Вы здесь

Владимир Чолокян "Железный повод"

Рецензия члена жюри "Национальный бестселлер" Надежды Геласимовой на роман Владимира Чолокяна "Железный повод", опубликованный в прошлом году в журнале "Сибирские огни" и вошедший в длинный список литературной премии "Нацбеста".

Жена, работа в автосалоне, быт, теща, машина в кредит, которую водит жена, айфон на день рождения жены, походы в церковь каждое воскресенье с родственниками жены. Да еще и теща наседает насчет детей: «Если женщина живет с мужчиной столько лет и не имеет детей, то это вызывает подозрение. Ты хочешь идти против природы, а так делать нельзя. Вы же ходите в церковь. Люди смотрят. Неужели не стыдно?»

Иван, главный герой романа, против природы идти, конечно, не собирается, а вот против социума и «нормальной», навязанной кем-то жизни – это да. А оттого, что сам он человек небольшой, несмелый и абсолютно безинициативный, бунт его выходит скромным. Дверью он хлопнуть не способен. Да и чего хочет – не знает. По крайней мере, автор не рассказывает. И зачем жил с нелюбимой женой – неясно. Но насчет нелюбимой – тут сомнения. Потому что Чолокян эту тему обходит стороной, лишь в финале прямо звучит вопрос: «Ты любишь меня?» И ответ на него по классике остается за кадром. Но это и правильно. Пусть сами разбираются, без нас уже.

Быт же Ивана и Кати, жены его, банален, уныл и жалок. Ужин после работы называется «процедура приема пищи». Жена смотрит туповатые шоу и сериалы по телевизору. «С животным гоготом она потешалась над юмористической передачей». Возвращаться домой с работы у Ивана никакого желания нет. И когда он выходит из автосалона и садится в любимый автобус, то мечтает только об одном: «Вот бы автобус ехал всегда...»

А желания наши, как известно, имеют свойство сбываться. Не совсем так, как желалось, это да, но все же. Поэтому у Ивана товарняк вместо автобуса и не «всегда», а довольно долго и далеко. Тихо собрав рюкзак с вещами, бутербродами и термосом, он запрыгивает в полувагон и отправляется куда рельсы ведут.

После затянутого начала с обилием всевозможных штампов – неясно, было ли это задачей автора или это ошибка (будем верить, что так было задумано) – стартует бодрая дорожная история. Экшн у Владимира Чолокяна получается легким и задорным. Этакое роуд-муви с беготней от охранников и прыжками из одного вагона в другой. А герои непременно следуют на юг, к морю. По пути останавливаясь в мелких уездных городишках и весях нашей необъятной России. Приключения их полны сюрпризов, приятных и не очень, и читаются с интересом.

Ближе к финалу автор замахивается на нечто большее, приоткрывая важные истины молодым, еще ничего не понимающим героям. Они попадают в маленькую, практически заброшенную деревню, где старики принимают их как родных. И именно там Иван и Виктор, еще один герой романа, что-то, кажется, понимают. И каждый обретает себя по-своему, по крайней мере, в это хочется верить. А тема церкви и веры, аккуратно протянутая через весь роман – от отрицания и непонимания к сочувствию – в конце действительно поднимается высоко. И становится спокойно и правильно.

Насколько бы далеко ты не убежал, когда-то тебе все равно придется остановиться. Бунт, хоть и маленький, состоялся. И это главное, а причины уже не важны.

100-летие «Сибирских огней»