщающиеся сосуды, где-то прибывает, где-то убывает. И чем больше Добра и Света будет в наших душах и отношениях, тем дальше отступят Тьма и Зло. Об этом и напоминает читателю финальными строками романа автор.

"Калинов мост" - произведение по своей жанровой структуре и композиционному построению довольно сложное. По первому взгляду,
- это фэнтези. Но есть в романе и элементы других приключенческих жанров: боевика, например. Можно даже сказать, что В.Климен-



ко работает на стыке жанров, что, безусловно, разнообразит роман, делает его более увлекательным, динамичным. Тем более, что автор
умеет выстроить напряженный, интригующий сюжет.

Правда, вторая часть произведения - "Навь" - показалась мне рыхловатой и менее крепко сшитой. Ощущается в ней некоторая торопливость, а подчас и скомканность.

Хотелось бы обратить внимание вот еще на какую особенность романа "Калинов мост". Автор широко использует здесь славянскую языческую мифологию
(в отличие, скажем, от западной фэнтези с ее ориентацией преимущественно на средневековую готику), что привносит в повествование особый дух и колорит. Но он не просто переносит на страницы своего романа те или иные мифологические персонажи, а предлагает их собственные художественные прочтения. Вводит он в книгу и вымышленные фигуры мифологического толка, которые тоже довольно удачно вписываются в идейно-художественное пространство произведения.

Ну и наконец о том, как написан роман. В приключенческой прозе, как правило, это один из самых уязвимых моментов. "Калинов мост", к счастью, к этому "правилу" не относится, ибо написан он хорошим литературным языком, не отягченным избыточной образностью и стилистическими ухищрениями, но вполне адекватно выражающим все то, что хотел сказать автор. А это вкупе со всем
вышеизложенным, дает основания думать, что роман В. Клименко найдет отклик в самой широкой и разнообразной читательской аудитории.

Сергей Шамаев


100-летие «Сибирских огней»