Разговор с художником Олегом Шелудяковым
Файл: Иконка пакета 16-inna_kim.zip (22.88 КБ)

Что такое красота? Сонное дыхание речного рассвета? Или заплаканное дождем синее сияние улиц, идущее сквозь слезы сомкнутых ресниц, сквозь строй стойких одноногих солдатиков-фонарей, расплывающихся в зеркалах тротуаров разноцветным вечерним одиночеством? А может, отзывающийся сладкой болью в межреберье тихий и солнечный, медово-карий женский взгляд? Красота — это всё и ничего. Вопросы и ответы. Тайна. Это присущая миру гармония, которую можно увидеть в каждой картине 53-летнего живописца Олега Шелудякова.

Он родился в Новосибирске. Живет в Ницце. Своим местом работы называет земной шар. За минувшие три десятка лет своей выставочной деятельности провел около 50 персональных выставок в России, Греции, Словении, Германии, Голландии, США, Франции. Его живопись — эмоциональная, искренняя, образная, пронзительная — рождает ассоциации, исполнена глубины, оставляет послевкусие счастья.

Учителя

— Думаю, в жизни каждого живописца есть как минимум три вида учителей. В первую очередь это педагоги, которые помогли постигнуть азы ремесла. Во вторую — мастера прошлого, без которых невозможно осознать собственный путь и свое место в искусстве. Наконец, это твои коллеги, товарищи по профессии, та творческая среда, которая позволяет не замыкаться на себе, но сообщаться с другими, обмениваясь энергией, идеями, образами, планами, проектами.

Мне повезло. В моей жизни были и замечательные учителя живописи и рисунка, и мощная «накачка» многочисленными музеями по всему миру, и прекрасные друзья-коллеги, с которыми мы, зачастую находясь в разных частях света, продолжаем быть связанными тонкими нитями творческого единства.

Обретение профессии

— Все детство я рисовал в художественной студии «Калейдоскоп» в новосибирском Академгородке. Здесь находился мой «карманный рай» — мольберты, драпировки, бутафорские фрукты для натюрмортов, гипсовые головы, нарядные баночки вкусно пахнущей гуаши. Здесь я решил, что обязательно стану художником.

Однако мой путь в профессию не был прямым. После школы я поступил на архитектурный факультет Новосибирского инженерно-строительного института, где быстро понял, что архитектура — это не мое. Нословно замыкая причудливый орнамент судьбы, именно этот факультет много лет спустя закончила моя жена.

А я поменял архитектуру на историю, благополучно закончив историческое отделение гуманитарного факультета НГУ. Учиться там было легко и интересно. Но и живопись я не оставлял — еще во время студенчества начались мои первые выставки. Вот тогда я окончательно понял, что моя жизнь непременно будет связана с живописью. А когда продал свою первую картину — сразу же отправился в Петербург. На заводе художественных красок купил целую гору масла, отправил в Новосибирск десяток посылок. На пару лет работы хватило.

Некоторое время я учился на факультете монументально-декоративной живописи в Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии. Он только открылся, все дышало поиском, экспериментом, веселой провокацией — вполне в духе времени. Был разгар девяностых... И вновь я обрел свой рай!

Опять были мольберты, палитры, запах краски, вечернее рисование, споры об искусстве. Но мне хотелось поднатореть в академическом рисунке, и я поехал в Петербург, на рисовальные классы при Академии художеств, где была совсем другая атмосфера — никакого вольнодумства. Зато рисовать там учили основательно, в дальнейшем это здорово пригодилось. После этого я и пустился в свободное плавание вольного художника.

Жизнь коротка, искусство вечно

— За всю мою жизнь якажется, еще не встречал человека, которому бы удавалось существовать беззаботно: что в Ницце, что в Новосибирске. Забот хватает везде, никто без них не останется. Жизнь художника в чем-то легче, а в чем-то сложнее жизни любого другого человека. Главное — быть уверенным, что занимаешься своим делом, и тогда внешние обстоятельства будут складываться в соответствии с твоими убеждениями.

Конечно, в идеале художник должен заниматься исключительно искусством, а арт-менеджмент — совершенно параллельное занятие. Увы, в реальности зачастую приходится совмещать и то, и другое. Важно следить, чтобы центр тяжести все же оставался в сфере творчества, а не бизнеса. Ведь, как говорили римляне, vita brevis, ars longa — жизнь коротка, искусство вечно.

Поиск собственного пути

— Помимо своей излюбленной живописи маслом, я когда-то весьма увлеченно занимался керамикой, книжной иллюстрацией, пробовал себя в остроактуальных четверть века назад формах — перформансах и инсталляциях. Это был любопытный опыт. А вскоре все мое внимание захватила компьютерная анимация. Где-то на год я с головой погрузился в цифровой мир, нарисовал около двух десятков коротеньких мультфильмов. А когда я более-менее разобрался, как все это работает, интерес к анимации стал иссякать, и я вернулся к масляной живописи.

В то время я как раз начал активно выставляться в Европе, так что быстро оставил все, что не вписывалось в жесткие рамки: холст-масло. С одной стороны, у меня просто не было времени на что-либо иное, а с другой — я осознал, что именно живопись, как некая волшебная пещера, таит в себе бесконечные загадки и сюрпризы. И чтобы пройти по всем ее тайным ходам и тропкам — не хватит и трех жизней.

Сферу ИЗО, в которой я работаю, можно приблизительно обозначить как фигуративную живопись, выросшую на традициях экспрессионизма. Считаю, что в наше время закончилась эпоха многочисленных «измов», которые определяли изобразительное искусство минувшего ХХ века. Сейчас это пространство формируется по принципу «один художник — один стиль». Даже если того или иного художника и можно условно обозначить как «абстракциониста» или «сюрреалиста», то содержательно подобные определения мало что о нем скажут, настолько широки и неопределенны пластические границы того или иного направления.

Не разрывая связи с родиной

— Я никогда не считал, что окончательно покинул город, в котором родился. Но так сложилась судьба, что с начала 2000-х я стал все чаще выставляться за границей, главным образом в Европе. Постепенно стал проводить там больше времени и с 2005 года поселился во Франции.

Однако практически ежегодно в Новосибирске проходят мои персональные выставки. Так, минувшим летом в залах Дома ученых Академгородка прошла большая выставка «Полдень в Ницце». Там было представлено около 80 работ. А этим летом — в июле-августе 2024-го — будет открыта масштабная экспозиция на четыре зала в ЦК19 на Свердлова, 13. Заранее приглашаю!

В общем, я не разрываю связи с родным городом. Тем более что в Новосибирске остались мои родители, близкие. Это одна из причин, по которой я стараюсь каждый год приезжать в Сибирь. К слову, многие мои друзья тоже живут за пределами Отечества. С кем-то мы пересекаемся в разных широтах земного шара, а с некоторыми видимся только в Новосибирске — они тоже регулярно возвращаются домой.

Внутренняя и внешняя реальности

— Самое любимое место — это Академгородок, где прошло мое детство. Приезжаешь сюда — и словно пазл складывается, все оказывается на своих местах, гармония мира восстанавливается. НГУ, ботсад, Обское море... Все это настолько близко и знакомо, что ощущается как неотъемлемая часть меня самого, некое расширенное в пространстве собственное тело. Центр Новосибирска я тоже люблю — художественный музей, родную архитектурно-художественную академию. Еще обязательно бываем с детьми в оперном театре.

Однако я крайне редко рисую Новосибирск, хотя жанр городского пейзажа — один из моих любимых. Дело в том, что в самом акте изображения того или иного городского вида есть некая экспансия, покорение пространства, своего рода конфликт, освоение нового. Мои же отношения с родным городом настолько спокойны и гармоничны, что в них не остается места для подобного напряжения. А где нет напряжения — там нет искусства.

Поэтому на моих картинах можно видеть площади, каналы, улицы Парижа и Амстердама, Нью-Йорка и Берлина, Барселоны и Венеции. Они, безусловно, прекрасны, но являются по отношению ко мне внешней реальностью, которая нуждается в освоении. Речь идет о некоем спарринге художника и пространства. А тихие уголки новосибирского ботсада — это реальность внутренняя, уже давно ставшая частью меня, и потому не нуждающаяся в подобном поединке.

Как поймать вдохновение

— Аппетит приходит во время еды, а вдохновение — во время работы. Если лежать на диване и ждать, когда оно снизойдет, то, скорее всего, ничего не дождешься. Живопись для меня — это, прежде всего, профессия. Занятие, которому я посвящаю свое основное время и которое является моим единственным источником дохода. Поэтому с музой я строг, не могу себе позволить зависеть от ее капризов: сегодня пришла, завтра нет. Она является как на службу, четко и без опозданий. Наступило утро, раскладываем на палитре краски — извольте включить вдохновение, ждать некогда. И это работает.

Для художника крайне важна внутренняя собранность и организованность. Я терпеть не могу любую навязанную мне извне дисциплину, но дисциплина внутренняя, осмысленная, добровольная — совершенно необходима. Этот принцип я определил для себя очень давно — и с годами его лишь оттачиваю.

Ну а чтобы зарядиться для плодотворного труда, я стараюсь побольше читать, путешествовать, выбираться с семьей на концерты классической музыки, в музеи и на интересные современные выставки. Путешествия вообще взбадривают дух, расширяют кругозор, замедляют время, которое с возрастом имеет тенденцию ускоряться. Правда, в далекие страны мы выбираемся не так часто, как это было раньше. Зато внимательно изучаем то, что под рукой: Прованс и Лазурный берег.

Это прекрасные края с богатой историей и удивительно разнообразной природой. Тут и заснеженные горные вершины, и переменчивое — пронзительно синее, изумрудное, лазурное — море, и сосновые леса, и долины рек, и горные озера, и разноцветные скалы. Жизни не хватит, чтобы заглянуть в каждый уголок этой, казалось бы, не такой уж необъятной земли.

Семья — тоже отличный источник вдохновения. Дочь все больше рисует, интересуется искусством, хотя нарочно я ее к этому не подталкиваю. В этом году она начала ходить в городскую художественную школу в Ницце. А вот сын тянется к музыке, он отважно пытается осваивать виолончель, с которой примерно одного роста. А вообще общение с детьми — это само по себе ежеминутное творчество, увлекательный экзамен, одновременно трудный и веселый для всех участников.

100-летие «Сибирских огней»