МАЙ

ТРАВЕНЬ, ТРАВНИК, ЦВЕТЕНЬ

* В месяц травень-цветень русский человек с хмельной и тихой радостью, с молитвенным упоением, всем сердцем чует, сколь щедра и красовита, сколь обласкана Богом Земля Русская. Чуть позже, чем в Серединной Руси, приходит цветение на Русский Восток. Но уже в мае зеленеет и цветет таежное и степное Прибайкалье и Забайкалье. Рдеет на солнопечных склонах лесистых хребтов сибирский багульник. Цветет черемуха и боярка на островах рек. Поспевает ранняя черемша — первый медвежий корм и лакомство сибиряка-таежника. Мечет икру щука, сорога, карась. У лосей, изюбрей, косуль появляются ягнята.

* * *

* Май леса наряжает, лето в гости поджидает.

* Ай, ай, государь май: не холоден, так голоден.

* Пришел май — под кустом рай.

* Май — коню сена дай и положи вилы на сарай. Май — коню сена дай, сам на печь полезай (смысл обеих поговорок: только коню еще надо сена давать, а коровы и овцы уже кормятся сами на вольном выпасе).

* Заря с зарей сходятся (белые ночи на севере России).

* Первым вешним дождем смачивают голову, чтобы волосы росли, как майская трава.

* Рад бы жениться, да май не велит (крестьяне полагали: в мае жениться — век маяться, а посему в мае свадеб не играли).

* * *

* Май — начало вешней страды. Готовясь к весенне-летней страде, бабы и девки ткут из конского волоса личины — сетки от комаров и мошки и прочего летучего гнуса (Восточная Сибирь). Наши хлеборобы в мае пашут пары, поднимают под пашню залежи (старые, отдохнувшие земли), залоги (земли, отвоеванные у тайги), в мае же начинают сеять яровые хлеба, сахарную свеклу, картошку; потом гречиху, кукурузу и огородные овощи. В эту пору городят поскотинную городьбу от скота, чтобы не было потравы хлебов. Открывается по большим рекам навигация. Разумеется, сроки всех этих крестьянских действий в разных губерниях разные в силу разности природных условий, что и выразилось в подвижности и повторяемости одних и тех же примет, как и в подвижности крестьянских сроков.

* * *

* Пошли, Боже, с неба, чего нам треба: хлеба и сала, молока и меду. (малоросс.).

* Сам не усамишь, коли Бог не даст.

* В городе недорода не бывает.

* Отец с сошкой, а чада с ложкой.

* Работников один в семье, а тюрьщиков (охотников до тюри — молока с накрошенным в него хлебом) много.

* Вешняя пора — поел да со двора (страда).

* Весной пролежишь — зимой с сумой побежишь.

* * *

* «Маю приписывается громадное значение с точки зрения влияния его на урожай. Холода в Мае не опасны и даже желательны, если они не переходят известной меры, не превращаются в губительные для молодой растительности морозы. Теплый Май не опасен, если он сопровождается сыростью и в особенности там, где растения уже успели укорениться и набрать силу. Дожди в Мае всего нужнее и полезнее для хлебов и трав, но могут быть вредными для плодов и особенно для винограда.

Наиболее важными для сельской жизни в Мае являются у нас Николин день, 9 Мая... и 25 Мая, т. е. начало и конец месяца. Довольно важными погодоуказателями в Мае, кроме того, у нас считаются 1 Мая — Еремеев день, 2 Мая — Моккеев день, 14 Мая — переход от весны к лету и 15 Мая, св. Пахома, с которого настоящее лето начинается. В Мае заканчивается посев всех хлебов, происходит развитие корневой системы растений, а затем с 29 Мая — Феодосьи колосяницы начинается и колошение хлебов (даты даны по старому стилю, правописание А. Ермолова, XIX век. – А. Б.(А. Ермолов).

* * *

* Дождь в мае — жди урожая. Если два дождя — два хлеба.

* Коли в мае дождь, будет и рожь.

 

1 мая (18 апреля по старому стилю)

КУЗЬМА

 

Святителя Космы Исповедника, епископа Халкидонского (скончался около 815–820 гг.)

 

Святитель Косма прославился в христианском мире тем, что во время гонений против приверженцев православия (правление императора Льва Армянина) ревностно защищал православную веру от еретиков-иконоборцев. Несмотря на постоянные гонения, святитель Косма отстаивал почитание святых икон и не подчинялся приказу императора Льва Армянина об удалении икон из храмов.

* * *

* В это время крестьяне начинали вешнюю страду. «Рачительные поселяне засевали на этот день морковь и свеклу (теплые губернии. — А. Б.). Пред посевом они выходят утром к обетным студенцам (родникам. — Ред.) для смачивания семян и, в надежде на будущий урожай, бросают медные деньги на дно студенца. <...> При этом старались вершить обряд скрытно — чтобы завистливый глаз не сглазил урожай» (И. Сахаров).

* Идет рыбный лов. Чтобы рыбу есть, надо в воду лезть.

 

2 мая (19 апреля по старому стилю)

ИВАН ВЕТХОПЕЩЕРНИК

 

Преподобного Иоанна Ветхопещерника (VIII в.)

 

Преподобный Иоанн Ветхопещерник назван так потому, что подвизался в VIII веке в Лавре преподобного Харитона недалеко от Вифлеема близ Мертвого моря, которая называлась Ветхой, то есть древней, как старшая из палестинских обителей. Святой Иоанн в молодых годах оставил мир, пошел поклониться святым местам Иерусалима и поселился в Лавре, где достиг высокого духовного совершенства. Он был рукоположен в сан пресвитера и прославился подвижнической жизнью.

* * *

* Крестьяне величали этот день новины. На Ветхопещерника поселянки, наткав холстов, выходили с обетным концом в поле и крестились, кланялись на четыре стороны Божьего света и, обращаясь на восток, приговаривали: «Вот тебе, матушка-весна, новая новина». Оставляли конец холстины в поле, положив на него пирог, и уходили с надеждой, что матушка-весна нарядится в новину и за хлеб-соль уродит лен и конопли.

 

3 мая (20 апреля по старому стилю)

ФЕДОР

 

Преподобного Феодора Трихины (время жизни неизвестно)

 

Преподобный Феодор Трихина родился в богатой константинопольской семье. В юности он удалился в пустынную обитель во Фракии и принял монашество. Преподобный был строгим постником, носил только одну грубую, колючую власяницу, отчего и был прозван Трихиною, то есть «Власяничным». Этим именем был назван и монастырь, в котором он подвизался. При жизни преподобный творил много чудес и исцелений. После смерти от его святых мощей истекало целебное миро, которое излечивало болезни и изгоняло нечистых духов.

* * *

* В этот день русские крестьяне, которые еще почитали древние обряды, окликали покойных родителей.

* Покойники в этот день, как считали поклонники старых обрядов, скорбят о прежней жизни и желают повидаться с родными. А посему эти родные и приходили на могилки рано утром и с причитанием окликали своих родителей. Вот одно из причитаний:

«Родимые наши батюшка и матушка! Чем-то мы вас, родимых, прогневали, что нет от вас ни привету, ни радости, ни тоя прилуки родительской? Уж ты, солнце, солнце ясное! Ты взойди, взойди с полуночи, ты освети светом радостным все могилушки, чтобы нашим покойничкам не во тьме сидеть, не с бедой горевать, не с тоской вековать. Уж ты, месяц, месяц ясный! Ты взойди, взойди со вечера, ты освети светом радостным все могилушки, чтобы нашим покойничкам не крушить во тьме своего сердца ретивого, не скорбеть во тьме по свету белому, не проливать во тьме горючих слез по милым детушкам. Уж ты, ветер, ветер буйный! Ты возвей, возвей со полуночи, ты принеси весть радостну нашим покойничкам, что по них ли все родные в тоске сокрушилися, что по них ли все детушки изныли во кручинушке, что по них ли все невестушки с гореваньица надсадилися».

 

5 мая (22 апреля по старому стилю)

 

ЛУКА

Апостола Луки (скончался в 84 г.)

 

Святой апостол и евангелист Лука, уроженец Антиохии Сирийской, апостол из семидесяти, сподвижник святого апостола Павла, врач из просвещенной греческой среды. Услышав о Христе, Лука прибыл в Палестину и здесь горячо воспринял спасительное учение от Самого Господа. В числе семидесяти учеников святой Лука был послан Господом на первую проповедь о Царствии Небесном еще при жизни Спасителя на земле (Евангелие от Луки). После Воскресения Господь Иисус Христос явился святым Луке и Клеопе, шедшим в Еммаус. Апостол Лука принял участие во втором миссионерском путешествии апостола Павла, и с тех пор они были неразлучны. Когда святого Павла оставили все ближние, апостол Лука продолжал делить с ним все трудности благовестнического подвига (Второе послание к Тимофею). После мученической кончины первоверховных апостолов святой Лука покинул Рим и с проповедью прошел Ахайю, Ливию, Египет и Фиваиду. В городе Фивы он мученически окончил земной путь. Предание присваивает ему написание первых икон Божией Матери. «Благодать Рождшегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет», — сказала Пречистая Дева, увидев иконы. Святой Лука написал также иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Евангелие написано им под руководством апостола Павла в 62–63 гг. в Риме. Там святой апостол написал также книгу Деяний святых апостолов. Являясь продолжением Четвероевангелия, она повествует о трудах и подвигах святых апостолов после Вознесения Спасителя. В центре повествования Апостольский Собор (51 г. от Рождества Христова), как основополагающее церковное событие, послужившее основанием для отмежевания христианства от иудейства и самостоятельного распространения его в мире (Деяния святых апостолов).

* * *

* На Луку высаживают на грядки лук.

* Кто ест лук, избавлен будет от вечных мук.

* Загадка: стоит девица на грядке, вся в заплатках, кто взглянет, всяк заплачет.

* Горе луковое — мелкие печали, не стоящие слез.

 

6 мая (23 апреля по старому стилю)

ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ,

ЕГОРИЙ ХРАБРЫЙ, ЕГОРИЙ ВЕШНИЙ,

ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ (ЮРЬЕВ), ЮРИЙ ВЕШНИЙ

 

Великомученика Георгия Победоносца (скончался в 303 г.)

 

Святой великомученик Георгий Победоносец был родом из Каппадокии (область в Малой Азии). Его отец принял мученическую кончину за Христа. Святой Георгий служил в римском войске и за храбрость и мужество в сражениях был приближен к императору Диоклетиану (оставил свой трон в 305 г. ради выращивания капусты. – Ред.), став одним из его старших военачальников. Когда император-язычник усилил гонения на христиан, Георгий смело заявил о своей вере во Христа, за что его долго, изощренно мучали, принуждая отречься от Христа и принести жертвы языческим идолам. Из всех пыток святой Георгий милостью Божией выходил целым и невредимым и даже Словом Божиим разрушил на языческом капище Аполлона бесовских идолов. Многие в это время уверовали во Христа. 23 апреля 303 года (по старому стилю) великомученика усекли мечом.

Через 10 лет, когда императором Рима стал святой равноапостольный Константин, он приказал, чтобы на знаменах начертали Крест и завет, запечатленный кровью Великомученика и Победоносца Георгия и других мучеников «Сим победиши». Среди множества чудес, совершенных святым Георгием, наиболее известно чудо, когда Великомученик поверг копьем громадного змея, жившего в озере близ Ливанских гор и пожиравшего людей. Это чудо святого Георгия и выразилось в иконографии.

Святой Георгий мог стать великим полководцем, но он мученически скончался в возрасте менее 30 лет. Соединившись с Небесным воинством, он вошел в историю Церкви как Победоносец.

* * *

* Великомученик Георгий Победоносец (дни памяти: 6 мая, 16 ноября, 23 ноября, 9 декабря) – любимый святой русского народа, величаемый им Егорием Храбрым, Юрием Зимним и Юрием Вешним. Ему посвящено множество храмов, монастырей, церковных приделов и даже город Юрьев. Любовь к сему святому освящала в русской душе державные, имперские чувства. Недаром образ Георгия Победоносца красовался в российском гербе и неслучайно Егорий Храбрый на белом коне, поражающий копьем зеленого дракона, стал гербом Московского царства.

Русский князь Ярослав Мудрый (1019—1054), во святом Крещении Георгий, в честь своего ангела-хранителя повелел выстроить храм пред вратами Святой Софии.

* * *

* В русском народе за крещеные века сложилась масса легенд, преданий и календарно-обрядовых песен, посвященных Георгию Победоносцу. В древних сказаниях и былинах орусевший Егорий Храбрый воспевается как искоренитель враждебного бусурманства и оборонитель Святой Руси.

 

Во святой земле, православной,

Нарождается желанное детище

У той ли премудрыя Софии;

И нарекает она по имени

Свое то детище Георгий,

По прозваньцу Храброй.

<...>

«Соизволь, родима матушка,

Осударыня, премудрая София,

Ехать мне ко земле светло-Русской

Утверждать веры христианские».

И дает ему родимая матушка,

Она ли, осударыня премудрая София,

Свое благословение великое.

<...>

Примает он,

Георгий Храброй,

Ту землю светло-Русскую

Под свой велик покров,

Утверждает веру крещеную

По всей земле светло-Русской.

 

Изрядно народных легенд посвящено «Чуду Георгия о змие», где Егорий Храбрый воспевается как атаман христианского воинства, повергающий семиглавого змия — языческое многобожество.

* В русских легендах иногда замысловато сплетали образ святого Георгия с любимым в народе князем Георгием Владимировичем, смертью храбрых павшим от татарской стрелы на реке Сити, который положил начало заселению Севера, укрепил города Владимир, Нижний и два Юрьева.

* Георгия Победоносца, христианского воителя и православного покровителя лошадей, особо чтили казаки. Казачьи старики говаривали: На Егория Храброго коням отдых, конский праздник, нельзя надевать узду, запрягать в телегу. На Егория (покровителя коней) лошадь «крестом» кормят, испеченным в Крещение Господне.

* * *

* Крестьяне считали, что Егорию Храброму даны ключи от неба и земли, и он отпирает небо, давая волю солнцу и звездам силу. В народе также полагали, что Егорий Вешний отпирает росу.

* На Егория Вешнего девицы умывались утренней росой или катались по росной траве нагими, чтобы стать пригожими, как утренняя зорька, чистыми, как Юрьева роса. Мужики купались в росе с надеждой быть сильными, как Юрьева роса, и здоровыми. В народе говорили:

— Юрьева роса от сглаза, от семи недугов.

— На Юрия роса — не надо коням и овса (сытна, целительна росная трава).

— На Егория роса — будут добрые проса.

* * *

* Святой Георгий у русских крестьян — покровитель домашнего скота и самих пастухов, отчего святого величали еще и Егорья-скотопас.

* О Егорьевом дне жила приговорка: «В поле стадо гонять и Егорья окликать».

* Крестьяне старались не проспать и выгнать свою скотинушку до восхода солнца, пока не сошла Юрьева роса, чтобы коровы давали больше молока и не хворали.

* На Егория-скотопаса в иных деревнях во время празднования в поле окатывали пастухов студеной водой, чтобы не дремали во все лето, зорко стерегли хозяйскую скотину.

* * *

* На Егория ребятишки ходили по дворам, окликали Егория и выпрашивали гостинцы, чаще всего яйца. Если окликальщикам выносили гостинцы, они пели:

Дай вам Бог,

Надели, Христос,

Двести коров,

Полтораста бычков,

Семьдесят телушек,

Лысеньких,

Криволысеньких!

Они в поле-то идут —

Все помыкивают,

Они из поля идут —

Все поигрывают.

 

Если хозяева не угощали ребят, они грозили:

 

Кто не даст яйца —

Всю скотину со двора

Под медведюшка!

* Егория Храброго, как и Михаила Архангела, Кирика-Улита, призывают в наговорной молитве для защиты жениха от колдунов и колдуний (волхвиток), а также в народной молитве на здоровье лошадей.

* * *

* С Егория в Прибайкалье и Забайкалье ловят петлями косачей (тетеревов) и глухарей. В это время хозяйки белят на льду холсты. С Егория кое-где начинали брать соковицу (березовый сок).

* * *

* Юрий на порог весну приволок.

* Промеж гор лежит бугор, пришел Егор, унес бугор (снег).

* Святой Георгий красную весну на красную горку начинает, пророк Илья лето кончает, жито зачинает.

* * *

Ранний посев

* В России с ее множеством климатических поясов были и есть самые разные сроки посева хлебов и овощей. В начале прошлого века крестьяне Центральной Руси придерживались примерно таких сроков:

«В России весной три бывает поры сеянья: раннее с Юрьева дни, среднее с Николина и позднее от 25 Мая по 15 Июня (по старому стилю. — А. Б.). <...> Яровую пшеницу начинают сеять, когда босая нога может вытерпеть холод во вспаханной борозде; овес сеют тогда, когда пух полетит с ивы, ячмень, когда зацветает калина, а гречиху, когда покажутся гречишные козявки. <...> Как весеннее, так равно и осеннее сеянье начинаются родительскими, или поминовением усопших родственников, и земледелец с кладбища переходит на пашню, на коей трудились отцы его, как бы с места покоя на место работы» (И. Снегирев).

* Егорьев день — начало сева ярицы для большинства сел Восточной Сибири. «По Чикою (река в Забайкалье. — А. Б.) “студеные” земли старались засеять ярицей до этого дня. Накануне Егория и после него сеяли пшеницу; потом картошку, а овес — с Николы» (Ф. Болонев).

* * *

* Ранний сев ярового с Егория, поздний — с Еремея.

* Коли на Егорьев день лист в полушку, на Ильин день клади хлеб в кадушку (можно ожидать урожай раннего сева уже на Ильин день).

* Лист на дереве полон, так и сеять (яровое) полно.

* Сей, пока цветет черемуха.

* Сеют — плачут, молотят — скачут.

* * *

* На Егория лед в корыте — овес добро уродится.

* Сей овес в грязь, будешь князь.

* * *

* «Вечером на Егорьев день мочили водой полотенце и на ночь выносили во двор. Если оно высыхало к утру, считали, что не будет инеев, а это предвещало хороший урожай огурцов. Если полотенце замерзало — жди заморозки на Успенье. <...> Если в Егорьев день лед остался на берегу, не растаял, лето будет тяжелым» (Восточное Прибайкалье, Ф. Болонев).

 

7 мая (24 апреля по старому стилю)

ЕВСЕЙ — ОВСЫ ОТСЕЙ

САВВА

 

Мученика Саввы Стратилата и с ним 70 воинов (скончались в 272 г.)

Мученика Евсевия, мучеников Неона, Леонтия, Лонгина и 40 иных (скончались в 303 г.)

 

Мученики Савва Стратилат, Евсевий и прочие обрели мученические венцы от язычников за веру Христову.

* * *

* Савва — кончается хлеб, начинается голодный май.

* Пришел Евсей — овсы отсей.

* Сей рожь хоть на часок в пепелок (в сухоземь), а овес хоть в воду да в пору.

* Землю согрело, не опоздай с посевом.

* Когда на дорогах грязь, тогда овес князь.

* На Егория мороз — будет просо и овес.

 

8 мая (25 апреля по старому стилю)

МАРК-КЛЮЧНИК

 

Апостола и евангелиста Марка (скончался в 68 г.)

 

Святой апостол и евангелист Марк, по церковному преданию, в ночь Крестных страданий Христа шел за Ним, укрывшись плащом, и убежал от схвативших его воинов. Святой Марк был ближайшим сподвижником первоапостолов Петра, Павла и Варнавы. Вместе с ними много путешествовал, проповедуя веру во Христа, основывая Церкви. В Риме (около 62–63 гг.) святой Марк написал Евангелие, которое, по свидетельству древних писателей, было собственным изложением или кратким пересказом проповеди и рассказов первоверховного апостола Петра, с которым Марк был особенно близок.

* * *

* Русские крестьяне величали святого Марка ключником, ибо, как полагали, он владеет ключами от дождей. По той простой причине, что в это время крестьяне многих губерний, где прошел сев, молили о дожде, обращаясь при этом к святому Марку.

* На святого Марка сеется татарка (так в некоторых губерниях называют гречу).

 

9 мая (26 апреля по старому стилю)

СТЕПАН-РАНОПАШЕЦ

 

Святителя Стефана Великопермского (скончался в 1396 г.)

 

Святитель Стефан Великопермский (в народном календаре — Степан-ранопашец) в молодости принял иночество и всю жизнь посвятил спасительному христианскому просвещению зырян, которые в ту пору жили в языческом невежестве. «Благослови меня, Владыко, идти в страну языческую — Пермь», —просил благословения святой Стефан у Коломенского епископа Герасима и при этом говорил: «Хочу учить святой вере неверных людей. Я решился или привести их ко Христу, или сложить у них за Христа голову». Много тягостей претерпел святой Стефан от язычников, но и множество зырян привел к святому крещению. Им и его подвижниками из зырян-христиан был построен храм в честь архангела Михаила на месте поверженного языческого жертвенника. Святой Стефан перевел на зырянский язык Часослов, Псалтырь, избранные чтения из Евангелия и Деяний святых апостолов. Кроме устройства церквей, святитель Стефан основал для зырян и несколько монастырей. Святой Стефан находился в глубокой духовной связи с Преподобным Сергием Радонежским, великим молитвенником Земли Русской.

* * *

* В некоторых губерниях со дня Степана-ранопашца начинали пахоту под посев хлебов.

 

 

11 мая (28 апреля по старому стилю)

МАКСИМ И ЯСОН

 

Апостолов от семидесяти: Иасона и Сосипатра (I в.). Мучеников Дады, Максима и Квинтилиана (скончались около 286 г.)

 

Апостол Иасон происходил из Тарса (Малая Азия). Он был первым христианином в городе. Принял муки и гонения, но потом был освобожден. Вместе с апостолом Сосипатром они построили несколько церквей и, дожив там до глубокой старости, своей горячей проповедью приумножили стадо Христово.

Святые мученики Дада, Максим и Квинтилиан пострадали при императоре Диоклетиане (284–305 гг.), когда вышло повеление на торжественных празднествах приносить жертвы языческим богам, а христиан предавать смерти. Когда братья отказались, правители допросили братьев, и те исповедали себя христианами. Когда святому Максиму предложили стать жрецом бога Зевса, тот назвал его скверным прелюбодеем и снова исповедал Истинного Бога. После многодневных пыток и допросов мученикам вынесли смертный приговор, отвели под стражей в их деревню и там усекли мечом.

* * *

* «Больных, страждущих весенними лихорадками... начинали поить с этого дня березовым соком. Перед этим временем всегда их купали в дождевой воде, а другие вытирали сбереженным мартовским снегом. День ясный и теплый всегда предвещал больным здоровье. <...> Уверенность в средстве и простая жизнь были лучшими целителями их болезней» (И. Сахаров).

 

13 мая (30 апреля по старому стилю)

ЯКОВ

 

Апостола Иакова Зеведеева (скончался в 44 г.). Святителя Игнатия Бреньчанинова (скончался в 1807 г.)

 

Святого апостола Иакова Зеведеева и его брата апостола Иоанна Богослова Иисус Христос призвал к апостольскому служению в числе 12 апостолов. Братьям-апостолам, а также апостолу Петру Иисус Христос открывал Свои Божественные Тайны при воскрешении дочери Иаира, на Фаворской горе и в Гефсиманском саду. Апостол Иаков был обезглавлен иудеями, не верящими во Христа.

* * *

Святитель Игнатий Брянчанинов (1807–1876) был причислен к лику святых в 1988 году. Епископ Игнатий известен в духовной истории России как великий христианский подвижник, молитвенник Земли Русской, автор выдающихся духовных сочинений.

Кондак свт. Игнатию, глас 8:

Аще и совершал еси стезю жития земного, святителю Игнатие, обаче непрестанно зрел еси законы бытия вечного, сему поучая, ученики словесы многими, имже последовати и нам, святче, помолися.

 

14 мая (1 мая по старому стилю)

ЕРЕМЕЙ ЗАПРЯГАЛЬНИК,

ЯРЕМНИК

 

Пророка Иеремии (VI в. до Рождества Xристова)

 

Святой пророк Иеремия, один из четырех ветхозаветных пророков, начал с 15 лет пророчествовать, обличая иудеев за отступление от Истинного Бога и поклонения идолам, предрекая им бедствия и опустошительную войну. Пророчества святого Иеремия сбывались, как сбылось предсказание пророка о том, что Господь будет предан за 30 сребренников (Евангелие от Матфея). По повелению Божию Иеремия надел на свою шею вначале ярмо деревянное, потом железное и так ходил среди народа, изображая иудеям рабство царю вавилонскому. Евреи отвечали насмешками, руганью, покушались его убить и наконец бросили в ров, наполненный зловонной тиной, где пророк Иеремия чуть не погиб. В конце концов за свои пророчества он был убит иудейской рукой. Пророк Иеремия написал книгу «Пророчеств», книгу «Плач», его пророчества запечатлены в других книгах Ветхого Завета.

* * *

Русские мужики с Еремея Запрагальника в этот день влазили в ярмо, и на быков надевали ярмо, выезжая на вешнюю пахоту, а где потеплее — и на сев. Так святой Иеремия (Еремей, Ерема, Ярема) в крестьянском календаре стал Яремником и Запрягальником.

* В южнорусских губерниях Еремея звали Распрягальником — к этой поре уже заканчивали сев.

* Крестьяне Енисейской губернии перед севом мылись в бане, надевали чистое белье, с женой мужики не грешили, спали в сеновалах, в амбарах; поздним вечером «творили Иисусову молитву, зажигали Богу воскову свечу» (А. Макаренко).

* Хлеб засевали только по теплой погоде, для чего клали обе руки на землю — проверяли: тепла ли? В некоторых краях старый, многоопытный крестьянин, чтобы проверить, поспела ли земля для сева, прогрелась ли, садился на нее голым задом. Вообще, все крестьянские сроки определяли в деревне умудренные, трезвенные, хозяйственные старики.

 

* * *

* На Еремея погоже, то и уборка хлеба пригожа.

* На Еремея непогода — всю зиму промаешься.

* На Еремея и ленивая соха выезжает.

* Сей неделю после Егория да другую после Еремея.

 

15 мая (2 мая по старому стилю)

БОРИС И ГЛЕБ — СЕЯТЕЛИ

БАРЫШ-ДЕНЬ, СОЛОВЬИНЫЙ ДЕНЬ

 

Благоверных князей Бориса и Глеба, во святом крещении Романа и Давида (скончались в 1015 г.; перенесение мощей: 1072 и 1115 гг.)

 

В этот день русский народ празднует перенесение мощей святых страстотерпцев, российских князей Бориса и Глеба, во святом Крещении Романа и Давида. Святые мощи русских князей Бориса и Глеба были погребены при князе Ярославе Мудром в Киеве. Место погребения прославилось чудотворениями, после чего мощи святых братьев были взяты из земли и положены в часовне. Позже был освящен построенный Ярославом Мудрым пятиглавый храм в честь святых мучеников. Вышегородский Борисоглебский храм с мощами святых страстотерпцев стал семейным храмом князей Ярославичей, святилищем их братской любви и совместного служения Святой Руси. Святые Борис и Глеб были первыми русскими святыми, канонизированными Русской и Византийской церквями.

* * *

* Борис и Глеб сеют хлеб.

* * *

* «Когда выходил засевальщик в поле, то, снявши шапку, молился на восток: “...батюшка Илья, благослови семена в землю бросати. Ты напои мать-сыру-землю студеной росой, чтобы принесла она зерно,
всколыхала его, возвратила его мне большим колосом”» (С. Максимов). Обращение к пророку Илие во время сева понятно — он для русских крестьян покровитель верхних (небесных) и нижних (земных) вод, то есть дождей и рос, озер и рек, и от него зависит, чтобы посевы убереглись и от града, и от ливней, и от засухи.

100-летие «Сибирских огней»