Вы здесь

Сибирская старина в графике Владимира Колесникова

Новосибирск имеет право гордиться Владимиром Колесниковым. Он действительно талантливый и яркий художник, художник высокого мастерства, и я счастлив, что мы работаем в одном городе.

Академик А. П. Окладников

 

 

 

Пять лет назад, 30 сентября 2010 г., не стало известного новосибирского графика и иллюстратора Владимира Климентьевича Колесникова. Памятная дата побуждает еще раз вспомнить этого мастера, посвятившего свое творчество художественному воссозданию исторического прошлого Сибири.

В. К. Колесников родился 27 июня 1937 г. в Воронеже. В 1963 г. окончил архитектурный факультет Новосибирского инженерно-строительного института имени В. В. Куйбышева, где его руководителем был выдающийся архитектор и педагог В. С. Масленников. C 1963 г. Владимир Климентьевич участвовал в многочисленных областных, региональных, республиканских, всесоюзных, международных выставках; в 1967 г. стал членом Союза художников.

Значительную часть своей жизни, с 1954 г., художник провел в Новосибирске, работал и как архитектор, и как дизайнер. Но главной в его творческой судьбе стала книжная и станковая графика. Первая оформленная им книга «Капитан Фракасс» Теофиля Готье увидела свет в 1957 г. Всего Владимир Климентьевич проиллюстрировал более двух сотен книг для Западно-Сибирского, Куйбышевского и других издательств. Не единожды он становился дипломантом всероссийских и всесоюзных книжных выставок-конкурсов. И эта высокая оценка его профессионального мастерства неудивительна, ведь оформление каждой книги было для Колесникова серьезной работой, «вживанием» в литературный материал, благодаря чему художник из пассивного иллюстратора чужих мыслей превращается в полноправного соавтора писателя.

Тема сибирской старины занимала особое место в творчестве В. К. Колесникова. Сотни станковых листов и книжных иллюстраций оказались результатом долголетнего увлечения Владимира Климентьевича далеким прошлым Сибири, его многочисленных поездок по старинным городам, тщательного изучения библиотечных и архивных фондов.

В коллекции Новосибирского художественного музея хранится ряд значительных работ художника, связанных с книгой Леонида Мартынова «Повесть о Тобольском воеводстве». Изящны, красиво закомпонованы гравюры из серии «Ястребиная охота», гармонично соединяющие в себе рисунок и текст. А группа листов с изображениями старинных сибирских острогов Томска, Сургута, Мангазеи, Нарыма, Тобольска, Тюмени открывает давние страницы истории освоения Сибири.

Процесс присоединения огромного сибирского края к Русскому государству был длительным и сложным. Уже в конце XVI в. освоение новых земель сопровождалось строительством острогов основных оборонительных и опорных пунктов на пути казачьих дружин. Характерными особенностями крепостного зодчества в Сибири, связанными с социально-экономическими и климатическими условиями, были лаконичность общего решения и подчеркнутая строгость сооружений, выразительность их силуэтов и малая декоративность. Эти черты острожного строительства впоследствии нашли отражение и в сибирской деревянной архитектуре.

В. К. Колесников в своих произведениях умело восстанавливает облик утраченных острогов, дает возможность представить, какими они были несколько веков назад. Суровость и лаконичность их внешнего вида, само их предназначение диктуют и особенности изображения сдержанность и благородство цвета, простоту рисунка, выразительно передающие атмосферу далеких лет. В то же время художник прибегает к стилизации, продиктованной спецификой книжной иллюстрации. Все это, а также продуманное гармоничное сочетание изображений, гербов и шрифтовых надписей способствует тому, что из простого зрительного сопровождения текста рисунки превращаются в равноценную составную часть исторического повествования.

В собрании Новосибирского художественного музея помимо книжной графики В. К. Колесникова хранятся его станковые листы, также посвященные теме острожного зодчества и принадлежащие к авторским сериям «Сибирь старинная» и «Сибирские остроги».

Произведения из серии «Сибирь старинная» отличаются единством стиля и в то же время позволяют увидеть, как точно выбирает художник выразительные средства и приемы, наиболее подходящие для каждого изображения. Особое внимание привлекают здесь листы «Томск» и «Нарым», отмеченные яркой красочностью, сказочностью созданных образов.

Работы из серии «Сибирские остроги» очень разнообразны, каждая по-своему интересна и неповторима: исполненный в строгой коричневой гамме «Кузнецкий град», лаконичный «Сибирский город Нарым», изысканный молочно-черный с серебристыми проблесками «Енисейск град», сдержанный зеленовато-темный «Епанчин град». В ажурном, с четко читающимися силуэтами, «Кузнецком караульном граде» в очередной раз применено совмещение разных точек зрения прием, неоднократно встречающийся в графике Колесникова. А в монотипии «Острог» в единое целое соединились постройки, показанные сверху, снизу, сбоку, изображенные в прямой и обратной перспективах.

Работы В. К. Колесникова, хранящие обаяние старины, определяют ценность и своеобразие его творческого наследия и остаются неотъемлемой частью сибирской художественной культуры.

100-летие «Сибирских огней»