Вы здесь

Воля и труд человека дивные дива творят


«ВОЛЯ И ТРУД ЧЕЛОВЕКА ДИВНЫЕ ДИВА ТВОРЯТ»

Эта скромно оформленная книжечка состоит из десяти небольших очерков, потому объем ее невелик (около ста страничек), да и тираж до обидного мал всего-то тысяча экземпляров. А между тем посвящена она событию мировой значимости вековому юбилею Транссибирской магистрали, которую по праву называют восьмым чудом света. Как писала в свое время французская газета «La France»: «После открытия Америки и сооружения Суэцкого канала история не отмечала события более выдающегося и более богатого прямыми и косвенными последствиями, чем постройка Сибирской железной дороги».
Казалось бы, в честь такого юбилея
можно было бы и солидную, объемом листов на 20-25 книгу выпустить, и снять полнометражный документальный фильм, и праздничное «торжество по случаю» устроить с трансляцией по ТВ и т.п.
Но, увы, мы
живем сейчас в абсурдное время и в нелепой стране.
В этой стране
могут ни с того, ни с сего сотворить грандиозное телешоу в честь давно набившей всем нормальным людям оскомину и давно потускневшей эстрадной звезды. В этой стране могут устроить не менее грандиозное телепиршество по случаю куцего юбилея какого-нибудь чиновничьего ведомства врою таможенной службы. В этой стране, при ее скудном, нищенском бюджете, потратят миллионы рублей на создание документального телесериала, восхваляющего и оправдывающего позорное десятилетие пребывания у власти кучки горе-реформаторов, умудрившихся за столь короткий срок превратить некогда великую державу в жалкую попрошайку. В этой стране не поскупятся потратить еще несколько миллионов народные рублей на создание еще одного «телешедевра» насквозь лживого, фальшивого фильма, главным героем которого является главный виновник всех бед, и несчастий , обрушившихся на вверенную ему державу и ее народ первый ее президент...
Одним словом, в этой стране принято восхвалять все уродливое,
позорное, противное элементарному здравому смыслу, а все, чем по праву должна гордиться страна и ее народ, либо поливать грязью, либо перевирать и истолковывать в угоду пресловутому «новому мышлению», либо просто-напросто обходить молчанием.
И в общем-то нет ничего
удивительного, что наши «демократические СМИ, прежде всего телевидение, умолчали о столетнем юбилее Транссибирской магистрали (а ведь в любой уважающей себя стране такой юбилей наверняка стал бы поводом для общенационального праздника). И лично я больше чем уверен, что умолчание это намеренное, «применительно к подлости», поскольку строительство Транссиба камня на камне не оставляет от гнусного русофобского мифа, состряпанного нынешними демократическими кликушами: якобы русский народ это быдло, сброд лодырей, пьяниц и невежд. И здесь позволительно спросить авторов этого мерзопакостного мифа: но как же тогда этот народ-быдло сумел удивить весь цивилизованный свет, построив за рекордно короткий срок самую протяженную в мире железную дорогу?
«Нас, современников двадцать первого века, пишет в своем очерке «Главный герой» Любовь Гонтарева, рвущих в мире новейшие информационных и вычислительные технологий уникальных автоматов и машин, восхищает тот факт, что железный путь, протяженностью в 7,5 тысячи километров, стремительно, всего за 10 лет, «прорвался» через непроходимые болота, топи, чащобы! И совершенно ошеломляет то, что орудиями этого величайшего сооружения были лопата, топор да пила.
Вокруг дороги, на безлюдной когда-то земле, забурлила
жизнь. Выросли великолепные города, уникальные научные центры, рабочие поселки.
Главным
героем этой стройки века стал человек труда».
Да,
так оно и было. И, как говорится, низкий поклон сибирским журналистам-энтузиастам, воздавшим пусть скромные, но вполне достойные почести и самой чудо-стройке, и ее главному герою.
Теперь о самих очерках. Их,
как уже сказано, в книжке ровно десять. И все они, если воспользоваться выражением Маяковского, «хорошие и разные». Каждый написан в собственной манере, в своем собственном ключе и, главное, в основу каждого положены интересные, порой уникальные факты и события из столетней истории Транссиба.
Так, Сергей
Омбыш-Кузнецов в очерке «Московский рейс» рассказывает о смелом новаторском начинании молодого машиниста Владимира Голенкова, сумевшего благодаря природной смекалке «акклиматизировать», приспособить к суровым сибирским условиям быстрые, надежные, но «неморозоустойчивые» паровозы новой марки.
Герой очерка Сергея
Гридина «Струною рвется нить» Григорий Савельевич Шахов, бригадир ремонтников-путейцев, которого его подчиненные-работяги заглазно прозвали Сатаной. Уж слишком неистов был он в работе и безжалостно-беспощаден к малейшему проявлению разгильдяйства и трусости (ведь каждый железнодорожник работает в зоне повышенной опасности и потому должен быть не только профессионалом высокого класса, но и человеком мужественным, способным мгновенно сориентироваться, не впасть в панику в случае возникновения экстремальной ситуации). Но именно благодаря этому сатанинскому рвению в работе, смелости и находчивости Григорий Савельевич и его подручные сумели предотвратить немало железнодорожных катастроф.
Андрей
Нестерёнок в очерке «Мимо окон, как прежде, идут поезда...» рассказывает историю жизни Героя Социалистического Труда, ветерана Западно-Сибирской железной дороги Нины Андреевны Карповой, прошедшей путь от простой рассыльной до дежурной по парку формирования. Со страниц этого очерка перед нами предстает не только беззаветная труженица, но и человек, которого не сломили даже самые жестокие удары судьбы. У Нины Андреевны погиб а автомобильной катастрофе единственный сын, хороший врач и замечательный человек. И спустя некоторое время вызвала сноху на трудный разговор попросила отдать ей внука Для меня этот крест на вою жизнь. А ты молодая. Со временем выйдешь замуж. Оставь мне Арсения. Он лучшее воспоминание о сыне. Сноха согласилась. А Нина Андреевна тут же оформила пенсию и всю себя посветила воспитанию внука, заменив ему и мать, и отца.
В оригинальной, необычной манере
написан очерк Тамары Бортниковой «И поезд домчится...» В основу его положены воспоминания молодости, проведанной вблизи томского вокзала. Вокзал и стал главным «героем очерка, и через рассказ о том, как он строился, расширялся, реставрировался автор удалось создать увлекательное повествование о судьбе Томска железнодорожного и его тружениках. Особенно впечатляют в очерке Т.Бортниковой страницы, посвященные военному времени, когда вокзал-трудяга принимал на свои пути эшелоны с оборудованием эвакуированных заводов, прибывавших о Запада, а на Запад с этих же путей уходили эшелоны с солдатами сибирских дивизий, покрывших себя впоследствии неувядаемой славой на полях сражений. Не случало в отдельных местах очерка автор обращается к вокзалу как к старому, доброму другу, и обращения эти звучат как стихотворения в прозе.
А очерк Зои
Тюриной «Под созвездием дев» воспринимается как подлинное откровение в самом широком смысле этого слова. Он вписывает, на мой взгляд, совершенно новую, неизвестную страницу в богатейшую летопись трудовых подвигов нашего народа, приходящихся на годы Великой Отечественной войны. Главные его героини женщины и девушки, освоившие во время войны самые тяжелые и почетные железнодорожные профессии машиниста, помощника машиниста, кочегара. И представительницы слабого пола не только стали настоящими профессионалами в своем деле, но и инициаторами новаторских начинаний.
«Груз им выпал очень тяжелый, пишет З.Тюрина. Наркомат путей сообщения ввел особый график движения поездов с воинскими составами. За задержки в пути наказывали строго. Бывало, поездные бригады по двое-трое суток не покидали паровоз. Но не только нечеловеческой усталостью отмечены эти годы, но и массой патриотических инициатив.
Одна из них
так называемые «фронтовые поездки». Ведя состав с военным грузом, машинист сокращал стоянки, увеличивал оборот паровоза, старался экономить уголь.
Широко использовалась кольцевая езда работа паровоза без захода в основное депо. Бригады менялись прямо на станционных путях. До четырех тысяч километров доводили пробег локомотива без отцепки Александра Евдокимова. Татьяна Проскурина, Александра Боянова, Екатерина Новицкая и другие. Их поезда называли «красными стрелами».
Не
отставали от машинистов-женщин и кочегары. Уже в июле 1941года газета «Омский железнодорожник» опубликовала обращение Барабинских девушек Галины Дураковой и Марии Ховренко с призывом организовать соревнование за звание «Лучший кочегар паровозного депо». А работа кочегара в те годы это перекидать вручную за смену 14 тонн угля, да еще перетаскать несколько бидонов со смазкой весом от 14 до 45 килограммов. И эту нечеловеческую работу выполняли хрупкие девчата, порой подросткового возраста. Рассказом об одной из таких геройских девушек Ане Суворовой, судьба которой вполне могла бы стать основой для целого романа, этот очерк и завершается.
Но
опять же увы романов о людях труда сейчас не пишут, фильмов о них тоже не снимают, редко когда увидишь простого рабочего человека и на телеэкране. А уж представить себе, чтобы на нынешнем «рыночном» телевидении вновь появилась памятная многим передача «От всей души», это вообще маниловские мечтания.
Потому я еще раз выражаю искреннюю благодарность всем авторам «Восьмого чуда света», которые пусть в небольших очерках, пусть в маленькой книжечке, изданной мизерным тиражом, но вновь возвели человека труда в ранг главного героя времени. Таковым он всегда был, таковым он всегда будет. И уверен: придет время, когда он сотворит новое чудо света. Ведь недаром великий поэт сказал: «Воля и труд человека дивные дива творят».

В.
Шапошников


100-летие «Сибирских огней»