16 апреля (3 апреля по старому стилю)

НИКИТА

 

Преподобного Никиты Исповедника, игумена Мидикийского (скончался в 824 г.). Иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет»

 

Преподобный Никита Исповедник, игумен обители Мидикийской, родился в Кесарии Вифинской (северо-запад Малой Азии) в благочестивой семье. Мать умерла на восьмой день после его рождения, и отец, по имени Филарет, постригся в монахи. Ребенок остался на попечении бабушки, воспитавшей его в истинно христианском духе. С юношеских лет святой Никита прислуживал в церкви и находился в послушании у отшельника Стефана. По его благословению святой Никита направился в Мидикийский монастырь, где был рукоположен во пресвитера и управлял обителью. Слава о высокой жизни насельников обители привлекла туда многих ищущих спасения. Через несколько лет число монахов увеличилось до 100 человек. Господь удостоил святого Никиту дара чудотворения. По его молитве глухонемому отроку возвратился дар речи, две бесноватые женщины получили исцеление, лишенному рассудка вернулся разум и многие другие больные исцелялись от недугов. В те годы при императоре Льве Армянине (813–820 гг.) возобновилась иконоборческая ересь. Православные епископы изгонялись и ссылались. За обличения иконоборческой ереси преподобный Никита был брошен в темницу. В 824 г. при императоре Михаиле (820–829 гг.) преподобный Никита отошел ко Господу. Тело преподобного было с почестями погребено в монастыре. Впоследствии его мощи стали источником исцелений для приходящих поклониться святому исповеднику.

* * *

* На Никиту грешные, суеверные рыбаки ублажали водяного, который просыпался от зимней спячки и начинал шалить — колоть лед, волновать воду, гонять рыбу. Рыбаки угощали водяного разными гостинцами: лили в воду масло, потчевали табачком и даже жертвовали негодную старую лошадь, какую перед тем откармливали жмыхом конопляным, а то и хлебом.

 

17 апреля (4 апреля по старому стилю)

ИОСИФ-ПЕСНОПЕВЕЦ

 

Преподобного Иосифа Песнописца (скончался в 883 г.).

Иконы Божией Матери, именуемой «Геронтисса»

 

Преподобный Иосиф Песнописец прославлен в христианском мире не только как безбоязненный противник властвующих иконоборцев и страдалец за веру Христову от еретиков и беспокаянных грешников, но и как песнописец — слагатель церковных песнопений в честь Божией Матери, святых угодников, в том числе в честь святителя Николая, чудесным образом освободившего его из темницы.

* * *

* В русской обиходной жизни преподобный Иосиф был назван песнопевцем.

* На Иосифа-песнопевца поют сверчки и журавли.

* На печи кочет поет, спать Акульке не дает? (Сверчок)

 

18 апреля (5 апреля по старому стилю)

ФЕДУЛ-ВЕТРЯК

 

Мучеников Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними

(скончались около 303 г.)

 

Святые мученики Агафопод диакон и Феодул чтец жили в Фессалониках в царствование императоров Диоклетиана и Максимиана (284—305 гг.) и состояли в церковном причте. Святой диакон Агафопод был глубоким старцем, а святой Феодул, чтец, был юн. Когда император Диоклетиан в 303 г. издал указ о гонении на христиан, многие пытались укрыться от преследований. Однако святые Агафопод и Феодул продолжали безбоязненно вести Евангельскую проповедь. Правитель Фессалоник Фаустин, узнав об этом, приказал привести их к себе на суд. Увидев юность и красоту святого Феодула, Фаустин пытался лестью убедить его отказаться от христианства и вернуться к узаконенным жертвоприношениям. На это мученик Феодул ответил, что он давно отрекся от заблуждений и жалеет Фаустина, который своей преданностью язычеству осуждает себя на вечную смерть. Вскоре святые праведники обрели мученический венец Христа ради.

* * *

* Это время (и этот день) в крестьянской жизни знаменовался тем, что начинали дуть теплые ветра.

* Пришел Федул, теплый ветер подул.

* * *

– Федул, чего губы надул?

– Кафтан прожег.

– Велика ли дыра?

– Один ворот остался.

* * *

* Вовремя вспашешь — веселей запляшешь.

* Около Федула (около этого дня) являются бабочки-крапивницы, оживают божьи коровки.

 

19 апреля (6 апреля по старому стилю)

ЕВТИХИЙ

 

 

Святителя Евтихия, архиепископа Константинопольского

(скончался в 582 г.)

 

Святитель Евтихий родился в селении, носившем название Божественное, во Фригийской области. В возрасте 12 лет он был отправлен в Константинополь для получения дальнейшего образования. Юноша преуспел в изучении наук и понял, что человеческая мудрость ничто пред учением Божественного Откровения. Он решил посвятить себя иноческой жизни. Святой Евтихий удалился в один из амасийских монастырей и принял в нем ангельский чин. За свою строгую жизнь он был поставлен архимандритом всех амасийских монастырей, а в 552 г. возведен на патриарший престол. В начале патриаршего служения святого Евтихия был созван V Вселенский собор (553 г.), на котором отцы осудили возникшие ереси и предали их анафеме. Однако через несколько лет в церкви возникла ересь автортодокетов, то есть «нетленномнителей». Они учили, что плоть Христова прежде крестной смерти и воскресения была нетленной и не испытывала страданий. Святой Евтихий смело изобличил эту ересь, но император Юстиниан (527–565 гг.), сам склонившийся к ней, обрушил свой гнев на святителя. В 565 г. по приказу императора воины схватили святителя в храме, сорвали с него патриаршее облачение и отправили в ссылку в амасийский монастырь. Святитель кротко переносил изгнание, пребывал в монастыре в посте и молитве и совершил много чудес и исцелений.

Святитель Евтихий получил от Бога дар пророчества; так, он указал имена двух императоров-преемников Юстиниана – Иустина (565–578 гг.) и Тиверия (574–582 гг.). После смерти святого патриарха Иоанна Схоластика святой Евтихий в 577 г. вернулся на кафедру из 12-летнего изгнания и снова стал мудро управлять своей паствой. Через четыре с половиной года после возвращения на патриарший престол святитель Евтихий в Фомино воскресенье 582 г. собрал весь клир, преподал благословение и с миром отошел ко Господу.

* * *

* На Евтихия день тихий — к урожаю ранних яровых.

 

20 апреля (7 апреля по старому стилю)

АКУЛИНА

 

Руфина диакона, мученицы Акилины и с ними 200 воинов (скончались около 310 г.). Византийской иконы Божией Матери

 

Святой мученик Руфин диакон, мученица Акилина и с ними 200 воинов пострадали около 310 г. в городе Синопе на Черном море при императоре Максимине (305–312 гг.). Когда святой диакон Руфин был посажен в темницу за исповедание христианской веры, мученица Акилина заботилась о нем и за это была также взята под стражу. В темнице своими чудесами они обратили 200 воинов ко Христу, и все вместе были усечены мечом.

* * *

 

21 апреля (8 апреля по старому стилю)

РОДИОН-ЛЕДОЛОМ, ЛЕДОКОЛ, РЕВУЧИЕ ВОДЫ. РУФ

 

Апостолов Иродиона (скончался около 67 г.), Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I в.)

 

Святые Иродион, Агав, Асинкрит, Руф, Флегонт и Ерм принадлежат к числу 70 апостолов, избранных Христом и посланных им на проповедь (память Собора 70 апостолов 4 января). Святой апостол Иродион был родственником апостола Павла и его спутником во многих путешествиях. Когда христианство распространилось на Балканском полуострове, апостолы Петр и Павел поставили апостола Иродиона епископом города Патары. Апостол Иродион ревностно проповедовал Слово Божие и обратил в христианство многих греков-язычников и иудеев. Разъяренные проповедью апостола, идолопоклонники и иудеи, сговорившись, напали на святого Иродиона, стали избивать палками и забрасывать камнями. Один из мучителей ударил его ножом, и апостол упал. Но когда убийцы скрылись, Господь восставил его невредимым. После того святой Иродион еще долгие годы сопутствовал апостолу Петру. Когда святой апостол Петр был распят (около 67 г.), одновременно с ним был усечен мечом и апостол Иродион.

Апостол Руф, которого приветствует святой апостол Павел в Послании к римлянам, был епископом в греческом городе Фивы и, как другие святые апостолы, после жестоких страданий удостоился мученической кончины.

* * *

* На Родиона-ледолома колется лед, ревут воды.

* «Есть старинная примета, что на этот день солнце встречается с месяцем. <...> Эти встречи бывают добрые и худые. Добрая встреча обозначается ясным и светлым днем. Из этого выводят они предположение о хорошем лете. Худая встреча обозначается туманным и пасмурным днем и остается худым предзнаменованием на все лето. <...> Месяц с солнцем на этой встрече доходят до ссоры, а это всегда оканчивается землетрясением. Наши поселяне обвиняют более всего месяц, называя его гордым и задорным» (И. Сахаров).

* * *

* В губерниях с теплым климатом о сю пору начинали сеять овес.

* Хоть грязь топчи, а овес мечи.

* Овес сей, когда береза распускается.

 

24 апреля (11 апреля по старому стилю)

АНТИП-ПОЛОВОД,

ВОДОПОЛ

 

Священномученика Антипы, епископа Пергама Асийского

(скончался около 68 г.)

 

Священномученик Антипа — ученик святого апостола Иоанна Богослова, который в своем «Откровении» передал о нем слова Иисуса Христа, переданные Им через Ангела Своего: «И Ангелу Пергамской Церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь Имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа» (Откровение Иоанна Богослова). Святитель Антипа погиб мученической смертью от рук языческих жрецов, не отрекшись от Иисуса Христа.

* * *

* По святоотеческому преданию, гробница священномученика Антипы стала источником чудес и исцелений от многих телесных и душевных недугов. А посему и святой Антипа почитается как целитель человеческих хворей и особенно утешитель зубной боли.

* * *

В крестьянстве день святого Антипы был связан с вешними водами.

* На Антипу-водопола стоит вода полая.

* Чибис прилетел, на хвосте воду принес.

* Снег после половодья — большое для озими невзгодье.

* По Антиповой воде о хлебушке гадай.

* Кто ленив с сохой, тому весь год плохой.

 

25 апреля (12 апреля по старому стилю)

ВАСИЛИЙ ПАРИЙСКИЙ

 

Преподобного Василия исповедника, епископа Парийского (скончался в 750 г.). Муромской (XII в.) и Белыничской (XIII в.) икон Божией Матери

 

Преподобный Василий исповедник жил в VIII веке. Он был избран на епископскую кафедру жителями города Парии, почитавшими святителя как истинного пастыря стада Христова. Когда возникла иконоборческая ересь, святитель Василий решительно выступил за почитание святых икон и отказался подписать постановление об их уничтожении. Святитель избегал всякого общения с еретиками и не допускал их в свою епархию. За свою ревность он претерпел многие гонения, голод и нищету.

* * *

* Василий Парийский землю парит.

 

27 апреля (14 апреля по старому стилю)

МАРТЫН-ЛИСОГОН

 

Святителя Мартина исповедника, папы римского (скончался в 655 г.).

Виленской иконы Божией Матери

 

Святитель Мартин Исповедник, папа римский, прославился борьбой с ересью монофелитства, признающего одну волю Богочеловека Иисуса Христа, которое поддерживали император Констанс II (641–668 гг.) и константинопольский патриарх Павел II. Властвующие монофелиты безуспешно пытались убить, а потом подвергли узам и гонениям святителя Мартина, который сказал императору Констансу: «Если даже и раздробят меня, не буду в общении с константинопольской церковью, пока она пребывает в зловерии». Мучители были поражены мужеством исповедника и заменили смертную казнь ссылкой в отдаленный Херсонес Таврический. Там святитель и скончался, изнуренный болезнью, нуждой, голодом и лишениями. Он был погребен вне города во Влахернской церкви во имя Пресвятой Богородицы. Ересь монофелитов была осуждена на VI Вселенском соборе в 680 г. Мощи святого исповедника папы Мартина были перенесены в Константинополь, а потом в Рим.

* * *

* По приметам охотников с дня Лисогона лисицы кочуют со старых нор в новые и будто бы первые три дня своего кочевья слепы и глухи от куричьей слепоты, то есть после долгого нахождения в темных норах.

 

28 апреля (15 апреля по старому стилю)

ПУД

 

Апостолов от 70: Аристарха, Пуда и Трофима (скончались около 67 г.)

 

Святые апостолы Аристарх, Пуд и Трофим были из числа 70 апостолов, которых Господь Иисус Христос послал перед Собою с Евангельским благовестием. Святой апостол Пуд упоминается во 2-м Послании апостола Павла к Тимофею. Он занимал высокое положение члена римского сената. В своем доме святой принимал первоверховных апостолов, собирал верующих христиан. Дом его был обращен в церковь, получившую название пастырской. В ней, по преданию, священнодействовал сам святой апостол Петр. Апостол принял мученическую кончину в Риме при императоре Нероне (54–68 гг.), одновременно со святым апостолом Павлом (около 67 г.).

* * *

* Пчельники на святого Пуда осматривают пасеки и амшеники.

* Пчеловоды (теплых губерний) говорили: «На день святого Пуда вынимай пчел из-под спуда».

 

29 апреля (16 апреля по старому стилю)

АРИНА – УРВИ БЕРЕГА,

АРИНА – РАЗРОЙ БЕРЕГА, УРВИ СНЕГА

 

Мучениц: Агапии, Ирины, Хионии (скончались в 304 г.). Ильинско-Черниговской (1658 г.) и Тамбовской (1692 г.) икон Божией Матери

 

Святые мученицы Агапия, Ирина и Хиония были родными сестрами и жили вблизи итальянского города Аквилеи. Они остались сиротами в юном возрасте. Девушки вели благочестивую христианскую жизнь и отклоняли домогательства многочисленных женихов. Потом три девы были схвачены и направлены на суд к императору Диоклетиану (284–305 гг.). Увидев юных прекрасных сестер, император предложил им отречься от Христа и обещал найти знатных женихов из своей свиты. Но святые сестры отвечали, что имеют одного Небесного Жениха — Христа, за веру в Которого готовы пострадать. Император убеждал их отречься от Христа, но сестры не соглашались. Они называли языческих богов идолами, сделанными человеческими руками, и проповедовали веру в Истинного Бога. Три сестры приняли мученические венцы от язычников.

* * *

* Начинал таять лед у берегов — отчего Арина – урви берега или Арина – разрой берега.

* Этот же день крестьяне именовали: Арина-ледоломка, ревучие воды (кое-где уже с ревом шел лед).

 

30 апреля (17 апреля по старому стилю)

ЗОСИМА-ПЧЕЛЬНИК

 

Преподобного Зосимы, игумена Соловецкого (скончался в 1478 г.)

 

Преподобный Зосима был великим духовным светильником Русского Севера, основателем иноческого общежития на Соловецком острове. Много чудес было явлено преподобному Зосиме при жизни. Немало чудес засвидетельствовано, когда святые Зосима и Савватий являлись гибнущим в морской пучине рыбакам и по вере их, по молитве спасали несчастных. К преподобному Зосиме молитвенно обращаются и при недугах. Множество больничных храмов, посвященных преподобному Зосиме, свидетельствуют о великой целительной силе его молитв пред Богом.

* * *

* «Преподобного Зосиму Соловецкого русские пчеловоды называли пчельником и считали покровителем пчеловодства. В древних стихах из сборника “Калики перехожие” читаем такие строки:

 

Пропаси, Зосим Соловецкий, пчелок

Стаями, роями, густыми медами.

 

В одной из молитв преподобному Зосиме подробно повествуется о путешествии св. Зосимы и Савватия в дальние страны, откуда они принесли в набалдашнике посоха пчелиную матку и, пустив ее в Русскую землю, положили начало пчеловодству. <...> При этом (когда после молебна в церкви вынимались ульи из омшаника и выставлялись на лето в пасеки. — А. Б.) была повсеместная традиция ставить один больший улей, называвшийся Зосимой, посреди других. На нем помещалась икона святого Зосимы, который изображался всегда с ульем пчел. <...> Преп. Зосима был насадителем пчеловодства на севере России. Такое предание весьма небезосновательно. Известно, что русские монастыри, особенно на севере и северо-востоке, будучи прежде всего училищами благочестия, были в то же время и немаловажными училищами по части хозяйственной. Поэтому более чем вероятно, что cв. Зосима, устраивая общежитие на пустынных и диких Соловецких островах и занимаясь там разным хозяйством, вместе с тем положил начало пчеловодству» (М. Козлов).

* * *

* Без Бога — ни до порога, а без Зосимы-Савватия — ни до улья.

* Рой родится — Зосима-Савватий веселится.

100-летие «Сибирских огней»