О живописи Александра Андрусенко
Файл: Иконка пакета 12_kopninov_rid.zip (13.41 КБ)

Несомненно, что исходная точка жизни каждого из нас — детство. В детстве — наша первая радость и первая боль, осознание себя, познание и принятие мира, детство — некий камертон, по которому сверяются мысли и чувства.

В этом еще раз убеждаешься, побывав на выставке художника Александра Андрусенко, увидев его картины — незамутненный «детский» взгляд на жизнь в философии простоты взаимодействия мира и человека. А исходная точка этой живописи — 1961 год, Алтайский край, село Поспелиха, где родился Александр Андрусенко...

«В детстве я, как и все нормальные мальчики, хотел стать летчиком. Не думал никогда, что стану художником. Но наша Судьба — это всегда люди, которые встречаются на пути. С людьми мне везло, они приходили удивительно вовремя. В. Швилкин, учитель рисования в школе, первым обратил внимание на мои “каракульки”, заметил, что “получается”... В студию к Владимиру Курочкину я пришел уже заниматься серьезно, готовиться к поступлению в художественное училище. В самом училище мне опять повезло — попал к Ильбеку Хайрулинову, уже известному на Алтае художнику, выпускнику Репинки. Тут уже была школа, системность. Мои наставники и учителя, я бесконечно вам благодарен за ваше внимание и заботу...»

У художника редко бывает так, чтобы утром он проснулся знаменитым. Но яркое дарование Александра Андрусенко проявилось довольно быстро — даже первые работы выделили его из общего ряда, он буквально ворвался в отечественное искусство в начале 90-х гг. и заставил говорить о себе крупнейших искусствоведов.

Доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой русского искусства МГУ им. М. В. Ломоносова А. И. Морозов, делая обзор выставки современного сибирского портрета «Человек в пространстве времени» (Омск, 1997), отметил работы Андрусенко: «...Талантливая живопись, очень смелая, в меру наглая, сделанная на художественном уровне, интересная, темпераментная, яркая, в этом есть настоящая архаика при большой колористике...»

Первые шаги — и уже свой неповторимый стиль: «архаика при большой колористике»! Стало очевидным, что Александр Андрусенко — живописец и колористическое богатство, красота живописной фактуры в его работах — не просто средства визуального искусства, а неотъемлемые черты творческой эстетики, несущей философский смысл, как и сами образы и сюжеты.

А кроме неотъемлемых базовых знаний о цвете и композиции, необходимо обратить внимание на важнейший для художника компонент — философский смысл его творчества.

Вообще, искусство — это, наверное, ностальгия по утраченному раю. Вот когда-то знали — «зачем», а потом забыли. И дремлет в каждом человеке загадка, тайна этого мира, тайна нашей жизни, и мыслию точит, бередит человека. Искусство и есть эхо этих мыслей, древнее, дремучее чувство гармонии, беспокойства, чувство утраты и печали, — делится Александр своими соображениями, и становится ясно, что искусство для него не есть застывшая форма, оно живое и проходит вместе с художником все стадии открытия мира.

Искусство — путь, и у Александра Андрусенко он, начавшись с родной Поспелихи, в результате стремления к самосовершенствованию и творческой свободе привел в Москву. Но в столице художник не прижился, вернулся на родину, и вдруг то, что казалось оковами, — обернулось вечным и незамутненным источником вдохновения, а пять лет, проведенных в столице, художник позже иронически назовет «московскими каникулами».

Москва для Андрусенко — особенный город, город, на который он смотрит и с любовью, и с испугом, город, в котором ему хочется жить и из которого хочется бежать. Вот одна из свидетельниц «желаемого бегства» — картина «Балкон» (2011), наполненная гулом машин, скрипом тормозов, запахом горячего асфальта — всем, что вытесняет человека с места, вынуждая существовать между небом и землей.

Хотя пребывание в Москве (не только огромном мегаполисе, но и столице современного искусства), несомненно, повлияло на художника — в работах Александра явственнее проявилась высокая нравственная составляющая. В целом же московский период был плодотворен для Александра Андрусенко — многочисленные выставки (в том числе и персональных) в крупнейших выставочных залах столицы: в ЦДХ (2005), в Государственном выставочном зале «На Каширке» (2006), а также в Московском драматическом театре на Вернадского, 13 (2008—2009). Александр становится лауреатом премии Международной ассоциации «Искусство народов мира» (2005, 2010) и дипломантом выставки «Сибирь-Х» (2008) в Новосибирске.

Работы Андрусенко охотно приобретают как частные коллекционеры из-за рубежа, так и российские музеи: Омский областной музей изобразительного искусства им. М. А. Врубеля, музей «Либеров-центр» (Омск), Республиканский музей изобразительных искусств Республики Коми (Сыктывкар) и, конечно же, Государственный художественный музей Алтайского края.

Александр много трудится и легко открывает двери в свою творческую «кухню»: «Как я задумываю картину и как работаю? Да трудно так коротко сказать... по-разному... Чаще всего сам замысел исподволь созревает, от “первого толчка” до самой работы иногда довольно много времени проходит. А вот с самой картинкой почти всегда воюю, боремся мы с ней, кто кого: формы настырно сопротивляются, цвет не тот — картинка, она ведь тоже свою линию гнет. Бывает, что и переборет — задумывал в одном ключе, а в процессе открыл для себя что-то другое, значит, это другое на сегодня во мне главнее, правдивей. Образ дозревает во время работы. Я всегда стараюсь “отшелушить” красивости, эффекты, обобщить форму до “детской” правды, прийти к лаконичности и легкости. Не стилизовать под детский рисунок, а попытаться посмотреть, как смотрят дети, и сделать только самое главное, самое важное. Это всегда очень сложно дается...»

Самой лучшей иллюстрацией к словам художника может послужить его картина «Мальчиш» — работа важная, программная и в данном случае не требующая никаких комментариев. Можно вспомнить и картину «Дорога домой», где художник, кажется, с детским восторгом смотрит на родную землю, на маленький автобус, что петляет по трассе, лежащей меж цветущих холмов...

Вырастая вроде бы из простых, обыденных вещей, образы Андрусенко затягивают, погружают нас в поле удивительно мощного, философского осмысления картины мира. «Детская картинка» на деле оказывается сложной метафорой — отзвуком опыта открытия бытия ребенком и познания вечности своего существования.

...А еще Александр всегда находил вдохновение в народном и православном искусстве — работы «Половодье», «Зимушка», «Деревенька» напоминают волшебные платки из народных сказок, что способны превратиться в реки, леса и деревни.

Конечно, со временем работы художника приобретают иную тональность, и он сам это признает: «Картинки выходят все больше по-взрослому печальными, и тут уж ничего не поделаешь, время добавляет мудрости, а “во многой мудрости много печали”».

Примером тому — посвященный «всем нам, жившим, мечтавшим, творившим и ушедшим» и выполненный в монохроме триптих «Один из нас» — размышление о жизни и смерти. В композиции — триединство: посредине — стол, сверху — небо, внизу — земля. И в этой работе для Александра много личного: «Как-то художник А. Гнилицкий сказал: “Придет время, и земля возьмет свое, а небо свое” — я запомнил...»

Земле — свое, небу — свое. В том — «утраченный рай». В том — конфликт. «Конфликт рождает проблему — проблема требует решения» — таковы жизненные силы, что движут Александром Андрусенко. Но для него, при всей извечной конфликтности, земля и небо отражены друг в друге и тем — совмещены. Об этом, возможно, самые откровенные (и сокровенные) картины художника — «Город у озера» и «Облака».

И можно с большой долей уверенности предположить, что «утраченный рай» Александра Андрусенко — это желание запечатлеть на холсте невозможное: человеческую сущность, из которой произрастают вера, надежда, любовь.

100-летие «Сибирских огней»