Вы здесь

Томская «изюминка»

Памяти Александра Андреевича Локтюшина
Файл: Иконка пакета 09_novgorodov_tomskaya.zip (18.09 КБ)
Николай НОВГОРОДОВ
Николай НОВГОРОДОВ



Томская «изюминка»
Памяти Александра Андреевича Локтюшина



Мы кто в этой старой Евразии? Мудрые сибирские афиняне, или не помнящие родства глуповцы, покажет четырехсотлетний томский юбилей. Найдем ли мы свою «томскую изюминку», свою «сибирскую идею», или так и останемся безыдейными,— вот в чем вопрос.

ИДЕЯ «ИЗЮМИНКИ»
Уже мало времени осталось до празднования томского юбилея. Город, особенно в центре, хорошеет на глазах. Говорят, аккумулированы приличные средства — около пяти миллиардов рублей. Казалось бы, все по плану и все прекрасно. Но члены госкомиссии по подготовке юбилея вполне обоснованно сетуют на отсутствие «изюминки» в этом процессе, ищут ее и не могут найти.
Мне представляется, с «изюминкой» вопрос не так уж и сложен. В ходе подготовки город только и делает, что просит: «Дай, дай, дай!». А нет, чтобы что-то самим «дать». Это и была бы «изюминка».
Судите сами, июньский приезд в Томск председателя госкомиссии зампреда правительства России министра финансов Алексея Кудрина «облегчил» финансы России на полмиллиарда рублей. Что же мешает «умному городу», признанному научно-образовательному центру Сибири подарить стране какое-нибудь крупное научное открытие? Ей-богу, не знаю, почему этого не делается: то ли потому что открытия не поспевают к юбилеям, то ли потому, что все они совершенно секретны, то ли потому, что томская наука давно и безнадежно бесплодна. Так или иначе, но предложений нет, «изюминки» нет, и это факт.
Поскольку предстоящий юбилей событие все-таки историческое, искать «сибирскую идею» надо бы, прежде всего, в области истории. А ее и искать не надо, она лежит на поверхности.

ТОМСКОЕ ЛУКОМОРЬЕ — СИБИРСКАЯ РУСЬ
Одна из величайших историко-географических загадок Сибири состоит в том, что правобережье Оби на старинных картах, созданных «до Ермака», поименовано Лукоморьем. Слово это, несомненно, русское и означает излучину морского берега. Поскольку море в здешних краях не просматривается, возникает вопрос, как это название попало на западносибирскою сушу. Ответ, видимо, в том, что его принесли русские люди, которые раньше жили на берегу моря, а потом по каким-то причинам переселились в Сибирь. Откуда же они пришли?
Мнения ученых по этому вопросу разошлись. Профессор ТГУ А.М. Малолетко, опираясь на труды проф. ТГУ Г.И. Пелих, утверждает, что русские пришли в Сибирь с берегов теплого южного моря. Сами себя они звали «самарами», потому что жили на реке Самаре. Самары относились к этнической общности, называемой «паджо». Причиной переселения послужили «страшенные войны», начавшиеся на старой родине за 10 поколений до Ермака. Если считать 25 лет на одно поколение, речь идет о Батыевом нашествии. Лукоморьем самары назвали излучину Иртыша в приустьевой части, где они поселились после переселения.
Этнограф Г.И. Пелих выделила два слоя русских старожилов в Сибири. Один слой это те первопроходцы, что пришли с Ермаком и позже. Другой, более древний слой, это русские люди, жившие в Сибири задолго до Ермака. Первых селькупы называли «касак» и недолюбливали за высокомерие и притеснения. Вторых они же называли «паджо» и относились к ним с большим почтением, уважая их прежде всего за справедливость и равенство в отношениях.
Не оспаривая мнение Пелих и Малолетко, ваш покорный слуга высказал версию о том, что наряду с этой миграцией с запада могло иметь место более раннее переселение русских в Западную Сибирь с берегов Северного Ледовитого океана. Доказательства? Их есть у меня. Целая книжка, называется «Сибирская Прародина».
Начнем с того, что еще в 9-10 веках арабским ученым была известна третья (по арабскому счету) Русь. Они называли ее Артанией, а столицей называли город Арту, или Арсу. Арта на иранском означает «правда», откуда можно предполагать, что Артания и являлась легендарной страной Правды, где правде молились как божеству. Так вот, на карте Г. Сансона (1688 г.) город Арса показан чуть южнее Золотого озера, из которого вытекает река Обь. Следовательно, русское царство существовало в Сибири по крайней мере за полтысячелетия до переселения на Иртыш самарцев. Китайские авторы, по данным отечественного востоковеда Н.В. Кюнера, традиционно считают, что ближайшими соседями Китая еще до рождества Христова были именно предки русских людей. Китайцы подчеркивали их типично европеоидные черты и называли усунями, динлинами, чжурчженями. Бичурин указывает, что последних называли также «нюйчжи» и таким же словом «нуучи» называют русских современные якуты.
По-видимому, эту именно сибирскую Русь имел в виду знаменитый картограф 11-го века ал-Идриси, описывая ее под названием «Руссия-Тюрк». Кстати, на старинных картах территория возле Телецкого озера названа Самарией. Следует ли при этом удивляться, что на западе Алтая фигурируют исключительно русские топонимы?
Переселение наших далеких предков с берегов Ледовитого океана в Южную Сибирь происходило, по-видимому, с разделением народа. Одна часть (те, кто помоложе) пускалась в далекий и опасный путь, другая часть, представленная пожилыми людьми и стариками, оставалась на месте. И те, и другие называли свою страну Лукоморьем. Арктическое Лукоморье, называемое по-другому Беловодьем, является, по сути, общей для евразиатов прародиной, в которой тогдашние насельники жили по Правде. Воспоминания о Золотом веке в Прародине сохранились у древних шумерийцев, древних греков, индоариев, иранцев, германцев и славян.
Кстати, томский краевед Александр Локтюшин, считал возможным выводить слово лукоморье из санскрита как «локализацию умерших», «страну предков», «прародину», наконец. Отсюда, Томское Лукоморье — это вторичная прародина, где происходила локализация и накопление переселенцев из первичной прародины перед броском в степи.
Русские люди, оставшиеся в арктической прародине, неоднократно напоминали о себе. Так, в 583 году аварский хакан послал к русам за помощью в его войне с Византией. Старейшины в помощи отказали, мотивируя очень уж отдаленным своим проживанием. Отказ принесли хакану послы — трое молодых людей. Он, разобидевшись на русов, стал чинить препятствия послам в возвращении на родину, и тогда они убежали, но попали в плен к византийскому императору. Пленять их было несложно, так как они шли безоружными, несли одни лишь гусли. На вопрос императора, откуда они пришли, послы ответили, что их народ живет на берегу Западного океана, и что шли они на театр военных действий 15 месяцев (Феофилакт Симмоката) или 18 месяцев (Феофан сирийский). Если мы развернем месяцы пути в расстояние, то получим около 7,5 тысяч «по кривой», а по прямой это будет пять тысяч километров. Окружность с таким радиусом пересечет берега океана в районе мыса Челюскина. Странное совпадение, но арабские географы акваторию Карского моря называли Западным океаном или славянским морем.
В 1043 году в походе на Византию новгородского князя Владимира принимали участие воины с островов Арктического океана, несомненно, потомки тех русов, что отказали аварскому хакану. Позже, вследствие ордынского порабощения, связь с «островными русами» была утеряна, чтобы спустя четыреста лет вновь быть восстановленной.
В письменном донесении папе Иннокентию 8 опального Филиппа Каллимаха из Польши содержалась суперсенсационная новость: около 1492 года русские открыли большой полярный остров, населенный славянами. Остров был больше Крита и получил название Филлоподия. Н. Витсен и Ф. Страленберг в своих трудах упоминали случаи прихода в Новую Мангазею русских людей с какого-то арктического острова, расположенного восточнее устья Енисея.
Возвращаясь к южносибирскому Лукоморью, следует особо подчеркнуть обилие здесь русских топонимов: река Кия, село Чумай на ней, с. Карачарово, с. Златогорка, хребет Бояры в Западном Саяне, Шуйская земля в правобережье Енисея на севере Минусинской котловины, р. Порос возле Томска. Если бы река Порос впадала не в Томь, а в Днепр где-нибудь возле Киева, историки однозначно заявили бы, что отсюда-де пошла русская земля. А у нас мало того, что Порос чуть ли не в Кию впадает, практически на этой речке до прихода казаков «жили совместно татары и русские».
Археологические подтверждения проживания русских людей в Томском Приобье «до Ермака» также имеются. В 1999 году томский археолог Л.М. Плетнева, раскапывая курганы на р. Тугояковке, отметила поразительную особенность. Собственно погребений не было ни в одном вскрытом кургане, все они представляли собой кенотафы. Под каждым курганом имелись прожженные прокалами и обработанные охрой площадки, но не было покойников. А ведь именно такой обряд погребения у славян описывали арабские авторы восьмого-десятого веков. Покойник сжигался на костре, пепел и зола собирались в кувшин и ставились под дерево, родственники умершего насыпали курган и на нем пировали, употребляя во внутрь 10-20 бочонков меду. Такое впечатление, что Людмила Михайловна в 1999 году раскапывала именно такие курганы.
В 1978 году она же раскапывала русское поселение возле Коларовского курганного могильника. Здесь обнаружена «каменная выкладка» и русская гончарная керамика. «Остатки подобных сооружений зафиксированы на протяжении 400-500 м в длину и на 300 м в ширину», то есть это довольно крупный объект. «Жители с. Коларово называют это место Сурово, однако о происхождении и истории данного памятника сведений нет». Отсутствие сведений о большой русской деревне в окрестностях Томска очень сильно удивляет, поскольку история всех притомских поселений восстанавливается до «заимки» и имени ее хозяина. Остается думать, что Сурово было русским доермаковым поселением.
А теперь скажите мне, разве приведенный материал не является изюминкой к томскому юбилею? Томск возвращает России ее собственную сибирскую историю, убедительно показывая, что не только могущество российское, но и сама история России прирастает Сибирью.

СИБИРСКАЯ ГОРОДСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Что же представляла собою Сибирская Русь? Развитым или отсталым было это государство, в шалашах из прутьев, или в городах жили русские сибиряки? О каких городах, вы спросите, речь? Их упоминания встречаются в многочисленных арабских, персидских, китайских, германских, византийских и русских источниках. Описания как цветущих, так и разрушенных древнесибирских городов «до Ермака» можно найти у таких авторов, как Тахир Марвази, Салам ат-Тарджуман, Ибн Хордадбех, Чан Чунь, Марко Поло, Рашид-ад-Дин, Снорри Стурлуссон, Абул-Гази, Сигизмунд Герберштейн, Милеску Спафарий, Николай Витсен. Выдающимся источником в этом плане являются средневековые западноевропейские атласы и карты, изображающие в том числе территорию Сибири: карта Фра Мауро (1459), атлас Абрахама Ортелия (1570), карты Герарда Меркатора (1585, 1595), И. Гондиуса (1606), Дж. Кантелли (1683), Г. Сансона (1688) и многих других картографов.
До нас дошли следующие названия исчезнувших сибирских городов: Инанч (Инандж), Кары-Сайрам, Каракорум (Саркуни), Алафхин (Алакчин), Кемиджкет, Хакан Хирхир, Даранд Хирхир, Нашран Хирхир, Орду-балык, Камкамчут, Апручир, Чинхай, Кянь, Илай, Арса, Сахадруг, Ика, Кикас, Камбалык, Грустина, Серпонов, Коссин, Тером. На самом деле в источниках говорится о сотнях городов, в том числе расположенных на сибирском берегу Северного Ледовитого океана. Названия шести городов на правобережье Оби между устьями Тыма и Ваха я не смог разобрать на фрагменте карты Дж. Кантелли.
Размеры некоторых городов и их возраст потрясают воображение: от 5 до 30 км в поперечнике, от 22 до сотни км по периметру, в стенах от 12 до 40 ворот. Соответственно, население этих городов было многолюдным. В Камбалыке одних проституток насчитывалось 25 тысяч. Для сравнения, в четырехмиллионном Лондоне, согласно переписи 1878 года, честно трудились 24 тысячи представительниц древнейшей профессии. Что касается возраста Камбалыка, то в 1300 году в нем хранились диванные книги за пять тысяч лет, следовательно, в 3700 году до н.э. этот город был уже настолько крупным, что в нем существовали диваны — по современному говоря — министерства.
Города соединялись дорогами, оборудованными почтовыми станциями. Вдоль дорог через каждые два метра высаживались деревья. Через реки перебрасывались мосты. Реки соединялись судоходными каналами. Устья многих притоков перегораживались плотинами с образованием крупных искусственных акваторий. Эти акватории возле Грустины и Камбалыка прекрасно видны на средневековых картах. Суда через плотины перебрасывались при помощи лебедочных подъемников.
Локализация большинства упоминаемых городов весьма приблизительна и, следовательно, дискуссионна. Однако расположение некоторых установлено более точно. Так, город Алафхин располагался близ устья реки Енисея. Его жители, благодаря наличию серебряного рудника, посуду и предметы быта делали из серебра. Вдова младшего сына Чингисхана посылала в Алафхин экспедицию за серебром на трех кораблях. К берегу было вынесено много серебра, но погрузить его на борт посланники почему-то не смогли и вернулись ни с чем.
Город Камбалык на упоминаемых картах показан в верховьях Оби, что соответствует указаниям Марко Поло: от западного окончания Великой китайской стены до Камбалыка было 99 дневных переходов. А располагался Камбалык на северо-западном берегу крупного угольного бассейна, надо думать — Кузнецкого. Марк Николаевич 17 лет прожил в Камбалыке и знал вопрос не понаслышке.
Но наиболее надежно из перечисленных городов локализуется Грустина (Грасиона). Его географические координаты, которые мы снимаем со средневековых карт, до градуса совпадают с координатами города Томска. При этом С. Герберштейн со ссылкой на русских перволюдей, бывавших за Камнем, указывал, что от устья Иртыша до Грустины по Оби два месяца пути. А казаки от устья Иртыша до Томска поднимались за 59 дней (Тобольское дополнение к Большому чертежу).
Томичами наличие древнего города под Томском фиксируется давно, но остается непризнанным. Археолог А. Гаман в 1989-1990 гг. между площадью Южной и деревней Аникино раскопал археологический объект с мощностью культурного слоя 6,7 метра. Слой насыщен угольками, кальцинированными и обожженными косточками, гумусированными остатками, имеются рубленые кости лошади и фрагменты деревянного сруба. Археологи из Томска обсмеяли А. Гамана, но контрольных раскопов так и не провели и, следовательно, методологически неправы.
На древних кладбищах на территории Томска обнаружены сотни гробов-колод без крестиков (это в христианском-то городе), десятки гробов-колод с крестиками, но с сарматским трупоположением на правом виске или с костями домашних и диких животных четырех видов. В конце 19 века на территории Ботанического сада был обнаружен истлевший лиственничный гроб-колода очень, по мнению С.М. Чугунова, древнего вида, в котором было валетом захоронено два человека. Тоже, знаете ли, не по-христиански.
Наконец, под Томском расположен катакомбный город, гораздо более древний, чем сам Томск. Достаточно сказать, что в пещере в береговом обрыве Томи в 1908 году было обнаружено захоронение монгольского воина 14 века (до основания Томска в начале 17 века оставалось около 250 лет).
Русским людям катакомбный город в верховьях Оби (или ее притока) был известен давно и хорошо. В книге «О человецех незнаемых на восточной стране и о языцех розных» (15 век) описывается город с обширной подземной частью, где люди ходили день и ночь с огнем, в том числе под рекой и выходили к озеру, «и над этим озером свет пречюден». В этот город часто приходили купеческие караваны. Приближаясь к городу, купцы слышали голоса людей, лай собак, рев скота, но, войдя в город, никого живого не обнаруживали. Во дворах же стояли свежие еда и питье и были разложены товары для обмена. Положив напротив свои товары, купцы забирали приглянувшееся и уходили. Покинув город, они сразу же слышали за спиной городской шум. Это свидетельствует, что горожане прятались от караванщиков именно в катакомбах.
Единственный отечественный историк Л.Р. Кызласов, занимающийся проблемой исчезнувших сибирских городов, считает, что в приведенном отрывке речь идет о городе Грустине, и что располагался город Грустина, скорее всего, близ г. Томска. Так же считали швед Страленберг и англичанин Лерберг.

КРЕПОСТЬ В УСТЬЕ БАСАНДАЙКИ
В 2002 году общественной организацией «Гиперборея — Сибирская Прародина», которую я возглавляю, был изучен останец тридцатиметровой высоты, окруженный водами Басандайки и Томи. Были выполнены топогеодезические работы, магниторазведка (ведущий специалист ТГРЭ А.И. Еремеев), глубинное зондирование георадаром КО-1М (начальник КБ «Радар» ТУСУРа кандидат технических наук С.П. Лукьянов), биолокация (руководитель БИОЛОНа В.Н. Фефелов, профессор ТПУ В.Н. Сальников), ручное бурение шести четырехметровых скважин, обследование территории металлоискателем (А. Лягушки, В. Сазыкин), из плотных песков культурного слоя были изготовлены шлифы (шлифовальщица геофака ТПУ Е. Бурдакина).
В результате проведенных работ нами был сделан обоснованный вывод о том, что на останце стояла древняя крепость. От нее сохранились фрагменты фундаментов башен и подвальных помещений кремля. Мощность культурного слоя по данным георадара составляет шесть метров. К северу и югу от останца сохранились фрагменты плотин, перекрывавших устье Басандайки и так называемое «старое устье». Искусственный водоем вокруг останца значительно увеличивал неприступность крепости.
По итогам выполненной работы нами был составлен научный отчет объемом 80 страниц (редактор А.А. Локтюшин). Отчет дважды выносился на обсуждение на городские семинары, проводившиеся «Гипербореей». Интересующиеся могли познакомиться с методикой и результатами работ. Как вы догадываетесь, историки проигнорировали эти семинары.
Между тем археологи раскапывали южную часть останца в 1944, 45, 46-м и в 1970 году. Результат раскопок: люди жили на останце непрерывно с неолита по позднее средневековье. К сожалению, археологи копали фрагмент насыпной плотины, поэтому весь археологический материал (бронза, керамика, изделия из железа, железные шлаки и непрогоревший уголь) оказался перемешанным. Крепость археологи умудрились не заметить. Думаю, что люди, проживавшие на останце в течение тысячелетий, были более внимательными, и от них не ускользнула фортификационная привлекательность останца.
Что мешает нам подарить Кудрину крепость? Отсутствие раскопок. Ведь прежде, чем затевать серьезное дело, надо бы всерьез раскопать объект. Томские археологи этого делать не хотят и не будут, поскольку считают Сибирь землей неисторической. Краеведам же никто разрешения на раскопки не даст. Не худо бы пригласить археологов из другого региона, или из-за рубежа, но здесь мы сталкиваемся с так называемой научной этикой: говорят, нехорошо вторгаться на чужую территорию. Разумеется, ни с какой этикой это положение рядом не стояло. Делить все на вотчины и никого не пускать на свою землю — это «Средневековье». Но, чтобы сломить сопротивление археологов из Томска, необходима воля первого лица.
А теперь скажите мне, разве приведенный материал не является изюминкой к томскому юбилею? Томск дарит миру неизвестную ранее городскую цивилизацию и заодно возвращает России ее собственную сибирскую историю, обещает открыть прародину евразийской цивилизации. Чего же боле?

ОТНОШЕНИЕ ИСТОРИКОВ
И ОТНОШЕНИЕ К ИСТОРИКАМ
Вы, конечно, спросите, а как относятся ко всему этому томские историки? Отвечу коротко — никак. Вот уже 11 лет как в МГУ опубликовано учебное пособие Л.Р. Кызласова «Письменные известия о древних городах Сибири» (Леонид Романович читает в МГУ соответствующий спецкурс, а вообще-то публикует статьи на эту тему с 1969 года). Сибирские историки отмалчиваются. Четыре года я привлекаю внимание к этой проблеме в томских СМИ, а в ответ тишина. Два года назад Томский краеведческий музей организовал экспозицию средневековых западноевропейских карт с доермаковыми сибирскими городами, — та же реакция. Я, признаться, не понимаю такого отношения томских историков к источникам, и склонен присоединиться к мнению томского журналиста Андрея Соколова. 19 ноября 2002 года в «Красном знамени» он поставил верный, на мой взгляд, диагноз томским историкам и археологам: тотальное равнодушие к сибирской истории. Этот вывод он обосновал абсолютным равнодушием представителей томской исторической науки к обнаруженному в Музее города подземному ходу. «Засыпать, и как можно скорее!» — таков был вердикт ареопага. А простой рабочий Павел раскопал щель, проник «туда» и принес доблестным археологам из Томска ряд интересных предметов.
Проявление подобного равнодушия к нашей истории со стороны томских историков отмечаются на каждом шагу. В 2001 и 2002 гг. на площади Ленина при хозяйственных раскопках были обнаружены десятки гробов-колод. Без всякого осмотра они были отправлены на перезахоронение. А «отправляли» представители томской исторической науки проф. Л.А. Чиндина и доцент Л.П. Черная. И это притом, что в этом как раз месте в конце 19 и середине 20 веков были обнаружены мумии прекрасной сохранности — бесценный материал для исследований, в том числе генетических. И это притом, что условия захоронения гробов-колод были не вполне православными: в три яруса с прослойками земли, на помосте из плах, которые лежали на лиственничном накатнике, который, в свою очередь, лежал на мощном слое золы. В отличие от 19 века, когда обнаруженные в гробах-колодах костяки внимательно изучались прозектором императорского университета С.М. Чугуновым в антропологических целях, 21 век демонстрирует полное равнодушие к отеческим гробам.
В июне 2003 года подземный ход был обнаружен во дворе Дома ученых (обратите внимание, какая убийственная символика — музей города, Дом ученых, казалось бы, уж здесь-то томские ученые изучат вопрос как нигде). Для комментария томским телевидением была приглашена на место проф. ТГУ Дмитриенко. Надежда Михайловна, не заглядывая в яму, уверенно заявила, что это, скорее всего дренажная система и что ни в какие катакомбы под Томском она не верит.
Власти поспешили засыпать дыру в подземелье, но туда успел проникнуть любознательный юноша, аспирант ТПУ и соруководитель тургруппы велосипедистов ДДЮ «Кедр» Сергей Фролов. Внизу он все осмотрел, замерил и сфотографировал. Ход представляет собой анфиладу из 3 сводчатых комнат шириной 4 метра. Длина комнат 2,3 и 4 метра и высота до 1,5 метров. Комнаты соединены метровой ширины проходами. Перегородки выполнены из современного кирпича и резко отличаются от свода. На обоих концах ход был перекрыт деревянными загородками. Как видим, ни на какую дренажную систему это вовсе не походит. А что же это за ход? Когда, кем и для каких целей он был сделан? Умному городу надо было бы изучить объект, но для этого надо, чтобы в Томске были любознательные историки. Любознательным краеведам было отказано в возможности изучения.

СИБИРСКАЯ ИДЕЯ
На протяжении четырех столетий Сибирь представляла собою ни что иное, как российскую колонию. Несправедливые и жадные русские цари в 17 веке выкачали из Сибири всю пушнину, что позволило Московии подняться после Великой смуты, в 18 веке выгребли две с половиной тысячи тонн серебра, в середине 19 века грабительски добыли около двух тысяч тонн золота. Сменившие царей умные, честные и совестливые большевики в 20 веке изъяли из Сибири почти всю деловую древесину, с 1964 по 2002 г. выкачали 7,5 миллиардов тонн нефти. А кроме нефти из Сибири ушли газ, гигантские объемы никелевых руд, платиноидов, золота, алмазов, олова, вольфрама, асбеста, алюминия. Не перечесть разграбленных богатств Сибири. И что же, Сибирь стала богаче, сравнялась с Австралией и Северной Америкой, колонизация которых начиналась одновременно с колонизацией Сибири? Может быть, сибиряки живут в таком достатке, что им завидует весь мир? Нет, нет и еще раз нет! А причина в том бездумном и безжалостном упоении, с которым московские власти грабят Сибирь. Смотрите, что творится в начале 21 века. В Томской области, по данным начальника департамента финансов областной администрации Александра Феденева, Москва забирала в 1998 году 31 процент собираемых налогов, в 2003 году 60 процентов, а через год-два намерена отбирать уже 70 процентов. Для сравнения, Сибирская Русь (Орда), подступивши к Рязани в 1237 году, потребовала 10 процентов «от всего».
Еще в середине 19-го столетия конец этому грабительству пытались положить Н.М. Ядринцев, Г.Н. Потанин и другие молодые сибирские областники. Власти учредили «Дело об отделении Сибири от России и образовании республик подобно США», арестовали по делу 59 человек и выслали сибирских сепаратистов из Сибири в Европу.
Суть Сибирской идеи, однако, не в том, чтобы отделиться от России, хотя московские правители настойчиво подталкивают сибиряков именно к такому варианту развития событий. И даже не в том, чтобы на новом этапе развития присоединить к себе обнищавшую Московию, что с неизбежностью случится (я имею в виду и присоединение и обнищание). В отличие от Русской идеи, суть которой состоит в том, чтобы наглядно и убедительно показать миру, как не надо развиваться, равнодушно отдавая власть жаждущим ее иноземцам, суть Сибирской идеи в том, чтобы, глядясь как в зеркало в свою многотысячелетнюю историю, исполненную справедливости, выстроить многотысячелетнее будущее, также наполненное Правдой.
100-летие «Сибирских огней»