О художнике Николае Сальникове
Файл: Иконка пакета 17-natalya_trigaleva.zip (14.52 КБ)

Удивительно, но художник, в чьих работах столь ярко запечатлена величественная и суровая Сибирь, стал сибиряком уже в зрелом возрасте. А родился и вырос Николай Сергеевич Сальников (1924—1982) в станице Степной Приморско-Ахтарского района Краснодарского края. В 1942-м Николая призвали в армию, он провоевал до Победы.

В 1946 году будущий художник приехал на север Красноярского края, где жил и работал в Туруханске, Дудинке и Норильске. В 1953 году переехал в Красноярск. Осенью 1955 года был принят в живописный цех Красноярского отделения Художественного фонда СССР, где и трудился всю оставшуюся жизнь. В том же году работы Николая впервые были представлены на краевой художественной выставке.

Конечно, ему хотелось получить профильное образование. Он стал учиться на вечернем отделении Красноярской художественной школы имВИСурикова. Эта школа, основанная в 1910 году при участии самого Василия Ивановича, дала Николаю хорошую подготовку. Также заметно поспособствовала его творческому росту и знаменитая Челюскинская дача — Дом творчества художников-графиков в Подмосковье. В этом поистине сакральном для художников месте была не только материальная база для всех основных техник печатной графики, включая труднодоступные в Сибири офорт и литографию, но и особая товарищеская атмосфера. «Челюха» стала для Сальникова и высшей школой графического мастерства, и источником знаний о художественных тенденциях в стране и в мире, дала возможность погрузиться в творчество, оставив на время заботы обычной жизни.

Важным для художника было и сотрудничество с Красноярским книжным издательством, для которого Сальников оформлял книги.

С конца 1950-х годов НССальников участвовал во всех городских и краевых выставках, в 1963 году вступил в Союз художников СССР. Вскоре его работы увидели зрители всесоюзных и международных выставок. В 1968 году за гравюру «Сибирские поля», представленную на международной выставке графики в Риме, он получил бронзовую медаль ЮНЕСКО. Его работы приобретали музеи, в том числе Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге, художественные музеи в Кемерове, Красноярске, Новосибирске, Омске, Ставрополе, Томске.

Николая Сальникова на протяжении всей жизни привлекали рисунок и акварель. Предпочитаемой же техникой стала линогравюра, а любимой темой — природа и люди Красноярского края. К живописи маслом художник обращался сравнительно редко — в самом начале профессиональной деятельности и в последние годы жизни. В основном это этюды с натуры.

Несмотря на несомненные успехи в живописи, по складу характера Николай Сергеевич был именно графиком. Ему больше импонировали обобщенные монументальные формы, четкие силуэты, упругие широкие линии, контрасты темного и светлого, организованность ритма, умение работать с большими пятнами цвета. Нетрудно заметить, как за короткое время он продвинулся от близкой к натуре повествовательной манеры начала 1960-х годов к лаконичной и строгой знаковости рубежа 1960—1970-х. Очевидно, что особенности художественного языка Сальникова полностью соответствуют содержанию его линогравюр, создающих одновременно реалистически-достоверный и возвышенно-символический собирательный образ Красноярского края.

В творчестве художника прослеживаются несколько существующих параллельно тематических линий. Прежде всего это Енисей — не просто большая река, но стержень, на котором держится жизнь природы и людей от Саян до полярных льдов. В его образах доминируют мощь и спокойное величие; люди показаны сильными, но осознающими свою зависимость от природы. Далее — тема Севера, мрачноватая и завораживающая красота тундры, тайги, причудливых скал и холодных рек. В «северной» группе работ чаще, чем где-либо еще, встречаются сюжеты с участием людей: оленеводов, охотников, рыбаков, геологов. Автор, почти десять лет проживший в Заполярье, знал их жизнь, понимал характеры и был вправе говорить от их имени.

Возведение Красноярской, Усть-Хантийской и Саяно-Шушенской ГЭС, строительство ЛЭП, дорог и мостов через горы, тайгу и неукротимые реки, своеобразный уют палаточных городков и рабочих поселков были по-настоящему интересны художнику. При этом его работы отражали не только восхищение грандиозностью преобразований, но и тревогу, порожденную вторжением в иную, не человеком созданную реальность.

Лаконичные, технически безупречные, разнообразные по колориту и композиции гравюры, тонкие по настроению акварели, трепетные пастели и цветные зарисовки, острые и динамичные рисунки и наброски Николая Сальникова были и остаются живым примером, на котором учатся и будут учиться поколения красноярских художников. Творческое наследие Николая Сергеевича, его самозабвенное служение искусству, широта интересов, умение видеть смысл и красоту во всех проявлениях жизни достойны уважения и памяти.

100-летие «Сибирских огней»