Вы здесь

Рождественский фестиваль: встречи с кумирами

О любви и деньгах, вокзалах и ресторанах, путешествиях в Лондон и побегах детей на другую планету расскажут лучшие спектакли России, показанные на площадках Новосибирска.

С 7 по 24 декабря 2017 года в Новосибирске состоится XII Международный Рождественский фестиваль искусств – крупнейший форум культуры за Уралом. Драматическая программа включает 11 спектаклей – номинантов и лауреатов «Золотой маски», соединяющих век нынешний и век минувший.

На вокзале «Новосибирск-главный», куда мы придем с билетами, но не на поезд, а на променад-спектакль, мы попадем в толпу пассажиров. И не сразу заметим в ней двух парней с рюкзачками за спиной, которые в ожидании отъезда беседуют, разглагольствуют, рассуждают, спорят о войне и мире. Ведут такие же разговоры, как и 75 лет назад, когда Брехт написал пьесу «Разговоры беженцев». Время не разрешило, а только заострило и усугубило проблему фашизма. Рабочий и физик, далекие от героизма и борьбы за идеалы, встретившись на вокзале в Хельсинки, задали темы, прошедшие через ХХ век и вошедшие в ХХI-й. Можно ходить за ними следом, можно раствориться в толпе и выглядывать из-за чьей-то спины. Таковы законы питерского спектакля в постановке Константина Учителя, предлагающего отказаться от привычного восприятия театра.

Новые законы, новые пространства, новый подход к материалу. Один спектакль Рождественского фестиваля пройдет на вокзале. Другой – в подземелье. Третий – в технопарке. Но традиционная театральная сцена никуда не делась. Какой же праздник искусства вне огромного зала театра «Глобус» (являющегося резиденцией и штаб-квартирой фестиваля), способного вместить всех желающих. Здесь развернется еще одна острозлободневная история о беженцах, точнее, о литовских эмигрантах. На своей родной сцене главную роль в спектакле театра Маяковского «Изгнание (хроника одного путешествия)» в постановке Миндагауса Карбаускиса сыграет Вячеслав Ковалев. Он начинал свою карьеру в театре «Глобус», где проработал целое десятилетие. А потом с отличием окончил РАТИ-ГИТИС и остался в Москве.

«То он безымянный нищий, то поляк Марек – охранник клуба, то англичанин Бобби – констебль с купленным за 300 фунтов паспортом. И везде – пытливый природный аналитик, хоть и не обремененный образованием, но искушающий себя трудными вопросами о смысле жизни, сущности человека, его предназначении. В роли Бена Вячеслав Ковалев, чья безупречная актерская логика оправдывает любые провокационные умозаключения и прямолинейные смыслы», – пишет о работе в «Изгнании» газета «Культура».

Дорогим гостем Новосибирска будет и Олег Рыбкин, когда-то главреж «Красного факела», а ныне возглавляющий Красноярский театр имени Пушкина. Спектакль тоже о путешествии, о поиске самого себя в современном мире, он покажет на той самой сцене, где когда-то поставил знаменитую «Зойкину квартиру». Кумир театрального Новосибирска конца прошлого века, Олег Рыбкин говорит о своем сегодняшнем творении: «Для меня история в спектакле «Чик. Гудбай, Берлин!» – это прежде всего возможность открытого откровенного разговора о проблемах поколения… Думаю, что герои спектакля, пройдя или, лучше сказать, проехав на старенькой угнанной машине свою часть пути, как в жанре road-movie, никогда не будут прежними. Это болезненно, да. Но это и прекрасно, этот процесс взросления, ответственности и осознанности – самое яркое, что остается на всю жизнь».

Следующее путешествие – на другую планету– совершит герой спектакля «Колино сочинение»,поставленного по мотивам книги Сергея Голышева «Мой сын – даун». Мальчик с особенностями развития умеет фантазировать, умеет любить придуманную девочку, девочку-мечту. Это самый короткий спектакль фестиваля – он идет всего один час 15 минут, но очень эмоционально и философски насыщен. Всего час двадцать идет «Кафе Идиот» по мотивам романа Достоевского. Невероятно, как Александру Пепеляеву удалось передать впечатления от масштабного философского произведения на языке танца, вместив в свой спектакль многие современные достижения театральных технологий. Здесь предметы плавают в воздухе дефиле перетекает в бордель, фигуры скользят по стенам, инфернальный свет мечется по углам, превращая персонажей в духов и привидений.

На другом краю афиши расположился самый длинный спектакль Рождественского фестиваля – «Тихий Дон» Григория Козлова. Он начинается в два часа дня и длится восемь часов. Рождественские фестивали прошлых лет памятны подобными испытаниями на любовь к театру: «Братья и сестры» Льва Додина и «Вишневый сад» Эдмунтаса Някрошюса продолжались шесть часов. Отвлечься было невозможно, и эта прикованность зрителя к сцене доказывает, насколько живым, современным и актуальным может быть спектакль вне привычного формата.

«Тихий Дон» свободен от идеологии и правдоподобия. Героев разного возраста, не прибегая к гриму, играют совсем молодые артисты. У них другая, не внешняя, подлинность – любовь, ненависть, боль, страдание, веселье, озорство они проживают так, что зал забывает о времени. И оказывается, что самое главное во все времена – чувства человека, душа которого жива и открыта навстречу миру. Даже если основательно подпорчена деньгами.

Тема денег витает в фестивальном воздухе. Поэтому и продолжают играть Островского, что у одних деньги на дороге не валяются, а у других их куры не клюют.В те времена хорошеньких молодух сватали престарелые помещики, сегодня их покупают боссы, чьи предыдущие жены уже износились. В спектакле театра Моссовета «Не все коту масленица» вроде и костюмы прошлого века, и текст классика сохранен, а звучит так, будто сегодня написано. «В капитале сила» – учит купец Ахов, и кто бы спорил. Однако поспорили – и наставили старику рога. Режиссер Виктор Шамиров, знакомый по ироничной комедии «Упражнения в прекрасном», здесь так же остроумен и беспощаден к пошлости.

Против пошлости во всех ее проявлениях, с горькой усмешкой над деньгами, подмявшими маленького человека, – спектакль «Человек из ресторана» с подзаголовком «Сказ о благородстве жизни» театра «Сатирикон» и Константином Райкиным в главной роли. Он играет лакея по должности, но не по складу, маленького человека с большой душой. Режиссер Егор Перегудов соединил реалии начала прошлого века с сегодняшним днем, где царит культ потребления, довольства, удовольствия и удовлетворения. В этом спектакле жизнь кипит, бьет ключом, манит огнями, услаждает слух звоном хрусталя, звуками вальса, и так хочется прожить ее не бездарно, не зря…

Вот и на фестивале жизнь бьет ключом! Билеты на спектакли пока в продаже есть. Искусство стоит дорого, но не дороже денег. Оно того стоит.

Яна Колесинская
Фотоматериалы предоставлены
пресс-службой театра «Глобус»

100-летие «Сибирских огней»